Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения народному пению Направление подготовки Искусство народного пения.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Звучные согласные гласные – л, м, н, р и гласные звуки – и, е, у, а также гласная e в сочетании со звучными н, р, м – нэ, мэ, рэ, помогают генерировать резонанс в голове.
Различие регистровой структуры мужского и женского голосов часто приводит к конфликтам в вокальной педагогике, если неопытная учительница не учитывает регистровые особенности построения мужского диапазона у своих учеников. Не зная покрытия и не чувствуя разницы между смешанным типом центра диапазона у женщин и его грудным характером у мужчин, такие учителя пытаются распространить грудной тип работы на верхнюю часть диапазона мужского голоса. Даже при самом бережном отношении к голосу и максимально легком, «тонком» пении, то есть с наименьшим количеством задействованных в произведении голосовых связок, распространение грудного звука вверх не приводит к полноценному развитию всего диапазона.и, как правило, быстро изнашивает голос. Под такой системой воздействия могут успешно развиваться только мужские голоса, звучание которых естественно и легко микшируется, но это редкое исключение [3].
Сложность вокальной работы над диапазоном голосов заключается в том, что при естественном сочетании грудного и подающего регистров у народных певцов возникает своего рода регистровая изоляция. В соединении этих регистров нет плавного перехода, и народные певцы поют по-разному в разных регистрах. Как правило, в народном пении певец в одной песне использует только один регистр, не переключаясь на другой. Если только в грудном регистре, то функция высокого голоса передается другому певцу [1].
Основываясь на практических наблюдениях, можно сказать, что при пении в грудном регистре голос певца насыщается грудным резонатором, головной регистр народного голоса теряет грудной резонанс, мягкое небо и другие головные резонаторы, которые служат для блокировки грудного резонатора.звук не используются. Звук в головном регистре естественно полукруглый. Задача всех певцов с высокими голосами - научиться пользоваться звуками главного регистра в первой половине второй октавы (до-фа, соль). При этом проблема заключается не только в увеличении громкости главного регистра в его верхних звуках, но и в увеличении его звуковой насыщенности и яркости тембра. Также важно добиться сохранения резонанса груди при переходе на регистр головы и, наоборот, сохранения резонанса головы при переходе на регистр груди. Во время пения должно быть ощущение одновременно, как будто две точки звука, грудь и грудь.
В работе с голосами вы можете обнаружить две противоположные тенденции, которые мешают развитию голоса:
- неспособность вообще найти звук в голове. В таких случаях полезно больше петь на гласной «и» - эта буква хорошо приближает звук и способствует некоторой его резкости, что необходимо на первом этапе нахождения головного звука;
- певец или певица в средней или высокой области, при переходе от более низких звуков к более высоким, теряют массивный резонанс. Связь регистров нарушается, звук становится легче и становится уже и ровнее, певцу следует постоянно напоминать о сохранении двух точек звучания, голос как бы распространяется от верхней точки к нижней – грудной, заполняя все это расстояние звуком. Певец должен стремиться сохранить голос в этой громкости. Сохранение грудного резонирования на высоких звуках поможет избежать так характерного для народного пения плоского, бестембренного колорита [18].
В высоких голосах переходные звуки диапазона высоких голосов охватывают часть диапазона примерно от диеза первой октавы до диеза второй октавы. Выше уже упоминалось о традиции народных певцов использовать в одной песне один регистр, частично улавливая смешанные звуки среднего регистра. Такая естественная адаптация к регистру способствует певческой выносливости голоса и наоборот. Часто используя смешанные звуки в качестве высоких звуков грудного регистра, певец переходит на напряженный, громкий звук, а частый перевод грудного звука на смешанные звуки приводит к усталости, быстрому износу голоса. Если певец поет в основном в головном регистре с захватом смешанных звуков, то они будут звучать тихо, мягко, легко. Этот звук часто используется в пении.
В народном пении важно сохранить речевой характер артикуляции, который стабилизирует естественный объем и форму полости рта и помогает достичь продвинутого речевого эффекта при синтезе слов и мелодий. Положение языка играет важную роль в народном пении. Язык должен быть плотно прижат к нижней челюсти (как будто ложкой) и упираться в нижние резцы, что обеспечивает «вынос» голоса наружу. Все буквы должны быть сформированы на кончике языка и на губах. Губы должны работать мягко, но активно. Нижняя челюсть должна действовать свободно и вместе с языком. Часто встречается такой недостаток, как зажатая нижняя челюсть. На ударных гласных нижняя челюсть опускается (вместе с языком), а на безударных гласных она должна находиться в спокойном естественном состоянии, образуя звуки [14].
Таким образом, наиболее яркий акустический эффект в пении достигается за счет вертикального совпадения точек резонирующих очагов (грудной и головной), точно найденных и настроенных на единую волну фонации, запрограммированную вертикально. Это народный стиль пения, нацеленный на универсальность и профессионализм.
Необходимо начать соединять регистры таким образом: найдите соответствующий тон данного голоса (обычно это «ре», «до-диез» «до» второй октавы) и, опускаясь на гласную А, попросите певца спеть эти пять нот не прямо вертикально, а проводя каждый следующий звук как бы «поверх» предыдущего. При этом необходимо крепко, упруго удерживать мягкое небо и, опускаясь вниз, слегка опускать гортань, а звук «толкать вперед». Чем ниже голос опускается до грудного регистра, тем ниже должна быть опущена гортань, как бы открывая путь к грудному резонансу. Таким образом, грудной регистр будет все ярче и ярче окрашиваться грудным звуком. При таком упругом состоянии аппарата перелома не произойдет. Спускаясь в тональности полутонов вниз, необходимо строго придерживаться этого правила, которое всегда помогает. Если певец благополучно выполняет это требование, переходные звуки проходят без каких-либо переломов. Но чем ближе голос опускается к грудному регистру, тем труднее удерживать напряжение мягкого неба, которое непроизвольно немного опускается. При крайних переходных звуках вы можете помочь перейти в грудной регистр без перелома, слегка опустив нижнюю челюсть или гортань и слегка усилив звук, как бы «подталкивая» его вперед. Этот базовый метод, при правильном применении, помогает хорошо сгладить различия [2].
При пении восходящей пятой от «ля» малой октавы до «ми» первой невозможно избавиться от перелома таким образом. Здесь необходимо взять звук «ля» грудного регистра («ля» малой октавы) сразу позиционно очень высокий, близкий по звучанию к миксту, обойтись без грудного звучания. Этот способ также дает эффективный результат для сглаживания переходных процессов от объемного регистра к миксту.
Переход от микста к головному регистру сглаживается, как и в сопрано, округлением переходных нот. Смысл сглаживания областей заключается в том, что звук головы проникает в область грудной клетки. И наоборот: грудная клетка расширяется до пределов, отведенных природой для звука головы. Регистры, по-видимому, объединены, образуя смешанный звук. Если слияние грудного и головного тембров осуществляется в достаточной степени, то граница между регистрами становится почти незаметной или исчезает. Вначале вы можете поработать над округлением звука без пения: чередуя А и О, произнесите их несколько раз, не меняя форму губ и не двигая челюстью. Затем его следует перевести на пение. Когда звуки перекрыты, голос звучит более собранно, «отраженно» [1].
Слиянию грудного и мозгового резонанса у певцов-мужчин может способствовать головной регистр. Полезно научиться петь головой во всем диапазоне, рассматривая это как шаг к овладению смешанным звуком. Для этой цели удобно использовать нисходящие движения, идущие в пределах грудного регистра. В то же время необходимо стремиться к сохранению тембрового колорита и «положения» верхнего звука. Обычно это удается только после некоторой тренировки. На определенных нотах голос часто резко меняет тембр. Ведь головной, смешанный и грудной звук имеют особые механизмы гортани и, в частности, голосовых связок. При головной боли их края колеблются. Между ними образуется пропасть. Когда звучит грудь, складки плотно смыкаются и вибрируют всей массой. При смешивании происходит нечто среднее: свободное смыкание и вибрация более глубоких участков складок, чем при фальцете. У мужчин такой характер звука, как микс, вырабатывается только искусственно на тренировках. Регистр скрытых нот или, точнее, скрытых звуков мужского голоса называется регистром смешанного характера (грудь плюс голова) и представляет собой другой тип звука, более значимый. Звук получается очень красивым, покрытым, то есть по сравнению с грудным более темным тембром, но полнота и выразительность звука не меньше, если не больше, по сравнению с грудным звуком. Для правильного формирования звуков этого регистра признана так называемая техника покрытия гласных, использование ее более темной градации: «а» + «ё».
Подход от грудного звука к закрытому регистру должен иметь определенную долю этого будущего звука заранее, примерно на кварту или большую треть перед переходными нотами, именно так достигается плавность соединения регистров. Техника здесь такова: все большее и большее округление гласной, ее максимальное приближение к характеру звука в верхнем закрытом регистре. Этот прием вполне оправдан, так как известно, что регистры перекрывают друг друга, то есть переход от одного к другому может быть осуществлен не только на переходной ноте, ограничивающей регистры, но и на нескольких ближайших к ней нотах, которые могут быть сформулированы (спеты) как в одном, так и в другом регистре; это обстоятельство очерчивает для методики возможность сглаживания и слияния регистров певческого голоса – чрезвычайно ценный и важный методологический вывод.
Таким образом, различные упражнения, песнопения, песни, которые используются на практике при соединении грудного и головного регистров, важно знать и применять на практике, потому что они выполняют определенную вокальную и художественную функцию и помогают сглаживать резкие переходы из одного регистра в другой.