Файл: Сборник психологопедагогическое сопровождение детей с овз в таблицах и алгоритмах г. Надым, 2017г. 43.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 479

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Зачем выполнять

Только тесный контакт в работе специалиста и родителей
«домашние задания»,
ребѐнка может способствовать устранению речевых нарушений
если ребѐнок уже
в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному
занимается с логопедом
школьному обучению.
в детском саду?

Используйте предложенный логопедом речевой материал, чтобы закрепить полученные на логопедических занятиях умения и навыки в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин и т.д., то есть в повседневной жизни.

Родителям нужно очень чѐтко понять свою роль в выполнении
«домашних заданий». Избегайте две крайности: с одной стороны заставлять ребѐнка делать их как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; с другой стороны относится к таким заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьѐзным. Не выполняя такие задания сегодня, завтра вы не сможете потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

Не делайте задания за детей. Ведь логопед наверняка увидит, что выполнено взрослым, а ребѐнок честно скажет, что это сделала мама. Лучше не сделать вообще, чем учить ребѐнка такому обману – потом это обернется против самих родителей.
Помогайте ребѐнку, но не делайте работу вместо него. Он ничему не научится, если не будет пробовать и ошибаться.
Пусть криво наклеил или неровно нарисовал, зато сам.
Что делать, если ребѐнок

Предложите ему роль учителя-логопеда, а себе роль ученика.
отказывается выполнять
Предложите ребѐнку научить вас, как нужно выполнять это
задание?
задание. Ненавязчиво, используя игровой сюжет, помогите ребѐнку выполнить роль логопеда, если вы видите его неуверенность в успехе. Попробуйте выполнять задание «по очереди»: «Вот эту линию мы проведем вместе, а следующую ты сам. Теперь твоя очередь! Ой, как же у тебя красиво получилось. Я знаю, ты сможешь так же красиво выполнить задание и сам».

Поощряйте своего ребѐнка за хорошо выполненное «домашнее задание». Хвалите ребѐнка, радуйтесь его результатам.

Если вы выполняете все вышеперечисленные пункты, если малыш не болен, не голоден и достаточно выспался, значит, он просто проверяет «границы дозволенного». Мягко, но настойчиво добивайтесь выполнения работы. «Ой, смотри, как рукавички плачут и просят: «Дениска, нарисуй нам скорее верѐвочки, а то мы потеряемся, и ручки у куколки замѐрзнут…»
Родители считают, что

Важен не возраст, а период и качество занятий. Если вы не
ребѐнок слишком мал,
научили навыкам ребѐнка в определѐнный возрастной период
чтобы выполнять такие
развития, то с каждым упущенным возрастным этапом,
задания
возникают трудности, прежде всего, для самого ребѐнка. Важно не упустить формирование навыка на каждом возрастном этапе, так как именно в практической деятельности происходит накопление представлений и опыта. При своевременном обучении и воспитании – действия ребѐнка приобретают осмысленный и качественный характер.
63


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Ребѐнок испытывает

В таких случаях родители не должны фиксировать внимание
затруднения при
малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и
выполнении задания
вернуть к более простому, уже отработанному материалу.
Напомнить, что когда-то это уже получалось. Если рисунки задаются на дом, родители могут вместе с детьми перевести готовый рисунок из журнала через кальку или воспользоваться трафаретом.Простыерисункивзрослыйрисуетс одновременным комментарием: рисуя дом, взрослый говорит:
«Вот левая стена, вот правая стена, вот потолок, пол, крыша, окно, вот и нарисовали домик!» - такой приѐм способствует развитию у ребѐнка внимания и повышает интерес.

Консультируйтесь с логопедом, если видите, что ваш ребѐнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Ребенок тратит много

Не надо делать всѐ и сразу. Ребѐнок с речевыми расстройствами
времени на выполнения
очень быстро утомляется. Это нам кажется, что всѐ легко и
задания
просто, а для него это сложная работа. Делайте перерыв, попейте чай, погуляйте.

Нельзя переутомлять детей, они должны выполнять задания с удовольствием, поэтому срок работы по готовым домашним заданиям – не более 15 минут.

За одно занятие не следует давать больше 2-5 упражнений (в зависимости от индивидуальных возможностей ребѐнка), не следует торопить ребѐнка во время выполнения заданий.

Даже за незначительные успехи ребѐнок должен слышать похвалу в свой адрес – это усилит его интерес к учебе, поможет быстрее преодолеть дефекты.
Как правильно выполнять

Принуждать ребѐнка заниматься нельзя! Занятия дают
«домашние задания»?
наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребѐнку. Это дошкольник и жизнь для него игра, а игра – это жизнь. И дома с детьми можно поиграть с пальчиками, с язычком, со словами; изображать обезьянок, помочь зайчику, ѐжику и т.д.

Подготовьте ребѐнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещѐнное.

Проверьте, правильно ли ваш ребѐнок сидит, кладѐт тетрадь, держит ручку или карандаш.

Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребѐнком его выполнение.

Занятия следует проводить каждый день, откладывая ради них другие дела.

Не следует приступать к работе, если вы или ребѐнок раздражены или устали.

Если у ребѐнка не получается, нельзя повышать на него голос – лучше отложить занятие и вернуться к непонятному или трудному месту через полчаса-час, но оставлять невыполненным упражнение нельзя.

Ребѐнок обязательно должен видеть себя в зеркале в момент выполнения артикуляционных упражнений.

Ругать или насмехаться над ошибками – навсегда отбить желание заниматься. Хвалите ребѐнка, даже за самое небольшое достижение, ведь он только учится.
64


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Алгоритм психолого-педагогического изучения аутичных детей
Основная цель: выявление у детей специфических нарушений,которые идентифицируются наличием определѐнного набора поведенческих симптомов, для определения оптимальных методов коррекции.
Методы:

изучение истории развития ребѐнка, анамнестических данных;



беседа с близкими;



наблюдение за поведением и спонтанной деятельностью ребѐнка;



психологический эксперимент;



тестовые задания;



анализ продуктов детского творчества.

Методики:
- диагностическая карта для детей до 2-х летнего возраста при предположении у них аутизма
(Лебединская, Никольская, 1991);
- диагностическая карта аутизма для малышей (CHAT - Baron-Cohen et al, 1992) для диагностики аутизма у детей в возрасте до 18 месяцев;
- тестовые задания «Корректурная проба», «Шифровка», математические задачи и др.;
- проективные методики «Рисунок семьи», «Рисунок человека», САТ.
Основная часть диагностической процедуры должна быть построена в виде продолжения игры с ребѐнком.
Трудности:
Изучение аутичных детей имеет особые сложности из-за трудностей установления с ними контакта.
Следует помнить, что не все категории аутичных детей смогут пройти все три этапа диагностической процедуры за один приѐм. Дети первой и второй групп (по O.С. Никольской) не проявляют себя так, чтобы было возможно изучение их экспериментально-познавательных процессов. В силу этих обстоятельств третий этап диагностики этих детей растягивается на некоторое продолжительное время, когда им приходится несколько раз приходить к специалисту для продолжения исследования.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   21

Особенности проведения:
В целом процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей предполагает выделение
3-х этапов.
Первый этап –сбор психологического анамнеза.
Второй этап –определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы.
Третий этап посвящен изучению особенностей познавательной сферы аутичных детей.
Оценивая особенности эмоционально-волевой сферы аутичных детей, следует иметь в виду, что дети первых двух групп (по классификации О.С. Никольской) могут быть диагностированы только в ходе продолжительного изучения. На первом и втором этапах обследования ребѐнка может быть установлен лишь тип аутистического дизонтогенеза. Дети третьей группы могут быть обследованы сразу только в случае возникновения у них особой расположенности к специалисту.
Изучение детей четвертой группы, учитывая их коммуникативные возможности, может включать сразу три этапа обследования.
65

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Характеристика развития детей раннего возраста в норме и при аутизме [9]
Здоровые дети
Дети с РДА
Развитие речи
2 мес. Произношение гласных звуков, гуление.
_
Возникает способность отличать звуки речи от других.
6 мес. «Диалоги» в виде издавания гласных звуков,
Плач тяжело интерпретировать поворачивание в сторону родителей. Появление согласных.
8 мес. Различные интонации в гулении, включая
Ограниченное или необычное гуление (визги интонации вопроса Повторы слогов: ба-ба-ба, или крики). ма-ма-ма. Появляются указывающие жесты.
Не имитируют визги, жесты, выражения
12 мес. Появление первых слов. Использование лексики Могут появиться первые слова, но часто не с интонацией, похожей на предложение используются со значением. Частый громкий
Игра с использованием гласных звуков. крик, остающийся трудным для
Использует жесты и вокализацию для интерпретации. привлечения внимания, указывания объектов и для просьб.
1,5 лет Словарный запас 3-50 слов. Начинает
Обращения ребѐнка носят составлять словосочетания из 2 слов. недифференцированный характер, трудно
Перенесение значений слов (напр., папа -
догадаться, чего он просит, что его не обращение ко всем мужчинам). Использование удовлетворяет. Ребѐнок может однообразно языка для комментариев, просьб и при
«мычать», подхныкивать, кричать, не совершении действий. Старается привлечь усложняя интонационно свои вокализации, не внимание людей. Возможны частые эхолалия и используя указательного жеста и даже не имитация. направляя взгляда к желаемому объекту.
2 года Сочетания от 3 до 5 слов («телеграфная речь»).
Обычно словарный запас менее 15 слов.
Задаѐт простые вопросы («Где мама?»).
Слова появляются, затем исчезают. Жесты не
Использование слова «это» сопровождается развиваются; присутствует несколько указывающими жестами. указывающих на объект жестов.
Называет себя по имени, но не как «я».
Может кратко повторить высказывания.
Выражает желание словом. Речь сфокусирована на настоящее время и место.
3 года Словарный запас около 100 слов.
Комбинации слов встречаются редко.
Многие грамматические морфемы (мн.ч. прош.
Может повторять фразы, эхолалия, но вр., предлоги и др.) используются должным использование языка не творческое. образом. Возрастает использование речи для
Плохие ритм, интонация обозначения «там» и «тогда».
Бедная артикуляция примерно у половины
Эхолалическое повторение редкое. говорящих детей.
Разговаривает с куклой, мишкой. Произносит У половины или более детей речь фразу из трѐх слов. Повторяет фразу из четырѐх неосмысленная (без осознания значений). слов. Спрашивает: «Что это?».
Берѐт родителей за руку и ведѐт к объекту,
Употребляет слова: «ещѐ», «опять», «много». подходит к месту его привычного
Задаѐт много вопросов, главным образом для расположения и ждѐт пока ему дадут предмет. продолжения разговора, а не для получения информации.
4 года Называет два противоположных значения.
Может творчески создать несколько
Спрашивает: «кто?», «где?», «куда?», «когда?», комбинаций из 2-3 слов.
«почему?».
Эхолалия остаѐтся: может использоваться при
Употребляет придаточные предложения. коммуникации.
Повторяет короткий рассказ. Объясняет смысл
Копирует ведущих ТВ-передач. игры. Может поддерживать тему разговора и
Произносит просьбы. добавлять новую информацию.
Спрашивает объяснения высказываний.
66


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Приспосабливает уровень речи в зависимости от слушателя (например, упрощает для двухлетнего слушателя).
5 лет Использует большой комплекс речевых
Нет понимания или выражения абстрактных структур. концепций (времени).
В основном владеет грамматическими
Не может поддерживать разговор. структурами.
Неправильно использует высказывания.
Способен оценивать предложения как
Присутствует эхолалия. грамматические/неграмматические структуры и
Редко задаѐт вопросы; если они появляются, делать исправления. то носят повторяющийся характер.
Развивает понимание шуток и сарказмов, узнаѐт Нарушены тон и ритм речи. вербальные двусмысленности.
Рост способности приспособления речи в зависимости от слушателя.
Развитие общения и игры
2 мес. Энергично двигает ручками. Поворачивает
Комплекс оживления: отставленность, голову и глаза на звук. Улыбается при общении. слабость реакции на свет, звук, лицо, погремушку; отсутствие какого-либо компонента: двигательного, голосового, улыбки.
6 мес. Протягивает руки в ожидании, когда его
Менее активен, требователен, чем ребѐнок с возьмут на руки. Повторяет действия, имитируя нормальным развитием. взрослого.
Некоторые дети очень возбудимы.
Слабый зрительный контакт. Нет ответных социальных проявлений.
8 мес. Отличает родителей от незнакомых людей.
Ребенка трудно успокоить, если он огорчѐн.
Игры типа «Дай и возьми» с обменом
Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут предметами со взрослыми. активно отвергать взаимодействие.
Игры в прятки («ку-ку») и др. сходные по
Около 1/3 детей любят внимание, но мало сценарию. Показывает объекты взрослым. выражают интерес к другим.
Машет рукой на прощание. Плачет или ползѐт за мамой после того, как она уходит из комнаты.
12 мес. Ребѐнок чаще инициирует игры.
Контакты обычно уменьшаются, как только
Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль ребѐнок начинает ходить, ползать. при взаимодействии.
Не волнуется при разлуке с матерью.
Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками.
1,5 лет Появляется что-то похожее на игру: показывает,
Арсенал невербальной коммуникации не предлагает, берѐт игрушки. Игра с самим собой пополняется. или параллельная являются более типичными.
2 года Появляются эпизоды, похожие на игру.
Обычно отличает родителей от других, но
При активной деятельности проявляется большой привязанности не выражает. Может деятельность, похожая на игровую (напр., игры обнять, поцеловать, но делает это типа «Догони и дотронься» в большей степени, автоматически, если его кто-то попросит. чем общая игра с игрушками).
Не различает взрослых (кроме родителей).
Могут иметь место сильные фобии.
Предпочитает быть в одиночестве.
3 года Обучается взаимодействию со сверстниками.
Не допускает к себе других детей.
Эпизоды поддержания взаимоотношений со
Чрезмерно возбудим. сверстниками.
Не понимает значения наказания.
Часто ссорится со сверстниками. Любит
Часто отмечаются проявления агрессии и помогать родителям в ведении домашнего самоагрессии, негативизм, страхи, непонятные хозяйства. Любит смешить других. Хочет влечения; усиливается выраженная сделать что-то хорошее родителям. стереотипность поведения.
4 года Распределяет роли со сверстниками в игре.
Не способен понять правила игры.
Предпочитает друзей по игре.
Использует предметы только по их прямому
Взаимодействует со сверстниками вербально, назначению. Если играет с куклами, то
67