Файл: Сборник психологопедагогическое сопровождение детей с овз в таблицах и алгоритмах г. Надым, 2017г. 43.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 475
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Методические рекомендации по применению различных приѐмов
с лицами с задержкой психического развития [8]
Необходимо постоянно поддерживать уверенность детей в своих силах, обеспечить им субъективное переживание успеха. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребѐнка.
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке/занятии обязательно вводить организационный момент, т.к. дети с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
Не нужно ставить ребѐнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, с многократным повтором основных моментов.
В момент выполнения задания недопустимо отвлекать детей на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения внимания у них снижен.
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не слишком увлекаться, т.к. объѐм восприятия снижен.
Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического).
Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично.
Педагог не должен забывать об особенностях развития детей с ЗПР, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок/занятие динамических пауз (через 10 минут).
Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, меняя интонацию и используя приѐмы привлечения внимания.
Можно использовать на занятиях игровую ситуацию, прибегать к дополнительной мотивации
(похвала, соревнования и др.).
Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
Должна быть выбрана оптимальная степень сложности материала (он не должен быть слишком лѐгким и слишком сложным). Ребѐнок должен справиться с ним при наличии усилий
и некоторой помощи взрослого. Только в этом случае будет достигаться развивающий эффект.
Нужны чѐткие и ясные указания относительно последовательности выполнения действий: прочитать, ответить на вопросы, выполнить задания или упражнения, заполнить таблицу, рассмотреть иллюстрацию и пр. Инструкция должна быть короткой.
Нужно предусмотреть различные виды помощи: стимулирующую, направляющую, разъясняющую, обучающую.
Материал должен быть ограничен по объѐму. Необходимо многократное закрепление пройденного материала на предметно-практическом уровне. Должны применяться разнообразные формы закрепления.
Необходима чѐткая структурированность информации, выделение главных мыслей.
Целесообразно использование наглядных изображений. Использование конкретных примеров способствует конкретизации теоретического материала. Особенно выразительными являются примеры, апеллирующие к личному опыту обучающегося, его наблюдениям.
Рекомендуется более медленный темп обучения. Возможно уменьшение объѐма заданий.
Необходима организация внимания детей. Важна смена видов деятельности, организация динамических пауз. Увлеченность и положительный настрой способствуют сохранению работоспособности, отодвигают утомление.
44
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Особенности высших психических функций при различных нарушениях речи
Вид речевого
Психическая
Особенности психической функции
Механизмы нарушения
нарушения
функция
психической функции
Заикание
Внимание
Внимание характеризуется
Нарушение темпо-ритмической поверхностностью, истощаемостью, организации речи обусловлено трудностями концентрации и судорожным состоянием мышц переключения. речевого аппарата
Память
В памяти сохраняются представления о
Особенности памяти при речевых запинках и о том, что связано с заикании обусловлены наличием ними первоначально. феномена фиксированности на своем дефекте.
Мышление
В процессе осмысления дефектной речи Особенности мышления при заикании задействованы все основные обусловлены наличием феномена виды мышления от наглядно- фиксированности на своем действенного до абстрактно-логического. дефекте.
Происходит формирование умозаключений заикающегося о себе как о носителе дефекта.
Воображение
Воображение как одна из форм мышления Особенности воображения при заикании формирует образы обусловлены наличием феномена предстоящих речевых ситуаций, фиксированности на своем предвидение своих речевых запинок, дефекте. ожидание их в определенной ситуации или видах речевой деятельности.
Моторная алалия Речь
Несформированность языковых операций При афферентной алалии процесса порождения речевых механизм нарушения речи высказываний при относительной сводится к кинестетической сохранности смысловых и сенсомоторных апраксии, при эфферентной — к операций. кинетической апраксии (по
Недоразвитие речи носит системный аналогии с афазией). характер.
Память
Сужение объѐма, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей.
Особенно страдает вербальная память.
Мышление
Бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции
Внимание
Отмечается недоразвитие внимания, особенно страдает его произвольность
Сенсорная алалия Речь
Нарушение понимания речи
Недостаточность работы речеслухового анализатора при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария.
Отмечается недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга.
45
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Внимание
Отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость, колебания слухового внимания
Слуховое
Отмечается замедленность слухового восприятие восприятия. Ребѐнок не сразу воспринимает звук, обращѐнную к нему речь. Не отличают ошибочно сказанное от правильного варианта.
Фонетико-
Внимание
Отмечается недостаточная устойчивость Дефекты восприятия и
фонематическое
внимания, ограниченные возможности его произношения фонем (звуков).
недоразвитие
распределения.
Память
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Мышление
Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления; с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Дизартрия
Речь
Нарушение произносительной и
Недостаточность иннервации просодической стороны речи. В лѐгких речевого аппарата, возникающая в случаях имеются отдельные искажения результате поражений звуков, «смазанная» речь, в более заднелобных и подкорковых тяжѐлых – наблюдаются искажения, отделов мозга. замены и пропуски звуков, страдает темп, Нарушения звукопроизношения выразительность, модуляция, в целом при дизартрии возникают в произношение становится невнятным. результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи
Акустико-
Слуховое
Ребѐнок не опознаѐт тот или иной
Несформированность функции
фонематическая
восприятие акустический признак сложного звука, по слухового различения фонем
дислалия
которому одна фонема противопоставлена близких по акустическому другой, в связи с чем звук узнаѐтся подобию. неправильно.
Артикуляторно-
Слуховое
Замены смешения осуществляются на
Несформированность
фонематическая
восприятие основе артикуляционной близости звуков, фонематического восприятия
дислалия
различающихся по одному из признаков.
Афферентная
Речь
Нарушение произнесения отдельных
Повреждение постцентральных
моторная афазия звуков. Больной затрудняется в отделов доминантного полушария артикуляции, особенно так называемых большого мозга, обеспечивающих гоморганных звуков, сходных по месту кинестетическую основу
(например, переднеязычные: «т», «д», «л», движений артикуляторного
«н») либо по способу (щелевые: «ш», «з», аппарата.
«щ», «х») образования. Нарушаются все виды устной речи (автоматизированная, спонтанная, повторная, называние), а также письменная речь (чтение и письмо).
Динамическая
Речь
Нарушение активной продуктивной речи. Поражения префронтальных
моторная афазия
При этом репродуктивная речь отделов, области, находящейся
(повторная, автоматизированная) кпереди от зоны Брока. сохранена. Больной не может активно
В основе этой формы афазии
46
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник высказать мысль, задать вопрос. При этом лежит нарушение внутренней он хорошо артикулирует все звуки, речи, основными функциями повторяя отдельные слова и предложения, которой являются правильно отвечает на вопросы. программирование и структурирование предложения.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 21
Эфферентная
Речь
Нарушается кинетика речевого процесса Повреждение нижних отделов
моторная афазия вследствие трудностей переключения, премоторной зоны, области Брока, расстройств механизмов речи – полей 44 и 45. персеверации (повторения слов и фраз).
Произнося хорошо отдельные речевые звуки, больной затрудняется в произнесении серии звуков либо фразы.
Отмечается й телеграфный стиль: речь состоит в основном из существительных, содержит очень мало глаголов.
Мышление
Умственные операции замедленны, фрагментарны. Больные с трудом понимают условия задачи, им трудно переключаться в процессе ее решения с одного звена на другое (происходит застревание на отдельных операциях).
Сенсорная афазия Слуховой гнозис Элементарное восприятие слуха у
Сенсорная афазия возникает при больного сохранено, а фонематическое поражении коры левой височной нарушено. доли (средние и задние отделы верхней височной извилины - зона
Мышление
Особенности мышления связаны с
Вернике или поле 22 по трудностями восприятия формулировки Бродману). задачи, с сохранением еѐ в памяти.
Лобная
Интеллект
Интеллектуальная недостаточность.
Поражение областей лобной доли
динамическая
Больные не в состоянии анализировать левого полушария,
афазия
даже элементарные задачи, выделять расположенных спереди от зоны существенные связи. Отсутствует мотив Брока. интеллектуальной деятельности, общая цель решения задачи.
Общее
Мышление
Дети отстают в развитии словесно-
Нарушения в периферическом
недоразвитие речи логического мышления. С трудом или в центральном отделе овладевают мыслительными операциями: анализатора речи. анализом, синтезом, сравнением. Для
Сложности формирования всех многих детей характерна ригидность компонентов речевой системы, мышления. связанные как с фонетической
Испытывают трудности в понимании стороной речи, так и со смысла сюжета, при составлении цепи смысловой и синтаксической. сюжетных картин, не могут выявить временные, причинно-следственные связи.
Воображение
Дети с ОНР по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников: для них характерна быстрая истощаемость процессов воображения; отмечаются использование штампов в работе, однообразность.
Внимание
Внимание истощаемое, отвлекаемое; продуктивность снижена; трудности при планировании своих действий и распределением внимания между речью и практическим действием; все виды контроля за деятельностью часто являются несформированными или значительно нарушенными.