Файл: Форма правления. Особенности формы правления в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 472

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Отметим, что изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. На основании поправок к Конституции, вступивших в силу 31.12.2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий.

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ). Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата - Совет Федерации и нижняя палата - Государственная Дума, которые заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. ст. 94-109 Конституции РФ. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Так, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

В соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ избирается 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом, 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат); 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте Федерации и за пределами территории РФ.


Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Современная российская форма правления получила разную характеристику и оценку ученых-юристов. Однако, несмотря на некоторые разногласия в характеристике формы правления и ее признаков, большинство ученых признают, что российская форма правления характеризуется сосредоточением в руках Президента большого объема полномочий, поэтому ей присуща полупрезидентская форма республики [2, с. 166]. В Конституции РФ указано, что Президент принимает или отклоняет подачу в отставку Правительством, либо может на основе своего решения отправить Правительство в отставку. Президент назначает весь кабинет министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, и, в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, Президент имеет право распустить Государственную Думу. В том числе Государственная Дума может быть распущена в случае выражения вотума недоверия в адрес Правительства. Это не говорит о том, что президент в любом из случаев будет распускать Государственная Думу, он может согласиться с ней и отправить в отставку правительство. В свою очередь согласно с Конституцией, Государственная Дума не может быть распущена Президентом в следующих случаях [28, с. 5.]:

- в течение года после избрания Государственной Думы;

- с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

- в период действия на территории РФ военного положения;

- в период действия на территории РФ чрезвычайного положения;

- в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента.

Улучшение положения парламента в вопросе взаимоотношений с исполнительной властью произвели поправки к Конституции РФ от 30.12.2008 г., по которым Правительство РФ должно ежегодно отчитываться в результатах своей деятельности перед Государственной Думой, в т.ч. и по поставленным ею вопросам. Исходя из всего этого, можно сделать вывод о двойной ответственности Правительства перед парламентом и Президентом. Кроме того, несмотря на формальную отдаленность от исполнительной ветви власти, под подчинением Президента находятся одни из важнейших органов правительства, такие как Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности и т.д. [29, с. 6].



Таким образом, сопоставляя основные характерные черты полупрезидентской республики, а именно: выборность президента; существование поста главы правительства; исполнительная власть осуществляется президентом и правительством совместно, т.е. Президент осуществляет общее руководство правительством, а глава правительства непосредственно руководит им; правительство несет двойную ответственность, как перед президентом, так и перед парламентом; парламент может выразить недоверие правительству, но отправить его в отставку может только президент, можно сделать вывод, что в современной России в качестве формы правления установлена - полупрезидентская республика.

Думается, что полупрезидентская форма правления является наиболее оптимальной для современного российского государства, так как эта модель правления позволяет взаимодействовать президенту и законодательному органу в вопросах формирования правительства и учитывать взаимные интересы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Следует также учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения, чтобы дополнить изложенный выше материал новой информацией, не забывая, тем не менее, исторического смысла уже существующих понятий и стоящей за ними реальности.

Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.


В современном мире наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это не означает, что развитие форм государство достигла совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.

Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации – 83.


В настоящее время Российская Федерация в соответствии с Конституцией является государством с республиканской формой правления, которая отличается многим от других стран своим сложным видом республиканской формы правления, которая выглядит следующим образом: главой государства является Президент РФ; законодательную власть осуществляет Парламент – Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливаются федеральными законами.

Таким образом, исследование различных аспектов формы правления имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства. Подтверждением служит современное Российское государство: ошибки и просчеты в разрешении этих вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Законодательные документы (нормативно-правовые акты)

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) / Российская газета от 25.12.1993. - № 237.

  1. Учебная литература и справочные материалы

  1. Авдеев, Д.А. Форма правления в России (краткий конституционный очерк): монография [Текст] / Д.А. Авдеев. - Тюмень: ТГУ, 2015. - 244 с.

  2. Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник [Текст] / А.С. Автономов. – М.: Проспект, 2005. – 560 с.

  3. Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / Е.Ю. Бархатова. - М.: Проспект, 2016. – 272 с.

  4. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2011. - 595 c.

  5. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебное пособие [Текст] / И.В. Григорьева. – Тамбов: ТГПУ, 2014. – 304 с.

  6. Ильин, И.А. Почему мы верим в Россию. Сочинения [Текст] / И.А. Ильин. – М.: Эксмо, 2006. – 912 с.

  7. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права и государства: учеб. пособие [Текст] / Д.А. Керимов. – Тюмень: ТГУ, 2005. - 588 с.

  8. Клименко, А.В. Теория государства и права [Текст] / А.В. Клименко, В.В. Румнина. - М.: Норма, 2007. - 224 с.

  9. Комаров, С.А. Общая теория государства и права: Учебник [Текст] / С.А. Комаров. - СПб.: Изд-во Юридического института, 2012. – 520 с.

  10. Корельский В.М. Теория государства и права [Текст] / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - М.: Норма, 2012. - 616 с.

  11. Крайтерман В.С. Политология. Учебное пособие [Текст] / В.С. Крайтерман. - М.: Логос, 2008. - 194 с.

  12. Марченко, М.Н. Теория государства и права. Учебник [Текст] / М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2011. – 760 с.

  13. Матузов, Н.И. Теория государства и права. Курс лекций [Текст] / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Дело, 2015. – 528 с.

  14. Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст] / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2009. – 545 с.

  15. Овчинникова, О.Д. Эволюция формы правления Российского государства: историко-теоретический аспект: монография [Текст] / О.Д. Овчинникова. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2011. – 172 с.

  16. Сальников, В.П. Государство как феномен и объект типологии: теоретико-методологический анализ: Монография [Текст] / В.П. Сальников, С.В. Степашин, А.Г. Хабибулин. - СПб.: Университет, 2001. – 208 с.

  17. Симонишвили, Л.Р. Формы правления. История и современность: учебное пособие [Текст] / Л.Р. Симонишвили. – М.: МПСИ, 2017. – 107 с.

  18. Теория государства и права [Текст] / Под ред. Н.А. Пьянова. - Иркутск.: ИрИ (ф) ВГУЮ (РПА Минюста РФ), 2015. – 528 с.

  19. Чиркин, В.Е. Государствоведение: Учебник [Текст] / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2004. – 384 с.

  20. Чиркин, В.Е. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление [Текст] / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2006. – 319 с.

  21. Чихладзе, Л.Т. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [Текст] / Л.Т. Чихладзе. - М.: МИЭМП, 2010. – 344 с.