ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Создание Кодексов законов о труде РСФСР 1918 и 1922 гг.
Кодекс 1918
Кодексу 1918 г. непосредственно предшествовала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, являвшаяся как бы его неразрывной частью. *Проводя анализ Декларации, можно предположить, что Кодекс относился к числу коренных начал РСФСР и являлся одним из инструментов, способствующих «уничтожению всякой эксплуатации человека человеком, полному устранению деления общества на классы, беспощадному подавлению эксплуататоров, установлению социалистической организации общества и победе социализма во всех странах».
КЗоТ 1918 г., представляет собой не только исторический, но и научно-практический интерес. С социально-политической точки зрения это был сложный документ, так как он содержал нормы, отвечающие интересам трудящихся масс, способные защитить их права в конкретных областях условий труда и трудовых отношениях (Например, раздел 9 ст 127: «Охрана жизни, здоровья и труда лиц, занятых какою бы то ни было хозяйственной деятельностью, возлагается на Инспекцию Труда, на технических инспекторов и на представителей санитарного надзора»). В этом смысле он был шагом вперед по сравнению с Декретом о 8-ми часовом рабочем дне от 19 октября 1917 г., регламентировавшим в основном одну область условий труда.
В Кодексе были учтены пожелания центральных организаций профсоюзов и народного комиссариата юстиции (Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике — сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования) .
Он провозглашал право на труд( ст 10: Все трудоспособные граждане имеют право на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы.), предоставлял месячный отпуск за работу не менее года, запрещал использование сверхурочных работ (их использование допускалось в исключительных случаях и только с согласия профсоюза), предусматривал работу инспекции труда совместно с представителями работников и т. д.
С другой стороны, он содержал нормы, серьезно ограничивающие трудовые права граждан. Это, главным образом, касалось трудовой повинности( 1 раздел), которая, за некоторым исключением, устанавливалась для всех граждан РСФСР. Исключение составляли лица, не достигшие 16-летнего возраста и старше 50 лет, а также навсегда утратившие трудоспособность вследствие увечья или болезни. Вместе с тем, от трудовой повинности временно освобождались лица, на некоторое время утратившие трудоспособность вследствие болезни или увечья, беременные женщины (до и после родов), учащиеся школ, выполняющие трудовую повинность в школе.
Следует подчеркнуть, что важного значения для правового регулирования труда первый российский КЗоТ не имел. В связи с иностранной военной интервенцией, начавшейся гражданской войной, экономической разрухой в стране и другими обстоятельствами создались большие препятствия его применению. В этот период, получивший в истории России наименование «военный коммунизм», Кодекс практически не действовал, по крайней мере, не применялись многие его нормы. Условия труда регулировались правительственными актами-декретами, постановлениями, положениями (например, постановлением от 14 ноября 1919 г.), утвердившим Положение о рабочих дисциплинарных товарищеских судах; Общим положением Совета Обороны о милитаризации государственных учреждений и предприятий от 28 ноября 1919 г.; Общим положением о тарифе от 17 июня 1920 г . Хотя Кодекс как целостный правовой акт не действовал, об одном его разделе этого сказать нельзя. Необходимо обратить внимание на раздел о трудовой повинности. Заложенная в нем идея принуждения к труду в ограниченном виде перешла в КЗоТ 1922 г. и просуществовала в разных вариантах вплоть до его отмены в 1971 г.
Говоря о КЗоТ 1918 г., нужно подчеркнуть, что он был призван способствовать социально-экономическому становлению молодого государства, в частности, становлению трудовых отношений, что для государства трудящихся имело немаловажное значение. К сожалению, многие события, происходившие в России помешали Кодексу 1918 г. сыграть свою роль. Несмотря на все недочеты, необходимо отдать должное первому КЗоТу 1918 г., так как сразу же после его принятия в России фактически сформировалось трудовое право в качестве самостоятельной отрасли права.
Кодекс 1922
В начале 20-х гг. XX в. основным фактором, обусловившим значительные изменения в трудовом законодательстве, стал переход советского государства к новой экономической политике. В условиях многоукладности хозяйственной жизни прежние трудоправовые акты, закреплявшие "полное господство принуждения в области привлечения к труду и распределения рабочей силы, а также последовательное проведение твердого централизованного регулирования условий труда" , перестали быть эффективным регулятором трудовых отношений.
Реформа законодательства о труде началась осенью 1921 г., что выразилось в прекращении большинства трудовых мобилизаций, отмене массовых трудовых повинностей, замене государственного социального обеспечения обязательным социальным страхованием лиц, работавших по найму. В 1922 г. процесс обновления трудового законодательства стал еще более интенсивным, в данный период были приняты акты, делавшие акцент на договорных началах в правовом регулировании отношений в сфере труда и закреплявшие принцип свободы соглашений о труде. Появление данных актов, несмотря на всю их актуальность, в то же время способствовало и росту бессистемности трудового законодательства.
*"В силу целого ряда причин, - отмечалось в объяснительной записке к проекту КЗоТ РСФСР 1922 г., - законодательство о труде в настоящее время представляет собой целый ряд наслоений, из которых некоторые уже фактически не действуют, но не отменены в законодательном порядке, другие, вызванные новой экономической политикой, представляют значительное отступление от принципов Кодекса 1918 г., выработанного в эпоху ликвидации частной промышленности, корни третьих держатся в узаконениях эпохи военного коммунизма и т.д.".
Противоречивость законодательства о труде потребовала начать работу по его систематизации. В связи с этим встал вопрос о судьбе первого КЗоТа РСФСР 1918 г. Первоначально предполагалось сохранить этот Кодекс в качестве основного акта в системе советского трудового законодательства, лишь скорректировав его с учетом изменившихся в условиях нэпа общественных отношений. Однако впоследствии от данной идеи было решено отказаться.
* "КЗоТ 1918 г., - писал И.С. Войтинский, - нуждался в столь значительных изменениях и дополнениях, что вопрос о пересмотре его должен был встать как вопрос об издании нового КЗоТ" . Помимо лежавших в основе КЗоТ 1918 г. и неактуальных в условиях нэпа принципов принудительности и уравнительности данный Закон "страдал неполнотой и не давал по некоторым вопросам даже основных положений" . В Кодексе не были закреплены такие важные отраслевые институты, как коллективный и трудовой договор, трудовые споры, отсутствовали сведения о профсоюзах. Серьезным недостатком КЗоТ 1918 г. также являлся декларативный характер многих его положений.
*Как указывал народный комиссар труда РСФСР В.В. Шмидт, "лишь примерно 1/10 из того, что мы декларировали, было проведено в жизнь" .
Таким образом, в начале 20-х гг. XX в. перед законодателем стояла задача сделать Кодекс о труде более последовательным, не формально, а реально действующим, максимально приближенным к социально-экономическим условиям эпохи нэпа.
В целом в работах по разработке КЗоТ РСФСР 1922 г. можно выделить пять основных этапов, каждый из них завершался утверждением нового проекта КЗоТ:
-
Февраль - май 1922 г. - проект комиссии по пересмотру рабочего законодательства. -
Июнь - сентябрь 1922 г. - проект Наркомата труда РСФСР. -
Сентябрь 1922 г. - проект комиссии при Совете народных комиссаров РСФСР. -
Октябрь 1922 г. - проект, утвержденный Совнаркомом РСФСР. -
Октябрь 1922 г. - проект комиссии сессии ВЦИК.
Следует обратить внимание на то, что поэтапное обсуждение законопроекта на различных уровнях позволило подготовить весьма качественный кодифицированный акт, как по структуре (распределение норм по главам, представлявшим институты трудового законодательства, согласованность большей части предписаний кодекса, логичная система внутренних и бланкетных отсылок), так и по содержанию (доступный для правоприменителя стиль изложения, четкость формулировок большинства статей кодекса).