Файл: Сборник психологопедагогическое сопровождение детей с овз в таблицах и алгоритмах г. Надым, 2017г. 43.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 477

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.

Не хвалите ребѐнка за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, если у ребѐнка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлечѐнность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе - оно гораздо лучше будет способствовать положительным результатам.

Использование интерактивной песочницы
в коррекционной работе с безречевыми детьми
В настоящее время выделяется многочисленная группа безречевых детей
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21

, неспособных пользоваться средствами языка. В неѐ входят дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией
(тяжѐлой степенью дизартрии), с различными задержками психоречевого развития, в т.ч. ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Кроме того, у безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика - перинатальная энцефалопатия, ММД, синдромы гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальный синдром и церебрастенический синдром. Тот уровень речи, который есть у этих детей – вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечѐтко произносимые обиходные слова – не может служить для полноценного общения.
Коррекционная работа с неговорящими детьми предусматривает воздействие как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы. Организация деятельности осуществляется с учѐтом уровня развития, на котором находится ребѐнок к моменту начала обучения.
В работе с безречевыми детьми крайне важно не упустить ранний, сенситивный период для развития компенсаторных возможностей. Основными целями коррекционной работы с безречевыми детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребѐнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного). [14]
Специфика безречия исключает стандартный подход, каждый случай требует индивидуального подбора методов и приѐмов работы и их оптимального сочетания. Одним из перспективных ресурсов коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми, доказавших свою эффективность на практике, выступает песочная терапия.
Алгоритм работы с безречевыми детьми
посредством использования интерактивной песочницы
Направления
Игровые приѐмы
Установление
Первоначальная работа по созданию эмоционального общения со взрослым
зрительного и
должна осуществляться индивидуально.
эмоционального

«Зона комфорта»
контакта
Педагог предоставляет возможность ребѐнку освоиться в новой обстановке, самому определить место для коммуникации в пространстве игровой комнаты.


Взрослый должен с помощью голоса, улыбки и игровых жестов создать безопасную зону для ребѐнка.
Следует помнить, что ребѐнка могут спугнуть громкий голос, резкие движения, пристальный взгляд, излишняя активность и суетливость взрослого.
53

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Необходимо выяснить, как ребѐнок хочет, чтобы его называли, как его зовут дома.
Привлечь внимание ребѐнка к новой игрушке («Посмотри, какую игрушку я принесла, тебе она нравится? Хочешь поиграть?»).

«Правильная дистанция»

Педагогу важно правильно определить и занять пространственную дистанцию, которая была бы комфортной для ребѐнка на первоначальном этапе общения. Постараться встретиться взглядом с ребѐнком и удержать его (исключение – дети-аутисты).

«Позиция равного партнѐрства»

В общении взрослый занимает позицию равного партнѐра («Я не умею строить башню из кубиков. – Научи меня. - Покажи»).

«Параллельный контакт»

Если ребѐнок не сразу идѐт на контакт, педагог может предоставить ему возможность освоиться, поиграть, а сам в это время может заняться какой- либо интересной деятельностью рядом, якобы «не обращая» внимание на ребѐнка. Происходит условно-пассивное взаимодействие. Через какое-то время можно обратиться к ребѐнку: «Хочешь тоже поиграть?».

«Маленькие комплименты»

В начале знакомства можно обратить внимание на внешний вид ребѐнка
(«Какое у тебя красивое платье!»). На начальном этапе общения можно выделить «сильные» стороны ребѐнка и отметить это в словесной форме.

«Диалог от имени игрушки»

Установлению контакта с ребѐнком способствует выстраивание диалога от имени игрушки с изменением голоса, использование разных видов театра, когда одна игрушка (персонаж) у взрослого, а другая - у ребѐнка («Кем ты будешь? Давай я буду Мишкой, а ты Машенькой»).

Анти-стресс

Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, неуверенности в своих силах; переломить состояние психологического напряжения для вхождения в эмоциональный контакт.

Психологическое поглаживание

Даѐт ребѐнку ощущение комфорта, снимает психологические зажимы, делает открытым для продуктивного взаимодействия, мотивирует на успех.
Ребѐнку крайне важно ощущать, что он любим, что его принимают.
Психологическое поглаживание может выглядеть так: «Я рада тебя видеть!», «У тебя прекрасно получилось!». Психологическое поглаживание должно сопровождаться позой интереса, доброжелательной улыбкой.

«Предметы-контактѐры»
При первичном контакте эффективны так называемые «предметы- контактѐры»: мячик, мыльные пузыри, перчаточные куклы, бумажная трубочка, в которую можно смотреть с двух сторон; платок, который можно использовать как ширму и поиграть с ребѐнком в прятки; свистульки, игрушки-вертушки и другие.
Создание

«Поймайте мотивацию!»
положительной
Если правильно определить, что мотивирует ребѐнка, то это обязательно
мотивации на
приведѐт к повышению интереса и внимания.
54


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
предстоящую
деятельность

«Снижение тревожности»

Чтобы снизить тревожность ребѐнка в момент общения педагог употребляет в речи фразы: «Ничего страшного…», «Если что-то не будет получаться, я тебе помогу», «Ты ещѐ только учишься…», «У тебя всѐ получится!», «Это совсем не трудно…».

Предметно-действенная мотивация

Внедрение в процесс какого-либо предмета или игрушки, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку: письмо, сказочный персонаж, волшебная корзина, коробочка с секретом.

Словесная мотивация

Заинтересовать детей можно поставленной проблемой, просьбой, использованием приѐма соревнования.

Наглядное подкрепление

Наглядность - это почти всегда успех! Цветные, красочные картины, рисунки, плакаты только стимулируют детей к деятельности.

Использование интересного персонажа

Появление игрового персонажа удивляет и увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его поручение или просьбу.
Важно! Игровых персонажей не должно быть много.

«Педагогическая экспрессия»

Эмоциональность и выразительность поведения педагога мобилизует дошкольников, побуждает их к действиям, активизирует их познавательную активность.

Яркость предлагаемого образа

Игрушка или игровой пособие должны быть привлекательными, красивыми, эстетичными, вызывающими эмоциональный отклик.

Новизна

Незнакомый предмет всегда привлекает внимание детей – в них просыпаются маленькие исследователи.

«Иллюзия альтернативы»

Предоставьте ребѐнку выбор деятельности: «Сначала построим из кубиков домик или порисуем?»

«Изюминка занятия»

Педагог должен продумать «изюминку» занятия (не забывайте, что познание начинается с удивления!).

«Волшебные» фразы

Всегда хорошо работают «волшебные» фразы:
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем колдовать!
Наши дети изменились-
И в зверюшек превратились!

«Фразы-мотиваторы»

Используйте фразы, стимулирующие ребѐнка на деятельность («Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Глаза боятся, а руки делают», «Любишь
55

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник кататься – люби и саночки возить», «Без труда успеха не добиться никогда»,
«Без труда нет добра»).

«Поисковая деятельность»

Организация, при которой ребѐнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжѐнной работы.

«Ритуализация учебного процесса»

Дети по своей природе ритуальны. Они любят свою чашечку, своѐ место за столом и т.д. Поэтому вводя в образовательный процесс чѐтко заведѐнные ритуалы, мы не тратим лишнее время и усилия на организацию и дисциплину.
Многократность повторения ритуала делает его привычным, привычное становится легкоисполняемым, легкоисполняемое – приятным, приятное становится любимым.

Сюрпризный момент, «поощрялки»

В качестве похвалы в конце занятий раздайте детям флажочки, фишки, какие-нибудь интересные карточки, стикеры, сюрпризы. Но хвалить ребѐнка нужно справедливо – постарайтесь выделить и отметить «заслуги» каждого ребѐнка.

Проблема

Заинтересовать детей можно поставленной проблемой и призывом взрослого к еѐ решению.

Разнообразие

Поддержанию мотивации и профилактике утомления на занятии способствует разнообразие интеллектуальных и практических действий, частая смена видов деятельности.

Помощница-игра

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра.
Поэтому без неѐ обучение будет просто нулевое, то есть неинтересное для ребѐнка. Различные игровые моменты должны присутствовать на протяжении всего занятия.

Усиление мотива

На предварительном этапе деятельности педагог может усилить мотивацию аргументами, вызывающими желание детей действовать. Например: «Нам это нужно для того, чтобы…», «Это очень важно, так как…» и др.

«Справедливая похвала»

Педагог должен адекватно оценивать работу ребѐнка. Если дошкольник старается, то его мотивацию можно повысить положительной вербальной или невербальной оценкой.
Не надо каждый раз хвалить за выполненную простую работу. Похвала должна зависеть от степени вклада ребѐнка в деятельность. Неоправданная похвала может убаюкать человека, обидеть окружающих, если они сделали такую же работу, но остались незамеченными.

Нестандартное начало

Надолго
«зарядить»
ребѐнка мотивацией способно нестандартное,
56


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник необычное начало занятия. Оригинальный заход, используемый педагогом, сможет вызвать у детей удивление, изумление, восторг - реакцию, которая повысит внимание дошкольников и побудит к активной деятельности.

«Привлекательная цель»

Педагогу необходимо продумать и правильно выбрать цель, которая была бы для ребѐнка простой, понятной и, в то же время, привлекательной.
Увлекательная установка простимулирует ребѐнка и он с желанием выполнит то учебное действие, которое запланировал педагог.

«Удивляй»

Формула: педагог находит в предлагаемой деятельности такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

«Отсроченная отгадка»

В начале занятия педагог задаѐт детям загадку, отгадка к которой будет открыта в процессе деятельности по изучению нового материала.

Коммуникативная атака

Смысл этого приѐма заключается в том, чтобы на начальном этапе взаимодействия с детьми целиком «захватить» детскую аудиторию, завладеть их вниманием: увлечь, мобилизовать, собрать, т.е. моментально включить детей в деятельность.

Авансирование

Приѐм заключается в том, что педагог изначально чуть завышает планку своего мнения о ребѐнке и оглашает достоинства, которые ещѐ не успел проявить человек. Воспитатель говорит ребѐнку: «Это задание будет несложным для тебя, ведь ты уже умеешь…», «Ты всегда работаешь хорошо: трудишься и стараешься», «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».

Скрытая инструкция

Скрытая инструкция – это завуалированная помощь ребѐнку, мотивирующая на достижение положительного результата деятельности.
Скрытая инструкция может выглядеть так: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…», «Обычно удобнее приступить с…», «Здесь, вероятно, главное…», «Один мальчик, который был у меня на занятии, придумал…
(такой-то способ)». Педагог в данном случае ненавязчиво подсказывает конкретные шаги, вариант дальнейшего поведения, оставляя при этом окончательный выбор стратегии за ребѐнком.

«Дорисовывание ребѐнка»

Педагог приписывает ребѐнку какие-то качества, которыми тот либо совсем не владеет, либо владеет слабо. Тем самым взрослый мотивирует и стимулирует ребѐнка соответствовать тому образу, который он
«нарисовал». Формула: «Чтобы сделать ребѐнка таким-то, нужно обращаться с ним так, как будто он уже такой».

Персональная исключительность

Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя ребѐнка («Только ты и мог бы…; «Именно на тебя у нас большая надежда», «Олег, только ты можешь понятно объяснить детям правила этой игры», «Оля, я могу обратиться с этой просьбой только к тебе…»).
57