Файл: Сборник психологопедагогическое сопровождение детей с овз в таблицах и алгоритмах г. Надым, 2017г. 43.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 476

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник иногда физически. выступает в роли ведущего лица.
Исключает нежелательных детей из игры.
Развитие воображения
6 мес. Недифференцированные действия с одним
- объектом.
8 мес. Действия дифференцированы в соответствии с
Повторяющиеся механические движения. характеристиками объектов. Использование 2
Может превалировать бодрствование. объектов в комбинациях.
12 мес. Социально приемлемые действия с объектами
Кидает предметы, берѐт их в рот, иногда
(функциональное использование объектов). может вращать игрушками около глаз,
Использует 2 или более объектов с адекватным облизывать их. Отмечается двигательная соотношением. расторможенность, «взгляд мимо», хаотичные, нецеленаправленные действия с предметами.
18 мес. Частые символические действия (притворяется,
Стереотипные манипуляции с предметами. В что пьѐт, говорит по игрушечному телефону и свободной игре может т.п.). Игра связана с каждодневным расставлять кубики, но без учѐта формы распорядком дня ребѐнка. постройки. Не умеет обыгрывать постройку.
Наиболее привычной формой обыгрывания постройки является еѐ разрушение.
2 года Часто использует правила игры применительно
Слабый интерес или отсутствие интереса к к куклам, игрушечным животным, взрослым. окружающему миру. Необычное
Выполняет действия, похожие на использование игрушек - вращает, неограниченную собственную деятельность переворачивает, выстраивает предметы в один
(воображает, что гладит бельѐ). ряд.
Развиваются несколько последовательных воображаемых действий (накормить куклу, укачать еѐ и уложить в постель) Воображаемая игра приводится в движение с помощью игровых предметов.
3 года Перепланировка символической игры,
Часто берѐт в рот различные предметы. Не объявление о попытке и поиске нужных играет в символические игры. Продолжаются предметов. повторные механические движения -
Замена одного объекта другим (например, раскачивание, вращение, ходьба на пальцах кубиком заменяется машина). ног. Изумление от зрительного восприятия
Объекты воспринимаются как имеющие предметов: внимательно и долго смотрит на независимую деятельность (например, куклы свет и т.п. Многие проявляют достаточную поднимают свою собственную кружку). активность зрительных / механических манипуляций.
4 года Присутствует социодраматическая игра -
Функциональное использование предметов. творческая игра с двумя или более детьми.
Некоторые действия направлены на куклы или
Использование пантомимы для представления другие предметы; в большинстве случаев предмета, в котором нуждается (например, предполагается, что ребенок является воображает наливание из несуществующего субъектом действия. Символическая игра, чайника). если она и присутствует, ограничивается
Темы реальной жизни и фантазии могут играть простыми повторяющимися схемами. Хотя важное значение в течение продолжительного развиваются более сложные игровые навыки, времени. всѐ же и на простые действия тратится много времени. Многие дети не используют игрушек в сочетании.
5 лет Активно использует речь при представлении
Неспособность к пантомиме. Нет темы, распределении ролей и разыгрывании социодраматических игр. драмы.
Примечание. Таблица данных развития детей с РДА не может рассматриваться слишком буквально. Во-первых, ранние стадии аутизма полностью не изучены. Во-вторых, очень важны индивидуальные особенности.
68


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Дифференциальная диагностика аутизма от сходных заболеваний (умственной отсталости, шизофрении, депривации и депрессии)
РДА
Умственная отсталость
Шизофрения
Депривация
и депрессия
Развитие
Чрезвычайно большие отличия в
При умственной отсталости
По мере течения заболевания
Общее развитие продолжает уровне интеллектуального развития: аутистическая симптоматика не психика ребѐнка всѐ более замедляться.
познавательной

Отставание
является центральной в разлаживается, более отчѐтливо
Ядро депривационного
сферы
Проявляется в интеллектуальной клинической картине, а сопутствует проявляется диссоциация всех симптомокомплекса составляет пассивности, отсутствии, либо интеллектуальному недоразвитию. психических процессов, и прежде задержка психофизического значительном отставании
Страдает произвольность внимания всего мышления. развития, отдельные стороны формирования речи, трудностях и памяти, сравнение и обобщение В фазе острой шизофрении внимание которого (соматофизическая, сосредоточения и резкой поверхностны, мышление наглядно, функционирует короткое время. Как психическая, личностная) могут пресыщаемости внимания, инертно, примитивно и только усиленная стимуляция наслаиваться друг на друга, что нарушениях целенаправленности и стереотипно. Дети не переносят прекращается, так сразу происходит придает ему характер произвольной деятельности, изученное по аналогии. остановка в выполнении задания, а
«мозаичности». одинаковой актуальности внимание приобретает блуждающий Отмечается искажение временных впечатлений настоящего характер. интеллектуального развития - от и прошлого.
Восприятие отличается лѐгких парциальных форм до

Парциальное ускорение
фрагментарностью, изображенное тотальных проявлений
Характерно раннее развитие речи, воспринимается односторонне, интеллектуальной фантазии и сверхценные интересы с субъективностью, часто недостаточности. накоплением знаний в отдельных, случайностью. достаточно отвлеченных областях,
Характерно: любовь к слушанию чтения;
- одновременное возникновение сложность сюжета игры. Интерес к мыслей, при этом каждый ряд знаку (букве, цифре, мыслей способен существовать географической карте), форме, отдельно; цвету при игнорировании
- угасание мыслей в разговоре; функциональных свойств предмета.
- невозможность отогнать мысли, по
Преобладание интереса к причине их изобилия; изображаемому предмету над
- амбивалентность реальным. Необычная
(противоречивость) суждений; пространственная и слуховая
- отсутствие единой линии память. понимания, подход к проблеме с

Распад
разных позиций;
Ему обычно предшествует период
- неуверенность в том, что говорят, а ускоренного интеллектуального и также делают; речевого развития с необычной
- сложности при необходимости выразительностью лица, отвечать на вопросы;
«осмысленным» взглядом. Распад
- трудности при обобщении; речи, познавательной деятельности,
- разорванность и бессвязность


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник навыков поведения чаще возникает мышления; на втором году жизни.
- внедрение без смысла слов; нарушение высших интеллектуальных процессов, обеднение психики, ослабление ее гибкости;
- повторение мыслей, автоматизм мышления.
Развитие
Нарушение эмоционально-волевой У умственно отсталых детей в
По мере течения заболевания
Патологические состояния могут сферы является ведущим признаком меньшей степени нарушено или не нарастают изменения личности по сопровождаться депрессивными
эмоционально-
при синдроме РДА. нарушено совсем эмоциональное типу аутизма и эмоционального синдромами (анаклитической
волевой сферы
Отсутствие ясных интересов и отношение к одушевлѐнным и снижения и нарушения психической депрессией), проявляющимися адекватных эмоциональных реакций неодушевлѐнным предметам активности. Характерно притупление плаксивостью, на ситуацию, целенаправленной окружающего мира. эмоций - голос и выражение лица не раздражительностью, деятельности. Неспособность к
Общая вялость, бедность эмоций, меняются в ситуациях, безучастностью, уходом в себя. В самостоятельному психическому неразвитость ориентировочно- предполагающих эмоциональный таком состоянии ребѐнок может напряжению. Отсутствие исследовательской деятельности. отклик. Нарастает стереотипность в страдать бессонницей, эмоциональной дифференциации
Для умственно отсталых детей поведении, возникают своеобразные отказываться от пищи и быть отношения к одушевлѐнным и характерны низкий уровень бредоподобные деперсонализации, подверженным простудным и неодушевлѐнным предметам (при осознанности мотивов, когда ребѐнок перевоплощается в инфекционным заболеваниям. наличии дифференциального неустойчивость ведущих мотивов, образы своих сверхценных фантазий Через три месяца после отлучения отношения предпочтение отдаѐтся объясняющаяся сильной и увлечений, возникает младенца от матери у него может неодушевлѐнным предметам). зависимостью мотива от ситуации. патологическое фантазирование; наступить такое состояние, которое
Холодность и безразличие к утеря навыков самообслуживания. характеризуется «окоченелостью» близким, не проявляют
Наблюдается необоснованная тревога и невосприимчивостью привязанность. Повышенная и страхи, которые выходят за рамки посторонних людей. ранимость и чувствительность к нормальных детских страхов.
Характерны эмоциональные тону, громкости голоса.
Проявляется экстремальная расстройства, включая атипические
Внутренний мир заполнен страхами капризность - перепады настроения, депрессивные состояния и стойкие и фантазиями: не спровоцированные видимыми изменения эмоционально- самые обычные вещи внешними факторами. личностного реагирования воспринимаются как несущие
- отсутствие эмоционального
(обеднѐнность реакций, вредоносное воздействие. Страхи контакта и потеря чувства симпатии, неспособность к эмпатии, ригидные, сохраняются годами. Во равнодушие, отсутствие радости; уплощенность чувств); многом страхи определяют нелепое
- смешивание чувства радости и
• волевые нарушения - от лѐгких поведение ритуального характера. печали, переживания по поводу форм повышенной внушаемости и
Характерной чертой является неудач в школе; конформности до снижения сильнейшая психическая
- появление грубости, бестактных волевой активности, слабости и пресыщаемость. поступков; истощаемости побудительных
- большой эгоцентризм, любовь к мотивов; себе, отсутствие привязанности к
• невротические реакции в виде родным; двигательной стереотипии и
70


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
- любовь к дальнему и одновременно привычных «патологических» отвращение к близкому; действий.
- негативизм, противодействие тому, что требуют взрослые;
- ослабление воли и нежелание жить, что-либо делать;
- недоверие к себе, медлительность, бесцельность;
- сосредоточение лишь на коротком временном отрезке.
Часто в подростковом возрасте наблюдаются ипохондрические переживания, а также идеи преследования, воздействия и отравления. Среди галлюцинаций преобладают слуховые, в то время как в детском возрасте чаще встречаются зрительные галлюцинации.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21

Развитие речи и
Характерно своеобразное развитие Симптомы поначалу сходны с ОНР; Нарушения речи могут проявляться в У детей тоже может нарушаться речи: отсутствие еѐ прямого тотальное недоразвитие речи, изменении речи, в ускоренном способность к контакту,
общения
социального назначения, бедный словарь, однако на речевом потоке, тенденции к проявляющаяся чаще в форме информативной роли и в наличии примитивном уровне к 6-7 годам персеверациям, речевым депрессивной симптоматики. эхолалий и персевераций. путѐм подражания дети овладевают стереотипам, эхолалии или
Иногда отсутствует дистанция в
Ребѐнок с РДА может иметь и простыми грамматическими фонографизме (повторении вопросов, поведении, но нет типичных формально хорошо развитую речь с стереотипами, затем темп речевого задаваемых пациенту). При ранней симптомов детского аутизма. большим словарным запасом, развития ускоряется и на первый манифестации детской шизофрении Тяжѐлые депрессивные развѐрнутой «взрослой» фразой. план выходит бедность мышления. отграничение речевых расстройств от расстройства, как правило,
Однако такая речь носит характер Формирование мотивации общения, аутистической речи может проявляются симптомами штампованности, «попугайности», в особенности речевого, у представлять сложности. Часто аутистического характера,
«фотографичности». Ребѐнок не умственно отсталых детей наблюдаются неологизмы и характеризующимися уходом в задаѐт вопросов и может не отвечать сопровождается большими использование общеупотребляемых себя и стереотипными движениями на обращѐнную к нему речь, может трудностями. В младенческом слов в ином значении. типа раскачивания. увлеченно декламировать одни и те возрасте дети позже, чем в норме, Регрессы в развитии речи; наличие
Отмечаются нарушения общения - же стихи, но не использовать речь вступают в контакт с матерью. При собственного мира, уход от от лѐгких форм тормозимости до даже в самых необходимых случаях, этом контакт отличается сниженной контактов); наличие аутистических выраженного т.е. имеет место избегание речевого эмоциональной насыщенностью. У фантазий, которые часто путают с псевдоаутистического поведения. взаимодействия. таких детей слабо выражено бредовыми.