Файл: Протокол 1 Приказ 161 от 31. 08. 2016г. Адаптированная основная образовательная программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 445

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Физическое состояние и развитие ребенка:

- динамика физического развития (анамнез);

- состояние слуха, зрения;

- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

- координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:

- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);

- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;

- особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;

- особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);

- особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);

- познавательные интересы, любознательность.

3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации: - особенности отношений «учитель-ученик», реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;


- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;

- умение планировать свою деятельность.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы:

- эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;

- способность к волевому усилию;

- преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);

- внушаемость;

- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

- наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);

- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;

- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);

- особенности поведения в школе и дома;

- нарушения поведения, вредные привычки.

5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:

- общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;

- сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;

- характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель класса. Логопедом и психологом проводятся специальные коррекционные занятия по групповой и индивидуальной системе обучения в соответствии с характером психических речевых особенностей.

Содержание коррекционной работы


№ п/п

Вид деятельности

Содержание

Сроки, ответственный

Цели, задачи


Диагностическая работа

1.

Диагностика готовности детей к школьному обучению

Оценка психофизиологической готовности детей к обучению в школе

Сентябрь

фельдшер

логопед

психолог

Определение готовности к обучению


2.

Анкетирование родителей первоклассни-ков или детей, вновь поступающих

Изучение социальнопсихологической адаптации обучающихся к школе

Сентябрь

классные руководители


Определение уровня готовности к обучению в школе


3.

Обследование учащихся 1-4классов

Индивидуальная диагностика;

- посещение уроков;

-анкетирование родителей;

Сентябрь-май

Администрация школы

Логопед

Психолог

Социальный педагог

Учителя

Определение учащихся, имеющих отклонения в речевом, физическом и психическом развитии, выявление учащихся с ОВЗ, отнесение их к специальным категориям детей с ОВЗ

4.

Составление индивидуально ориентиро- ванных программ обучения

Изучение особенностей развития обучающихся


Сентябрь

Учителя 1-4 классов, классные руководители, логопед

психолог

Организация коррекци- онного процесса.



5.


Диагностика эффективности выполнения коррекционных программ

Комплексные контрольные работы, промежуточная и итоговая аттестация

Сентябрь, декабрь, май

Учителя-предметники, учителя нач.классов,

логопед

психолог

Выявление уровня эффективности использования коррекционных программ

6.

Диспансеризация

Комплексный осмотр учащихся врачами-специалистами

Ежегодно

Фельдшер

Врачи-специалисты

Диагностика состояния здоровья учащихся

Коррекционно-развивающая работа

7.

Составление плана коррекционной работы, проведение индивидуальных занятий

Групповые и индивидуальные занятия.


В течение года

Учителя-предметники, учителя нач. классов


Коррекция нарушений учащихся.

Развитие познавательных процессов.


8.

Коррекционные занятия с учащимися

Групповые и индивидуальные занятия.


В течение года

Логопед

Психолог

Коррекция когнитивных и речевых нарушений учащихся.

Развитие познавательных процессов.

Консультативная работа с педагогами

9.

Консультация учителей-предметников, учителей нач.классов со специалистами: логопедом, психологом, врачами.

Выступления, наблюдения, анализ.

В течение года

Логопед

Психолог

Учителя-предметники, учителя нач. классов

Обмен опытом, обсуждение проблем, составление индивидуальной траектории обучения учащихся

10.

Подготовка дидактического материала для организации коррекционной работы.

Составление материала для работы в группе и индивидуально.

В течение года

Использование на занятиях дидактического материала


11.

Совместная работа узких специалистов с учителями-предметниками, учителями нач. классов

МО, семинары, круглые столы, педсоветы


По плану работы в течение года

Обмен опытом, консультации


Информационно-просветительская работа с родителями

12.

Родительские собрания.

В соответствии с планом по направлениям

По плану работы в течение года

Классные руководители

Социальный педагог

Ознакомление с результатами обследования и с итогами коррекционной работы.

13.

Проведение консультаций и индивидуальных бесед с родителями

Консультативная, просветительская работа по проблеме ребёнка

По запросу в течение года

Узкие специалисты

Приобщение родителей к коррекционновоспитательной работе



Ответственные за реализацию программы

Директор

Создает материально-технические условия для реализации программы, создает условия для повышения квалификации учителей, ведет общий контроль за условиями реализации программы

Заместитель директора по УВР

Составляет программу коррекционной работы, Осуществляет контроль за реализацией программы

Логопед, психолог

Совместно с учителями и классным руководителем составляют индивидуально-ориентированную программу обучения, корригируют речевые нарушения, осуществляют мониторинг и динамику развития обучающихся

Социальный педагог

Проводит мониторинг жизнедеятельности учащихся и их социальную адаптацию, социальную профилактику; формирует и развивает навыки общения и правильного поведения, эффективно решает проблемы ребенка, сотрудничает с родителями учащегося и педагогами.




Учителя-предметники

Ведут работу над учебной программой, корректирует ее в зависимости от уровня развития обучающихся

Классный руководитель

Подготавливает все необходимые материалы на каждого ребенка для представления на комиссию ПМПК

Родители (законные представители)

Принимают активное участие в реализации программы


Предполагаемые результаты

- развитие познавательной активности детей;

- развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

- нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

- положительная динамика в коррекции нарушений речи;

- психокоррекция поведения ребенка;

-социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Результаты коррекционной работы по формированию жизненных компетенций


Жизненные компетенции – это система компонентов жизнедеятельности личности, определяющая успешность взаимодействия с социумом в человеческих сферах с опорой на внутренние ресурсы личности. Необходимые для активного включения в жизнь общества знания, умения, навыки, отношения, взгляды, физические характеристики закладываются в детском возрасте. Являясь членом общества, выполняя в нем определенные ролевые функции, ребенок одновременно подготавливается к их значительному расширению к периоду взросления. Но не каждый ребенок находится в условиях, обеспечивающих ему адаптацию к самостоятельной жизнедеятельности. Многое зависит от среды, окружения, семьи ребенка, от общества в целом.

Направления формирования жизненных компетенций:

- коммуникативные;

- социально-культурные;

- санитарно-гигиенические;

- социально-бытовые;

- социально- экономические;

- социально-правовые.


Компоненты жизнен

ной компе

тенции

Класс

Овладение навыками коммуникации

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях

Дифференциация и осмысление картины мира

1 (способ-

ность)

Освоение коммуникативных

потребностей и интересов.

Умение вступать в контакт, активно слушать, общаться, задавать вопросы, отвечать, взаимодействовать с учителями и одноклассниками, с членами своей семьи

Освоение навыков самообслужива

ния дома и в

школе, стремление к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям, знакомство с ТБ: обращение с электроприборами, правила поведения на дороге,в транспорте и при общении с незнакомыми людьми.

Знакомство с правилами поведения в школе, с уставом, эмблемой школы, с правами и обязанностями ученика.

Освоение правил

личной гигиены, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, знакомство с ТБ


Освоение правил бытового поведения

ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

Использование вещей в соответствии с их функциями. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки

2

(знание)

Овладение правилами общения, умение активно слушать, обратиться с просьбой, проблемой, оценивать, поддерживать, отказывать, использовать на практике основы диалогической и монологической речи, освоение гибкого

реагирования на различные коммуникативные ситуации.


Овладение правилами повседневных бытовых дел. Соблюдение ТБ при обращении с острыми и режущими предметами, электроприборами. Понимание назначения окружающих в быту вещей, помощь родителям в ведении домашнего

хозяйства: поддержание чистоты, умение ухаживать за домашними растениями и животными. Соблюдение правил поведения в школе. Поведение на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми


Соблюдение правил и санитарно-гигиенических норм во время учебы и отдыха (здоровый образ жизни, личная гигиена, использование элементов здоровьесбережения).

Соблюдение ТБ соответственно возрасту в различных режимных моментах (на прогулке, экскурсии, во время перемены)


Ориентировка в реалиях природных явлений. Установка взаимосвязи между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности (понимание, что «будет

обязательно», «бывает», «иногда может быть», «не бывает», «не может быть»). Прогнозирование последствий воздействия природных явлений (дождь, гроза, снегопад, гололед и др.) и избегание нежелательных последствий. Включение в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Проявление активности во взаимодействии с миром, понимание условий собственной результативности.


3

(умение)


Умение добывать необходимую информацию в изучаемых предметах,

справочниках, энциклопедиях, у взрослых. Понимание позиций окружающих, умение донести свою точку зрения, выразить свои намерения, пожелания, активно слушать и понимать точку зрения собеседника, завершить разговор, вести партнерские отношения со сверстниками, вести диалог и монолог.


Умение ориентироваться в устройстве школьной жизни, расписании занятий.

Воспитание чувства ответственности в разнообразных школьных делах, умение обратиться с просьбой об оказании помощи к учителям и сверстникам, соблюдение ТБ при использовании бытовых приборов и приспособлений, правил на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми.

Ознакомление с основами нормативно-правовой базы: Конституцией России, Декларацией прав ребенка, семейным кодексом, Конвенцией о правах ребенка

Осознанное отношение к собственному

здоровью и здоровью окружающих, умеет самостоятельно одеваться согласно климатическим условиям, формирование навыка планирования своего времени, соблюдение ТБ.


Умение в понятной для окружающих форме передавать свои

впечатления, соображения, умозаключения Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемом круге явлений, строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливать аналогии и логические связи в явлениях и событиях повседневной


4

(навык)

Умение добывать необходимую информацию в учебных предметах, справочниках, энциклопедиях, в интернете, у взрослых.

Овладение навыками ИКТ грамотности,вести дискуссию. Готовность решать коммуникативные задачи, умение инициировать и самостоятельно организовать коммуникативное взаимодействие, взять на себя ответственность за сказанное, практическое применение навыка ведения диалога и монолога адекватно различным социальным ситуациям, владение устным и письменным общением, культурными языковыми нормами

Умение практически применять навыки самообслуживания в быту и в школе, соблюдение правил этикета. Самостоятельное принятие решений; способность к действию в различных жизненных ситуациях. Умение правильно вести себя в ЧС: при запахе газа, гари, порыве водосточных и канализационных труб, и др.

Осознанное применение знаний санитарно-гигиенических норм (здоровый образ жизни, личная гигиена, спользование элементов здоровьесбережения), умеет планировать свое время, вести себя в ЧС (эвакуация, поведение во время пожара, эпидемий и др.)

Использование вещей в соответствии с их функциями. Осуществление поиска необходимой информации для решения социальных задач, выделение существенной информации из сообщений разных видов.

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей в наблюдаемом круге явлений, построение рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; установление аналогии и логических связей в явлениях и событиях

повседневной жизни. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом.






Компоненты жизненной компетенции

Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей

Социально-культурные

Социально-экономические

Социально-правовые

1(способность)

Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к регулярному посещению библиотеки, музеев, театров, концертов и др. Формирование эстетических ориентиров «Красиво-некрасиво».

Приобщение к национальной культуре; знакомство с декоративно-прикладным творчеством; празднично-

обрядовой культурой.

Традиции занятия спортом

Умение выделить качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; обоснование необходимости бережного отношения к любой собственности, проявление бережного отношение к вещам, предметам труда людей; своей и чужой собственности; познание необходимости труда в жизни человека.

Ознакомление с понятиями «закон»; формирование представлений о правах и обязанностях при изучении «Правил для учащихся». На конкретных примерах детям даётся возможность анализировать положительные и отрицательные поступки.

Знакомство с уставом школы, правилами поведения, правилами дорожного движения

2 (знание)

Овладение первоначальными знаниями разного видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.), получение личного опыта художественного творчества.

Формирование этнокультурной компетентности.

Признание и уважение культур народов совместного проживания в регионе, многонациональном государстве.

Овладение знаниями о профессиях. Формирование представления о своей роли в сфере труда., умение оценивать свои потребности и возможности их реализации, соотносить виды товаров и место их приобретения . Решение простых задач на увеличение и уменьшение количества предметов и финансов.

Формирование прочных навыков счета

Формирование правомерного поведения, умения:

- слушаться родителей,

- выполнять их советы и распоряжения,

- соблюдать правила дорожного движения,

- беречь и охранять природу,

- не обижать младших и помогать старшим,

- заботиться о своём здоровье.

3(умение)

Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствия от разного вида искусств, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений восприятии искусства. Повышение уровня сформированности этнокультурной компетенции. Знакомство с празднично-обрядовой культурой. Традиции семейного общения.

Понимание разницы между товарами и услугами, определение потребности своих близких, умение объяснить значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый», различить российские и иностранные деньги. Умение оплачивать товары и услуги; определять размер сдачи при осуществлении покупки, осуществлять простейшие экономические расчёты, взаимодействовать и договариваться в процессе игры; воспитание понимания потребности в

образовании и его ценности как одной из важнейших потребностей человека.


Следование правомерным нормам поведения в школе и повседневной жизни

Осознания детьми такие понятия «значение закона в жизни общества»

Понимание своих прав и обязанностей по отношению к сверстникам, родителям и другим людям.

Формирование у школьников привычки уважительного отношения к правилам общественного поведения

4(навык)

Развитие вкуса и способность к самовыражению в разных видах искусства (пение, танец, театр, игра на музыкальных инструментах, рисование, кино)

Устное народное творчество, обрядово-праздничная культура, декоративно-прикладное искусство.

Роль науки и религии в жизни человека.

Понимание и глубокое уважение к культурному наследию своего народа и культурным ценностям.

Понимание смысла пословиц и поговорок о труде. Умение выполнять выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета, планировать результаты экономии и бережливости. Понимание важности и необходимости труда в жизни людей, проявление бережного отношения к вещам, предметам труда людей. Умение уравнивать множество предметов – добавлять недостающее, убирать лишнее.

Осуществление конструктивного взаимодействия с другими членами общества на основе правовых норм при выполнении различных общественных ролей. Формирование активной гражданской позиции и правовой компетентности в соответствии с возрастом учащихся