Файл: Занятие для обучающихся 89 классов по теме день конституции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 декабря 2022 г.
Методические рекомендации
8-9 классы.
ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ.

2
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»
Цель: сформировать у обучающихся представление о Конституции
Российской Федерации как об Основном законе страны, содержащем основополагающие юридические нормы, на которых основана российская государственность, строятся отношения между властью, обществом и личностью; о соблюдении прав и выполнении обязанностей каждым гражданином вне зависимости от его социального положения.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности
Российской
Федерации, п.
25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&range
Size=1).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, включает в себя анализ визуальной и текстовой информации.
Комплект материалов:
– сценарий,
– методические рекомендации,
– видеоролик,
– интерактивные задания.
Часть 1. Мотивационная: введение в тему.
Занятие начинается со вступительного слова учителя. Учитель обозначает тему занятия, проводит краткую беседу со школьниками, что поможет почувствовать каждому школьнику включённость в занятие. Далее учитель предлагает посмотреть видеоролик о главном законе страны.
По окончании просмотра учитель продолжает беседу со школьниками, обсуждая с ними права и обязанности любого гражданина России.
Часть 2. Основная.
Основную часть занятия учитель начинает с небольшой исторической справки. Конституция Российской Федерации — это не простой набор

3 формально закреплённых правил. Конституция любой страны является одновременно национальной ценностью и общечеловеческим достоянием, поскольку реализует на практике приверженность главным демократическим принципам, основанным на приоритете прав человека, которые стали гуманистической основой развития современной цивилизации. Важно показать историчность и преемственность принципа конституционализма, его общечеловеческое значение. Следует обратить внимание и на то, что одна из основных задач Конституции состоит в гармонизации этих общечеловеческих принципов, с одной стороны, национальной и гражданской идентичности — с другой, подчеркнув, что это особенно важно для многонациональной России, сохранение единства которой наша общая задача и обязанность. Вопросы учителя о правах и обязанностях гражданина Российской Федерации, закреплённых в Конституции России, о необходимости внесения поправок в
Конституцию в связи с изменениями в жизни российского общества подводят ребят к пониманию того, что Конституция реализует многовековую идею, поддерживаемую лучшими умами человечества, состоящую в том, что все действия человека и общества должны строиться на принципах гуманизма и справедливого закона, защищающего права и интересы каждого, высшая юридическая сила закреплённых в ней положений способствует единению российского народа, сохранению его истории, защищает территориальную целостность государства.
Занятие продолжается интерактивным заданием №1, цель которого состоит как в закреплении полученной информации, так и в актуализации новой информации. Учитель при необходимости комментирует правильные ответы.
Задание предполагает соотнесение статей Конституции России, закрепляющих право на образование, право на бесплатную медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду с жизненными ситуациями. Выполняя познавательное задание с использованием фотографий, обучающиеся обращаются к статьям Конституции и отвечают на три вопроса.
Далее учитель предлагает обсудить несколько ситуаций и ответить на вопрос, какие из них относятся к правам, а какие к обязанностям гражданина.
Затем можно предложить обучающимся принять участие в выполнении интерактивного задания №2. Вопросы викторины взяты из всероссийского теста на знание Конституции Российской Федерации. Ежегодно 12 декабря в честь Дня
Конституции проходит тест (см. дополнительные материалы), в котором могут принять участие все желающие.
Педагог делит обучающихся на 2 либо 4 команды. Команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ присваивается один балл.


4
Если команда дала верный ответ, то он подсвечивается зеленым цветом и появляется выдержка из конкретной статьи Конституции Российской
Федерации, подтверждающая ответ.
Если команда дала не верный ответ, то он подсвечивается красным цветом, при этом есть возможность посмотреть с обучающимися верный вариант ответа.

5
Часть 3. Заключение.
Учитель подводит итоги занятия.
Используется форма работы «кластер». Учитель пишет слово
«Конституция», школьники в формате «мозгового штурма» называют понятия, которые связаны со словом – Конституция. Все названные слова учитель записывает на доске вокруг ключевого слова.
Учитель предлагает обучающимся дополнить фразу:
− я думаю, что Конституция России отражает особый путь развития нашей страны, так как…
− из услышанного сегодня мне больше всего запомнилось…
Главный вывод – Конституция Российской Федерации – самый главный закон страны. Существование нашего государства невозможно без нее.
Конституция защищает права граждан всех возрастов. Обязанность каждого гражданина страны – соблюдать ее положения.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
− тема занятия;
− ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
− основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,
− ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
− творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
− любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.