Файл: 1. Основные нормативноправовые документы, регламентирующие вопросы безопасности на территории рф. Право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 539

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы безопасности на территории РФ.Право- это система юридических актов, регулирующая все общественные отношения в стране (государственные, административные, хозяйственные, гражданские и уголовные).С точки зрения права, законодательство Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на современном этапе представлено: Конституцией РФ; Федеральными конституционными законами; Федеральными законами. Для реализации требований законов РФ принимаются подзаконные акты, определяющие порядок их исполнения, среди которых: Нормативные правовые акты РФ - Указы и Поручения Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ; Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – приказы министерств и ведомств; Нормативные акты субъектов РФ – законы субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, приказы региональных министерств и ведомств. Для осуществления практической деятельности применяют нормы и правила ведения работ: Гигиенические нормативы (ГН) Санитарные нормы (СН) Санитарные правила (СП) Санитарные правила и нормы (СанПиН) ГОСТы Строительные нормы и правила (СНиПы) Правила безопасности (ПБ) Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) Отраслевые стандарты (ОСТы). Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция– Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:- Федеральные законы.- Указы Президента РФ.- Постановления Правительства РФ.- Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.- Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).- Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:1. Федеральный Закон РФ № 68-ФЗ от 30.10.2007 г «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.2. Федеральный Закон РФ № 28-ФЗ от 19.06.2007 г. «О гражданской обороне».Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.3.Федеральный Закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:- правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;- права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;- полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;- права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;- права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.4.Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачи природоохранительного законодательства:− охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);− предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;− оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.Эти задачи реализуются через три группы норм:- нормативы качества окружающей среды;- экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;- механизмы исполнения этих требований.5.Федеральный закон № 206-ФЗ от 4.12.2006 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения,всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.6.Указ Президента РФ № 868 от 21.04.2008 г «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.7. Указ Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г. «О концепции национальной безопасности РФ»Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.8. Указ Президента РФ № 991 от 11.07.2004 г. «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.9.Постановлениями Правительства РФ № 738 от 24 июля 1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и № 842 от 2 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.10. Постановление Правительства РФ № 794 от 03.10.2006 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принимать правовые акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона.11. Постановление Правительства РФ № 804 от 26 11. 2007 г. «Об утверждения положения о гражданской обороне в Российской Федерации»Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.12.Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответст-венности владельцев транспортных средств» (от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ) направлен на обязательность и всеобщность его охвата, ответственность владельцев, их экономическую заинтересованность, гарантии возмещения вреда, благодаря чему повышается безопасность дорожного движения.Документация Минздрава России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты». 13.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены 10 июля 2010 г.) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, а также устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: размещению общеобразовательного учреждения; территории, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию, размещенных в приспособленных зданиях; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию, содержанию и соблюдению санитарных правил.14.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (от 28 декабря 2010 г. № 2106). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников. Требования включают восемь групп:1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;3) рациональная организация образовательного процесса;4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.Ставится задача преемственности и непрерывности обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях и уровнях образования. Понятие риска. Управление рисками. Оценивая ситуацию в сфере безопасности человеческой деятельности на основании всего имеющегося научного и практического опыта, человечество осознало тот факт, что любая деятельность человека потенциально опасна. То есть ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Такое заключение можно считать аксиомой, имеющей исключительное методологическое и познавательное значение. Из этой аксиомы, в частности, следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторая опасность, характеризуемая остаточным риском.Различают индивидуальный и групповой (социальный) риск. Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума. В США сделана оценка индивидуального риска, дающая представление о смертельной опасности для человека, находящегося в различных жизненных ситуациях. (соре только пендосская таблица, это из нашего учебника) Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами Социальный риск носит усреднённый, статистический характер, выражающий зависимость между частотой событий и числом пострадавших при этом людей. Очевидно, что необходимо стремиться к минимальному риску, однако пути, способы, цена и результат реализации этого стремления столь многоплановы и зависят от такого большого числа факторов, что правильнее ставить задачу управления рисками. Такая концепция положена, в частности, в основу деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).Однако прежде чем управлять, необходимо прогнозировать и оценивать риск. Для этого используются следующие методы: экспертный – в некоторых ситуациях это единственно возможный метод, основанный на знаниях, опыте, интуиции высококвалифицированных специалистов. В начале своей деятельности МЧС России в стремлении использовать весь возможный прогностический потенциал и ориентируясь на средства массовой информации и публичные заявления отдельных недобросовестных «специалистов», создал специальную лабораторию, пригласив в неё предсказателей, ясновидящих, экстрасенсов. Оказалось, что результативность именно таких «экспертов» практически равна нулю; расчётный, статистический, позволяющий давать оценки на основе анализа многократно и в течение длительных промежутков времени повторяющихся событий и явлений с учетом выявленных тенденций их проявления. Этот метод – приоритетный в работе МЧС России; модельный, основанный на построении физических и математических моделей различных угроз и поражающих факторов; социологический, основанный на опросе населения и, чаще всего, носящий вспомогательный характер. Недостижимость абсолютной безопасности, стремление к минимизации риска, но не любой ценой, с неизбежностью приводит к концепции приемлемого риска. На интуитивном уровне понятно, что это должен быть оптимизированный риск, проблема только в том, что факторов оптимизации очень много (они лежат в области техники, экономики, социологии, политики) и решаемая задача оказывается очень сложной. Например, если увеличивать инвестиции в области уменьшения опасностей в техногенной сфере, пострадает социальная сфера, если же следовать определению здоровья, данному Всемирной организацией здравоохранения, по которому «здоровье – состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или расстройств», и вкладывать инвестиции в социальную и медико-оздоровительную сферы, то непременно пострадает техническая сфера. Численное решение задачи оптимизации риска весьма упростилась бы, если ввести экономический эквивалент человеческой жизни. Только такой подход с моральной точки зрения циничен и по этой причине не допустим. Решению проблемы помогает законодательное установление приемлемого риска, как это, например, сделано в Голландии, где максимально приемлемым уровнем индивидуального риска считается 10-6 в год. В основе управления риском лежат известные и широко используемые подходы: научный, включающий классификацию, анализ и расчёт риска; технический, включающий дублирование (в некоторых случаях многократное) опасных узлов, систем. Этот метод используется, когда возможность вмешаться в возникшую неисправность минимальна (например, в космонавтике), тогда экономические проблемы отступают на второй план; тотальный, 100%-ный контроль деталей и узлов в процессе изготовления и сборки; испытание систем перед их эксплуатацией; совершенствование технических систем и объектов; экономический, включающий платежи за риск, страхование, компенсацию ущерба; управленческий, включающий планирование деятельности, введение меры ответственности, систем контроля и обратной связи, стимулирование эффективной деятельности; административный, включающий подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала; организационный, включающий нормирование опасностей, резервирование ресурсов, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Понятие здорового образа жизни. Здоровье – состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или расстройств. В России ежегодно умирают 18 тысяч детей в возрасте до одного года; 70% из этих смертей происходят в родильных домах. В более поздней возрастной группе дела обстоят несколько лучше. Об этом говорят результаты обязательной диспансеризации детей (обследованию подвергнуто 99% детей от новорождённых до восемнадцатилетних): Не обнаружено явных болезней и патологий - 26% Выявлены различные функциональные отклонения – 52,2% Установлены хронические патологии (вплоть до инвалидности) – 21,8% Отклонения в здоровье укладываются, в основном, в четыре группы: заболевания костно-мышечной системы – 17,4%; патологии зрения – 12,5%; болезни органов дыхания – 10,2%; заболевания органов пищеварения – 7,1%. Следующая возрастная категория – 17 – 25 лет. В структуре заболеваемости студентов преобладают болезни органов дыхания. Это связано с воздействием экзо - и эндогенных факторов: курение табака, атопические и инфекционные аллергены, частые ОРВИ, экологическое состояние региона, отягощенная наследственность. Второе место занимают заболевания органов зрения, что связано с повышенной зрительной нагрузкой в период обучения, отсутствием адекватного отдыха студентов, дефицитом сна, пренебрежением гимнастикой для глаз и так же наследственностью. На третьем месте - заболевания системы пищеварения, что обусловлено не соответствующей потребностям кратностью приема пищи, отсутствием завтрака, особенностями питания современной молодежи, скудностью рациона. Болезни костно-мышечной системы, главным образом деформирующие дорсопатии, на четвертом месте. Это большей частью связано с приобретенной патологией еще в школе и образом жизни студентов период обучения. Пятое место занимают болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ за счет заболеваний щитовидной железы. Омская область - эндемичный район по недостатку йода, что объясняет столь высокий показатель в этой группе. По данным Центральной военно-врачебной комиссии, обобщившей данные по призыву в армию, среди главных недугов, характерных для призывников в армию, фигурируют недостаток веса, психические расстройства, плоскостопие, сколиоз.Все недуги человека можно поделить на две обширные группы – инфекционные и неинфекционные заболевания. Успехи медицины в разработке профилактических мероприятий в отношении массовых инфекций - создание вакцин и сывороток, эффективных лекарственных препаратов, обучение населения мерам профилактики инфекций и разработка системы мероприятий, направленных на ликвидацию очагов инфекции и её возбудителей позволили заметно снизить смертность населения от инфекционных заболеваний. На долю неинфекционных заболеваний сейчас приходится 70% всех случаев смерти. Следовательно, наиболее пристальное внимание нужно уделить условиям возникновения и развития неинфекционных заболеваний. Эти условия весьма ёмко характеризует табл. Мы сами, наш здоровый образ жизни (или отклонения от него) определяют наше конкретное существование и самочувствие. Известно несколько определений понятия «здоровый образ жизни». Ниже приведено определение, сформулированное на кафедре валеологии Санкт-Петербургского университета повышения педагогического мастерства (первая в России кафедра валеологии открыта именно в нём в 1990 г.): Здоровый образ жизни – максимум биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям индивида, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достаточно активного долголетия.КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Важно принять тезис о том, что человеческий организм в принципе построен на сбалансированности. Отсюда выводятся два следствия. Во-первых, любое отклонение от сбалансированности есть болезнь. Очень маленький или очень высокий рост — в известной степени, болезнь. Чрезвычайно сильные физически люди обычно малоподвижны и не очень ловки и выносливы, марафонцы имеют определенные проблемы с сердечнососудистой системой и т.д. Для нормальной жизни оптимально приспособлен 29 именно средний человек — в меру тренированный, в меру сильный и тому подобное, но обязательно разносторонний.Во-вторых, компоненты здорового образа жизни многочисленны, разнообразны и должны проявляться совместно. К компонентам здорового образа жизни можно отнести: Отказ от пагубных пристрастий, и в первую очередь, от курения, употребления алкоголя и наркотиков. Эта проблема заслуживает отдельного, пристального внимания и дальше будет специально рассмотрена. Достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движении (оптимально иметь 16 – 20 час физической нагрузки в неделю). В современном мире умственный труд всё больше вытесняет физический. Но это не только не уменьшает требований к физическому развитию человека, но, наоборот, напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки. Через мышечную деятельность можно повлиять на все органы и ткани, повысить функциональные возможности организма. А чем выше функциональные возможности систем, тем выше 30 способность организма противостоять различным неблагоприятным факторам, т.е. тем выше его адаптационные возможности, а, следовательно, и уровень здоровья. Необходимо, однако, сразу отметить, что серьёзное занятие спортом и здоровье не совместимы. Практически все олимпийские чемпионы — больные люди. Их рекорды связаны с запредельной мобилизацией сил организма, и это даром не проходит. Часто состояние инвалида в сорок — плата за медаль в восемнадцать. Закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям. Значимость этого компонента здорового образа жизни столь очевидна и он заслуживал бы отдельного обсуждения, если бы не обилие существующей литературы по этому вопросу. Умеренное питание, сбалансированное по набору жизненнонеобходимых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов). Питание должно обеспечивать оптимальное течение всех физиологических функций, рост и физическое развитие, работоспособность и здоровье человека в соответствии с возрастом, полом, характером труда, климатическими и другими условиями. Питание должно отвечать определенным требованиям: ¾ полностью компенсировать все энергозатраты организма; ¾ содержать в своем составе прежде всего необходимые организму незаменимые компоненты (не синтезируемые в организме аминокислоты, витамины, минеральные элементы и др.) в оптимальных количествах и соотношениях; ¾ быть сбалансированным, все химические компоненты его должны соответствовать ферментным системам организма, обеспечивающим их полноценную утилизацию; ¾ быть разнообразным; ¾ быть доброкачественным, не содержать возбудителей инфекционных, вирусных или паразитарных болезней, а также токсинов микробного и немикробного происхождения в концентрациях, превышающих гигиенические регламенты; ¾ обладать хорошей перевариваемостью, усвояемостью и вызывать чувство насыщения; ¾ иметь правильный режим При установлении сбалансированного пищевого рациона исходят из того, что белки обеспечивают 15% суточной калорийности (из них не менее 1/3 животного происхождения), жиры - 30 %, а углеводы - 55 %. В норме пищевой рацион должен включать мясо, рыбу, молочные продукты (основные источники белков и жиров), а также овощи и фрукты (основные источники углеводов, минеральных веществ, витаминов). В составе пищи необходимы также микроэлементы (фосфор, железо, йод, кальций и др.), осуществляющие важные регуляторные функции. Потребности человека в 31 энергии, которую он получает из пищи, зависят от многих факторов. Осредненный мировой показатель пищевых энергетических потребностей определен экспертами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2385 ккал в сутки на человека. Избыточное по калорийности питание способствует развитию ожирения, атеросклероза, диабета и других нарушений обмена веществ. На планете сейчас проживает 1,1 млрд. людей с избыточной массой (по количеству толстяков первое место держит США (55% населения с избыточным весом), за ними идут Россия (50%), Великобритания, Германия). Энергетическая недостаточность питания (хроническое недоедание, голод) ведет к общему ослаблению и истощению организма и развитию на этой почве тяжелых заболеваний. Полезно иметь представление об индексе массы тела (ИМТ или BMI – body mass index), который выражается простой формулой: ИМТ = m|h2 , где m – масса тела (кг),h – рост человека (м). ВОЗ считает, что ИМТ в норме должен находиться в диапазоне от 18,5 до 25,0 кг/м 2 . Соблюдение питьевого режима, обеспечивающего нормальный водно-солевой обмен и создающего благоприятные условия для жизнедеятельности организма. Беспорядочное или излишнее потребление воды ухудшает пищеварение, увеличивая общий объем циркулирующей крови, создает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему и почки, усиливает выделение через почки и потовые железы необходимых для организма веществ. Временная перегрузка жидкостью (например, одномоментный прием большого количества воды (или пива без учета влияния содержащегося в нём этилового спирта)) нарушает работу мышц, приводит к их быстрому утомлению, иногда вызывает судороги. При недостаточном потреблении воды ухудшается самочувствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, снижается работоспособность и т.п. Обезвоживание организма может вызвать и более тяжелые последствия. Минимальное количество воды, необходимой организму для поддержания водно-солевого баланса в течение суток (т.н. питьевая норма), зависит от климатических условий, возраста человека, характера и тяжести выполняемой работы. Для средней полосы России количество воды, поступающей при питье и питании, при минимальной физической нагрузке составляет 2,5 л в сутки, при работе средней тяжести - до 4 л. Соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов. Приходится констатировать и учитывать в повседневной жизни, что сложившийся образ жизни с её многочисленными расписаниями настроен под так называемых «жаворонков» (людей, самостоятельно и легко просыпающихся рано утром и именно утром проявляющих наивысшую активность) в то время как «совы» фактически оказываются дискриминированными, хотя «жаворонков» среди людей насчитывается

11) Особо опасные болезни растений и их значение для человека

12) Радиационное воздействие на организм человека и способы защиты от него.

13) Химическая авария: понятие, действия при химической аварии

14) Распространение ядовитых промышленных веществ и признаки отравления ими.

15) Меры предосторожности и признаки отравления и первая помощь при отравлении хлором, аммиаком, ртутью, синильной кислотой, сероводородом, формальдегидом, угарным газом.

16) Взрыв и поражающие факторы взрыва.

17) Внезапное обрушение здания, действия при обрушении.

18) Гидродинамическая авария: понятие, последствия, правила поведения.

19) Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Последствия выпадения кислотных дождей

Информационная сфера регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации.


Признаки отравления:насморк, кашель, затрудненное дыхание, резь в глазах, учащен­ное сердцебиение, удушье, слезотечение. При соприкосновении жидкого аммиака с кожей возникает обморожение, возможны химические ожоги 2-й степени
Первая помощь при отравлении аммиаком:

  • надеть на пострадавшего противогаз или ватно-марлевую повязку, предвари­тельно смочив ее водой или 5%-ным раствором лимонной кислоты;

  • вывести его из зоны заражения;

  • промыть в течение 15 мин открытые участки тела проточной водой, наложить примочки из 5% р-ра уксусной или лимонной кислоты, а гла­за промыть 1%-ным раствором борной кислоты; и в глаза закапать 2-3 капли 30%-ного раствора альбуцида, в нос - теплое растительное или вазелиновое масло




  • дать теплое обильное питье (чай, молоко и т. п.);

  • доставить пострадавшею в медицинское учреждение.


Меры предосторожности при отравлении ртутью:

  • не входить в опасную зону (радиус опасной зоны 50 м);

  • держаться наветренной стороны;

  • избегать низких участков поверхности, подвалов;

  • не прикасаться к пролитому веществу;

  • после выхода из очага пройти медицинское обследование.

Признаки отравления: кашель, першение и боль в горле, металлический привкус во рту, слюнотечение, тошнота, рвота, головокружение, слабость, обморок, дро­жание конечностей, шаткая походка, спутанность сознания, нарушения речи.

Первая помощь при отравлении ртутыо:

  • вызвать «скорую помощь»;

  • глаза обильно промыть водой, кожу — водой с мылом;

  • промыть желудок (на 1 стакан воды — 20-30 г активированного угля);

  • после промывания желудка дать обволакивающее питье (кисель и т. п.), от­харкивающие средства, слабительное;

  • обеспечить приток свежего воздуха, покой, тепло, чистую одежду.

Демеркуризация— процесс удаления ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.

Методика демеркуризации:

  • сбор ртути механическим способом;

  • обработка пола водными растворами: а) 20%-ным хлорного железа, 2%-ным перманганата калия, подкисленного соляной кислотой (5 см3 на 1 л раствора); б) 4%-ным дихлорамина. Продолжительность контакта раствора с поверхнос­тью — 1 сут., расход — 0,5 л/м2;

  • обработка поверхности горячим мыльно-содовым раствором (400 г мыла, 500 г соды на 10 л воды);

  • озонирование помещения;

  • вентиляция помещения горячим воздухом.



Признаки отравления синильной кислотой (цианидом водорода)

металлический вкус во рту, онемение губ, языка, тошно­та, рвота, чувство стеснения в груди, расширение зрачков, экзофтальм, потеря созна­ния, судороги, паралич дыхания

Первая помощь при поражении цианидом водорода.

- надеть на пострадавшего имеющееся средство защиты,

- вынести на свежийвоздух,

- удалить ядовитое вещество с открытых участков тела, расстегнутьворот, ослабить поясной ремень, обеспечить покой и создать тепло.

- применить антидот(противоядие) — раздавить тонкий конец ампулы амилнитрита и в момент вдоха вложить под лицевую часть противогаза. (Такой антидот должен

храниться на предприятии, использующем эту кислоту.) Если состояние

пострадавшего остается тяжелым, то через 5 мин процедуру повторить.

- искусственное дыхание применять только при резком ухудшении дыхания.

- дать обильное питье (чай, молоко);

- слизистые и глаза промывать не менее 15мин водой или 2%-ным раствором питьевой соды (NaHCO3), закапывают вглаза по 1 - 2 капли вазелинового масла; пораженную кожу облить чистойводой, наложить примочки из 2%-ного раствора соды.

- при желудочныхотравлениях синильной кислотой и ее солями — быстрое возбуждение рвотыи прием внутрь 1%-го раствора гипосульфитанатрия. Пораженного

госпитализировать.
Симптомы отравлениясероводородом: насморк, кашель, резь в глазах, блефароспазм, брон­хит, головная боль, тошнота, рвота, возбуждение. В тяжелых случаях - кома, судороги, токсический отек легких.

Первая помощь при поражении сероводородом: При поражении сероводородом для защиты органов дыхания используются промышленные противогазы следующих марок: В, В8, М, КД, КД8, а в зоне высоких концентраций — изолирующий противогаз или шланговые противогазы. При отсутст­вии противогаза можно использовать ватно-марлевую повязку, смоченную 2% р-ром питьевой соды. Специальная обработка не проводится



Медицинская помощь: вынос пораженных из опасной зоны, покой, тепло, ингаляция кислорода. При нарушении дыхания и асфиксии — искусственное дыхание с кислородом. При потере сознания и коме — кровопускание (300–400 мл). Дыхательные аналептики, прессорные амины по показаниям в фармакопейных дозировках. При отеке легких — терапевтические мероприятия те же, что при отеке, вызванном фосгеном.

16) Взрыв и поражающие факторы взрыва.


Взрыв – это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны (с избыточным давлением более 5 кПа), оказывающей ударное механическое воздействие на окружающие предметы.

Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.

Распространение горения может происходить и в результате нагревания горючей системы быстрым адиабатическим сжатием. Такой механизм распространения горения называется детонацией.

Если горение происходит в замкнутом объеме или с большой скоростью, то оно сопровождается повышением давления. На практике, различают такие явления как «вспышка», «хлопок» и «взрыв».

  • При «вспышке» увеличение давления продуктов сгорания практически не происходит – это быстрое сгорание паровоздушной смеси над поверхностью горючего вещества, которое сопровождается кратковременным видимым свечением. При вспышке стойкое горение не наступает, так как скорость испарения жидкости при данной температуре будет меньше скорости выгорания пара.

  • При «хлопке» повышение давления вызывает звуковые эффекты, но разрушений при этом не наблюдается.

  • «Взрыв» отличается от «хлопка» большей скоростью распространения фронта пламени и резким возрастанием давления, которое может стать причиной разрушения технологического оборудования и строительных конструкций.

Взрыв влечет за собой больше всего разрушений и жертв, чем любая другая чрезвычайная техногенная ситуация. Он может возникать на производствах, транспортных и коммунальных объектах, в жилых домах и в любых других общественных местах.

Поражающие факторы

Поражающие факторы взрыва бывают 2 видов:

Основные

  • Ударная волна. Это переходная область, состоящая из сжатого воздуха. Она молниеносно распространяется во все стороны от центральной точки взрыва.

  • Осколочные поля. Это косвенное воздействие ударной волны, заключается в поражении людей летящими обломками зданий и сооружений, камнями, битым стеклом и другими предметами, увлекаемыми ею. Сюда также относят обломки боеприпасов, взрывных устройств.


Вторичные

  • Разрушительное действие обломков строений, осколков стекол, витрин.

  • Пожары.

  • Обрушения высотных зданий.

  • Заражение среды (воды, земли, воздуха).

  • Разрушения производственных и социальных объектов.

Человеку взрывная воздушная волна, а также продукты взрыва наносят различные по тяжести травмы, нередко несовместимые с жизнью. Повреждения различаются по тяжести в зависимости от зоны, в которой человек находился в момент взрыва.

Выделяют 3 зоны действия взрывной волны. Самыми губительными для человека являются первые две. Тело разрывает на части сжатым воздухом, а также происходит обугливание из-за высокой температуры внутри области взрыва.

До 3 зоны доходят лишь отголоски взрывной волны. Если человек находится в этой зоне, то взрывная волна воспринимается им, как сильный резкий воздушный удар. Здесь возможны повреждения и разрывы внутренних органов, переломы, повреждения барабанных перепонок, черепно-мозговые травмы средней и тяжелой степени.

Значительные повреждения человек получает, когда волна его с силой отбрасывает и ударяет об землю или различные сооружения. Тяжелые травмы, создающие угрозу для жизни, люди получают если при взрыве остались без укрытия. Также опасно находится в момент прихода волны в положении стоя.

Кратко поражающие факторы взрыва:

  • воздушная ударная волна;

  • струи газов;

  • осколки;

  • высокая температура пламени;

  • световое излучение;

  • резкий звук.

Необходимо разделять основные поражающие факторы ядерного взрыва:

  • ударная волна;

  • световое излучение;

  • проникающая радиация;

  • радиоактивное загрязнение и электромагнитный импульс (ЭМИ).

К поражающим факторам ядерного взрыва относятся также рентгеновское излучение и сейсмические волны. Рентгеновское излучение является одним из основных поражающих факторов для баллистических ракет и космических аппаратов.

Если люди находились в здании, то тяжесть повреждений будет зависеть от того, насколько сильно сооружения будут разрушены взрывом.

  • При полном разрушении сооружения гибель людей составляет 90-100%.

  • При среднем повреждении выживаемость достигает 50-60%, но из-за того, что люди оказываются под завалами, возможны тяжелые травмы.

  • Слабое повреждение здания редко приводит к значительным жертвам. Обычно люди получают травмы различной тяжести.