Файл: Сборник психологопедагогическое сопровождение детей с овз в таблицах и алгоритмах г. Надым, 2017г. 43.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 472
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
При обследовании грамматического строя речи особое внимание следует уделить выявлению навыка словообразования. Основными видами заданий здесь являются:
образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стульчик, ложечка, глазки и т.п.);
образование прилагательных от существительных (стакан из стекла – стеклянный и т.п.);
образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе (у белки - бельчонок, бельчата; у лошади - жеребѐнок, жеребята);
образование глаголов с помощью приставок.
Изучение звукопроизносительной стороны речи,которое необходимо начинать с обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов.
С этой целью подбираются слова с разным количеством и типом слогов: слова со стечением согласных в начале, середине и конце слова. При произнесении данных слов предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние картинок.
Основные виды заданий для выяснения степени владения слоговой структурой слова:
повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности (ѐлка, паук, стол, шкаф, пушка, бабушка, карандаш, мотоцикл, телевизор, велосипед, аквариум и т.д.);
самостоятельное называние картинок, специально подобранных логопедом. Слова при этом варьируются в зависимости от звуконаполняемости (смородина, поросенок, стрекоза, учительница, жеребенок, ящерица, пирамида);
повторение предложений, включающих в себя заданное слово, трудное по слоговой структуре
(«Библиотекарь выдаѐт книги», «Водопроводчик чинит водопровод»).
При грубом нарушении слоговой структуры и звуконаполняемости необходимо предложить ряд слогов на переключение:
из разных гласных и согласных звуков (тамоку);
из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (мабата);
из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (какоку);
из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным ударением (па-папа, папа-па);
а также отстучать ритмический рисунок слова: // /// /// //.
Обследование звукопроизношения
Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях.
Проверяются следующие группы звуков:
- гласные: А, О, У, Э, И, Ы;
- свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;
- сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, MЬ, H, НЬ;
- глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В в твѐрдом и мягком звучании: П'-Б', Т'-Д', К'-Г',
Ф'-В';
- мягкие звуки в сочетании с разными гласными: ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).
Для исследования произношения звуков в словах используется набор специальных предметных картинок. Ребѐнку предъявляются для называния картинки с изображением предметов, в названиях которых исследуемый звук находится в разных позициях - в начале, конце, середине и в стечении согласных.
Далее проверяется, насколько правильно ребѐнок произносит проверяемые звуки в речевом потоке. Для этого следует предложить произнести подряд несколько фраз, в которых бы возможно часто повторялся исследуемый звук.
При обследовании фонематического восприятия исследуется,как ребѐнок различает на слух отдельные звуки. Проверяется различение всех коррелирующих фонем из групп:
- свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за, са-ца, са-ча и т.д.);
- звонких и глухих (та-да, па-ба, га-ка и т.д.); - сонорных (ра- ла, ри-ли и т.д.); - мягких и твѐрдых (са-ся, ла-ля и т.д.).
Основным приѐмом при этом является повторение вслед за логопедом различных оппозиционных слогов типа са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и т.д. Если у ребѐнка нарушено произношение некоторых звуков, то ему предлагается ответить каким-либо действием (поднять руку, хлопнуть в ладоши), если он услышит заранее оговоренный слог в ряду слогов, содержащих оппозиционные звуки.
При изучении фонематического восприятия выявляется также способность различать слова, близкие по звучанию: жук-сук-лук; том-дом-ком; мишка-миска; коза-коса; день-тень-пень. С этой целью ребѐнку предлагается выбрать нужную картинку либо объяснить смысл каждого из парных слов, содержащих смешиваемые звуки.
35
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Особенности высших психических функций при задержках психического развития [10]
Вид ЗПР
Психическая
Особенности психической функции
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 21
Механизмы нарушения
функция
психической функции
ЗПР
Относительная сформированность психических
конституционального процессов, но замедленный темп их
происхождения
становления
Восприятие
Недостаток формирования динамических
Незрелость эмоционально- характеристик восприятия волевой сферы, недостаток личностной организации: недостаточная целенаправленность, повышенная эмоциональность детей
Внимание
Внимание неустойчивое, либо отмечается его Снижение объѐма памяти патологическая инертность, застревание. и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности
Память
Отмечается парциальная недостаточность
Замедленность протекания зрительной и слуховой памяти: суженный всех психических объѐм, недостаточная продуктивность процессов обусловлена произвольной памяти, точность и устойчивость наследственной запоминания. парциальной недостаточностью
Мышление
Недостаточный уровень сформированности отдельных модально- мыслительных операций, трудности анализа специфических функций пространственных отношений.
(праксис, гнозис, зрительная и слуховая
Грубых нарушений познавательной сферы не память, речь), которые отмечается. лежат в основе формирования сложных межанализаторных навыков
ЗПР соматогенного
Сформированность психических процессов.
происхождения
Внимание
У многих детей наблюдается повышенная
Недостаток концентрации истощаемость произвольного внимания. внимания как следствие
Дети бывают крайне рассеяны, часто утомления ЦНС. отвлекаются, не способны сосредоточенно
Колебания внимания слушать или работать более 5-10 мин. отражают незрелость нервной системы.
Восприятие
Восприятие характеризуется замедленностью. Снижение умственной
Детям необходим более длительный период для работоспособности приѐма и переработки информации. сопряжено с постоянными астеническими
Память
Снижение объѐма памяти в зрительной и состояниями, связанными слуховой модальностях, повышенная с длительными истощаемость. соматическими недугами
Мышление
Отмечается повышенная истощаемость мышления. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций.
36
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
ЗПР психогенного
При сохранности психических процессов
происхождения
выраженное снижение мотивации учебной деятельности.
Возможна «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов.
Восприятие
Ослабленное внимание к вербальной
Снижение продуктивности
(словесной) информации. Даже во время интеллектуальной увлекательного, интересного, эмоционального деятельности в связи с рассказа такие дети начинают зевать, патологическим развитием отвлекаться на посторонние дела, теряют нить личности повествования.
Внимание
Внимание ослабленное, неустойчивое, отвлекаемое
Память
Отмечается ослабленность памяти.
Недостаточно сформировано умение использовать вспомогательные средства для запоминания.
Мышление
Пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения
ЗПР церебрально-
Недоразвитие психических процессов и
органического генеза
функций
Память
Снижение объѐма памяти и скорости
Нередко наблюдается и запоминания. Непроизвольное запоминание недостаточная менее продуктивно, чем в норме. сформированность
Механизм памяти характеризуется снижением отдельных корковых или продуктивности первых попыток запоминания, подкорковых функций: но время, необходимое для полного заучивания, слухового, зрительного близко к норме. восприятия,
Преобладание наглядной памяти над словесной, пространственного
Снижение произвольной памяти. синтеза, моторной и
Нарушение механической памяти. сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти.
Внимание
Низкая концентрация внимания: неспособность Оказывают влияние ребѐнка сосредоточиться на задании, на какой- имеющиеся у ребѐнка либо деятельности, быстрая отвлекаемость. астенические явления.
Отмечаются колебания внимания, большое
Несформированность количество отвлечений, быстрая истощаемость механизма произвольности и утомляемость. у детей.
Низкий уровень устойчивости внимания. Дети Несформированность не могут длительно заниматься одной и той же мотивации, ребенок деятельностью. проявляет хорошую
Более сильно нарушено произвольное концентрацию внимания, внимание. когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации - нарушение интереса.
Восприятие
Недоразвитие ориентировочно-
Нарушена интегративная исследовательской деятельности в первые годы деятельность коры жизни и, как следствие, ребенок недополучает головного мозга, больших полноценного практического опыта, полушарий и, как необходимого для развития восприятия. следствие, нарушена
Особенности восприятия:
координированная работа
37
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности.
Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.
Замедленность восприятия и переработки информации.
Низкий уровень аналитического восприятия.
Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер - зрительное восприятие, зрительно- моторная координация.
Мышление
Несформированность познавательной, поисковой мотивации.
Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей). Ребѐнок выполняет задачу не полностью, а еѐ более простую часть.
Дети не заинтересованы в результате выполнения задания.
Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач: дети начинают действовать сразу, с ходу.
Дети заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания.
Ребѐнок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок.
Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объѐме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей).
Дети решают задачу на интуитивном уровне
(ребѐнок правильно даѐт ответ, но объяснить его не может).
Стереотипность мышления, его шаблонность различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
Нарушения интеллектуальной деятельности обусловлены остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие мозговых инфекций и травм.
На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребѐнок); уровень развития речи; уровень сформированности механизмов произвольности
(регуляторных механизмов).
38
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Рекомендации для родителей по воспитанию ребѐнка
с задержкой психического развития
Не следует на ребѐнка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать его, контролировать каждое действие ребѐнка.
Не предъявляйте завышенные требования к ребѐнку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечѐт за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но может спровоцировать агрессию, срывы в поведении и настроении.
Чтобы сохранить работоспособность ребѐнка, внимательно отнеситесь к чередованию труда и отдыха. Перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.
Самооценка ребѐнка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребѐнок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта и защищѐнности.
В отношениях между взрослыми и детьми должно быть полное доверие и взаимопонимание.
Контроль нужно осуществлять ненавязчиво, без лишних крайностей и категорических форм.
Все устные указания подкрепляются зрительной стимуляцией.
Следует помнить, что отклонения в поведении ребѐнка неумышленные, поэтому надо стараться избегать наказания.
В семье должен быть создан нормальный психологический микроклимат. Желательно проведение совместного досуга. Ребѐнок не должен чувствовать себя обделенным вниманием.
Не допускайте при нѐм семейные ссоры.
Большую роль играет установление твѐрдого распорядка. При выполнении заданий нужно следить, чтобы ребѐнок как можно меньше переутомлялся. Чрезмерное переутомление снижает самоконтроль и увеличивает гиперактивность.
Необходимо изучить специальную литературу по вопросу воспитания ребѐнка с ЗПР, найти единомышленников - таких же неравнодушных родителей таких же проблемных детей - поддержка вам просто необходима!
Работайте с ребѐнком в соответствии с рекомендациями специалистов. Перестаньте его опекать, предоставляйте больше самостоятельности, но под контролем.
Время занятий (15-20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребѐнка, помогает усвоению учебного материала.
Занятия должны быть регулярными и носить занимательный характер
Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад.
Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
Будьте терпеливы с ребѐнком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
Постоянно общайтесь с ребѐнком, разговаривайте с ним, давайте возможность отвечать на простые вопросы, которые требуют размышления, вдумчивости.
Задержка психического развития - не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. В основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретѐнная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому необходимо обследование такого ребѐнка врачом- психоневрологом: он поможет выявить признаки органического повреждения мозга и подобрать соответствующие медикаментозные препараты, скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребѐнка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.
39