Файл: Сборник психологопедагогическое сопровождение детей с овз в таблицах и алгоритмах г. Надым, 2017г. 43.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 478

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник

Высокая оценка детали

Оценивание должно быть не только детальное, но и целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Ты прекрасно сумел справиться с …». Этот приѐм помогает ребѐнку эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Однако оценка должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь.

Мобилизация активности или педагогическое внушение
Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры еѐ развитости у конкретного педагога.



Маленький успех

Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать ребѐнку ситуацию успеха в деятельности и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя. Ситуация успеха повышает мотивацию, стимулирует к высокой результативности труда, позволяет ребѐнку почувствовать удовлетворение от деятельности, нивелирует проявления тревожности и неуверенности, повышает самооценку.

«Даю шанс»

Речь идет о заранее подготовленной педагогом ситуации, при которой ребѐнок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию взрослый может и не готовить специально, но его педагогический дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.

«Неожиданная радость»

Этот приѐм заключается в том, что педагог заранее планирует возникновение ситуации «неожиданной радости» для ребѐнка, т.е. создаѐт определѐнные условия образовательной деятельности, при которых дошкольник может достигнуть «недостигнутого». При этом ребѐнок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе, помощь педагога должна быть скрытной, иначе радость успеха может померкнуть.
«Я смог! Я смогу!» - это главное для ребѐнка.
Снятие
По очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и верхней стороны;
эмоционального и

скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и
мышечного
круговые движения (машинка, змейка, санки и т.д.);
напряжения

выполнить те же действия, поставив ладонь на ребро;

пройтись по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

создать отпечатки ладоней, кулачков, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (солнышко, цветок, ѐжик и т.д.);

пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочерѐдно правой и левой руки, затем одновременно (только указательным пальцем, затем средним и т.д.);

группировать пальцы по два, три, четыре, пять и оставить на песке загадочные следы. Можно пофантазировать с ребѐнком: чьи они?

поиграть на поверхности песка, как на клавиатуре пианино. При этом
58


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник двигаются не только пальцы рук, но и кисти, совершая мелкие движения.
Развитие

Положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;
тактильно-

погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;
кинестетической

«поздороваться» с песком каждым пальчиком, кулачками;
чувствительности

поставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок
и мелкой
помогает детям ровно держать ладони);
моторики рук

погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно, то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;

погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны»;

погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»);

при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок;

делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки.
Упражнение «Весѐлые ребята»
Оборудование: песочница,таблички с надписями«Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).
Описание игры. Педагог говорит,что для того,чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Ребѐнку предлагается совместно со взрослым побежать наперегонки пальчиками.
Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры ребѐнок получает приз.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21

Упражнение «Картинка пальцами»
Педагог предлагает ребѐнку нарисовать пальчиком картину
Развитие
Упражнение «Выровняй дорогу»
диафрагмального
От детской машинки педагог проводит неглубокую канавку в песке, ребѐнок
дыхания
воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
Упражнение «Что под песком?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребѐнок открывает изображение.
Упражнение «Ямка»
Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струѐй выдувает ямку в песке.
Упражнение «Помоги зайцу»
В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалѐку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
Упражнение «Дорожка»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
Упражнение «Секрет»
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет.
Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Упражнение «Добрый великан»
Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребѐнок, дуя на песочную гору, разрушает еѐ, помогая
59

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник герою продолжить свой путь.
Упражнение «Путешествие»
На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребѐнок передвигает фигурки до заданного места.
Упражнение «Знакомые звуки»
Педагог предлагает ребѐнку поочерѐдно вытаскивать из «волшебного мешочка» различные предметы, размещать их в песочнице и произносить соответствующие звуки: потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет), «у-у-у»
(труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок), «уа»
(плачет Ляля), «ой-ой-ой» (укусила оса) и т.д.
Артикуляционные Упражнение «Лошадка»
упражнения
Щѐлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам,
«скакать по песку».
Упражнение «Индюки»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
Упражнение «Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
Упражнение «Часики»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
Упражнение «Накажи непослушный язычок»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Развитие
Упражнение «Спрячь ручки»
фонематического
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
слуха и
Упражнение «Где звучит?»
восприятия
Под толстым слоем песка спрятаны «звучащие» предметы, игрушки.
Ребѐнок находит их по издаваемым звукам.
Упражнение «Что гремит?»
Два или три вида различных круглых предметов (стеклянные и пластиковые бусинки, горох) разбросаны на песке. Ребѐнку предлагается разложить их по коробочкам. Затем закрыть коробочки, погреметь ими и запомнить эти звуки. Далее ребѐнок отворачивается, а педагог гремит одной коробочкой, и предлагает ребѐнку угадать, какая коробочка гремела.
Упражнение «Кто зовѐт на помощь?»
На песке наполовину спрятанные разложены игрушки, изображающие насекомых, животных, птиц. Педагог имитирует звукоподражание или предлагает послушать аудиозапись звуков и просит ребенка «помочь» тому, кто издает этот звук.
Упражнение «Найди букву» (проводится при условии,если ребенок знает название букв).
На песке наполовину спрятанные разложены буквы, педагог называет букву
60


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник и просит ребѐнка еѐ найти.
Упражнение «Два города»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищѐнные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребѐнок откапывает их и раскладывает на две группы.
Упражнение «Мой город»
Педагог предлагает ребѐнку выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки.
Стимуляция
Упражнение «Горочка»
речевой
Набрать в руку песок и произносить заданный звук (И, С, СЬ), насыпая
активности
горку.
(при наличии у
Упражнение «Дорожка»
ребѐнка отдельных
Произносить заданные слоги (па-па, та-та, топ-топ), «прошагивая» их
звуков, слогов)
пальчиком или легко отшлѐпывая по песку ладошками.
Упражнение «Кто спрятался»
Педагог закапывает в песок игрушки, обозначающие животных, птиц. Далее просит ребѐнка найти определѐнную игрушку и имитировать звукоподражание («ав», «му», «ко-ко» и т.д.; цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: «ав-ав-ав» (подражает лаю собаки) или «ко-ко-ко»
(подражает кудахтанью курицы»).
Упражнение «Нарисуй букву»
Педагог предлагает ребѐнку объѐмное изображение буквы, называя еѐ, ребѐнок повторяет и рисует (обводит) букву на песке.
Упражнение «Волшебные камешки»
Педагог предлагает ребѐнку выложить из камешков дорожку к домику.
Кладя камешек на песок, ребѐнок за педагогом повторяет определѐнный звук (слог, слово).
Упражнение «Собери бусы»
Бусинки прячутся в песок. Педагог предлагает ребѐнку найти бусинки, нанизать их на нитку, проговаривая определенный звук или слог (оп, у-у-у, и-и-и, …).
Упражнение «Театр на песке»
Фигурки героев и атрибуты сказки расположены на песке. Педагог рассказывает сказку и предлагает ребѐнку озвучить героев сказки, поучаствовать в действии (сказки: «Теремок», «Репка» и др.).
Упражнение «Найди похожий»
На песке лежат в ряд картинки, изображающие отдельные предметы. Такие же предметы спрятаны в песке. Педагог предлагает ребенку найти предмет, назвать его и положить на необходимую картинку. Для игры необходимо подобрать предметы с коротким названием и знакомые ребѐнку (лист, мяч, дом, …). Это могут быть мелкие игрушки, изображающие животных, тогда ребѐнку предлагается имитировать их звукоподражание.
61


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Использование интерактивной песочницы в коррекционно-развивающем процессе приносит значимые образовательные эффекты:

уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, эмоциональную лабильность;



усиливают желания ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельность;



развивают тактильно-кинестетическую чувствительность, как основу ручного интеллекта;



способствуют развитию познавательных функции (восприятия, внимания, памяти, мышления), а также речи, коммуникативных способностей и моторных функции;



совершенствуют предметно-игровую деятельность, способствуют развитию сюжетно-ролевой игры.

Особые затруднения в установлении социальных контактов проявляют дети с расстройствами аутистического спектра (далее – с РАС). Эта категория дошкольников нуждается в постепенном вовлечении в коммуникацию и требуют особого, ювелирного подхода со стороны взрослых. На начальных этапах коррекционного процесса посредником между ребѐнком и средой может выступать «интерактивная игрушка», особенно интерактивные технологии в сочетании с песком.
Домашние занятия с ребѐнком с нарушением речи: вопросы и ответы
Проблема
Пути решения
Как мотивировать ребѐнка

Даѐм задания в интересной форме. Учитывая то,что у
выполнять инструкцию
дошкольников развито наглядно-образное мышление, им
взрослого?
предлагается не просто сделать какое-то упражнение, а посчитать картинки фруктов или дорисовать по точкам сказочногоперсонажа.Используйтегероевлюбимых мультфильмов, чтобы выполнить то или иное задание.

Совмещаем разные виды деятельности. В реальной жизни все виды деятельности так или иначе взаимосвязаны между собой, так почему бы не использовать такой же интегрированный подход и в обучении. Например, ребенку нравится рисовать, делать аппликации и различные поделки - отлично! - пусть малыш нарисует животных на своѐм рисунке, и это будет прекрасным поводом повторить и закрепить в речи звук «Ш»
(коШка, мыШка, миШка, шиШка). При организации сюжетно- ролевых игр – закрепить и обогатить словарь детей по лексическим темам и т.д.

Используем похвалу. Авторитет взрослого человека,его оценки и суждения имеют очень и очень большое значение для дошкольников. Безусловно, не стоит говорить малышу неправду и хвалить его, если он и в самом деле выполнил задание плохо.
Но и в этом случае постарайтесь указать ему на ошибки в мягкой форме, подсказывая ему нужное направление для их исправления. В то же время, если ребѐнку действительно удалось самостоятельно выполнить артикуляционное упражнение или удачно скомбинировать цвета и предметы на собственном рисунке, не стесняйтесь похвалить его. При этом стоит не просто сказать «Ты молодец! Всѐ отлично!», но постараться упомянуть конкретные достижения ребѐнка.
62