Файл: Практическая работа к теме 1 Ценности и их роль для человека и общества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.1 «Ценности и их роль для человека
и общества»
Темы занятий:
-
День защитника отечества -
Традиционные семейные ценности -
Новый год. Семейные праздники и мечты -
День матери -
Символы России
План беседы:
1. Цели и задачи внеурочных занятий «Разговоры о важном».
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и осуществляется в формах, отличных от урочных.
Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Данные занятия должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Цель занятий:
формирование взглядов у обучающихся на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Задачи занятий:
воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; формирование культуры поведения в информационной среде.
Основной формат данных внеурочных занятий - разговор, или беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими ценностями жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
3. Педагогические задачи, стоящие перед классным руководителем
Говорить о самом важном и родном – это замечательная идея, ведь качественно проведенный в начале недели разговор, поднятие флага Российской Федерации и исполнение гимна – это то, что задает тон и настроение учебной недели, что сближает обучающихся и педагогов. Мы чувствуем себя сильными, уверенными, патриотично настроенными, частью великой огромной страны, которая сейчас переживает нелегкие времена, ведь происходят важные исторические события. И от того, насколько достоверно и правильно будет донесена информация до обучающихся, зависит то, какими людьми они вырастут, какие чувства будут испытывать к своей стране, к своему учебному заведению, к своей семье.
Перед классным руководителем стоят следующие педагогические задачи:
1. Создание благоприятных психолого-педагогических условий в группе
2. Формирование у школьников высокого уровня духовно-нравственного развития, которое основано на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать.
3. Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции
4. Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России
3. Форматы организации деятельности обучающихся на занятии
Важно, чтобы и преподаватель был просвещенным в том вопросе, о котором пойдёт речь на внеурочном занятии, поэтому к этим урокам предшествует большая подготовка. Обучающиеся активно задают вопросы, а значит – нужно быть во всеоружии.
Главная педагогическая технология при проведении этих уроков – технология мастерских, которая предполагает нестандартную форму урока, что способствует повышению интереса со стороны учащихся.
Технология предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов.
Первый этап мастерской – индукция (наведение) - этот этап предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы каждого ученика. Для решения выше обозначенной задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения.
Задача при подготовке к мастерской постараться подобрать как можно больше индукторов различного характера, чтобы воздействовать в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика. Обучающийся должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность.
Второй этап - самоконструкция - предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, постановки вопросов, формулировки целей урока, оценки ситуации, выдвижения учащимися индивидуальных гипотез, выполнения проектов, объяснения фактов и явлений, решения задач и т.п., создания первичного текста, рисунка, проекта.
Третий этап - социоконструкция - предполагает работа в парах, микрогруппах. Формирование пар должно происходить на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет обучающемуся сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. Каждый участник может выбрать себе пару сам, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика. В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.
Четвертый этап - социализация. Здесь осуществляетсяпроцесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской. Каждое объединение включает не более пяти человек. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы.
Пятый этап
- афиширование. Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование работ учеников и Мастера, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов и т.д. Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.
Шестой этап - разрыв - предполагаетсопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников из других групп, с научными текстами (культурно-историческими образцами) и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту, познавательной напряженности и потребности в получении нового знания. Здесь каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его.
Седьмой этап - рефлексия. Не стоит забывать, что одна из задач мастерской вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия, поэтому обязательно наличие этапа рефлексии. Мастер создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым. Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников.
-
Как успешно подготовиться к проведению «Разговоров о важном»
Очевидно, что такие беседы не могут быть запрограммированы от слова до слова, но для удобства педагогов были разработаны следующие интернет- ресурсы, которые можно успешно использовать при подготовке к классному часу.
Существует сайт Института Стратегии Развития Образования, где представлено содержание занятия, сценарий, методические рекомендации, дополнительная информация, видеоролики и интерактивные задания. Вся информация подобрана с учётом возраста обучающихся и их интересов.
Так же Академия Минпросвещения России запустила проект «Классный марафон», который нацелен на подготовку классных руководителей к еженедельным «Разговорам о важном». В выпусках принимают участие авторы-разработчики материалов. Трансляции проводятся каждую неделю, они доступны на сайтах Ru-tube, в социальной сети ВК и в телеграмм-канале с одноименным названием «Разговор о важном». В данных видеороликах представлены мастер-классы коллег из других образовательных учреждений нашей страны. Это прекрасная возможность перенять опыт других преподавателей и взять на вооружение интересные идеи и задумки.
Существует официальной группы проекта «Разговор о важном» во Вконтакте. Здесь можно найти подборку наглядных обучающих материалов под каждую тематику классного часа и для всех возрастных групп учащихся; рабочие листы, которые можно использовать в качестве раздаточного материала на занятиях.
-
Таким образом, создано множество замечательных ресурсов для подготовки к тематическим классным часам. Наша задача продуктивно использовать данную информацию для успешной реализации проекта.
Важно создать атмосферу сотрудничества, доверия и доброжелательной ситуации в рамках этой внеурочной деятельности. Рекомендую придерживаться 4 принципов: интерес, сотрудничество, доверие и не назидательность. Позволить обучающимся самим рассуждать, делать выводы. Я использую такие формы организации занятия, как дискуссия, дебаты, беседы. Особой популярностью у моих учеников пользуются интерактивные задания и игры, когда ребята делятся на команды, появляется соревновательный дух, каждый участник команды хочет ответить, высказаться и быть услышанным. Ребята учатся слушать и говорить с одноклассниками, учителем, проявлять инициативу, отстаивать свою точку зрения, ставить цели на будущее, ценить то, что у них есть и приумножать это. Это важно для обучающегося, чтобы найти свое место в обществе, реализовать потенциал.