Файл: Реферат по дисциплине Уголовноисполнительное право.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раскроем понятия, которые составляют содержание ст. 48 УК РФ.

) К специальным относятся звания, которые присваиваются в соответствии с законодательством РФ гражданам, проходящим службу в правоохранительных органах, осуществляющих, как правило, властные функции: Министерство внутренних дел РФ (МВД России), Федеральная миграционная служба РФ (ФМС России), Государственная фельдъегерская служба РФ (ГФС России), Федеральная служба исполнения наказаний РФ (ФСИН России), Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России), Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Государственная противопожарная служба МЧС России.

Для членов казачьих общественных формирований, включенных в государственный реестр, не проходящих военную службу, согласно Указа Президента РФ от 24 апреля 1998 г. № 447 вводятся чины, относящиеся к специальным званиям.

Не относятся к специальным званиям ученые звания (например, старший научный сотрудник, доцент, профессор), ученые степени (кандидат наук, доктор наук), а также звания, носящие квалификационный характер, например, профессиональные квалификационные звания (токарь 3-го разряда, слесарь 4-го разряда и т.п.) и спортивные звания (кандидат в мастера спорта, мастер спорта и т.п.)

) Классные чины - это особые звания, присваиваемые государственным служащим, занимающим государственные должности, в соответствии с которыми определяются должностное положение и место в служебной иерархии работников, определенные права и обязанности этих лиц.

Гражданам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы присваиваются классные чины гражданской службы в соответствии с Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим».

Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 г. № 1554 установлено, что лицам, замещающим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданкой службы в Министерстве юстиции РФ, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной регистрационной службе, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при ВС РФ и управлениях (отделах) Судебного департамента при ВС РФ в субъектах РФ, квалификационным требованием к которым является юридическое образование, присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью классные чины юстиции.


В соответствии с ч. 11 ст. 11 ФЗ № 79-ФЗ от 27 июля 2007 г. (с изм., внесенными ФЗ от 17 декабря 2009 г. N 322-ФЗ) порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1371 для дипломатических работников устанавливаются дипломатические ранги.

Служащим органов прокуратуры в соответствии с законом РФ «О прокуратуре РФ» присваиваются классные чины от младшего юриста до действительного государственного советника юстиции.

) Воинскими являются звания, перечисленные в ст. 46 ФЗ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». Они подразделяются на войсковые и корабельные звания. Войсковые - от рядового до генерала армии, корабельные - от матроса до адмирала флота, в каждой группе по 19 воинских званий. Высшим воинским званием является Маршал РФ. К воинскому званию военнослужащего, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова: «юстиции» или «медицинской службы».

Высшие воинские и высшие специальные звания присваивает Президент России. Такими являются звания генералов, адмиралов, маршалов РФ, а также аналогичные специальные звания, например, действительный государственный советник юстиции, генерал-майор милиции и т.п. Остальные воинские и специальные звания присваиваются руководителями министерств и ведомств, а также нижестоящими должностными лицами.

Вопрос о лишении званий может решаться как в отношении лиц, состоящих на службе, так и ушедших в запас или отставку.

Следует иметь в виду, что в качестве меры наказания может быть применено только лишение воинского или специального звания, но не снижение в звании.

Государственные награды РФ определяются в Положении о государственных наградах, утвержденном Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442, как высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении. Охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

Государственными наградами РФ являются:

звание Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия РФ;

почетные звания РФ.

Положение о почетных званиях РФ утверждено Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341. Почетные звания РФ присваиваются Президентом РФ за особые заслуги, в целях поощрения граждан за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд. К числу таких званий относятся, например, звание народного артиста, заслуженного врача, заслуженного юриста, заслуженного деятеля науки и др.Поскольку РФ

является правопреемником СССР, следует признать, что звания, ордена и медали Советского Союза, присвоенные Президиумом Верховного Совета СССР либо Президентом СССР, также являются государственными наградами. Почетные звания могут также присваиваться соответствующими должностными лицами субъектов РФ.

Уголовное наказание в виде лишения государственных наград - это предусмотренное Конституцией России дополнительное наказание, которое является по своей сути видом государственного депоощрения, влекущее определенные ограничения как экономического, так и профессионального характера, сохраняющее свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости.

В настоящее время суд вправе самостоятельно по приговору лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственной награды, независимо от того, какой орган или какое должностное лицо присвоили это звание, чин или удостоили награды. Однако, как и раньше, рассматриваемая мера может применяться только при осуждении за тяжкое и особо тяжкое преступление.

Суд вправе лишить осужденного любой государственной награды, в том числе бывшего СССР. В связи с появлением комментируемой нормы, представляется утратил силу п. 17 Положения о государственных наградах, в соответствии с которым лишение наград может быть произведено только Президентом РФ по представлению суда, хотя в новейшей юридической литературе по-прежнему встречаются ссылки на данный нормативный акт без всяких оговорок.

Российский суд не вправе лишать осужденных наград, которыми они были награждены соответствующими органами иностранных государств, а также международными органами. Юрисдикция российских судов не может распространяться на такие награды. Естественно, что такое ограничение действует и в отношении наград, присвоенных какими-либо органами государств - бывших союзных республик, входивших в СССР. Это касается также званий, чинов и наград, присвоенных в этих республиках до распада СССР.

Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней и ученых званий. Ученая степень и ученое звание даются за научные заслуги. Их лишение возможно лишь, если будет установлено, что таких заслуг лицо не имеет, а ученая степень или ученое звание присвоено по ошибке. Суд не может судить о научных заслугах. Эта функция возложена на Высшую аттестационную комиссию, которая может лишить такой степени или звания за плагиат, то есть в случае, если будет установлено, что при подготовке диссертации лицо использовало без ссылки чужие труды.


Аналогичным образом должен решаться вопрос о лишении осужденного спортивных наград, призов и т.п. Такого рода награды присваиваются за конкретные успехи и достижения в спорте. Эти достижения не зависят от правопослушности поведения лица, соблюдения или несоблюдения им законов, в том числе и от совершения преступлений. Если будет установлено, что результаты соревнований показаны с нарушением установленных правил (например, применение запрещенных допинговых препаратов, подкуп участников соревнований и т.п.), в принципе может встать вопрос о дисквалификации спортсмена и лишении его наград или званий. Если такая информация будет получена при рассмотрении уголовного дела - суд может известить соответствующую спортивную инстанцию, которая будет оценивать нарушение и принимать решение по существу.

Другое дело, если речь идет о лишении лица почетного спортивного звания. Поскольку речь идет о почетном звании, суд вправе принять соответствующее решение.

Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственной награды возложено на суд, вынесший приговор.

О лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственной награды суд сообщает органу, присвоившему это звание, чин или награду, направляя копию приговора по вступлении его в законную силу. Уполномоченное должностное лицо органа, присвоившего звание, вносит соответствующие изменения в документы и принимает меры к лишению осужденного прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает суду. В отношении военнослужащих запаса копия приговора направляется также в военный комиссариат по месту его воинского учета.

При применении к условно осужденному в качестве дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград следует учитывать, что предусмотренное ст. 48 УК РФ наказание может быть назначено за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом в приговоре должно быть указано, почему невозможно сохранение подсудимому этих званий и наград при одновременном применении к нему условного осуждения.

Изменение вышестоящей судебной инстанцией квалификации содеянного виновным с тяжкого на менее тяжкое преступление влечет необходимость исключения из приговора указания о лишении осужденного специального звания или государственных наград.


К недостаткам содержания ст. 48 УК РФ следует отнести отсутствие указаний на сроки действия рассматриваемого вида наказания.

И так, по своей правовой природе рассматриваемый вид наказания не отличается от иных видов уголовных наказаний, но вместе с тем ему присущи определенные особенности, которые раскрываются выше.
2. Порядок исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
Порядок исполнения этого наказания в общих чертах регламентирован ст. 61 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. 1) Часть 3 ст. 16 УИК РФ определяет, что наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор.

Решение суда о применении того или иного наказания, в том числе и рассматриваемого нами, к подсудимому находит свое выражение в приговоре. Приговор при наступлении определенных условий вступает в законную силу и приобретает такие качества, как обязательность, неопровержимость, исключительность.

Исполнение уголовных наказания признается исключительной прерогативой (функцией) государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные государственные учреждения и органы. Для исполнения некоторых уголовных наказаний специальные государственные органы не создаются. Функция, исполнения наказания для них дополнительная. Исполнение наказаний в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград возложено на суды.

Сущность исполнения рассматриваемого вида наказания заключается в лишении осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград и к тому же оно связано с лишением осужденного прав и льгот, вытекающих из наличия у него названных регалий.

Исполнение любого уголовного наказания, в том числе и рассматриваемого нами, помимо норм уголовно-исполнительного законодательства, тесно связано со стадией уголовного процесса - "исполнение приговора". В ней реализуются те властные предписания суда, которые изложены во вступившем в законную силу приговоре. Содержание данной стадии составляет процессуальная деятельность суда по обращению приговора к исполнению и разрешению вопросов, возникающих в ходе его реального претворения в жизнь. Помимо того, в этой стадии суд в установленных законом пределах осуществляет контроль за правильным и своевременным исполнением приговоров и непосредственно реализует отдельные свои решения по: а) обращению приговора к исполнению; б) контролю за приведением приговора к исполнению; в) разрешению вопросов, связанных с приведением приговора в исполнение.