ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КРИТЕРИИ | АЛАЛИЯ | АФАЗИЯ |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ/ СОСТОЯНИЕ РЕЧИ | Характеризуется полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха, а также интеллекта. Тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом доминантном полушарии головного мозга, наступившее еще до формирования речи(чаще во внутриутробном, при родовом периоде или в раннем детстве ребёнка). | Полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха(возникает после 3-ёх лет; чаще - в пожилом возрасте). |
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | Гипоксический, инфекционный, травматический и токсический факторы. | Сосудистая этиология(инсульт), инфекционные заболевания, травмы, новообразования. - Наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры левого полушария. |
НАРУШЕНИЯ ЦНС | Симптомы поражения головного мозга неярко выражены. | Симптомы локального поражения головного мозга. |
МЕХАНИЗМ НАРУШЕНИЙ | Недоразвитие речи как системы. | Избирательность в поражении какой – либо из подсистем речи(лексической, грамматической, фонетической). |
СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА | 1)Кинестетическая оральная апраксия, т.е. трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а в дальнейшем двигательных дифференцировок звуков. 2)Трудности переключения от одного движения к другому. 3)Трудности усвоения последовательности этих движений для воспроизведения слова. 4)Верхние зубы отсутствуют, гиперсаливация, прогнатия. Парез лицевого нерва, назализация. | Чистое произношение отдельных уцелевших слов, выражений, правильное называние букв говорят об отсутствии оральной апраксии. |
ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ | Звукопроизношение и овладение ритмической структурой слов не складываются, не возникает и способность подражания речи окружающих. Т.о. не создается база для развития и закрепления словаря алалика. | Неясное, неустойчивое, смазанное. Всеобщее смягчение согласных, замена шипящих мягкими свистящими. |
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС | Вторично, и в меньшей степени страдает в своем развитии. | -Понимание речи неполное, неустойчивое но, сохранно. Значительно более полноценное. |
СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ | 1)Недоразвитие экспрессивной речи, т.е. затруднение в овладении активным словарем. Бедный недостаточный, искаженный. 2)Речевой стимул снижен. Ребенок молчалив, к речевому общению не стремится. 3)Словарь состоит из: восклицаний, звукоподражаний, лепетных слов. | 1)Не владеет способностью воспроизводить звуки. 2)Словарь недостаточный, имеет пестрый характер, состоит из: лепетных слов, звукоподражаний. Наряду с лепетными словами в их словаре обнаруживаюся сравнительно трудные и сложные слова и даже отдельные фразы. 3)Дети могут вспомнить отрывки стихотворений или песен. |
КОРРЕКЦИОННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО | Работа характеризуется как воспитание речи. Необходима целенаправленная речевая коррекция по:
| Работа характеризуется как восстановление речи. Возможно спонтанное восстановление речи. |
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И СВОЕМУ ДЕФЕКТУ | Критическое отношение к своей речи отсутствует. - Характерная особенность алалика - снижение речевого стимула, или речевой негативизм. | Часто не замечает и не умеет исправить свою ошибку, даже если она ему будет указана. Ребенок осознает и тяжело переживает свой дефект. |