Файл: Рабочая программа по профильному труду сельскохозяйственный труд.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка.
Обоснование выбора программы.
Рабочая программа по профильному труду «сельскохозяйственный труд» для учащихся 5 класса разработана на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, под редакцией В. В. Воронковой (Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2013 г.) авторы программы: Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева С.А., Васенков Г.В. Технология «Сельскохозяйственный труд» учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Е.А. Ковалева, М.: Просвещение,2019 г. В процессе обучения сельскохозяйственному труду учащиеся 5 класса специальной школы должны овладеть определённой системой знаний и практических умений по общему земледелию и важнейшим отраслям растениеводства. Школьники углубят познания в изучении: состава почвы, её обработкой и внесением удобрений; способов предпосевной подготовки и посева семян; строения гороха, фасоли, картофеля. На учебно-опытном участке учащиеся учатся различать цветочно-декоративные культуры, собирать семена, убирать урожай картофеля моркови, свеклы, убирать пожнивные остатки. На занятиях по животноводству знакомятся с приемами ухода за кроликами
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
– Федеральный закон от 29.12..2-12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
– Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.
Количество учебных часов.
Предмет соответствует федеральному компоненту стандарта образования на реализацию которого отводится 6 часов в неделю.
Все темы, входящие в содержание программы рассчитаны на 204 часа в соответствии с авторской программой.
Формы организации учебной деятельности.
Рабочая программа включает теоретические и практические занятия. Преподавание базируется на знаниях, полученных на уроках математики (построение чертежа, расчет), ИЗО (нанесение рисунка), география (произрастание древесины), биология (свойства древесины), помогает их закреплению, получения дополнительных знаний и умений (метапредметные связи).
Учебно – методический комплекс.
Технология «Сельскохозяйственный труд» учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Е.А.Ковалева, М.: Просвещение,2020г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В результате обучения обучающиеся овладеют:
-
навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, -
уважительным отношением к труду и результатам труда, -
развитием основных мыслительных операций, -
развитием наглядно-образного и словесно-логического мышления, -
коррекцией нарушений эмоционально-личностной сферы, -
обогащением словарного запаса.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
-
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. -
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. -
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. -
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Регулятивные:
-
Учиться работать по предложенному учителем плану. -
Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного. -
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные учебные действия:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. -
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -
Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия:
-
Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). -
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и следовать им. -
Учиться согласованно работать в группе. -
Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
-
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий. -
Приобретение навыков самообслуживания, освоение правил техники безопасности. -
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
2.1. Требования к уровню подготовки
К числу планируемых результатов освоения рабочей программы по профессионально-трудовому обучению отнесены личностные результаты и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса являются: - принятие и освоение социальной роли обучающегося; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представления о нравственных нормах; - развитие мотивации к изучению предмета; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметными результатами изучения курса являются:
- действие моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу;
- умение осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни, умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- усвоение главных понятий курса профессионально-трудового обучения;
- формирование позитивного отношения к труду;
- овладение учебными действиями и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Требования к уровню предметных результатов
Содержание основного минимума знаний, умений, навыков
Обучающиеся получит возможность познакомиться ( знать) :
- значение сельскохозяйственного труда в жизни человека; - породы кроликов; - виды сельскохозяйственных культур (горох, картофель), знать их особенности строения и агротехнические условия выращивания в местных условиях; - - правила уборки урожая; - ранневесенний уход за садом;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отличать сельскохозяйственную продукцию; - классифицировать цветочные культуры; - ухаживать за кроликами; - выращивать горох, картофель в местных условиях; - убирать урожай сельскохозяйственных культур.
Содержание учебного предмета «Профильный труд», 5 Б класс.
Содержание тем учебного курса
В программу 5 класса входят работы по уборке урожая овощей и заготовке кормов для кроликов. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с биологическими и морфологическими особенностями картофеля и гороха, агротехникой их возделывания. На занятиях по животноводству овладевают приемами ухода за кроликами.
I четверть . Вводное занятие
Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей. Виды работ, продукция и оплата труда в ближайших коллективных и фермерских хозяйствах. Использование сельхозпродукции. Подсобное сельское хозяйство школы. Виды производимой в нем продукции и ее использование.
Участие в сборе урожая овощей и картофеля
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Цель заготовки овощей и картофеля. Значение своевременной уборки овощей и картофеля. Правила уборки овощей и картофеля. Правила безопасности при работе сельхозинвентарем.
Умение. Уборка и сортировка овощей.
Практические работы. Сортировка выкопанных корнеплодов свеклы и моркови, укладка их в штабель для дальнейшей обрезки ботвы. Сортировка выкопанных клубней картофеля.
Уборка послеурожайных остатков
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Цель уборки ботвы картофеля, помидоров, остатков кочерыг капусты и других послеурожайных остатков с поля. Грабли: назначение, устройство, рабочая поза, техника безопасности
Умение. Работа граблями.
Практические работы. Сбор ботвы картофеля и помидор граблями. Вынос ботвы на край поля. Выдергивание кочерыг капусты из земли и складывание их на краю поля.
Заготовка веточного корма для кроликов
Объект работы. Кролики
Теоретические сведения. Виды деревьев и кустарников, ветки которых могут служить кормом для кроликов. Выбор места для заготовки веток.
Практические работы. Обломка веток, связывание их в пучки и веники. Укладка веток в хранилище.
Практическое повторение
Виды работ. Сбор оставшихся в почве клубней картофеля после боронования убранного картофельного поля.
II четверть
Вводное занятие Кролики
Объект работы. Кролики.
Теоретические сведения. Кролики — домашние животные. Разведение кроликов в домашних и школьных условиях. Продукция кролиководства и ее значение. Породы кроликов, разводимых в местных условиях.
Наглядное пособие. Изображения кроликов разных пород.
Умение. Распознавание пород кроликов.
Упражнения. Определение пород кроликов.
Содержание кроликов зимой
Объект работы. Кролики.
Теоретические сведения. Устройство крольчатника в домашних и школьных условиях. Клетки для кроликов: устройство, расположение в крольчатнике. Клетки для самцов, самок и молодняка. Подсобное помещение для хранения корма. Подготовки корма к потреблению.
Практические работы. Проверка остекления окон, уплотнения дверей, мелкий ремонт помещения. Заготовка лозы и веток на метла и веники для ухода за кроликами.
Ручной инвентарь для ухода за кроликами
Объект работы. Кролики.
Теоретические сведения. Ручной инвентарь для ухода за кроликами: виды (скребки, мотыжки на коротких ручках, совки, лопаты, метла и веники), назначение, приемы работы. Ведро или тачка для выноса или вывоза навоза.
Практические работы. Изготовление метел и веников из веток и лозы для ухода за кроликами.
Уход за кроликами
Объект работы. Кролики.
Теоретические сведения. Особенности ухода за кроликами во время зимнего содержания. Необходимость поддержания чистоты в крольчатнике и клетках. Недопустимость сквозняков в крольчатнике. Уход за взрослыми кроликами и молодняком разного возраста. Правила поведения школьников в крольчатнике.
Умение. Уход за кроликами.
Практические работы. Удаление навоза с поддонов. Чистка клеток от остатков корма. Чистка кормушек и поилок, смена воды. Уборка всего помещения. Удаление навоза и остатков корма из крольчатника.