ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ШАРЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «ШАРЧИНСКАЯ СОШ»
____________________________________
«____»_______________________20 г.
«Рассмотрено» «Принято»
На заседании ШМО Педсоветом школы
Протокол № _______ Протокол №_______
От «____»________________________ От «_____»________________________
Учитель Кондратьев Алексей Николаевич
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ СИБИРИ:
Рабочая программа составлена в соответствии с государственным стандартом национально-регионального компонента Новосибирской области по истории на базовом уровне, на основе программы по «Истории Сибири, Новосибирской области и города Новосибирска» / Авторы: В. С. Грехнев, Ю. В. Зайцев, А. В. Киндяков, В.К. Стариков; под редакцией С.П. Дроновой. Новосибирск: НИПКиПРО, 1998.
Изучение национально-регионального компонента на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
-
Воспитание гражданственности и формирование ценностных ориентаций на основе осмысления исторически сложившихся этнонациональных, культурных традиций и нравственных установок сибирского сообщества, человеческих взаимоотношений среди своих родных и земляков. -
Освоение систематизированных знаний об истории Сибири, формирование целостного представления о месте и роли Сибири в истории нашей страны. -
Овладение умениями и навыками комплексного анализа источников разного вида (археологических, письменных, устных и др.) по истории родного края. -
Овладение умениями поиска информации, систематизации и анализа по теме проекта или исследования. -
Развитие способности критического мышления и умения определять, аргументировать собственную позицию по отношению к исторической реальности и текущим событиям, происходящим в стране и родном крае.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Требования к уровню подготовки выпускников по РК не выходят за рамки требований Федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны дополнительно способствовать овладению учащимися уже названных требований, заданных в деятельностной форме, с учетом изучения содержания регионального компонента (фактов, событий, явлений из истории края).
В результате изучения регионального компонента на базовом уровне ученик должен
Знать / понимать
-
Основные факты, процессы и явления истории Сибири и родного края, и их взаимосвязь с отечественной и всемирной историей; -
Современные версии проблемы колонизации Сибири; -
Историческую обусловленность современного этапа социально-экономического развития Сибири.
Уметь
-
Проводить поиск исторической информации по определенной проблеме истории родного края; -
Критически анализировать источники исторической информации (краеведческие факты, воспоминания земляков, фото и аудио информацию, устные источники и др.); -
Классифицировать и систематизировать фактический материал, устанавливать причинно-следственные связи, временные и пространственные рамки изучаемого явления или процесса по истории родного края; -
Оформлять результаты самостоятельной работы по изучению истории родного края в форме отчета, конспекта, реферата, эссе или исследовательского проекта.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
высказывания собственных суждений об историческом пути развития Сибири и ее народов; исторических этапах развития Новосибирска и вкладе его жителей в решение важнейших проблем развития страны. -
объяснения особенностей традиционной культуры коренных народов Сибири; -
высказывания собственных суждений о взаимодействии и взаимовлиянии культур разных народов сибирского сообщества.
10 класс
В 10 классе программа предусматривает изучение локальной истории родного края (Новосибирской области).
Кол-во часов в год 36
Кол-во часов в неделю 1
Контрольные уроки не предусмотрены
Учебно-методическая литература:
-
История Новосибирской области с древности до наших времен; под ред. В.И. Молодина. Новосибирск: Горница, 1996. -
Миненко Н.А. История Новосибирской области с древнейших времён до конца 19 века. Новосибирск, 1983. -
Русские остроги 18 века на территории Новосибирской области. / Сост. А.П. Бородовский, Е.Л. Бородовская – Новосибирск, 2003. -
Троицкая Т.Н., Соболев В.И. Наш край в древности и средневековье. Новосибирск, 1996.
11 класс
В 11 классе программа предусматривает изучение региональной (общесибирской) истории.
Кол-во часов в год 34
Кол-во часов в неделю 1
Кол-во плановых контрольных уроков 1
Учебно-методическая литература:
-
Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (16-19 вв.): Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 1999; -
Грехнев В. С.,. Зайцев Ю. В., Киндяков А. В., Стариков В.К. История Сибири и Новосибирской области: Методическое пособие для школ различного типа; под редакцией С.П. Дроновой. Новосибирск, 1998. -
Троицкая Т.Н., Соболев В.И. Наш край в древности и средневековье. Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1996.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
10 класс:
Раздел 1. Наш край в древности и средневековье
Раздел 2. Присоединение к России (конец 16 -17 вв.)
Раздел 3. Наш край в составе Российской империи в 18 - 19 вв.
Раздел 4. Наш край в 20 веке.
11 класс:
Раздел 1. Сибирь в древности и средневековье
Раздел 2. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К РОССИИ (конец 16-17 вв.)
Раздел 3. СИБИРЬ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
(18- первая половина 19 вв.)
Раздел 4. СИБИРЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 10 КЛАССЕ
Дата (сроки) | № урока | Названия разделов, глав и темы уроков | Кол-во часов | Дидактические единицы краеведческой направленности1 стандарта национально-регионального компонента |
| | Раздел 1. Наш край в древности и средневековье | 21 | |
| | Глава 1. Археологические памятники и их исследования | 3 | |
| 1 | Введение в историю Новосибирской области | 1 | |
| 2 | Бугровщичество: кто и когда вел раскопки в Западной Сибири | 1 | |
| 3 | Методика археологических исследований | 1 | |
| | Глава 2. Каменный век | 3 | |
| 4 | Палеолит Сибири | 1 | Археологические памятники нашего края эпохи каменного века1 |
| 5 | Новый каменный век (неолит) Сибири | 1 | Археологические памятники нашего края эпохи каменного века |
| 6 | Люди неолита в нашем крае | 1 | Археологические памятники нашего края эпохи каменного века |
| | Глава 3. Эпоха бронзы | 4 | |
| 7 | Кротовская культура | 1 | |
| 8 | Андроновская культура | 1 | |
| 9 | Ирменская культура | 1 | |
| 10 | Завьяловская культура | 1 | |
| | Глава 4. Наш край в раннем железном веке | 6 | |
| 11 | Великие кочевники-скифы | 1 | Археологические памятники нашего края - свидетельство влияния скифской культуры. |
| 12-13 | Большереченская культура в Приобье | 2 | Археологические памятники нашего края - свидетельство влияния скифской культуры. |
| 14 | Кулайская культура | 1 | |
| 15-16 | Ранний железный век Барабы: Саргатская и Потчевашская культуры | 2 | |
| | Глава5. Наш край в 5-9 вв. н.э. | 3 | |
| 17 | Верхнеобская культура | 1 | Археологические памятники нашего края - свидетельства влияния тюрков. |
| 18 | Кочевники-тюрки | 1 | |
| 19 | Новосибирское Приобье в 8-9 вв. | 1 | |
| | Глава 6. Наш край в 10-16 вв. | 2 | |
| 20 | Наш край в начале 2 тыс. н.э. | 1 | Этногенез барабинских татар. |
| 21 | Наш край в 13-16 вв. | 1 | Этногенез барабинских татар. |
| | Раздел 2. Присоединение к России (конец 16-17 вв.) | 1 | |
| 22 | Наша область в конце 16 и в 17 веках | 1 | |
| | Раздел 3. Наш край в составе Российской империи в 18-19 вв. | 10 | |
| | Глава 7. Наш край в 18 веке | 2 | |
| 23 | Наш край в первой половине 18 века | 1 | |
| 24 | Наш край во второй половине 18 века | 1 | |
| | Глава 8. Русские остроги 18 века на территории Новосибирской области | 6 | |
| 25 | Причины появления острогов в Новосибирском Приобье в 18 веке | 1 | Строительство Сибирских пограничных линий. Сибирское казачество. |
| 26 | Описания острогов Новосибирского Приобья | 1 | |
| 27 | Сооружение русских острогов | 1 | |
| 28 | Занятия жителей острогов | 1 | |
| 29 | Остроги – первые центры православия | 1 | |
| 30 | Последние дни острогов | 1 | |
| | Глава 9. Наш край в 19 веке | 2 | |
| 31 | Наша область в первой половине 19 века | 1 | |
| 32 | Наша область во второй половине 19 века | 1 | Возникновение Ново-Николаевска. Отцы-основатели города. Стремительный рост населения города. Ново-Николаевск – торгово-промышленный центр Западной Сибири в начале ХХ в. Внешний облик города, занятия и образ жизни его жителей. |
| 33-35 | Повторение | 3 | |
ЛИТЕРАТУРА
для дополнительного чтения
История Сибири: в пяти томах. Л., 1968. Т.1.Т. 2.
История Новосибирской области с древности до наших времен; под ред. В.И. Молодина. Новосибирск: Горница, 1996.
Миненко Н. А. Русская крестьянская община в Западной Сибири. XVIII — первая половина XIX века. Новосибирск, 1991.
Миненко Н. А. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни в XVIII — первой половине XIX века. Новосибирск, 1989.
Миненко Н. А. Культура русских крестьян Зауралья. XVIII — первая половина XIX века. М., 1991.
Резун Д. Я., Васильевский Р. С. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989.
Скрынников Р. Г. Ермак. Книга для учащихся. М., 1986.
Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1980.