Файл: Протокол 1 Приказ 161 от 31. 08. 2016г. Адаптированная основная образовательная программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 445
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Физическое состояние и развитие ребенка:
- динамика физического развития (анамнез);
- состояние слуха, зрения;
- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
- координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:
- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);
- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
- особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;
- особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);
- особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);
- познавательные интересы, любознательность.
3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации: - особенности отношений «учитель-ученик», реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;
- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
- умение планировать свою деятельность.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы:
- эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
- способность к волевому усилию;
- преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);
- внушаемость;
- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
- наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);
- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
- особенности поведения в школе и дома;
- нарушения поведения, вредные привычки.
5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:
- общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;
- сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;
- характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель класса. Логопедом и психологом проводятся специальные коррекционные занятия по групповой и индивидуальной системе обучения в соответствии с характером психических речевых особенностей.
Содержание коррекционной работы
№ п/п | Вид деятельности | Содержание | Сроки, ответственный | Цели, задачи |
Диагностическая работа | ||||
1. | Диагностика готовности детей к школьному обучению | Оценка психофизиологической готовности детей к обучению в школе | Сентябрь фельдшер логопед психолог | Определение готовности к обучению |
2. | Анкетирование родителей первоклассни-ков или детей, вновь поступающих | Изучение социальнопсихологической адаптации обучающихся к школе | Сентябрь классные руководители | Определение уровня готовности к обучению в школе |
3. | Обследование учащихся 1-4классов | Индивидуальная диагностика; - посещение уроков; -анкетирование родителей; | Сентябрь-май Администрация школы Логопед Психолог Социальный педагог Учителя | Определение учащихся, имеющих отклонения в речевом, физическом и психическом развитии, выявление учащихся с ОВЗ, отнесение их к специальным категориям детей с ОВЗ |
4. | Составление индивидуально ориентиро- ванных программ обучения | Изучение особенностей развития обучающихся | Сентябрь Учителя 1-4 классов, классные руководители, логопед психолог | Организация коррекци- онного процесса. |
5. | Диагностика эффективности выполнения коррекционных программ | Комплексные контрольные работы, промежуточная и итоговая аттестация | Сентябрь, декабрь, май Учителя-предметники, учителя нач.классов, логопед психолог | Выявление уровня эффективности использования коррекционных программ |
6. | Диспансеризация | Комплексный осмотр учащихся врачами-специалистами | Ежегодно Фельдшер Врачи-специалисты | Диагностика состояния здоровья учащихся |
Коррекционно-развивающая работа | ||||
7. | Составление плана коррекционной работы, проведение индивидуальных занятий | Групповые и индивидуальные занятия. | В течение года Учителя-предметники, учителя нач. классов | Коррекция нарушений учащихся. Развитие познавательных процессов. |
8. | Коррекционные занятия с учащимися | Групповые и индивидуальные занятия. | В течение года Логопед Психолог | Коррекция когнитивных и речевых нарушений учащихся. Развитие познавательных процессов. |
Консультативная работа с педагогами | ||||
9. | Консультация учителей-предметников, учителей нач.классов со специалистами: логопедом, психологом, врачами. | Выступления, наблюдения, анализ. | В течение года Логопед Психолог Учителя-предметники, учителя нач. классов | Обмен опытом, обсуждение проблем, составление индивидуальной траектории обучения учащихся |
10. | Подготовка дидактического материала для организации коррекционной работы. | Составление материала для работы в группе и индивидуально. | В течение года | Использование на занятиях дидактического материала |
11. | Совместная работа узких специалистов с учителями-предметниками, учителями нач. классов | МО, семинары, круглые столы, педсоветы | По плану работы в течение года | Обмен опытом, консультации |
Информационно-просветительская работа с родителями | ||||
12. | Родительские собрания. | В соответствии с планом по направлениям | По плану работы в течение года Классные руководители Социальный педагог | Ознакомление с результатами обследования и с итогами коррекционной работы. |
13. | Проведение консультаций и индивидуальных бесед с родителями | Консультативная, просветительская работа по проблеме ребёнка | По запросу в течение года Узкие специалисты | Приобщение родителей к коррекционновоспитательной работе |
Ответственные за реализацию программы
Директор | Создает материально-технические условия для реализации программы, создает условия для повышения квалификации учителей, ведет общий контроль за условиями реализации программы | |
Заместитель директора по УВР | Составляет программу коррекционной работы, Осуществляет контроль за реализацией программы | |
Логопед, психолог | Совместно с учителями и классным руководителем составляют индивидуально-ориентированную программу обучения, корригируют речевые нарушения, осуществляют мониторинг и динамику развития обучающихся | |
Социальный педагог |
| |
Учителя-предметники | Ведут работу над учебной программой, корректирует ее в зависимости от уровня развития обучающихся | |
Классный руководитель | Подготавливает все необходимые материалы на каждого ребенка для представления на комиссию ПМПК | |
Родители (законные представители) | Принимают активное участие в реализации программы |
Предполагаемые результаты
- развитие познавательной активности детей;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- положительная динамика в коррекции нарушений речи;
- психокоррекция поведения ребенка;
-социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Результаты коррекционной работы по формированию жизненных компетенций
Жизненные компетенции – это система компонентов жизнедеятельности личности, определяющая успешность взаимодействия с социумом в человеческих сферах с опорой на внутренние ресурсы личности. Необходимые для активного включения в жизнь общества знания, умения, навыки, отношения, взгляды, физические характеристики закладываются в детском возрасте. Являясь членом общества, выполняя в нем определенные ролевые функции, ребенок одновременно подготавливается к их значительному расширению к периоду взросления. Но не каждый ребенок находится в условиях, обеспечивающих ему адаптацию к самостоятельной жизнедеятельности. Многое зависит от среды, окружения, семьи ребенка, от общества в целом.
Направления формирования жизненных компетенций:
- коммуникативные;
- социально-культурные;
- санитарно-гигиенические;
- социально-бытовые;
- социально- экономические;
- социально-правовые.
Компоненты жизнен ной компе тенции Класс | Овладение навыками коммуникации | Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях | Дифференциация и осмысление картины мира |
1 (способ- ность) | Освоение коммуникативных потребностей и интересов. Умение вступать в контакт, активно слушать, общаться, задавать вопросы, отвечать, взаимодействовать с учителями и одноклассниками, с членами своей семьи | Освоение навыков самообслужива ния дома и в школе, стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям, знакомство с ТБ: обращение с электроприборами, правила поведения на дороге,в транспорте и при общении с незнакомыми людьми. Знакомство с правилами поведения в школе, с уставом, эмблемой школы, с правами и обязанностями ученика. | Освоение правил личной гигиены, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, знакомство с ТБ | Освоение правил бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки |
2 (знание) | Овладение правилами общения, умение активно слушать, обратиться с просьбой, проблемой, оценивать, поддерживать, отказывать, использовать на практике основы диалогической и монологической речи, освоение гибкого реагирования на различные коммуникативные ситуации. | Овладение правилами повседневных бытовых дел. Соблюдение ТБ при обращении с острыми и режущими предметами, электроприборами. Понимание назначения окружающих в быту вещей, помощь родителям в ведении домашнего хозяйства: поддержание чистоты, умение ухаживать за домашними растениями и животными. Соблюдение правил поведения в школе. Поведение на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми | Соблюдение правил и санитарно-гигиенических норм во время учебы и отдыха (здоровый образ жизни, личная гигиена, использование элементов здоровьесбережения). Соблюдение ТБ соответственно возрасту в различных режимных моментах (на прогулке, экскурсии, во время перемены) | Ориентировка в реалиях природных явлений. Установка взаимосвязи между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности (понимание, что «будет обязательно», «бывает», «иногда может быть», «не бывает», «не может быть»). Прогнозирование последствий воздействия природных явлений (дождь, гроза, снегопад, гололед и др.) и избегание нежелательных последствий. Включение в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Проявление активности во взаимодействии с миром, понимание условий собственной результативности. |
3 (умение) | Умение добывать необходимую информацию в изучаемых предметах, справочниках, энциклопедиях, у взрослых. Понимание позиций окружающих, умение донести свою точку зрения, выразить свои намерения, пожелания, активно слушать и понимать точку зрения собеседника, завершить разговор, вести партнерские отношения со сверстниками, вести диалог и монолог. | Умение ориентироваться в устройстве школьной жизни, расписании занятий. Воспитание чувства ответственности в разнообразных школьных делах, умение обратиться с просьбой об оказании помощи к учителям и сверстникам, соблюдение ТБ при использовании бытовых приборов и приспособлений, правил на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми. Ознакомление с основами нормативно-правовой базы: Конституцией России, Декларацией прав ребенка, семейным кодексом, Конвенцией о правах ребенка | Осознанное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, умеет самостоятельно одеваться согласно климатическим условиям, формирование навыка планирования своего времени, соблюдение ТБ. | Умение в понятной для окружающих форме передавать свои впечатления, соображения, умозаключения Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемом круге явлений, строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливать аналогии и логические связи в явлениях и событиях повседневной |
4 (навык) | Умение добывать необходимую информацию в учебных предметах, справочниках, энциклопедиях, в интернете, у взрослых. Овладение навыками ИКТ грамотности,вести дискуссию. Готовность решать коммуникативные задачи, умение инициировать и самостоятельно организовать коммуникативное взаимодействие, взять на себя ответственность за сказанное, практическое применение навыка ведения диалога и монолога адекватно различным социальным ситуациям, владение устным и письменным общением, культурными языковыми нормами | Умение практически применять навыки самообслуживания в быту и в школе, соблюдение правил этикета. Самостоятельное принятие решений; способность к действию в различных жизненных ситуациях. Умение правильно вести себя в ЧС: при запахе газа, гари, порыве водосточных и канализационных труб, и др. | Осознанное применение знаний санитарно-гигиенических норм (здоровый образ жизни, личная гигиена, спользование элементов здоровьесбережения), умеет планировать свое время, вести себя в ЧС (эвакуация, поведение во время пожара, эпидемий и др.) | Использование вещей в соответствии с их функциями. Осуществление поиска необходимой информации для решения социальных задач, выделение существенной информации из сообщений разных видов. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей в наблюдаемом круге явлений, построение рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; установление аналогии и логических связей в явлениях и событиях повседневной жизни. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом. |
Компоненты жизненной компетенции | Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей | ||
Социально-культурные | Социально-экономические | Социально-правовые | |
1(способность) | Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к регулярному посещению библиотеки, музеев, театров, концертов и др. Формирование эстетических ориентиров «Красиво-некрасиво». Приобщение к национальной культуре; знакомство с декоративно-прикладным творчеством; празднично- обрядовой культурой. Традиции занятия спортом | Умение выделить качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; обоснование необходимости бережного отношения к любой собственности, проявление бережного отношение к вещам, предметам труда людей; своей и чужой собственности; познание необходимости труда в жизни человека. | Ознакомление с понятиями «закон»; формирование представлений о правах и обязанностях при изучении «Правил для учащихся». На конкретных примерах детям даётся возможность анализировать положительные и отрицательные поступки. Знакомство с уставом школы, правилами поведения, правилами дорожного движения |
2 (знание) | Овладение первоначальными знаниями разного видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.), получение личного опыта художественного творчества. Формирование этнокультурной компетентности. Признание и уважение культур народов совместного проживания в регионе, многонациональном государстве. | Овладение знаниями о профессиях. Формирование представления о своей роли в сфере труда., умение оценивать свои потребности и возможности их реализации, соотносить виды товаров и место их приобретения . Решение простых задач на увеличение и уменьшение количества предметов и финансов. Формирование прочных навыков счета | Формирование правомерного поведения, умения: - слушаться родителей, - выполнять их советы и распоряжения, - соблюдать правила дорожного движения, - беречь и охранять природу, - не обижать младших и помогать старшим, - заботиться о своём здоровье. |
3(умение) | Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствия от разного вида искусств, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений восприятии искусства. Повышение уровня сформированности этнокультурной компетенции. Знакомство с празднично-обрядовой культурой. Традиции семейного общения. | Понимание разницы между товарами и услугами, определение потребности своих близких, умение объяснить значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый», различить российские и иностранные деньги. Умение оплачивать товары и услуги; определять размер сдачи при осуществлении покупки, осуществлять простейшие экономические расчёты, взаимодействовать и договариваться в процессе игры; воспитание понимания потребности в образовании и его ценности как одной из важнейших потребностей человека. | Следование правомерным нормам поведения в школе и повседневной жизни Осознания детьми такие понятия «значение закона в жизни общества» Понимание своих прав и обязанностей по отношению к сверстникам, родителям и другим людям. Формирование у школьников привычки уважительного отношения к правилам общественного поведения |
4(навык) | Развитие вкуса и способность к самовыражению в разных видах искусства (пение, танец, театр, игра на музыкальных инструментах, рисование, кино) Устное народное творчество, обрядово-праздничная культура, декоративно-прикладное искусство. Роль науки и религии в жизни человека. Понимание и глубокое уважение к культурному наследию своего народа и культурным ценностям. | Понимание смысла пословиц и поговорок о труде. Умение выполнять выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета, планировать результаты экономии и бережливости. Понимание важности и необходимости труда в жизни людей, проявление бережного отношения к вещам, предметам труда людей. Умение уравнивать множество предметов – добавлять недостающее, убирать лишнее. | Осуществление конструктивного взаимодействия с другими членами общества на основе правовых норм при выполнении различных общественных ролей. Формирование активной гражданской позиции и правовой компетентности в соответствии с возрастом учащихся |