Файл: Сборник психологопедагогическое сопровождение детей с овз в таблицах и алгоритмах г. Надым, 2017г. 43.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 473
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
Приѐмы и материалы для коррекции личности и межличностных отношений детей с ЗПР на
коррекционно-развивающих занятиях [8]
Дети с отклонениями в развитии при поступлении в ДОУ с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если нормально развивающийся дошкольник прекрасно действует по образцу или по элементарной словесной инструкции, то проблемные дети должны учиться этому.
Ребѐнок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребѐнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребѐнка. Сотрудничество заключается в том, что взрослый стремится передать свой опыт ребѐнку, а тот хочет и может его усвоить.
Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, к ним можно отнести:
▪ совместные действия взрослого и ребѐнка;
▪ употребление выразительных жестов, особенно указательного (жестовая инструкция);
▪ подражание действиям взрослого;
▪ действия по образцу.
Детям с ЗПР свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающим, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребѐнка в раннем возрасте часто совсем не возникает.
Главными задачами коррекционной работы с проблемными детьми являются,во-первых,
формирование у них эмоционального контакта со взрослыми, во-вторых, обучение ребѐнка способам усвоения общественного опыта.
Эмоциональное общение взрослого и ребѐнка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Нормально развивающийся ребѐнок очень рано совершает действия по словесной инструкции, но первые инструкции даются в привычной для ребенка ситуации и чаще всего сопровождаются соответствующими действиями или жестами взрослого (то есть развивается ситуативное понимание речи).
У детей с ЗПР без специальной коррекционной работы очень часто ситуативное понимание речи сохраняется до конца дошкольного возраста. Поэтому следующая задача - научить ребѐнка
выделять элементарную инструкцию из ситуации (то есть научить ребѐнка понимать речевую илисловесную инструкцию). Это происходит через обучение ребѐнка дидактическим играм
(например, «Ладушки», «Догонялки»).
Первоначальная работа по созданию эмоционального общения со взрослым должна осуществляться индивидуально. На этом этапе можно обучить ребѐнка не только слушать, но и слышать - понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания.
Желательно на этом этапе также выработать совместно с ребѐнком систему поощрений и лишения привилегий, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе.
Следующий этап – вовлечение ребѐнка в групповые виды деятельности (во взаимодействие со сверстниками) – тоже должен происходить постепенно. Сначала желательно создавать малые подгруппы (2-4 человека), и только после этого детей можно объединять в общегрупповые игры или занятия. В случае несоблюдения данной последовательности ребѐнок может либо перевозбудиться, либо, наоборот, замкнуться, а это его приведѐт, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания.
Все занятия проходят в занимательной для ребѐнка форме. Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение (словесное), за плохое лишается привилегий или удовольствия.
Далее с детьми отрабатываются навыки владения собой в незнакомых и травмирующих ситуациях.
Дети с ЗПР, оказавшись в незнакомой или в непредвиденной жизненной ситуации, вряд ли будут вести себя адекватно. В любой момент такой ребѐнок может растеряться и забыть всѐ, чему
40
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник его научили. Именно поэтому необходимой частью работы является отработка навыка поведения в конкретных ситуациях.
Наиболее широкими возможностями для работы в этом направлении обладает ролевая игра.
Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребѐнок осознает и конкретизирует свой страх. А используя приѐм доведения игровой ситуации до абсурда, педагог-психолог помогает ребѐнку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как к чему-то не очень значимому.
Исполняя роли сильных героев, ребѐнок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) умеет справляться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребѐнком то, как он может использовать полученный в игре опыт для решения жизненных ситуаций.
Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать трудные случаи из жизни каждого ребѐнка: например, если ребѐнок боится отвечать на вопросы воспитателя, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию. При этом нужно обратить внимание ребѐнка на то, что происходит с ним в каждый определѐнный момент и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения «Я справлюсь», приѐмы саморегуляции: поочерѐдное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление их).
В работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста наиболее эффективно использование игр с мягкими игрушками и куклами. Выбор кукол и игрушек осуществляется исходя из индивидуальных пристрастий ребѐнка. Он сам должен выбрать смелую или трусливую, добрую или злую куклу.
Роли следует распределять так: сначала за злую и трусливую игрушку говорит взрослый, а за смелую и добрую - ребѐнок. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребѐнку посмотреть на ситуацию с различных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных чувств. Если ребѐнок испытывает беспокойство при общении со взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребѐнка, а кукла ребѐнка будет отвечать за взрослого.
Для коррекции личности и межличностных отношений дошкольников огромное значение имеет игра, занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – всѐ это становится «кирпичиками», из которых складывается личность человека.
Предпочтительной формой проведения психокоррекционной деятельности с детьми является тренинг.
Целевым ориентиром тренинговых занятий с дошкольниками выступает обеспечение оптимального уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности дошкольников как значимое условие успешной адаптации ребѐнка в социуме.
Достижение поставленной цели может решаться через ряд задач:
1. Развитие у детей доброжелательного поведения, навыков взаимодействия, сотрудничества, умения слушать и слышать других людей.
2. Введение в мир человеческих эмоций: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Расширение словарного запаса в области чувств и эмоций.
3. Разрядка эмоционального и мышечного напряжения.
4. Формирование важнейших возрастных личностных новообразований: обучение положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, формирование потребности в саморазвитии.
В цикл психологических практических занятий могут входить специально подобранные игры и упражнения коррекционной направленности, воздействующие на эмоциональную, коммуникативную, личностную, волевую и психофизиологическую сферы.
41
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 21
Примерное содержание курса тренинговых занятий с детьми с ЗПР
Блок
Включает в себя знакомство с Игры по развитию эмоциональной сферы детей:
«Эмоциональная
некоторыми базовыми эмоциями «Кубик эмоций», «Контрасты», «Изобрази
сфера»
(радость, грусть, удивление, страх, эмоцию»,«Азбуканастроения»,«Школа обида, спокойствие, гнев), обучение улыбок», «Подари улыбку», «Заколдованный распознаванию и произвольному ребѐнок», «На что похоже моѐ имя», «Если бы проявлению чувств, развитие ты превратился в животное, то в какое?», способности определять и выражать «Угадай, что я хочу тебе сказать!», «Запомни своѐ эмоциональное состояние моѐ лицо», Фотограф», «Закончи предложение» приемлемыми способами, установление («Я радуюсь, когда..», «Я волнуюсь, когда…», взаимосвязи черт характера и «Я плачу, когда…», «Угадай моѐ настроение», личностных качеств с эмоциональными
«Поезд эмоций», «Моѐ настроение», «Лекарство проявлениями, развитие эмоционально от грусти», «На что похоже радостное (грустное) положительного отношения к своему настроение?».Припроведенииразминки имени, обучение способам изменения осуществляется тренинг эмоций посредством своего эмоционального состояния и упражнений «Девочка улыбнулась – девочка эмоционального состояния другого загрустила», «Поссорились
– помирились», человека, формирование позитивного «Улыбнулись - нахмурились», «Испуганный эмоционального отношения к самому зайка – сердитый волк», «Разозлились – себе, к членам своей семьи, к своим одумались», «Нахмурить брови, оскалить зубы, друзьям. наморщить нос»,
«Поговорить, попеть, покричать, как рассерженный волк», «Зарядка длялица»,«Улыбнись,каксолнышко, нахмурься как тучка», «Произнеси своѐ имя с разной интонацией»,
«Заупрямились
– успокоились», «Мимическая гимнастика» и другие.
Основные базовые эмоции отрабатываются в рисовании на темы: «Весѐлые мячики», «Сделай рисунок радостным», «Радостные и грустные фрукты»,
«Воздушные шарики»,
«Моѐ настроение», «Рисуем радость», «Волшебные цветы», «Грустный ребѐнок», «Нарисуй детям лица, чтобы они не были похожи друг на друга»,
«Графическая музыка», «Удивлѐнный человек»,
«Поезд эмоций»,
«Хорошее настроение»,
«Радостные и грустные человечки», «Люди улыбаются», Настроение моего друга», «Дерево радости», «Моѐ настроение в цвете». Для проигрывания разных эмоциональных состояний в занятия включаются этюды («Встреча с другом»,
«Котята»,
«Грустная мама»,
«Фокусник», «Кто съел варенье?», Разбитая ваза», «Злой ребѐнок», «Золушка», «Брезгливый ребѐнок», «Новая игрушка».
Блок
Охватывает работу, направленную на Игры по формированию
коммуникативных
«Коммуникативная
формирование позитивной мотивации навыков: «Встаньте все,кто...»,«Тух-тиби-дух»,
сфера»
общения, обучение элементарным «Бумажные мячики», «Доброе животное», правилам общения, развитие умения
«Кричалки–шепталки-молчалки»,«Чеммы учитывать эмоциональное состояния похожи», «Эхо», «Кто тебя позвал, узнай», другого человека в процессе общения, «Комплименты», «Похвали соседа», «Зеркало», формирование навыков уверенного «Королева сказала», «Люблю - не люблю», поведения, регулирование поведения и «Королева на цыпочках», «У птички болит характера, знакомство со способами крылышко», «Угадай, кто до тебя дотронулся», вербального и невербального общения, «Заяц-Хваста», «Цветы на полянке», «Рассмеши знакомство со способами разрешения ребѐнка»,
«Бумажные мячики»,
«Будь конфликтных ситуаций, формирование внимательным!»,
«Волшебные очки», чувства принадлежности к группе;
«Аплодисменты», «Волшебники», «Обезьянки», коррекцию поведенческих реакций «Цыганка», «Дотронься до...», «Гусеница»,
(тревожность, агрессивность, «Смена ритмов», «Жужа», «Зайки и слоники», гиперактивность).
«Волшебный стул», «Обзывалки», «Два барана»,
42
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник
У детей формируются представления о
«Попроси игрушку» - вербальный вариант, нравственных нормах отношений с «Попроси игрушку» - невербальный вариант, окружающими: доброжелательности, «Менялки», «Прогулка с компасом», «Зайчики», честности, правдивости, отзывчивости,
«Я вижу...»,
«Толкалки», «Рубка дров», справедливости, воспитывается «Головомяч»,
«Аэробус», «Морские волны», элементарная культура общения, умение «Ловим комаров», «Найди отличие», «Ласковые приветливо разговаривать друг с другом, лапки», «Разговор с руками», «Говори!», внимательно слушать собеседника, «Менялки игрушек», «Говорящие рисунки» и др. вежливо отвечать на его вопрос, просьбу и т.п.
Здесь же детям даѐтся представление о существовании и значении индивидуальных особенностей других людей, развивается умение проявлять заботу и внимание в отношениях друг с другом, происходит обучение элементам ролевого поведения.
Блок
Решает задачи по формированию Ведущая роль при воздействии на личностную
«Личностная сфера»
личностных позитивных качеств, сферу ребѐнка отводится беседам по теме ознакомлению с некоторыми чертами занятия («Что такое дружба?», «Каким должен характера (доброта, злость, жадность, быть настоящий друг?», «Какие бывают лень, трудолюбие, храбрость, хитрость, привычки», «Что такое хорошо и что такое грубость, обидчивость, робость, плохо?», «Расскажи о себе», «Что я умею делать хвастовство, честность, справедливость, хорошо», «Наши отношения», «С каким упрямство), развитию децентрации человеком приятно общаться?» и другие.
(преодолению эгоцентризма), формированию адекватной самооценки, обучению элементам самонаблюдения, оказанию детям помощи в осознании своей роли в семье, своих личностных переживаний в конфликтных ситуациях.
Блок
Объединяет задачи по формированию Тренаж эмоционально-волевой сферы психики у
«Волевая сфера»
произвольного поведения через дошкольников осуществляется с помощью игр обучение способам выражения своих «Пожалуйста!», «Делай, как я», «Кричалки- эмоций и через работу с телом, по шепталки-молчалки»,
«Королева сказала», развитию умения действовать по «Светофор», «Земля, вода, воздух, огонь», «Раз, правилам, формированию два, три, начни!», «Жужа», «Царевна-Несмеяна», саморегуляции в процессе освоения «Делайте, что я говорю», «Большие пальцы способов общения, анализа своего вверх, шепчем все вместе» и другие. характера и поступков и в конфликтных ситуациях.
Блок
Содержит задачи, направленные на Упражнения для релаксации:«Путешествие в
«Психофизиологичес
развитие мимической выразительности, волшебный лес», «Порхание бабочки», «Огонь и
кая сфера»
обучение приѐмам саморасслабления лѐд», «Тихое озеро», «Полѐт высоко в небе», для сброса психоэмоционального «Плывѐм в облаках»,
«Отдых на море», напряжения, развитие умения управлять
«Радуга», «Воздушный шарик», «Хорошее своим дыханием, обучение различным настроение»,
«Поза покоя»,
«Кулачки», техникам дыхания, приѐмам релаксации. «Олени», «Загораем», «Штанга»,
«Кораблик»,
Сюда же включается работа по
«Шарик», «Любопытная Варвара», «Росток», снижению психомоторного напряжения, «Потянулись – сломались», «Раскачивающееся преодолению двигательного дерево»,
«Парусник», «Надуваем шарик», автоматизма, созданию возможностей «Солнечный зайчик», «Осенние листья», «Задуй для самовыражения. свечу», «Ленивая кошечка», «Озорные щѐчки»,
«Злюка успокоилась»,
«Лимон»,
«Пара»,
«Вибрация», «Палуба»,
«Лошадки», «Слон»,
«Снежная баба»,«Птички»,
«Бубенчик»,
«Летний денѐк»,
«Замедленное движение»,
«Драка», «Корабль и ветер», «Дудочка»,
«Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Винт», «Насос и мяч».
43