Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения народному пению Направление подготовки Искусство народного пения.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внизу гортань непосредственно переходит в дыхательное горло или трахею. Трахея представляет собой трубку, состоящую из хрящевых, не замкнутых сзади колец. Эти хрящевые пластинки между собой соединены связками и переплетены циркулярными и продольными мышцами. Циркулярные мышцы, сокращаясь, сужают просвет трахеи, продольные при сокращении укорачивают ее.
Трахея разделяется на два крупных бронха, которые древовидно разветвляясь, превращаются во все более мелкие. Самые мелкие бронхи – бронхиолы, заканчиваются пузырьками, в которых происходит газообмен. Все бронхиальное дерево построено по типу трахеи, только с замкнутыми хрящевыми кольцами. Мышцы трахеи и бронхов относятся к типу гладкой мускулатуры, непосредственно нашему сознанию не подчинены, работают автоматически. По мере уменьшения калибра бронха, 12 хрящевой ткани в нем становится меньше, она вытесняется мышечной. Мелкие бронхи почти целиком состоят из мышечной ткани. Такое строение позволяет мелким бронхам выполнять роль клапанов, регулирующих подачу воздуха из легочной ткани во время голосообразования [8].
Все бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких – правое и левое, которые помещаются в герметически изолированной от окружающего воздуха грудной полости, находящейся в грудной клетке.
Легкие лишены какой бы то ни было активности (если не считать некоторой эластической тяги самой легочной ткани), благодаря которой они могли бы расширяться, вбирая в себя воздух, или спадаться, выталкивая его из себя. Герметически вставленные в грудную клетку, легкие пассивно следуют за ее движениями, в то же время, изменяясь в своем объеме под действием сокращения и расслабления диафрагмы. Воздух втекает в легкие в результате уменьшения внутреннего давления при их расширении. При спокойном выдохе воздух вытесняется из легких в результате расслабления вдыхательных мышц. При активном выдохе воздух выталкивается сокращением ряда мышц, опускающих грудную клетку (внутренние межреберные, некоторые спинные, поперечная грудная), и в большей степени благодаря давлению брюшного пресса, выжимающего воздух из легких, при постепенном расслаблении и поднятии вверх диафрагмы.
Легкие могут расширяться во всех направлениях. При поднятии грудной кости грудная клетка расширяется в переднезаднем направлении, в этом же направлении, следуя за нею, расширяются и легкие; расширение легких в поперечном направлении происходит при расширении грудной клетки путем поднятия ребер. В зависимости от того, в какой преимущественно части грудной клетки происходит такое расширение, будут раздаваться и легкие: в области нижних, средних или верхних ребер. [6].
Грудная клетка имеет форму усеченного конуса. Она впереди образована грудной костью, сзади – грудным отделом позвоночника. Позвоночный столб соединен с грудной костью дугообразными ребрами. Остов грудной клетки оплетен мышцами, которые принимают участие в дыхании. Одни участвуют во вдохе – вдыхатели (поднимают и раздвигают, расширяют полость грудной клетки). Другие грудные мышцы опускают ребра, осуществляют выход и соответственно называются выдыхательными.
Основание грудной клетки составляет диафрагма, или грудобрюшная преграда. Это мощный мышечный орган, отделяющий грудную полость от брюшной. Диафрагма прикрепляется к нижним ребрам и позвоночнику, имеет два купола – правый и левый. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, оба ее купола опускаются, увеличивая объем грудной клетки. Диафрагма состоит из поперечнополосатых мышц. Ее движение полностью не подчинено нашему сознанию. Мы можем сознательно сделать и задержать вдох и выдох, но сложные движения диафрагмы при голосообразовании происходят подсознательно [8].
Купол диафрагмы при ее сокращении опускается, вследствие чего легкое удлиняется. В каком бы направлении легкие, следуя за расширением грудной клетки и за движениями диафрагмы, ни расширялись, они одновременно изменяют свой объем и в других направлениях. Вопрос только в степени расширения легких в том или ином участке. В какой бы части грудной клетки ни произошло расширение легких, в ее движениях участвует и диафрагма. Чем выше от основания грудной клетки происходит расширение легких, тем меньшее участие принимает диафрагма, или, наоборот, чем активнее будет работа диафрагмы, тем активнее будет расшириться легкое в близлежащих к ней отрезках. Диафрагма регулирует скорость истечения воздуха и подскладочное давление при образовании звуков и изменении их силы [24].
Таким образом, немало важно знать и понимать процесс звукообразования изнутри.
1.2. Общая характеристика певческих голосов и их особенности
в процессе фонации
Регистр — это часть диапазона голоса, звуки которого сформированы определенным образом и имеют однородную окраску. А диапазон голоса — это громкость звуков от самого низкого до самого высокого звука, который поет исполнитель. Название регистра соответствует резонаторам, используемым певцом при пении определенной части диапазона. При пении высоких звуков используются головные резонаторы, поэтому эта часть циферблата называется головным регистром. Низкие звуки диапазона поются с использованием грудного резонатора и называются нижним, или грудным регистром. При пении звуков среднего диапазона одновременно используются как головные, так и грудные резонаторы, и происходит смешивание. Это средний, или смешанный регистр, или, как говорят, «микстовый» (в женских голосах) [8].
Регистр — это серия голосовых звуков, извлеченных одним и тем же методом и однородных по тембру. В зависимости от преимущественного использования грудного или головного резонаторов различают грудной, головной и смешанный регистры. Регистровая структура голоса различна у мужчин и женщин и зависит от особенностей строения мужской и женской гортани. В мужском не поставленном голосе обычно различают два естественных регистра - грудной и головной (фальцет) [21].
Грудной регистр, представляет собой не что иное, как наш обычный разговор, но усиленный при помощи вокала. Пение в грудном регистре, бархатное с богатым тембром, широким динамическим диапазоном, но в то же время ограниченным звучанием, особенно на верхних звуках диапазона конкретного ребенка, что проявляется в чрезмерно напряженном форсированном голосе.
Фальцет (головной регистр) – Звуки этого регистра высокие, лишены объёмности и с приглушенном тембром звука. Характерный узкий динамический диапазон (в использовании нюансов), но довольно широким за счет использования более высоких звуков
Смешанный регистр - плавный переход от грудного звука к высокому называется смешанным регистром. Этот, казалось бы, единый регистр голоса, на самом деле состоит из двух регистров: смешанного, приглушенного нижнего, а также обогащенного тембром и развитого по силе верхнего. При микстовом звукообразовании задействованы оба механизма производства звука: грудной и фальцет; также одновременно работают грудной и головной резонаторы. В то же время у голоса нет переходной секции [21].
В грудном регистре мужского голоса, занимающем около 1,5 октавы его диапазона, плотное смыкание напряженных голосовых складок позволяет использовать сильное подключичное давление, что позволяет извлекать мощные и богатые тембром звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации грудной клетки (отсюда и название этого регистра). Однако работа в этом режиме возможна только до отметки перехода (порог перехода). Если вы хотите петь более высокими звуками, голос, из-за резкого изменения механизма формирования голоса, превращается в фальцет. В то же время голосовые складки расслабляются и растягиваются, вибрируют только по краям. Фальцет беден тембром, не достигает большой силы, ощущается только в голове. Обладая голосом фальцетом, певец может петь целый ряд высоких звуков [7].
Вплоть до 2-й четверти XIX века певцы-мужчины использовали в пении естественные грудные и фальцетные регистры, сглаживая переход между ними. Позже они начали использовать технику сокрытия, которая дала им возможность найти регистр микса и найти полномасштабный звук во всем двух октавном диапазоне. Под миксом, или смешанным регистром, понимается речевой регистр, в котором отчетливо проявляются как грудные, так и головные резонансы [17]. В редких случаях строение гортани у мужчин таково, что грудной механизм легко превращается в смешанный, и весь голос получает равномерное звучание.
В женском голосе есть три регистра – грудной, средний (центральный, средний) и головной. У женщин голосовые складки короче, что создает предпосылки для их смешанной работы в среде. Переход к более низким звукам, когда голос должен быть насыщен грудным звуком, требует более плотного закрытия складок. Как правило, при переходе в верхнюю часть диапазона у женщин не формируется чистый фальцет, и работа складок остается смешанной.
Возможности естественного регистра используются по-разному в разных манерах профессионального пения. Народная манера пения характеризуется распространением работы грудного механизма (грудного резонирования) на центральную часть диапазона. Академическая манера пения требует ровности двухоктавного диапазона с сохранением как грудных, так и головных резонансов в голосе [4].
В разных типах голосов резонансы грудной клетки и головы не одинаковы. Низкие, драматические голоса более полно используют резонирование грудной клетки, в то время как легкие и высокие голоса используют резонирование головы. Естественные границы регистров и расположение переходной ноты (переходный рожок) играют определенную роль в определении типа голоса.
Регистр певческого голоса относится к ряду равномерно звучащих звуков, издаваемых одним физиологическим механизмом. Как показали научные исследования, грудное и фальцет звучание голоса зависит от характера работы голосовых складок. Даже М. Гарсия, впервые заглянувший в гортань певца во время пения через изобретенное им гортанное зеркало, увидел эту разницу. В грудном регистре они полностью закрывались по всей длине, и в колебаниях также участвовали черпаловидные хрящи, а в регистре фальцета черпаловидные хрящи плотно прижимались друг к другу, и между краями голосовых складок образовывался веретенообразный зазор. Более ста лет назад была выяснена причина грудного и фальцетного звучания голоса.
Таким образом, при пении в грудном регистре отчетливо ощущаются вибрации в области груди, но этот факт вовсе не означает, что низкие насыщенные звуки, которые называются «грудным голосом», создаются каким-то грудным резонатором. Они создаются с помощью специального механизма звукового притяжения, который в классической интерпретации можно прочесть: «... плотное смыкание напряженных голосовых складок позволяет использовать сильное подкладочное давление, что позволяет извлекать мощные и богатые тембром звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации грудной клетки (отсюда и название этого регистра)» [14].
В современной вокальной науке вместо понятия «грудной механизм» используется упрощенная нумерация. Таким образом, тип смыкания голосовых складок, соответствующий «грудному механизму», называется M1 (или «толстые связки»). Существует также механизм M0, соответствующий состоянию замыкания, который дает непериодические колебания [23].
Звуки «головного» регистра - аналогично, создаются вовсе не «хорошим резонатором», это тоже определенный механизм закрытия голосовых складок и их состояние во время этого закрытия. Классическая интерпретация называет этот тип работы голосовых складок механизмом фальцета, но современные исследования показали, что звуки в высоком регистре голоса не всегда имеют характер фальцета. Это зависит от того, какое давление воздуха использует певец и как он может контролировать объем воздуха, используемого в вокале. Растянутые голосовые складки, закрывающие их края, в современном вокале называются «механизмом М2» («тонкие» связки). Однако, в зависимости от количества воздуха, «тонкое» состояние закрытия может измениться на «жесткое», в точности соответствующее понятию фальцета.
Аналогично, если вы поете звуки низкого регистра тихо, «осторожно», «вкрадчиво», то в этом случае состояние смыкания связок будет не «грудным» (толстым), а «тонким» или «жестким» (если звук с большой долей воздушных шумов).
Звуки низкого регистра, исполняемые с «дыханием», большой долей воздуха, хрипотцой, называются подтоном. То есть в области, которую обычно называют грудным регистром, может быть несколько типов производства звука - расслабленные связки, толстые и жесткие. На сайте «головной» регистр – два, тонкий или жесткий. Таким образом, существует гораздо больше «идентичных способов звукообразования», чем предполагает классическая вокальная интерпретация.
В «смешанном регистре» или миксе непосредственным механизмом формирования голоса является M2, а состояние смыкания голосовых складок является тонким. Это также было выяснено исследованиями с использованием различных техник, стилей и манер, которыми так богат современный вокал сегодня. Так, например, выяснилось, что «отчетливое проявление грудного резонирования» вовсе не связано с существованием какого-то особого, другого механизма создания звука. Этот эффект проявляется в случае успешной реализации певцом модификации резонансных полостей [25].
Таким образом, у всех людей голос имеет регистровое строение, которое отличается по принципу извлечения звука. Регистр голоса – это целый ряд звуков, который тот или иной человек может воспроизвести одним и тем же способом, с одинаковым тембром. У неопытных вокалистов регистры голоса не связаны между собой, тогда как профессионалы знают, как осуществить процесс соединения регистров.