Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения народному пению Направление подготовки Искусство народного пения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Регистр певческого голоса относится к ряду равномерно звучащих звуков, издаваемых одним физиологическим механизмом. Мужской голос имеет два основных регистра (грудной и фальцет) и один переходный. Женский голос имеет три регистра (грудной, центральный и головной) и, соответственно, два перехода [6].

Если пение в грудном регистре характеризуется сочностью, красочностью, динамичностью, то пение в головном регистре имеет скорее инструментальный, несколько бестембровый колорит. Существенную роль в этом играет использование резонаторов [18].

Известно, что у мужчин голос ниже переходных нот звучит мощно. Это красивый, полный, певческий тембр, голос гибко поддается нюансам и, по субъективному ощущению певца, «отзвучивает» в его груди. От этого «грудного отзвучивания» и произошло название описываемого регистра - грудной регистр. Если вы приложите руку к груди, когда поете в грудном регистре, вы почувствуете дрожь в груди. Таким образом, это название полностью соответствует реально наблюдаемому явлению. Переходные ноты, субъективно неудобные, обычно могут быть взяты как в грудном, так и в фальцет-регистрах.

Выше переходных нот начинается регистр фальцета, который звучит очень слабо у неподготовленного певца, имеет специфический «производственный», «флажолетный» характер, беден тембром и очень ограничен в своих динамических возможностях. Само слово «фальцет» означает «фальшивый голос». Его русский синоним - фистула. Поскольку голова «звучит» во время фонетической вокализации, такой регистр также называется «головой». Каждый мужчина на нотах, близких к переходным, может воспроизвести грудное и фальцет звучание голоса, то есть он может свободно изменять механизм голосового аппарата. В то же время в горле отчетливо ощущается различная работа голосовых складок в разных областях [6].

Чтобы голос звучал ровно, необходимо построить его принципиально по-другому - сделать его «смешанным». Надо сказать, что в певческой практике слово «микст» часто означает недостаточно качественный певческий звук, не полноценный певческий голос, а подобие оперного фальцета. Есть выражение: «Он берет верхние ноты не голосом, а микстом». Это понимается как низший, легкий звук вершин, близкий к фальцету. Действительно, микс имеет такой характер звучания, но он также может звучать довольно насыщенно. Весь вопрос в том, как смешивается голос. Легкий звук, который у многих людей ассоциируется с идеей микста, является лишь одним из видов, в котором преобладает фальцетный характер работы голосовых складок.


Микст — это не облегченное образование верхнего регистра, а принцип построения всего ассортимента. При правильном построении микста голос не имеет переходных звуков (менять нечего, так как оба механизма голосовых складок всегда присутствуют) и естественным образом развивается в смысле диапазона. Для большинства певцов, у которых наблюдается резкий переход от грудного к фальцету, достижение ровного и полного диапазона является большой, если не самой большой, трудностью в технической обработке голоса. Случаи естественно сформированного смешанного звука на практике редки [16].

Женский голос организован по регистру иначе, чем мужской. В первую очередь это связано с анатомо-физиологическими свойствами женской гортани. Грудной регистр, который у мужчин занимает почти полторы октавы, у женских голосов доступен только при самых низких звуках диапазона, охватывая примерно пятую часть в низких голосах и треть в высоких. Над грудным регистром, после переходных нот, находится так называемый центральный участок диапазона, простирающийся на октаву, а иногда и больше; выше в женских голосах головной регистр отмечен до верхних предельных нот. В высоких сопрано предельные верхние звуки приобретают характер флажолета. Таким образом, как уже было сказано, в женском голосе различаются три регистра и два перехода. Центр занимает основную часть диапазона, грудной регистр ниже, а головной регистр выше.

Следует отметить, что индивидуальные особенности гортани и конституции играют существенную роль в регистровой структуре голоса. Ноты перехода могут сильно различаться по высоте тона. Но самое замечательное — это непостоянство перехода к верхним звукам. Если переход от центра диапазона вниз всегда достаточно выражен, то переход от центра к головному регистру существует не для всех голосов.

Принципиальным отличием в регистровой структуре женского голоса по сравнению с мужским является наличие центральной части диапазона, которая имеет естественно смешанный звук, в то время как у мужчин смешивание почти всегда искусственно достигается путем покрытия. Строение гортани и голосовых складок позволяет выдавать чисто грудной тип колебаний на низких звуках, но не позволяет переключаться на фальцет. Вместо фальцета голос естественным образом смешивается, образуя центр женского голоса. Головное звучание верхнего регистра женских голосов также следует рассматривать как смешанное с преобладанием вибраций голосовых складок типа фальцета. Относительно чистый звук фальцета женских голосов обычно проявляется только на верхних звуках флажолета.



Естественно, смешанный центр диапазона женских голосов значительно облегчает задачу выравнивания голоса и не требует специальных приемов при переходе на верхние ноты. Достаточно использовать округление, создание большей полости в глотке, чтобы достичь желаемого импеданса и уменьшить максимальное усилие, связанное с пением на верхнем пределе диапазона.

Возможно, эти особенности регистровой структуры женского голоса в определенной степени определяют положение о том, что певческие голоса у женщин, в целом, встречаются гораздо чаще, чем у мужчин. Отсутствие радикальной перестройки голосового аппарата в переходном возрасте также способствует выявлению и развитию вокальных данных у женщин. Навыки, приобретенные во время детского пения, также сохраняются во взрослом голосе, поэтому технические возможности женских голосов также относительно выше.

В процессе обучения голосовые складки скрыты от наших глаз. Поэтому мы судим о том, как они работают, по характеру звучания голоса. С головным звуком мы говорим о грудном регистре, с грудным - о грудном регистре и со смешанным звуком (грудным и головным) - о смешанном (смешанном) регистре [4]. Первые два регистра называются естественными, так как они встречаются у неподготовленных певцов. Смешанный регистр считается производным от естественных регистров, но он естественным образом присутствует в женских и детских голосах. В процессе обучения этот реестр также создается для мужчин. В вокальной и педагогической практике регистром обычно называют серию последовательных звуков в диапазоне певца, характеризующихся однородной природой звука с точки зрения резонации и тембра.

В грудном регистре вокализация происходит в основном за счет активного сокращения голосовых мышц, напряжение голосовых связок незначительно. При смешанном регистре активны обе группы мышц. При головном регистре напряжение голосовых мышц уменьшается, но их напряжение возрастает, а при фальцете, как крайнем типе головного регистра, голосовые мышцы пассивны, работают только внешние мышцы гортани, и формирование голоса происходит за счет напряжения голосовых складок.

В грудном регистре голосовые складки колеблются всей своей массой, что приводит к звуку, богатому обертонами. Но могут появиться сильно диссонирующие обертоны
, которые придают звуку резкие обертоны. Грудной регистр по сравнению с головным регистром характеризуется большей прочностью, но меньшим «полетом». При смешанном регистре мышцы самих голосовых складок и мышцы, которые их тянут, активно участвуют в формировании голоса. Поэтому облегчается работа голосовых мышц, сохраняется богатство обертонов и сила звука. Использование резонирующих грудной клетки и головы придает звуку полноту и красоту.

Необходимо особо сосредоточиться на головном регистре мужских голосов, называемом фальцетом. Фальцет (в переводе с итальянского) - фальшивка. К нему прибегают неподготовленные певцы-мужчины, переключаясь в верхней части диапазона на головной звук (например, тенор). Фальцет очень распространен в хорах тирольских народных песен. Он также может быть использован как средство художественного самовыражения.

При пении фальцетом, в отличие от других видов голосообразования, наблюдается наименьшее сближение голосовых складок во время фонации, между ними отчетливо виден веретенообразный зазор. Голосовые складки кажутся слегка растянутыми, колеблются только по узким внутренним краям. Из-за большой утечки дыхания, небольшого подкладочного давления, небольшой амплитуды вибрации голосовых складок, сила звука в фальцете невелика, резонация чисто головная. Из-за пассивности голосовых мышц голос беден обертонами.

Таким образом, регистровая структура мужского и женского голосов различна. У мужчин есть грудной и фальцетный регистры, а у женщин - грудной, средний и головной регистры. У каждого регистра есть свои особенности, которые каждый человек должен знать и уметь применять на практике.

Выводы по первой главе

Количество регистров или громкость звука зависят от диапазона голоса. У всех у мужчин и женщин она разная, так как связана с голосовыми складками и их особенностями. Регистр зависит от частоты вибрации голосовых складок, это и определяет его высоту.

Пение в грудном регистре характеризуется сочностью, объёмностью, красочностью, динамичностью, то пение в головном регистре, несколько лишенное тембрового колорита, похожее на инструментальное, тонкое, прозрачное. Использование резонаторов играет важную роль в этом процессе, так как звучание на прямую зависит от резонаторов.


Глава II. Специфика работы с народными голосами над развитием

певческих регистров

2.1. Особенности регистрового звучания певческого голоса

Звукообразование – это процесс образования певческого голоса, то есть звука определенной высоты, силы и тембра. Звукообразование связано с работой дыхательного и голосового аппаратов, находящихся во взаимодействии и управляемых центральной нервной системой. Большое значение в правильном звукообразовании имеет слух. Певец должен уметь различать качество звука. Такую способность называют вокальным слухом. Процесс певческого звукообразования включает в себя все основные этапы речевого образования звука: генерацию, фонацию, артикуляцию и излучение. Однако, особенности певческого звукообразования вносят свои коррективы в организацию этих процессов.

Существует два однородных способа звукообразования: грудной и фальцет. Грудной отдел - полное закрытие голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое положение. С акустической стороны, существует огромное богатство звука в обертонах, их силе. Фальцет - закрытие голосовой щели неполное, вибрируют только края связок. С акустической стороны звук намного беднее обертонами, чем грудная клетка[10].

В работе (над миксом) очень важен слуховой контроль и поиск комфорта в ощущениях. Певец должен избегать срыва нот, выравнивая голос с помощью хорошо контролируемого дыхания и едва заметного изменения гласного звука в смысле его более темного цвета, называемого «прикрытием» гласного, поэтому существуют термины «открытые» и «прикрытые» звуки [18].

Закрытый звук — это звук, округленный по тембру с максимальным использованием верхнего и нижнего резонаторов и в то же время сохраняющий ощущение поддержки. Скрытые звуки легче воспроизводятся, если глотка умеренно расширяется, а гортань опускается ниже своего нормального положения, то есть при сохранении вокального зевка во время пения. Сглаживание, выравнивание звуков производится заранее с более высокими или более низкими нотами.

Злоупотребление открытым (белым) тембром, являющееся следствием неправильного формирования звуков в начальный период обучения, является одной из главных причин преждевременной гибели многих голосов. Пение с открытым тембром особенно вредно для мужских высоких голосов. Певцы, злоупотребляющие открытым звуком, вскоре обнаруживают склонность к детонации, дрожанию звука и быстрому износу голоса. Поэтому начинающему певцу следует помнить и сосредоточить свое внимание на следующих задачах: