Файл: 1. Основные нормативноправовые документы, регламентирующие вопросы безопасности на территории рф. Право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 536

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы безопасности на территории РФ.Право- это система юридических актов, регулирующая все общественные отношения в стране (государственные, административные, хозяйственные, гражданские и уголовные).С точки зрения права, законодательство Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на современном этапе представлено: Конституцией РФ; Федеральными конституционными законами; Федеральными законами. Для реализации требований законов РФ принимаются подзаконные акты, определяющие порядок их исполнения, среди которых: Нормативные правовые акты РФ - Указы и Поручения Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ; Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – приказы министерств и ведомств; Нормативные акты субъектов РФ – законы субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, приказы региональных министерств и ведомств. Для осуществления практической деятельности применяют нормы и правила ведения работ: Гигиенические нормативы (ГН) Санитарные нормы (СН) Санитарные правила (СП) Санитарные правила и нормы (СанПиН) ГОСТы Строительные нормы и правила (СНиПы) Правила безопасности (ПБ) Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) Отраслевые стандарты (ОСТы). Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция– Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:- Федеральные законы.- Указы Президента РФ.- Постановления Правительства РФ.- Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.- Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).- Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:1. Федеральный Закон РФ № 68-ФЗ от 30.10.2007 г «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.2. Федеральный Закон РФ № 28-ФЗ от 19.06.2007 г. «О гражданской обороне».Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.3.Федеральный Закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:- правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;- права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;- полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;- права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;- права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.4.Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачи природоохранительного законодательства:− охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);− предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;− оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.Эти задачи реализуются через три группы норм:- нормативы качества окружающей среды;- экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;- механизмы исполнения этих требований.5.Федеральный закон № 206-ФЗ от 4.12.2006 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения,всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.6.Указ Президента РФ № 868 от 21.04.2008 г «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.7. Указ Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г. «О концепции национальной безопасности РФ»Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.8. Указ Президента РФ № 991 от 11.07.2004 г. «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.9.Постановлениями Правительства РФ № 738 от 24 июля 1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и № 842 от 2 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.10. Постановление Правительства РФ № 794 от 03.10.2006 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принимать правовые акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона.11. Постановление Правительства РФ № 804 от 26 11. 2007 г. «Об утверждения положения о гражданской обороне в Российской Федерации»Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.12.Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответст-венности владельцев транспортных средств» (от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ) направлен на обязательность и всеобщность его охвата, ответственность владельцев, их экономическую заинтересованность, гарантии возмещения вреда, благодаря чему повышается безопасность дорожного движения.Документация Минздрава России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты». 13.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены 10 июля 2010 г.) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, а также устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: размещению общеобразовательного учреждения; территории, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию, размещенных в приспособленных зданиях; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию, содержанию и соблюдению санитарных правил.14.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (от 28 декабря 2010 г. № 2106). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников. Требования включают восемь групп:1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;3) рациональная организация образовательного процесса;4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.Ставится задача преемственности и непрерывности обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях и уровнях образования. Понятие риска. Управление рисками. Оценивая ситуацию в сфере безопасности человеческой деятельности на основании всего имеющегося научного и практического опыта, человечество осознало тот факт, что любая деятельность человека потенциально опасна. То есть ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Такое заключение можно считать аксиомой, имеющей исключительное методологическое и познавательное значение. Из этой аксиомы, в частности, следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторая опасность, характеризуемая остаточным риском.Различают индивидуальный и групповой (социальный) риск. Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума. В США сделана оценка индивидуального риска, дающая представление о смертельной опасности для человека, находящегося в различных жизненных ситуациях. (соре только пендосская таблица, это из нашего учебника) Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами Социальный риск носит усреднённый, статистический характер, выражающий зависимость между частотой событий и числом пострадавших при этом людей. Очевидно, что необходимо стремиться к минимальному риску, однако пути, способы, цена и результат реализации этого стремления столь многоплановы и зависят от такого большого числа факторов, что правильнее ставить задачу управления рисками. Такая концепция положена, в частности, в основу деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).Однако прежде чем управлять, необходимо прогнозировать и оценивать риск. Для этого используются следующие методы: экспертный – в некоторых ситуациях это единственно возможный метод, основанный на знаниях, опыте, интуиции высококвалифицированных специалистов. В начале своей деятельности МЧС России в стремлении использовать весь возможный прогностический потенциал и ориентируясь на средства массовой информации и публичные заявления отдельных недобросовестных «специалистов», создал специальную лабораторию, пригласив в неё предсказателей, ясновидящих, экстрасенсов. Оказалось, что результативность именно таких «экспертов» практически равна нулю; расчётный, статистический, позволяющий давать оценки на основе анализа многократно и в течение длительных промежутков времени повторяющихся событий и явлений с учетом выявленных тенденций их проявления. Этот метод – приоритетный в работе МЧС России; модельный, основанный на построении физических и математических моделей различных угроз и поражающих факторов; социологический, основанный на опросе населения и, чаще всего, носящий вспомогательный характер. Недостижимость абсолютной безопасности, стремление к минимизации риска, но не любой ценой, с неизбежностью приводит к концепции приемлемого риска. На интуитивном уровне понятно, что это должен быть оптимизированный риск, проблема только в том, что факторов оптимизации очень много (они лежат в области техники, экономики, социологии, политики) и решаемая задача оказывается очень сложной. Например, если увеличивать инвестиции в области уменьшения опасностей в техногенной сфере, пострадает социальная сфера, если же следовать определению здоровья, данному Всемирной организацией здравоохранения, по которому «здоровье – состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или расстройств», и вкладывать инвестиции в социальную и медико-оздоровительную сферы, то непременно пострадает техническая сфера. Численное решение задачи оптимизации риска весьма упростилась бы, если ввести экономический эквивалент человеческой жизни. Только такой подход с моральной точки зрения циничен и по этой причине не допустим. Решению проблемы помогает законодательное установление приемлемого риска, как это, например, сделано в Голландии, где максимально приемлемым уровнем индивидуального риска считается 10-6 в год. В основе управления риском лежат известные и широко используемые подходы: научный, включающий классификацию, анализ и расчёт риска; технический, включающий дублирование (в некоторых случаях многократное) опасных узлов, систем. Этот метод используется, когда возможность вмешаться в возникшую неисправность минимальна (например, в космонавтике), тогда экономические проблемы отступают на второй план; тотальный, 100%-ный контроль деталей и узлов в процессе изготовления и сборки; испытание систем перед их эксплуатацией; совершенствование технических систем и объектов; экономический, включающий платежи за риск, страхование, компенсацию ущерба; управленческий, включающий планирование деятельности, введение меры ответственности, систем контроля и обратной связи, стимулирование эффективной деятельности; административный, включающий подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала; организационный, включающий нормирование опасностей, резервирование ресурсов, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Понятие здорового образа жизни. Здоровье – состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или расстройств. В России ежегодно умирают 18 тысяч детей в возрасте до одного года; 70% из этих смертей происходят в родильных домах. В более поздней возрастной группе дела обстоят несколько лучше. Об этом говорят результаты обязательной диспансеризации детей (обследованию подвергнуто 99% детей от новорождённых до восемнадцатилетних): Не обнаружено явных болезней и патологий - 26% Выявлены различные функциональные отклонения – 52,2% Установлены хронические патологии (вплоть до инвалидности) – 21,8% Отклонения в здоровье укладываются, в основном, в четыре группы: заболевания костно-мышечной системы – 17,4%; патологии зрения – 12,5%; болезни органов дыхания – 10,2%; заболевания органов пищеварения – 7,1%. Следующая возрастная категория – 17 – 25 лет. В структуре заболеваемости студентов преобладают болезни органов дыхания. Это связано с воздействием экзо - и эндогенных факторов: курение табака, атопические и инфекционные аллергены, частые ОРВИ, экологическое состояние региона, отягощенная наследственность. Второе место занимают заболевания органов зрения, что связано с повышенной зрительной нагрузкой в период обучения, отсутствием адекватного отдыха студентов, дефицитом сна, пренебрежением гимнастикой для глаз и так же наследственностью. На третьем месте - заболевания системы пищеварения, что обусловлено не соответствующей потребностям кратностью приема пищи, отсутствием завтрака, особенностями питания современной молодежи, скудностью рациона. Болезни костно-мышечной системы, главным образом деформирующие дорсопатии, на четвертом месте. Это большей частью связано с приобретенной патологией еще в школе и образом жизни студентов период обучения. Пятое место занимают болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ за счет заболеваний щитовидной железы. Омская область - эндемичный район по недостатку йода, что объясняет столь высокий показатель в этой группе. По данным Центральной военно-врачебной комиссии, обобщившей данные по призыву в армию, среди главных недугов, характерных для призывников в армию, фигурируют недостаток веса, психические расстройства, плоскостопие, сколиоз.Все недуги человека можно поделить на две обширные группы – инфекционные и неинфекционные заболевания. Успехи медицины в разработке профилактических мероприятий в отношении массовых инфекций - создание вакцин и сывороток, эффективных лекарственных препаратов, обучение населения мерам профилактики инфекций и разработка системы мероприятий, направленных на ликвидацию очагов инфекции и её возбудителей позволили заметно снизить смертность населения от инфекционных заболеваний. На долю неинфекционных заболеваний сейчас приходится 70% всех случаев смерти. Следовательно, наиболее пристальное внимание нужно уделить условиям возникновения и развития неинфекционных заболеваний. Эти условия весьма ёмко характеризует табл. Мы сами, наш здоровый образ жизни (или отклонения от него) определяют наше конкретное существование и самочувствие. Известно несколько определений понятия «здоровый образ жизни». Ниже приведено определение, сформулированное на кафедре валеологии Санкт-Петербургского университета повышения педагогического мастерства (первая в России кафедра валеологии открыта именно в нём в 1990 г.): Здоровый образ жизни – максимум биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям индивида, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достаточно активного долголетия.КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Важно принять тезис о том, что человеческий организм в принципе построен на сбалансированности. Отсюда выводятся два следствия. Во-первых, любое отклонение от сбалансированности есть болезнь. Очень маленький или очень высокий рост — в известной степени, болезнь. Чрезвычайно сильные физически люди обычно малоподвижны и не очень ловки и выносливы, марафонцы имеют определенные проблемы с сердечнососудистой системой и т.д. Для нормальной жизни оптимально приспособлен 29 именно средний человек — в меру тренированный, в меру сильный и тому подобное, но обязательно разносторонний.Во-вторых, компоненты здорового образа жизни многочисленны, разнообразны и должны проявляться совместно. К компонентам здорового образа жизни можно отнести: Отказ от пагубных пристрастий, и в первую очередь, от курения, употребления алкоголя и наркотиков. Эта проблема заслуживает отдельного, пристального внимания и дальше будет специально рассмотрена. Достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движении (оптимально иметь 16 – 20 час физической нагрузки в неделю). В современном мире умственный труд всё больше вытесняет физический. Но это не только не уменьшает требований к физическому развитию человека, но, наоборот, напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки. Через мышечную деятельность можно повлиять на все органы и ткани, повысить функциональные возможности организма. А чем выше функциональные возможности систем, тем выше 30 способность организма противостоять различным неблагоприятным факторам, т.е. тем выше его адаптационные возможности, а, следовательно, и уровень здоровья. Необходимо, однако, сразу отметить, что серьёзное занятие спортом и здоровье не совместимы. Практически все олимпийские чемпионы — больные люди. Их рекорды связаны с запредельной мобилизацией сил организма, и это даром не проходит. Часто состояние инвалида в сорок — плата за медаль в восемнадцать. Закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям. Значимость этого компонента здорового образа жизни столь очевидна и он заслуживал бы отдельного обсуждения, если бы не обилие существующей литературы по этому вопросу. Умеренное питание, сбалансированное по набору жизненнонеобходимых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов). Питание должно обеспечивать оптимальное течение всех физиологических функций, рост и физическое развитие, работоспособность и здоровье человека в соответствии с возрастом, полом, характером труда, климатическими и другими условиями. Питание должно отвечать определенным требованиям: ¾ полностью компенсировать все энергозатраты организма; ¾ содержать в своем составе прежде всего необходимые организму незаменимые компоненты (не синтезируемые в организме аминокислоты, витамины, минеральные элементы и др.) в оптимальных количествах и соотношениях; ¾ быть сбалансированным, все химические компоненты его должны соответствовать ферментным системам организма, обеспечивающим их полноценную утилизацию; ¾ быть разнообразным; ¾ быть доброкачественным, не содержать возбудителей инфекционных, вирусных или паразитарных болезней, а также токсинов микробного и немикробного происхождения в концентрациях, превышающих гигиенические регламенты; ¾ обладать хорошей перевариваемостью, усвояемостью и вызывать чувство насыщения; ¾ иметь правильный режим При установлении сбалансированного пищевого рациона исходят из того, что белки обеспечивают 15% суточной калорийности (из них не менее 1/3 животного происхождения), жиры - 30 %, а углеводы - 55 %. В норме пищевой рацион должен включать мясо, рыбу, молочные продукты (основные источники белков и жиров), а также овощи и фрукты (основные источники углеводов, минеральных веществ, витаминов). В составе пищи необходимы также микроэлементы (фосфор, железо, йод, кальций и др.), осуществляющие важные регуляторные функции. Потребности человека в 31 энергии, которую он получает из пищи, зависят от многих факторов. Осредненный мировой показатель пищевых энергетических потребностей определен экспертами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2385 ккал в сутки на человека. Избыточное по калорийности питание способствует развитию ожирения, атеросклероза, диабета и других нарушений обмена веществ. На планете сейчас проживает 1,1 млрд. людей с избыточной массой (по количеству толстяков первое место держит США (55% населения с избыточным весом), за ними идут Россия (50%), Великобритания, Германия). Энергетическая недостаточность питания (хроническое недоедание, голод) ведет к общему ослаблению и истощению организма и развитию на этой почве тяжелых заболеваний. Полезно иметь представление об индексе массы тела (ИМТ или BMI – body mass index), который выражается простой формулой: ИМТ = m|h2 , где m – масса тела (кг),h – рост человека (м). ВОЗ считает, что ИМТ в норме должен находиться в диапазоне от 18,5 до 25,0 кг/м 2 . Соблюдение питьевого режима, обеспечивающего нормальный водно-солевой обмен и создающего благоприятные условия для жизнедеятельности организма. Беспорядочное или излишнее потребление воды ухудшает пищеварение, увеличивая общий объем циркулирующей крови, создает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему и почки, усиливает выделение через почки и потовые железы необходимых для организма веществ. Временная перегрузка жидкостью (например, одномоментный прием большого количества воды (или пива без учета влияния содержащегося в нём этилового спирта)) нарушает работу мышц, приводит к их быстрому утомлению, иногда вызывает судороги. При недостаточном потреблении воды ухудшается самочувствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, снижается работоспособность и т.п. Обезвоживание организма может вызвать и более тяжелые последствия. Минимальное количество воды, необходимой организму для поддержания водно-солевого баланса в течение суток (т.н. питьевая норма), зависит от климатических условий, возраста человека, характера и тяжести выполняемой работы. Для средней полосы России количество воды, поступающей при питье и питании, при минимальной физической нагрузке составляет 2,5 л в сутки, при работе средней тяжести - до 4 л. Соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов. Приходится констатировать и учитывать в повседневной жизни, что сложившийся образ жизни с её многочисленными расписаниями настроен под так называемых «жаворонков» (людей, самостоятельно и легко просыпающихся рано утром и именно утром проявляющих наивысшую активность) в то время как «совы» фактически оказываются дискриминированными, хотя «жаворонков» среди людей насчитывается

11) Особо опасные болезни растений и их значение для человека

12) Радиационное воздействие на организм человека и способы защиты от него.

13) Химическая авария: понятие, действия при химической аварии

14) Распространение ядовитых промышленных веществ и признаки отравления ими.

15) Меры предосторожности и признаки отравления и первая помощь при отравлении хлором, аммиаком, ртутью, синильной кислотой, сероводородом, формальдегидом, угарным газом.

16) Взрыв и поражающие факторы взрыва.

17) Внезапное обрушение здания, действия при обрушении.

18) Гидродинамическая авария: понятие, последствия, правила поведения.

19) Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Последствия выпадения кислотных дождей

Информационная сфера регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации.


Необходимо помнить, что правильно пристегнутые ремни безопасности, подголовники при лобовом столкновении уменьшают вероятность гибели в два-три раза, при опрокидывании машины – в пять раз.

После того как произошла авария:

  • попытайтесь сориентироваться, в каком месте машины и в каком положении вы находитесь;

  • попытайтесь определить, есть ли возгорание, вытекает ли бензин, особенно если машина опрокинулась;

  • определите, есть ли рядом с вами раненые;

  • попробуйте выбраться из машины через дверь, а если она не открывается, то через окно;

  • извлекать раненых из машины до приезда спасателей можно только в том случае, если машина загорелась.

Аварии, при которых автомобиль падает в воду, случаются достаточно редко. Если вы все же попали в такую ситуацию, то помните: автомашина некоторое время будет держаться на плаву. При погружении автомобиля с закрытыми дверями и окнами воздух в салоне будет держаться несколько минут. Этого достаточно, чтобы спастись. Следует включить фары, тогда спасателям будет легче обнаружить автомобиль. Надо снять лишнюю одежду, несколько раз глубоко вдохнуть, чтобы насытиться кислородом. Представьте свой путь вверх. Необходимо выбраться из автомобиля через окно или дверь, держась руками за крышу машины, резко оттолкнуться и плыть вверх. Учтите, что не стоит сразу открывать двери – вода попадет внутрь салона, и автомобиль утонет. Для спасения откройте окна. Если это сделать не удалось и автомобиль продолжает погружаться в воду, нужно попытаться разбить лобовое стекло. Заранее определите, чем вы это сделаете, дождитесь, пока вода заполнит салон наполовину, и действуйте.

22) Обеспечение безопасности дорожного движения.

Человек, едущий в транспорте, должен соблюдать некоторые предосторожности, способные уменьшить опасность получения травмы в случае ДТП:

  • в случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела – сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперед, но не просовывайте под кресло, так как сломанное кресло может повредить ноги

  • при падении сгруппируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам

  • не засыпайте во время движения: опасно не столько проспать свою остановку, сколько получить травму при маневре или резком торможении

  • если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю

  • при ДТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если это не удается, разбейте боковые окна

  • по возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне

  • выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим


Несколько слов о личной безопасности при пользовании транспортом:

  • в темное время суток избегайте пустынных остановок. Ожидая транспорт, необходимо стоять на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми

  • вещи держите на виду. Не засматривайтесь в окошко, если на полу стоит сумка или чемодан. Лучше всего держать вещи на коленях. Если не удалось сесть, сумку или портфель прислоните к стене

  • избегайте пустых автобусов, трамваев, троллейбусов, вагонов в метро. Если все же приходится ехать поздно, то садиться лучше около водителя, причем не у окна, а ближе к проходу, чтобы к вам неудобно было подсесть. Если подозрительный незнакомец хочет сесть рядом, пропусти его к окну или пересядьте

23) Аварии на авиационном транспорте, правила поведения

Самолет позволяет быстро преодолевать огромные расстояния. Ежегодно во всем мире им пользуются более сотни млн. человек. Надежность и безопасность авиации улучшается постоянно. Внедряются современные защиты при аварии на воздушном транспорте, включающие системы досмотра пассажиров и багажа в аэропортах, осмотр судна перед вылетом, тесное взаимодействие с метеослужбами, наличие и соблюдение четкого регламента при управлении самолетом.

Несмотря на то, что обеспечению безопасности полета в авиации уделяется первоочередное значение, аварии различной степени тяжести продолжают происходить. Что может вызвать авиационную катастрофу, есть ли шанс выжить в ней и какие действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте будут способствовать этому, рассмотрим в данной статье.

Причины происшествий и их виды

В зависимости то того насколько серьезно пострадало воздушное судно и есть ли человеческие жертвы выделяются аварии, поломки самолета и катастрофы.

Наиболее незначительным по последствиям происшествием считается поломка. Как правило, повреждения самолета незначительные и подлежит ремонту, а здоровью членам экипажа и пассажирам не нанесено никакого вреда. Аварией называется происшествие, в котором нет гибели людей, но достаточно сильно пострадало судно и оно не подлежит восстановлению.

Самые значительные разрушительные последствия имеет авиакатастрофа. Обязательным признаком является гибель пассажиров, а также членов экипажа. Учитывается также смерть людей, наступившая в результате полученных травм в течение месяца после катастрофы. Разрушение судна часто сопровождается возгоранием, декомпенсацией и взрывом.



Чрезвычайные ситуации в воздухе имеют ряд отягчающих особенностей по сравнению с другими транспортными происшествиями. Это передвижение самолета на значительной высоте, высокая скорость полета, нахождение большого скопления людей в закрытом пространстве, отсутствие возможности эффективного оказания помощи другими службами в момент крушения, быстротечность развития происшествия. Именно ими объясняется такие разрушительные последствия авиакатастроф.

Группы причин аварий

Все причины аварий воздушного транспорта делятся на следующие группы:

  • Человеческий фактор (ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов). В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.

  • Технические: отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.

  • Плохие погодные условия (туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха)

  • Террористический акт: захват судна, взрыв, саботаж.

По статистике более 50% всех катастроф воздушного транспорта имеют своей причиной человеческий фактор. На технические неисправности относят около 30%, остальные связывают с неблагоприятным воздействием природной среды и иными причинами.

Что делать при пожаре в салоне самолета

Действия при пожаре в самолете



Токсичный дым, заполняющий салон в случае возгорания представляет большую опасность для человека, чем сам огонь. Обязательно следует позаботиться о защите рта и носа. Дышите только через влажную ткань (любой платок, шарф, шапка, воротник). При эвакуации передвигайтесь к аварийному выходу, пригнувшись к полу или ползком. Внизу скопления дыма минимально.

Девушкам следует снять туфли на высоком каблуке и капроновые колготки. Колготки относятся к быстровоспламеняющимся вещам. Они могут загореться от любой искры. Туфли в случае падения или бега также способны стать причиной получения серьезных травм. Более того случайно в задымленном салоне вы можете травмировать другого пассажира при передвижении ползком.

На открытые участки тела лучше накинуть любую одежду, плед или покрывало. Это убережет от сильных термических ожогов. Как действовать при получении ожога Вы можете посмотреть в нашем видео: «Действия при ожогах». Если к выходу трудно пробраться из-за скопления народа или завала вещами, то пробирайтесь по креслам, предварительно опуская их спинки. Руки должны быть свободны не берите с собой сумки. Действуйте согласно указаниям бортпроводников.


В случае аварии используются все имеющиеся выходы, включая запасные. Их легко можно обнаружить по специальной маркировке. Для удобства все надписи на них подсвечиваются при любом освещении. Рядом с аварийным люком находится подробная и доступная инструкция по вскрытию замка.

Покинув салон самолета, не стойте рядом. Пожар может спровоцировать взрыв. В этом случае вы можете пострадать от сильной взрывной волны и разлетающихся обломков. Оптимальным вариантом будет – отойти подальше или лечь на землю, защитив голову руками.

Как не пострадать при жесткой посадке



Действия пассажиров в случае аварии при взлете или посадке самолета

Такие посадки характеризуются внезапностью, поэтому следует обращать внимание на такие признаки, как снижение высоты, появление дыма и/или запах гари, остановка работы двигателей. При сообщении о незапланированном снижении следует из карманов убрать все острые, режущие или огнеопасные предметы (ключи, зажигалка, пилка для ногтей). Избавьтесь от туфель на высоком каблуке, снимите стягивающие предметы одежды (галстук, ремень, очки).

Примите наиболее безопасную позу: наклонитесь вперед, опуская голову как можно ниже, руками обхватите ноги или обопритесь ими об спинку соседнего кресла для опоры. Ноги чуть выпрямите вперед, но не засовывайте их под впереди стоящее кресло. В момент посадки напрягите все мышцы и постарайтесь не вылететь из кресла. Вставать со своего места и покидать салон можно только после соответствующего указания бортпроводника или другого члена экипажа.

Не пренебрегайте правилом подгона ремня безопасности по вашему телосложению перед взлетом и посадкой. Он должен быть закреплен в районе бедер. При посадке осмотритесь. Над вами не должно быть тяжелого или крупного багажа.

Если эвакуация происходит при помощи надувного трапа, то подойдя к люку нужно прыгать на него и скатываться. Многие из-за страха останавливаются, садятся и только потом съезжают, так очень сильно замедляется спасение людей.

Что делать при декомпрессии в салоне

Действия при аварии на воздушном транспорте, связанной с разряжением воздуха в салоне в результате разгерметизации фюзеляжа воздушного судна заключаются в быстром надевании кислородной маски, даже без соответствующей команды от экипажа.


Главной ошибкой является желание помочь сначала близким или что-то сказать. Воздух из легких при декомпрессии выходит быстро, и замедлить процесс вы не в состоянии. Если вы промедлите с маской, то через пару минут потеряете сознание. Правильным будет без лишних движений и разговоров одеть маску, а затем помогать близким.

Обязательно пристегните ремни безопасности. Помните, что при разряжении воздуха возможно появление звона в ушах, а также может временно ухудшиться зрение.

Правила поведения на воздушном транспорте



Что делать при вынужденной посадке на воду

Что делать при аварийной посаде на воду



Аварии с приземлением на водную поверхность случаются очень редко, так как совершить плавную посадку без дополнительных разрушений способны далеко не все пилоты. Даже без повреждений самолет на плаву способен находиться не более 40 минут.

В этом случае эвакуироваться из тонущего воздушного транспорта нужно быстро.

Правила спасения при посадке самолета на воду предусматривают следующие действия:

  • Выполнять указания экипажа

  • Надеть на себя теплую одежду или взять с собой

  • Воспользуйтесь спасательным жилетом.

  • Одевайте его, карманами вперед.

  • Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.

  • Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.

  • Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранить тепло.

Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному пользованию жилетом.

Как себя вести в зоне турбулентности

Часто во время полета лайнер может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не вставайте с места – это может привести к травмированию.

И самое главное, пилоты в случае возникновения внештатной ситуации до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем только ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.