ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Верясова Д.Д.
Научный руководитель: Быстрай Е.Б., доктор педагогических наук,
профессор
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Россия
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОЛЕВЫХ ИГР В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Статья посвящена проблеме здоровьесберегающего потенциала ролевых игр на уроках иностранного языка, которые представляют собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Игра активизирует стремление обучающихся к контакту друг с другом и педагогом, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между педагогом и обучающимся, что является эффективным здоровьесберегающим фактором.
Ключевые слова: здоровьесберегающая роль, ролевые игры, умения диалогической речи, урок иностранного языка.
Veryasova D.D.
Supervisor: Bystray E.B. Doctor of sciences (Education),
Academic Title of Professor
South Ural State Humanitarian and Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
THE HEALTH-SAVING ROLE OF ROLE-PLAYING GAMES IN THE DEVELOPMENT OF DIALOGIC SPEECH SKILLS
Abstract. The article is devoted to the problem of the health-saving potential of role-playing games in foreign language lessons, which are a conditional reproduction by its participants of real practical activities of people, creates conditions for real communication. The game activates the students’ desire for contact with each other and the teacher, creates conditions for equality in speech partnership, destroys the traditional barrier between the teacher and the student, which is an effective health-saving factor.
Keywords: role of health-saving technology, role-playing games, dialogic speech skills, foreign language lesson.
Современная педагогическая наука рассматривает общение как педагогическую категорию, отражающую субъектно-субъектные отношения, которые оказывают самое существенное влияние на весь процесс формирования, воспитания и развития обучающегося. Овладение познавательной функцией иностранного языка методически обеспечивается так же, как и овладение им как средством общения. Поэтому в методике оправдано рассматривать иностранный язык только как средство общения.
Общение реализуется через виды речи. Как и в речи, в общении различаются две составляющие: содержание мысли и средства её оформления языковыми средствами. Речь, как явление социальное и являющее собой замену реальных объективных предметов (a pen – не сама ручка как таковая, как вещь) в их обобщении, выводит воображение обучающихся на новую ступень – социальную ступень при обучении иностранному языку – умение мысленно представить учебную ситуацию не только для себя, но и для партнера (предположительно, вариативно, ожидаемо), причем вообразить не отвлеченно, а исходя из данной учебной ситуации, на данном языковом информативном материале.
В настоящее время в силу изменяющейся социально-экономической ситуации в мире, развития глобализационных процессов во многих сферах человеческой жизнедеятельности возрастает роль иностранного языка как средства межкультурной коммуникации. Поэтому сейчас иными стали задачи обучения иностранным языкам. Нужно обучить не только умению свободно читать литературу, главным образом по специальности, но и умению устно общаться на иностранном языке.
Разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Обучение устной диалогической речи - одна из самых сложных задач в процессе преподавания иностранного языка. Основная причина трудностей при обучении диалогической речи заключается в том, что языковой материал, которым человек должен овладеть, выступает совершенно в новом аспекте - им нужно владеть активно как средством общения, а не просто для узнавания и опознавания, что является задачей при рецептивном восприятии языка. Наивысшую степень трудности представляет самостоятельное выражение мыслей и чувств средствами неродного языка. Здесь говорящий должен владеть не только синтаксико-морфологическим строем языка, но и сложной системой сочетаемости слов, которая всегда специфична и в большой степени не совпадает с сочетаемостью в родном языке субъекта речи. При следовании принципу коммуникативной направленности вся система работы педагога подчинена созданию у обучающегося мотивированной потребности в иноязычно-речевой деятельности. Речевые операции при работе над языковым материалом должны (где только возможно) носить коммуникативный характер. Словом, в основе обучения устной речи должно быть общение, необходимость в общении, возможность общения, практика общения [1].
Одним из путей повышения эффективности процесса развития умений диалогической речи является применение активных методов обучения, которые делают данный процесс более эмоционально комфортным, т.е. выполняют роль здоровьесберегающего фактора [2, 4]. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Прежде всего, активные формы проведения занятий: пробуждают у обучающихся интерес; поощряют активное участие каждого в учебном процессе; обращаются к чувствам каждого обучающегося; способствуют эффективному усвоению учебного материала; оказывают многоплановое воздействие на обучающихся; осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); формируют у обучающихся мнения и отношения; формируют жизненные навыки; способствуют изменению поведения.
Таким образом, активные методы обучения — это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Одним из активных методов обучения диалогической речи является игра. Игры вообще и ролевые, в частности, представляют собой мощное образовательное средство. Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Игра активизирует стремление обучающихся к контакту друг с другом и педагогом, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между педагогом и обучающимся [3].
Когда обучающиеся принимают роль, то они разыгрывают ее в определенной ситуации. Группа обучающихся, разыгрывающая роль в классе уподобляется группе детей, играющих в школу, больницу, звездные войны и т.д. И те, и другие бессознательно создают свою собственную реальность и, делая это, оперируют своими знаниями реального мира, развивая свои способности взаимодействовать с другими людьми. Такая игра в роль скорее укрепит, нежели разрушит уверенность в себе. Вторым преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать обучающихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему. Ролевая игра ставит обучающихся в ситуации, в которых им требуется использовать и развивать такие языковые формы, которые необходимы как смазочный материал в работе социальных взаимоотношений.
Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе обучающихся «маской», за которую они могут спрятаться. Обучающиеся испытывают огромные затруднения, когда основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их непосредственный опыт. А в ролевой игре такие обучающиеся получают обычно освобождение, поскольку их личность не затронута, им не нужно раскрываться. Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только обучающиеся начинают понимать, что именно от них требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.
Таким образом, применение ролевых игр на уроках иностранного языка способствует развитию умений диалогической речи и имеет здоровьесберегающий эффект.
Литература
1. Бим И.Л., Корнаева З.В. Проблема минимизации и оптимизации школьного курса и обучение диалогической речи / Бим И.Л., З В. Корнаева. - Иностранные языки в школе, 1981. - №6. - С.45-53.
2. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2010. – 192с.
3. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. - М., 1991. – 223 с.
4. Тюмасева З.И., Орехова И.Л. и др. Детерминанты процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Самарский научный вестник. – 2019. – Т.8. - №1 (26). – С. 307-313.