Файл: 1. Основные нормативноправовые документы, регламентирующие вопросы безопасности на территории рф. Право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 547

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы безопасности на территории РФ.Право- это система юридических актов, регулирующая все общественные отношения в стране (государственные, административные, хозяйственные, гражданские и уголовные).С точки зрения права, законодательство Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на современном этапе представлено: Конституцией РФ; Федеральными конституционными законами; Федеральными законами. Для реализации требований законов РФ принимаются подзаконные акты, определяющие порядок их исполнения, среди которых: Нормативные правовые акты РФ - Указы и Поручения Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ; Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – приказы министерств и ведомств; Нормативные акты субъектов РФ – законы субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, приказы региональных министерств и ведомств. Для осуществления практической деятельности применяют нормы и правила ведения работ: Гигиенические нормативы (ГН) Санитарные нормы (СН) Санитарные правила (СП) Санитарные правила и нормы (СанПиН) ГОСТы Строительные нормы и правила (СНиПы) Правила безопасности (ПБ) Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) Отраслевые стандарты (ОСТы). Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция– Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:- Федеральные законы.- Указы Президента РФ.- Постановления Правительства РФ.- Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.- Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).- Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:1. Федеральный Закон РФ № 68-ФЗ от 30.10.2007 г «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.2. Федеральный Закон РФ № 28-ФЗ от 19.06.2007 г. «О гражданской обороне».Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.3.Федеральный Закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:- правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;- права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;- полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;- права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;- права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.4.Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачи природоохранительного законодательства:− охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);− предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;− оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.Эти задачи реализуются через три группы норм:- нормативы качества окружающей среды;- экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;- механизмы исполнения этих требований.5.Федеральный закон № 206-ФЗ от 4.12.2006 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения,всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.6.Указ Президента РФ № 868 от 21.04.2008 г «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.7. Указ Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г. «О концепции национальной безопасности РФ»Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.8. Указ Президента РФ № 991 от 11.07.2004 г. «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.9.Постановлениями Правительства РФ № 738 от 24 июля 1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и № 842 от 2 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.10. Постановление Правительства РФ № 794 от 03.10.2006 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принимать правовые акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона.11. Постановление Правительства РФ № 804 от 26 11. 2007 г. «Об утверждения положения о гражданской обороне в Российской Федерации»Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.12.Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответст-венности владельцев транспортных средств» (от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ) направлен на обязательность и всеобщность его охвата, ответственность владельцев, их экономическую заинтересованность, гарантии возмещения вреда, благодаря чему повышается безопасность дорожного движения.Документация Минздрава России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты». 13.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены 10 июля 2010 г.) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, а также устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: размещению общеобразовательного учреждения; территории, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию, размещенных в приспособленных зданиях; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию, содержанию и соблюдению санитарных правил.14.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (от 28 декабря 2010 г. № 2106). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников. Требования включают восемь групп:1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;3) рациональная организация образовательного процесса;4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.Ставится задача преемственности и непрерывности обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях и уровнях образования. Понятие риска. Управление рисками. Оценивая ситуацию в сфере безопасности человеческой деятельности на основании всего имеющегося научного и практического опыта, человечество осознало тот факт, что любая деятельность человека потенциально опасна. То есть ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Такое заключение можно считать аксиомой, имеющей исключительное методологическое и познавательное значение. Из этой аксиомы, в частности, следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторая опасность, характеризуемая остаточным риском.Различают индивидуальный и групповой (социальный) риск. Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума. В США сделана оценка индивидуального риска, дающая представление о смертельной опасности для человека, находящегося в различных жизненных ситуациях. (соре только пендосская таблица, это из нашего учебника) Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный различными причинами Социальный риск носит усреднённый, статистический характер, выражающий зависимость между частотой событий и числом пострадавших при этом людей. Очевидно, что необходимо стремиться к минимальному риску, однако пути, способы, цена и результат реализации этого стремления столь многоплановы и зависят от такого большого числа факторов, что правильнее ставить задачу управления рисками. Такая концепция положена, в частности, в основу деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).Однако прежде чем управлять, необходимо прогнозировать и оценивать риск. Для этого используются следующие методы: экспертный – в некоторых ситуациях это единственно возможный метод, основанный на знаниях, опыте, интуиции высококвалифицированных специалистов. В начале своей деятельности МЧС России в стремлении использовать весь возможный прогностический потенциал и ориентируясь на средства массовой информации и публичные заявления отдельных недобросовестных «специалистов», создал специальную лабораторию, пригласив в неё предсказателей, ясновидящих, экстрасенсов. Оказалось, что результативность именно таких «экспертов» практически равна нулю; расчётный, статистический, позволяющий давать оценки на основе анализа многократно и в течение длительных промежутков времени повторяющихся событий и явлений с учетом выявленных тенденций их проявления. Этот метод – приоритетный в работе МЧС России; модельный, основанный на построении физических и математических моделей различных угроз и поражающих факторов; социологический, основанный на опросе населения и, чаще всего, носящий вспомогательный характер. Недостижимость абсолютной безопасности, стремление к минимизации риска, но не любой ценой, с неизбежностью приводит к концепции приемлемого риска. На интуитивном уровне понятно, что это должен быть оптимизированный риск, проблема только в том, что факторов оптимизации очень много (они лежат в области техники, экономики, социологии, политики) и решаемая задача оказывается очень сложной. Например, если увеличивать инвестиции в области уменьшения опасностей в техногенной сфере, пострадает социальная сфера, если же следовать определению здоровья, данному Всемирной организацией здравоохранения, по которому «здоровье – состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или расстройств», и вкладывать инвестиции в социальную и медико-оздоровительную сферы, то непременно пострадает техническая сфера. Численное решение задачи оптимизации риска весьма упростилась бы, если ввести экономический эквивалент человеческой жизни. Только такой подход с моральной точки зрения циничен и по этой причине не допустим. Решению проблемы помогает законодательное установление приемлемого риска, как это, например, сделано в Голландии, где максимально приемлемым уровнем индивидуального риска считается 10-6 в год. В основе управления риском лежат известные и широко используемые подходы: научный, включающий классификацию, анализ и расчёт риска; технический, включающий дублирование (в некоторых случаях многократное) опасных узлов, систем. Этот метод используется, когда возможность вмешаться в возникшую неисправность минимальна (например, в космонавтике), тогда экономические проблемы отступают на второй план; тотальный, 100%-ный контроль деталей и узлов в процессе изготовления и сборки; испытание систем перед их эксплуатацией; совершенствование технических систем и объектов; экономический, включающий платежи за риск, страхование, компенсацию ущерба; управленческий, включающий планирование деятельности, введение меры ответственности, систем контроля и обратной связи, стимулирование эффективной деятельности; административный, включающий подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала; организационный, включающий нормирование опасностей, резервирование ресурсов, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Понятие здорового образа жизни. Здоровье – состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или расстройств. В России ежегодно умирают 18 тысяч детей в возрасте до одного года; 70% из этих смертей происходят в родильных домах. В более поздней возрастной группе дела обстоят несколько лучше. Об этом говорят результаты обязательной диспансеризации детей (обследованию подвергнуто 99% детей от новорождённых до восемнадцатилетних): Не обнаружено явных болезней и патологий - 26% Выявлены различные функциональные отклонения – 52,2% Установлены хронические патологии (вплоть до инвалидности) – 21,8% Отклонения в здоровье укладываются, в основном, в четыре группы: заболевания костно-мышечной системы – 17,4%; патологии зрения – 12,5%; болезни органов дыхания – 10,2%; заболевания органов пищеварения – 7,1%. Следующая возрастная категория – 17 – 25 лет. В структуре заболеваемости студентов преобладают болезни органов дыхания. Это связано с воздействием экзо - и эндогенных факторов: курение табака, атопические и инфекционные аллергены, частые ОРВИ, экологическое состояние региона, отягощенная наследственность. Второе место занимают заболевания органов зрения, что связано с повышенной зрительной нагрузкой в период обучения, отсутствием адекватного отдыха студентов, дефицитом сна, пренебрежением гимнастикой для глаз и так же наследственностью. На третьем месте - заболевания системы пищеварения, что обусловлено не соответствующей потребностям кратностью приема пищи, отсутствием завтрака, особенностями питания современной молодежи, скудностью рациона. Болезни костно-мышечной системы, главным образом деформирующие дорсопатии, на четвертом месте. Это большей частью связано с приобретенной патологией еще в школе и образом жизни студентов период обучения. Пятое место занимают болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ за счет заболеваний щитовидной железы. Омская область - эндемичный район по недостатку йода, что объясняет столь высокий показатель в этой группе. По данным Центральной военно-врачебной комиссии, обобщившей данные по призыву в армию, среди главных недугов, характерных для призывников в армию, фигурируют недостаток веса, психические расстройства, плоскостопие, сколиоз.Все недуги человека можно поделить на две обширные группы – инфекционные и неинфекционные заболевания. Успехи медицины в разработке профилактических мероприятий в отношении массовых инфекций - создание вакцин и сывороток, эффективных лекарственных препаратов, обучение населения мерам профилактики инфекций и разработка системы мероприятий, направленных на ликвидацию очагов инфекции и её возбудителей позволили заметно снизить смертность населения от инфекционных заболеваний. На долю неинфекционных заболеваний сейчас приходится 70% всех случаев смерти. Следовательно, наиболее пристальное внимание нужно уделить условиям возникновения и развития неинфекционных заболеваний. Эти условия весьма ёмко характеризует табл. Мы сами, наш здоровый образ жизни (или отклонения от него) определяют наше конкретное существование и самочувствие. Известно несколько определений понятия «здоровый образ жизни». Ниже приведено определение, сформулированное на кафедре валеологии Санкт-Петербургского университета повышения педагогического мастерства (первая в России кафедра валеологии открыта именно в нём в 1990 г.): Здоровый образ жизни – максимум биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям индивида, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достаточно активного долголетия.КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Важно принять тезис о том, что человеческий организм в принципе построен на сбалансированности. Отсюда выводятся два следствия. Во-первых, любое отклонение от сбалансированности есть болезнь. Очень маленький или очень высокий рост — в известной степени, болезнь. Чрезвычайно сильные физически люди обычно малоподвижны и не очень ловки и выносливы, марафонцы имеют определенные проблемы с сердечнососудистой системой и т.д. Для нормальной жизни оптимально приспособлен 29 именно средний человек — в меру тренированный, в меру сильный и тому подобное, но обязательно разносторонний.Во-вторых, компоненты здорового образа жизни многочисленны, разнообразны и должны проявляться совместно. К компонентам здорового образа жизни можно отнести: Отказ от пагубных пристрастий, и в первую очередь, от курения, употребления алкоголя и наркотиков. Эта проблема заслуживает отдельного, пристального внимания и дальше будет специально рассмотрена. Достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движении (оптимально иметь 16 – 20 час физической нагрузки в неделю). В современном мире умственный труд всё больше вытесняет физический. Но это не только не уменьшает требований к физическому развитию человека, но, наоборот, напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки. Через мышечную деятельность можно повлиять на все органы и ткани, повысить функциональные возможности организма. А чем выше функциональные возможности систем, тем выше 30 способность организма противостоять различным неблагоприятным факторам, т.е. тем выше его адаптационные возможности, а, следовательно, и уровень здоровья. Необходимо, однако, сразу отметить, что серьёзное занятие спортом и здоровье не совместимы. Практически все олимпийские чемпионы — больные люди. Их рекорды связаны с запредельной мобилизацией сил организма, и это даром не проходит. Часто состояние инвалида в сорок — плата за медаль в восемнадцать. Закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям. Значимость этого компонента здорового образа жизни столь очевидна и он заслуживал бы отдельного обсуждения, если бы не обилие существующей литературы по этому вопросу. Умеренное питание, сбалансированное по набору жизненнонеобходимых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов). Питание должно обеспечивать оптимальное течение всех физиологических функций, рост и физическое развитие, работоспособность и здоровье человека в соответствии с возрастом, полом, характером труда, климатическими и другими условиями. Питание должно отвечать определенным требованиям: ¾ полностью компенсировать все энергозатраты организма; ¾ содержать в своем составе прежде всего необходимые организму незаменимые компоненты (не синтезируемые в организме аминокислоты, витамины, минеральные элементы и др.) в оптимальных количествах и соотношениях; ¾ быть сбалансированным, все химические компоненты его должны соответствовать ферментным системам организма, обеспечивающим их полноценную утилизацию; ¾ быть разнообразным; ¾ быть доброкачественным, не содержать возбудителей инфекционных, вирусных или паразитарных болезней, а также токсинов микробного и немикробного происхождения в концентрациях, превышающих гигиенические регламенты; ¾ обладать хорошей перевариваемостью, усвояемостью и вызывать чувство насыщения; ¾ иметь правильный режим При установлении сбалансированного пищевого рациона исходят из того, что белки обеспечивают 15% суточной калорийности (из них не менее 1/3 животного происхождения), жиры - 30 %, а углеводы - 55 %. В норме пищевой рацион должен включать мясо, рыбу, молочные продукты (основные источники белков и жиров), а также овощи и фрукты (основные источники углеводов, минеральных веществ, витаминов). В составе пищи необходимы также микроэлементы (фосфор, железо, йод, кальций и др.), осуществляющие важные регуляторные функции. Потребности человека в 31 энергии, которую он получает из пищи, зависят от многих факторов. Осредненный мировой показатель пищевых энергетических потребностей определен экспертами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2385 ккал в сутки на человека. Избыточное по калорийности питание способствует развитию ожирения, атеросклероза, диабета и других нарушений обмена веществ. На планете сейчас проживает 1,1 млрд. людей с избыточной массой (по количеству толстяков первое место держит США (55% населения с избыточным весом), за ними идут Россия (50%), Великобритания, Германия). Энергетическая недостаточность питания (хроническое недоедание, голод) ведет к общему ослаблению и истощению организма и развитию на этой почве тяжелых заболеваний. Полезно иметь представление об индексе массы тела (ИМТ или BMI – body mass index), который выражается простой формулой: ИМТ = m|h2 , где m – масса тела (кг),h – рост человека (м). ВОЗ считает, что ИМТ в норме должен находиться в диапазоне от 18,5 до 25,0 кг/м 2 . Соблюдение питьевого режима, обеспечивающего нормальный водно-солевой обмен и создающего благоприятные условия для жизнедеятельности организма. Беспорядочное или излишнее потребление воды ухудшает пищеварение, увеличивая общий объем циркулирующей крови, создает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему и почки, усиливает выделение через почки и потовые железы необходимых для организма веществ. Временная перегрузка жидкостью (например, одномоментный прием большого количества воды (или пива без учета влияния содержащегося в нём этилового спирта)) нарушает работу мышц, приводит к их быстрому утомлению, иногда вызывает судороги. При недостаточном потреблении воды ухудшается самочувствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, снижается работоспособность и т.п. Обезвоживание организма может вызвать и более тяжелые последствия. Минимальное количество воды, необходимой организму для поддержания водно-солевого баланса в течение суток (т.н. питьевая норма), зависит от климатических условий, возраста человека, характера и тяжести выполняемой работы. Для средней полосы России количество воды, поступающей при питье и питании, при минимальной физической нагрузке составляет 2,5 л в сутки, при работе средней тяжести - до 4 л. Соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов. Приходится констатировать и учитывать в повседневной жизни, что сложившийся образ жизни с её многочисленными расписаниями настроен под так называемых «жаворонков» (людей, самостоятельно и легко просыпающихся рано утром и именно утром проявляющих наивысшую активность) в то время как «совы» фактически оказываются дискриминированными, хотя «жаворонков» среди людей насчитывается

11) Особо опасные болезни растений и их значение для человека

12) Радиационное воздействие на организм человека и способы защиты от него.

13) Химическая авария: понятие, действия при химической аварии

14) Распространение ядовитых промышленных веществ и признаки отравления ими.

15) Меры предосторожности и признаки отравления и первая помощь при отравлении хлором, аммиаком, ртутью, синильной кислотой, сероводородом, формальдегидом, угарным газом.

16) Взрыв и поражающие факторы взрыва.

17) Внезапное обрушение здания, действия при обрушении.

18) Гидродинамическая авария: понятие, последствия, правила поведения.

19) Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

Последствия выпадения кислотных дождей

Информационная сфера регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации.



Лечение: антибиотики, переливание крови, введение питательных смесей внутривенно.

Брюшной тиф в XIX - начале XX вв. являлся одной из наиболее распростра­ненных и тяжелых инфекционных болезней во всех странах мира, особенно в го­родах, в связи с их бурным ростом, скученностью населения и низким санитар- но-гигиеническим уровнем. Почти каждое стихийное бедствие (неурожаи, голод, землетрясения), а также войны сопровождались эпидемиями брюшного тифа.

Эпидемический процесс — это явление возникновения и распространения ин­фекционных заболеваний среди людей, представляющее непрерывную цепь пос­ледовательно возникающих однородных заболеваний, и состоящее из следующих звеньев: источник инфекции, пути передачи, вос­приимчивые к данной инфекции люди

Условиями возникновения и поддержания эпидемического процесса считают наличие источников и путей передачи инфекции, восприимчивость человека к инфекции и ряд социальных факторов.

Первое звено — источник инфекции

Источниками инфекций могут быть зараженные люди или животные, те страдающие тем или иным инфекционным заболеванием, а также бациллоноси­тели. К последним относятся здоровые люди, в организме которых находятся па­тогенные микробы. Самому человеку этот микроорганизм не причиняет вреда, но, поступая во внешнюю среду, он может служить причиной распространения инфекции. Как правило, бациллоносительство возникает после перенесения чело­веком острой инфекционной болезни или же вследствие контакта здоровых людей с больными. В последнем случае люди, не заболевшие благодаря иммунитету, все- таки являются носителями возбудителя инфекции

Второе звено — основ­ные пути передачи инфекции

Патогенные микроорганизмы передаются через внешнюю среду следующими пу­тями:

  • водным — употребление зараженной воды, мытье ею фруктов и овощей, мытье посуды, умывание и купание в бактериально загрязненных водоемах и т. д.;

  • алиментарным — употребление в пищу зараженных пищевых продуктов;

  • аэрогенным (воздушно-капельным) — вдыхание воздуха, содержащего частицы пыли или аэрозоли, которые содержат патогенные микроорганизмы;

  • трансмиссионным — посредством насекомых (комары, вши, клещи и т. д.) через кровь

  • контактным — посредством прямого контакта с больным или же с предмета­ми, с которыми он соприкасался.


Третье звено — восприимчивость людей к данной инфекции.

Восприимчивость чеювека к инфекции — это биологическое свойство тканей организма быть оптимальной средой для размножения возбудителя и отвечать на его внедрение инфекционным процессом.

В случае возникно­вения в каком-либо коллективе инфекционного заболевания обычно заболевают не все люди, поскольку некоторые из них обладают врожденным или приобретенным иммунитетом. Указанная различная восприимчивость зависит от вида инфекции, проведения профилактических мероприятий (прививки, выявление бациллоноси­телей и т. д.).

Поскольку инфекционный процесс протекает в человеческом обществе, то различная восприимчивость зависит в большой степени, от социальных факторов: условий жизни людей, их материального благосостояния, уровеня санитарной культуры, медицинского обслуживания населения, плотности населения, коммунального благоустройства, характера питания, водоснаб­жения и т. д.

Инфекционные болезни возникают чаще, если:

  • уровень санитарной культуры низкий;

  • плотность населения высокая;

  • нарушаются санитарные, а также технологические правила приготовления и хранения пищи (употребляются немытые овощи и фрукты, вода берется из случайных источников и др.);

  • не соблюдаются правила личной гигиены (мытье рук перед едой и после по­сещения туалета и др.).

Так как любая эпидемия возникает лишь при наличии указанных трех зве­ньев, то при «разрыве» цепи она прекращается. Работники санитарно-эпидемио- логической службы имеют возможность «нейтрализовать» второе звено — пути передачи.


Таблица. Болезни, вызываемые обитающими в воде патогенными микроорганизмами

Патогенные микроорганизмы

Болезни

Морские водоросли

Гастроэнтериты

Бактерии

Холера, дизентерия, брюшной тиф, паратиф

Паразиты

Малярия, солитер, шистосомоз

Простейшие

Дизентерия

Вирусы

Инфекционный гепатит, полиомиелит, желтая лихорадка



Например, в воде и атмосфере особенно распространены микроорганизмы (бактерии, вирусы и пр.), которые являются возбудителями инфекционных забо­леваний.

Заражение воды болезнетворными микробами может происходить в результате:

  • попадания в источники водоснабжения населения неочищенных хозяйствен­но-фекальных стоков, сточных вод скотобоен, мясокомбинатов, ветеринарных лечебниц, предприятий кожевенной промышленности и всех предприятий, об­рабатывающих животное сырье;

  • перегона скота через реки, купания и водопоя его в водоемах и водотоках;

  • загрязнения воды дикими животными, переносчиками ряда человеческих бо­лезней;

  • аварий на водопроводах и канализационных сооружениях и т. д.

9.Мероприятия в очаге бактериологического поражения: карантин, обсервация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация

В случае возникновения очага особо опасной инфекции для предотвращения рас­пространения заболевания за границы биологического очага осуществляют комп­лекс лечебно-профилактических мероприятий и устанавливают карантин.

Карантин - система временных организационных, режимно-ограничитель- ных, административно-хозяйственных, санитарно-гигиенических, противоэпиде­мических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предуп­реждение распространения инфекционной болезни и обеспечение полной изоля­ции эпидемического очага, зоны биологического заражения и последующую пол­ную ликвидацию последствий заражения.

На внешних границах зоны карантина устанавливается вооруженная охрана, регулируется движение транспорта и перемещение людей. Население разобщает­ся на мелкие группы, контакты между которыми сводятся до минимума. Не разре­шается без крайней надобности выходить из квартир и домов. Продукты питания, вода и предметы первой необходимости доставляются специальными командами. Запрещается вывод животных и вывоз имущества. Вход и въезд может быть раз­решен только специальным формированиям гражданской обороны и медперсона­лу для оказания помощи по ликвидации последствий ЧС.

Объекты, оказавшиеся в зоне карантина, переходят на особый режим рабо­ты со строгим выполнением противоэпидемических требований. Огдых рабочих, как и питание, организуется по группам в специально отведенных помещениях. В зоне карантина прекращается работа учебных заведений, развлекательных уч­реждений и торговых точек.


В тex случаях, когда установленный вид возбудителя не относится к группе особо опасных инфекций, и нет угрозы массовых заболеваний, введенный каран­тин заменяется обсервацией.

Обсервация - система мер, предусматривающая санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, административно-хозяйственные мероприятия по на­блюдению за изолированными здоровыми людьми, которые имели контакт с боль­ными из зоны карантина и выезжающими из этой зоны.

В зоне обсервации проводятся следующие режимные мероприятия:

  • максимально ограничивается въезд и выезд, а также вывоз имущества без предварительного обеззараживания и разрешения эпидемиологов;

  • усиливается медицинский контроль питания и водоснабжения;

  • ограничивается движение по зараженной территории, нормируется общение между отдельными группами людей и др.

В зоне обсервации и карантина с самого начала их образования проводятся специ­альные мероприятия но обеззараживанию, уничтожению насекомых и грызунов: дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

Дезинфекция - уничтожение на объектах внешней среды возбудителей ин­фекционных заболеваний.

Профилактическая дезинфекция - обеззараживание, которое проводят пос­тоянно, независимо от наличия инфекционных заболеваний. Цель профилакти­ческой дезинфекции — предупредить распространение возбудителей инфекцион­ных заболеваний, а также их накопление на внешних объектах.

Текущая дезинфекция — обеззараживание, которое проводят многократно до госпитализации больного с целью предупредить распространение возбудителей из его непосредственного окружения во внешнюю среду.

Заключительная дезинфекция - обеззараживание дезинфекционными брига­дами, проводимое однократно после госпитализации или в случае смерти инфек­ционного больного. Цель заключительной дезинфекции — предупредить распро­странение возбудителя через предметы и вещи, которыми пользовался больной.

Дезинфекция основана на применении физических средств и способов унич­тожения или удаления болезнетворных микроорганизмов. К физическим факто­рам дезинфекции относятся: высокая температура, вода, ультрафиолетовые лучи, прямые солнечные лучи и др.

Самые распространенные дезинфицирующие средства: хлорная известь, хло­рамин, перекись водорода, формальдегид. Для обработки рук применяется 0,5 % раствор хлорамина, для обеззараживания выделений инфекционных больных — 5 % раствор.


Основные способы и объекты дезинфекции:

  1. погружение посуды в дезраствор из-под выделений (фекалий, рвотных масс, мочи, мокроты);

  2. кипячение столовой посуды и не загрязненного выделениями белья;

  3. замачивание в дезрастворе и стирка загрязненного выделениями белья;

  4. орошение помойных ям, мусорных ящиков;

  5. заливание мусора дезраствором;

  6. сжигание мусора и всего того, что нельзя или нецелесообразно обрабатывать;

  7. влажная уборка предметов обихода ветошью, смоченной дезраствором.

Дезинсекция — уничтожение насекомых-переносчиков инфекционных заболева­ний и бытовых паразитов специальными средствами (хлорофос, гексахлоран, карбофос, диметилфталат и др.).

Для уничтожения бытовых вшей и блох вещи обрабатывают горячим воздухом в дезинфекционных камерах.

Мухи, тараканы, пачкая лапки в выделениях больных, могут переносить зара­зу брюшного тифа, дизентерии, холеры, туберкулеза, чумы. Вши передают сып­ной и возвратный гифы, блохи — чуму, комары — малярию.

Дератизация - комплекс мероприятий, направленных на борьбу с грызуна­ми — источниками или переносчиками инфекционных заболеваний. Так, крысы передают более 20 заразных болезней.

Наиболее опасными для человека грызунами являются мыши и крысы. Дикие грызуны переносят возбудителей таких инфекций, как чума, туляремия. Для борь­бы с ними применяют препараты под общим названием ратициды (зоокумарин, ратинад, крысид и др.). Ратицидами опыляют норы, ходы, объекты, часто посе­щаемые грызунами.

Своевременное удаление мусора и отбросов предупреждает появление и рас­пространение возбудителей инфекционных заболеваний и их переносчиков.

Вопрос 10. Особо опасные болезни животных и их значение для человека.

Особо опасные инфекционные болезни животных — заболевания, для которых свойственно наличие специфического возбудителя, цикличность развития, спо­собность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать ха­рактер эпизоотии.

По широте распространения эпизоотический процесс встречается в трех фор­мах: спорадическая заболеваемость, эпизоотия, панзоотия.

Спорадия — самая низкая степень интенсивности эпизоотического процесса — это единичные или нечастые случаи проявления инфекционной болезни, обычно не связанные между собой единым источником возбудителя инфекций.