Файл: Географическое положение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принципиальным вопросом является качество образования, и этот показатель варьируется очень значительно. Выпускник сельской или даже городской, но расположенной вдали от культурных центров школы имеет гораздо меньше шансов поступить в престижный вуз, чем его столичный сверстник с теми же оценками. Советская система школьного образоавния существенно гуманизировалась за последние 5 лет: стали больше уважать мнение ученика, все больше поощряется собственный взгляд на вещи, уменьшилась уравниловка, школы получили возможность варьировать учебный план.

Однако, и здесь самой больной проблемой является материальная: на каждого школьника, студента, ребенка, посещающего детский сад, государство выделяет по 20000 рублей (или около 44 крон) в месяц /6, с.6/. У большинства школ нет средств на приобретение новых учебных пособий, оборудование компьютерных классов, повышение зарплаты учителям. А слабая техническая база не может не наложить отпечатка и на качество образования.

После окончания 9 классов выпускник имеет право либо продолжить учебу в среней школе (9-11 кл.), либо получить рабочую специальность в ПТУ или техникуме. В средних специальных учебных заведениях учатся 2.3 млн. человек (данные 1989 г.), в ПТУ получают специальность около 3.5 млн. чел /PCG/. По окончании школы можно получить высшее образование. Прием в ВУЗы осуществляется на конкурсной основе. В стране около 500 высших учебных заведений, где обучались в 1989 г. 2,9 млн. студентов /4, c.143/.

Как мы видим, число студентов ВУЗов только в два раза меньше числа тех, кто получает рабочую или техническую специальность. Это было бы замечательным показателем для постиндустриального общества, но, на мой взгляд, России в недалеком будущем угрожает структурная безработица: вряд ли все выпускники смогут устроится по специальности в условиях сокращения государственных ассигнований на науку.

Традиции высшего образования в России восходят к 1755 г., дипломы лучших российских университетов (МГУ, Санкт-Петербургский Университет и др.) высоко котируются за рубежом. Особенно значительны достижения в области естественных и точных наук (математика, физика, химия и др.), в то время как на развитии гуманитарных наук негативно сказалась чрезмерная политизированность. Российским ученым принадлежат разработки многих передовых технологий (особенно в космонавтике, фармакологии, приборостроении, химии материалов и др.), однако неэффективность экономики в советское время и отсутствие средств сейчас препятствуют их внедрению.


К сожалению, крайне скудное финансирование негативно сказываетсся и на высшем образовании, и на развитии науки (особенно фундаментальной). Многие исследования заморожены из-за недостатка средств на их продолжение, и вряд ли ситуация радикально изменится в ближайшем будущем.

Крайне серьезной проблемой является и "утечка мозгов", как внутренняя (уход ученых в коммерцию), так и внешняя (отъезд высококлассных специалистов за рубеж). Изменился и конкурс в ВУЗах: основная масса выпускников средних школ желают получить экономическое или юридическое образование, в то же время количество абитуриенто на факультетах технических наук за последние годы поубавилось. И эта диспропорция через несколько лет даст о себе знать.
10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

10.1. ПРЕДЫСТОРИЯ. Главной особенностью политической жизни является то, что Россия почти никогда (за исключением небольшого периода между Февральской и Октябрьской революции) не жила при демократии: до революции вся полнота власти принадлежала монарху, после революции - либо одному диктатору (Ленин, Сталин), либо узкому кругу людей (политбюро при при Брежневе). Идеи свободы владели лишь узким кругом людей (декабристами или дисседентами), в то время как для народных масс правитель был живой легендой. Безусловно, в свое время такая ситуация имела объективное основание: внешние опасности требовали военной дисциплины, а сохранение единства страны было невозможно без сильной центральной власти. Однако, в конечном итоге последствия самодержавия были однозначно негативными: развитие рыночной экономики невозможно без демократии и разрушения сословной системы, отсутствие свободы является тормозом культурного прогресса, да и сама власть при отсутствии открытой критики рано или поздно приходит в упадок.

Таким образом, сам ход истории сделал неизбежным появление в начале XX века оппозиции абсолютизму. При этом если правое ее крыло (кадеты) было ориентировано конституционную монархию, либеральные ценности и капиталистическое развитие с использованием опыта индустриальных государств Европы, то левое (большевики, меньшевики, эсэры) призывали к революции, отрицая рыночное развитие и самоценность свободы. Казалось, что умеренная оппозиция берет верх: в 1905 году Николай II издал т.н. Октябрьский манифест, декларирующий весьма широкий круг конституционных свобод, а попытка революционного захвата власти потерпела провал. В 1905 году планировался созыв 1-й Государственной Думы призванной заложить основы парламентаризма, однако из-за революционных событий Дума приступила к работе только в 1907 году. Безословно, избирательный закон того времени являл собой типичный пример элитарной демократии, но ни одно государство еще не переходило от феодализма сразу к обществу всеобщего благосостояния. Царь постоянно вмешивался в работу Думы, без его одобрения не вступал в силу ни один закон, но уже сам разгон 1-й и 2-й Дум говорил об их относительной независимости.



В 1917 году произошел трагический перелом: неудачная для России Первая мировая война привела к снижению уровня жизни и потере уверенности в завтрашнем дне многих слоев населения, и массовое недовольство вылилось в буржуазную Февральскую революцию. Однако, верное национальным интересам, Временное правительство не могло сразу выйти из войны, да и проведение радикальных демократических реформ не было возможно в условиях боевых действий. В смутное время экстремисты имеют наибольшие возможности для достижения своих целей, и большевики мастерски воспользовались ситуацией. Пообещав прекратить войну и дать крестьянам землю, они легко захватили власть, поставив крест на российской демократии. С войной было покончено ценой невероятных территориальных уступок, остальные обещания были выполнены в лучшем случае частично. От авторитаризма страна скатилась к тоталитаризму.

В первые же дни своего правления большевики закрыли оппозиционные газеты, а затем и разогнали Учредительное собрание, призванное выработать основы конституционного устройства. По стране прокатилась волна массовых расстрелов, ВЧК (что-то вроде опричнины Ивана Грозного) силой оружия подавляла малейшее инакомыслие. Коллективизация свела на нет главный козырь большевиков, обеспечивший им самую значительную поддержку. С приходом к власти Сталина террор усилился невероятно: одержимая манией преследования, власть начала убивать своих. Общее число жертв коммунистического террора (включая и массовые расстрелы без суда и следствия, и гражданскую войну, и коллективизацию, и сталинские процессы) Солженицын называет в 60 миллионов, а меньше чем о 20 миллионов (что сопоставимо с потерями в Великой Отечсетвенной войне) не говорит никто.

Хрущевская оттепель, начавшаяся в 1956 году, нанесла первый удар сталинизму, и последставия пусть небольшой, но все же либерализации не заставили себя ждать: именно на 60-е годы приходится расцвет искусства и литературы. Не смотря на все просчеты Хрущева (особенно в экономике и внешней политке), именно ему страна обязанна прекращением террора. Однако, в 1964 году в результате "дворцового переворота" Хрущев был отправлен на пенсию, а приход к власти Брежнева знаменовал собой отход от реформ. С именем Брежнева связан застой в экономике, ужесточение контроля над прессой, процессы (хотя и не "расстрельные") над диссидентами.

Так жить дальше было нельзя, и в 1985 году Горбачев, прекрасно видевший и состояние экономики, и состояние умов начал перестройку советской системы
, ставя своей целью реформирование и экономики, и политической жизни без отказа от социализма. В 1989 году были проведены первые за всю российскую историю всеобщие свободные выборы, гласность постепенно перерастала в свободу слова, у государственного сектора экономики в первые со времен НЭП-а появилась конкуренция. Однако, Горбачеву пришлось отражать атаки и слева, и справа: ортодоксальные коммунисты считали его едва ли не предателем, а демократы упрекали за непоследовательность реформ. Пиком противостояния стал 1991 год, когда в результате провала антиреформистского переворота, организованного ближайшими соратниками Горбачева, радикальные демократы пришли к власти. Однако, побочным следствием августовских событий стал распад СССР: республики, расценившие попытку путча накануне подписания нового союзного договора как удар в спину, не желали мириться с таким положением.

В конце 1991 года вполитической жизни России начался новый этап.

10.2. НЫНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ. В настоящий момент Российская федерация является презилентской республикой, переживающей переходный во всех сферах политической жизни. По международным стандартам Россия относится к частично свободным государствам (полностью свободных стран на территории бывшего СССР нет). К сожалению, отсутствие демократических традиций в обществе и несовершенство законодательной системы действительно предопределило существенные авторитарные элементы, но на пути становления демократии через это проходили многие государства.

Однако, не смотря на то, что демократическое развитие России насчитывает всего три с небольшим года, страна имеет принятую на референдуме конституцию, в которой закреплены все основные права и свободы (1993 г.), легитимный парламент (1993 г.), многопартийную систему, независимый суд (оправдание Варенникова, активно участвовавшего в путче 1991 года, помимо всего проего говорит и об этом), свободную прессу (открыто выступившую против войны, проводимой властями в Чечне). К сожалению, слабым местом является законодательная система и система контроля за исполнением законов (многие необходимые законы не приняты, а большинство принятых не исполняются), но это - неизбежное следствие переходного периода.

Россия имеет федеративное устройство. В состав федерации входят 21 автономная республика, 49 областей, 10 автономных округов. Москва и Санкт-Петербург являются огородами федерального значения /9, c.8/. Главное отличие областей и прочих субъектов федерации заключается в том, что автономные республики и округа являются местами компактного проживания национальных меньшинств (подробнее о народах, населяющих Россию, будет скзано ниже), в то время как в областях подавляющее большинство составляют русские. По конституции все субъекты федерации наделены равными правами, с тем лишь отличием, что национальные образования имеют право наряду с русским языком устанавливать и в качестве государственных и другие языки. Россия имеет единую денежную систему, единую обороную концепцию, единую внешнюю политику /9, c.8/.


Субъекты федерации имеют право устанавливать собственные правовые нормы в пределах, очерченных Конституцией, однако в случае противоречия местных и федеральных законов последним отдается приоритет. Статус субъекта федерации не может быть изменен в одностороннем порядке, вопрос этот решается по взаимному согласию субъекта и центра. Внутри российской территории запрещено установление таможенных барьеров /9, c.8-9/.

Если еще пару лет назад страна стояла перед реальной угрозой распада, то в настоящее время тенденции сепаратизма медленно, но верно идут на спад. Пример тому - федеральный договор о разграничении полномочий, заключенный с Татарстаном - одной из наиболее радикально настроенных республик. В соответствии с этим договором республика признает себя частью России, а центр гарантирует ей весьма широкую автономию. Подобные договора, закладывающие основу системы местного самоуправления, планируется заключить и с остальными субъектами федерации. Однако не смотря на то, что регионам делегируется все больше и больше прав, приоритетной задачей является целостность России.

Избирательным правом обладают все граждане России, достигшие 18 лет, вне зависимости от пола, национальности и вероисповедания /9, c.7/. Парламент состоит из двух палат: нижняя палата (Дума) выбирается путем голосования избирателей за тот или иной избирательный блок. После подсчета голосов определяется, сколько всего голосов набрало то или иное объединение (региональное распределение голосов не учитывается), и если избирательный союз преодолел барьер в 5%, он посылает в Думу своих представителей, состав которых зависит от их распожения в партийном списке. Верхняя палата (Совет Федерации) состоит из представителей регионов, которых делегируют субъекты федерации на основе всеобщего тайного голосования. Однако, тут есть две особенности: во-первых, претенденты в верхнюю палату различаются в разных регионах, и во-вторых, избиратели голосуют не за партию, а за конкретных людей. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50% избирателей.

Наиболее угрожающей тенденцией политической жизни является нарастающее разочарование народа в идеалах либерализма, на смену которым приходит идея авторитарного государства, базирующегося на национальной идее. Успех Жириновского на декабрьских выборах 1993 года не позволяет легкомысленно относиться к опасности фашизма, а когда сами фашисты открыто обещают после прихода к власти расстреливать демократов, становится просто страшно. Довольно