Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Общая теория права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предметом регулирования международного права являются как межгосударственные, так и иные международные отношения; вместе с тем нормы международного права участвуют в регулировании определенных внутригосударственных отношений.
Субъекты международного права – это не только государства и межгосударственные организации, но и иные участник отношений, наделенные правами и обязанностями в соответствии с международно-правовыми нормами.
Международное и право и внутринациональное право взаимодействуют в двух формах:
• международное право оказывает влияние на создание и содержание нормативных актов государства
• признанные государством международные договоры и нормы обладают способностью прямого действия, могут непосредственно применяться в соответствующих внутригосударственных отношениях
Национальное право относится непосредственно к одной стране и включает в себя все особенности именно данного государства, действующие в нем законы, специфику культуры и исторические факторы. При этом такое право на самом деле не имеет отношения к какой-то одной нации (за исключением ситуаций, когда все население государства состоит только из людей определенной национальности, что в современном мире практически не встречается). Таким образом, национальное право – это квинтэссенция всех норм и законов, действующих в стране. Они касаются только внутренних дел, но никак не влияют на другие государства. Единственным исключением может быть ситуация, при которой национальное право полностью соответствует международному.
Основой национальной системы права любой страны является ее Конституция, так как ни один закон ей перечить просто не может по определению. Уже в этих рамках можно выделить несколько подчиненных элементов, базирующихся на главном в стране документе:
-
Земельное законодательство -
Уголовно-процессуальный кодекс -
Административное право -
Трудовое законодательство -
Гражданский кодекс -
Семейный кодекс
Для того чтобы национальное право действительно работало, как задумывалось, все элементы обязаны работать в согласии друг с другом. То есть дополнять, но не перечить. Необходимо исключить ситуации, которые по одним правилам считаются нарушением, а по другим – нет. К сожалению, учесть абсолютно все нюансы и согласовывать любые изменения просто невозможно, и потому конфликты случаются достаточно часто. Как результат - появляются новые изменения и дополнения, которые несут за собой дальнейшее изменение законодательства. И так без конца или до полной реформы системы законообразования, что в принципе нереально.
-
Характеристика основных отраслей права Республики Беларусь
Система права Республики Беларусь - это его деление на отрасли права.
Отрасль права - совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизнедеятельности общества.
Все отрасли права различаются по предмету своего регулирования, т.е. по определенной системе общественных отношений.
Система отраслей права:
-
Ведущей отраслью права - конституционное право (регулирует основы государственного устройства страны, закрепляет основные права и обязанности граждан, определяет порядок формирования и деятельности органов власти и управления, устанавливает систему правосудия). Конституция Республики Беларусь и другие акты законодательства. -
Административное право (регулируются отношения, возникающие между органами управления, а также отношения между органами управления и гражданами). Одна из сторон всегда - государственный орган или должностное лицо. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", Закон Республики Беларусь "О милиции" и другие акты законодательства. -
Гражданское право (регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, отношения собственности, договоры и обязательства в гражданском обороте и др.). Гражданский кодекс Республики Беларусь и др. нормативные правовые акты. -
Трудовое право (отношения между работниками и нанимателями). Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты. -
Семейное право (регулирует неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, родства, усыновления, опеки, принятие детей на воспитание в семью и др.) Кодекс Республики Беларусь о браке и семье другие нормативные правовые акты. -
Уголовное право (устанавливает, какие деяния людей являются преступлениями и каким наказаниям подвергаются лица, их совершившие). Уголовный кодекс Республики Беларусь, другие нормативные правовые акты. -
Финансовое право (регулирует отношения в сфере аккумуляции, распределения и использования государственных денежных средств). Банковский кодекс Республики Беларусь, Налоговый кодекс Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты. -
Процессуальное право (подразделяется на уголовный процесс, гражданский процесс, хозяйственный процесс)
-
Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства
Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
Структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства.
Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.
Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.
Различия между системой права и системой законодательства:
-
это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт.
Юридические нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта.
-
система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов) -
в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства,, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права -
внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества -
если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бочков, А. А. Общая теория права: справочные материалы / А. А. Бочков
2. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой
3. Марченко, М. Н. Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина
4. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова
5. Общая теория права: пособие для студ. / В.А. Абрамович, Г.А. Василевич, И.Л. Вершок, С.Г. Дробязко, В.Н. Дубовицкий
6. Радько, Т. Н. Теория государства и права. Учебник. / Т.Н. Радько, В.В.Лазарев, В.В. Морозова. – М.