Файл: Беспре дельная Власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1054

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ренной сигареты. Правильно использованные ценности могут радикальным образом изменить наше поведение.
Позвольте мне привести пример из личной практики.
Как-то я работал с футбольной командой одного из колледжей, в которой было три квотербека (четверть защитника). У всех троих были разные ценности в жизни.
Я выяснил о них, расспрашивая игроков об их любимом деле — футболе — и о том, что он им дает. Один из них сказал, что футбол является для него средством прославить Господа Бога и Иисуса Христа, нашего Спа- сителя, ну и еще заставить отца с матерью гордиться им. Второй ответил, что футбол позволяет ему разря- диться, вырваться за пределы ограничений, побеждать и преодолевать себя — вот что для него самое важное. А третий был паренек из гетто, который не мог связать с футболом какой-либо из высших ценностей. Когда я спросил его: «Что для тебя самое важное в футболе?», он ответил, что не знает. По-видимому, он играл просто для того, чтобы отвлечься от грустных мыслей, от нищеты и убогости домашней жизни.
Понятно, что мотивировать этих трех игроков нужно было совершенно по-разному. Если бы мы попытались мотивировать первого (ценностями которого были гор- дость его семьи и молитва Иисусу), «накачивая» его мыслями о том, как важно крушить противника и втап- тывать его в грязь, это вполне, возможно, вызвало бы у него внутренний конфликт, потому что в игре он видит только положительные, а не разрушительные стороны.
Если бы второму мы стали рассказывать о том, что он у должен прославить Господа и заставить свою семью гордиться им, это бы, наверное, его не мотивировало, по- скольку он играл в футбол явно не для этого.
Но главная проблема заключалась в том, чтобы заста- вить играть третьего. Выяснилось, что именно третий кво- тербек был самым способным, но он использовал свои
способности в гораздо меньшей степени, чем первые двое.
Тренеру было очень трудно настраивать его на игру, по- тому что у него не было четких ориентиров и ценно- стей — ничего такого, к чему можно было бы его напра- вить и от чего удалить. В этом случае надо было выявить какую-нибудь другую ценность, которая представляла бы для него смысл в другом контексте, например гор- дость, и перевести ее в контекст футбола. И вскоре, хотя перед первой игрой парень получил травму, тренеру уда- лось мотивировать его игрой самой по себе, и, по-видимому, в будущем, когда он оправится от этой травмы, удастся сделать из него весьма результативного игрока.
Работа со шкалой ценностей сложнее и деликатнее, чем другие методики, о которых мы говорили в этой книге.
Помните, что слова — это лишь карта, а карта — это не территория, которую они представляют. Когда я говорю вам, что проголодался или хочу совершить поездку в автомобиле, я лишь указываю на свое состояние, но не описываю его, потому что не говорю, как я голоден. Может быть, у меня зверский аппетит, а может быть, я хочу лишь слегка перекусить. Идея об автомобиле может выливаться в «Хонду» или лимузин. Тем не менее, карта достаточно близка к реальности, и общий смысл инфор- мации мы воспринимаем. Ваш образ мыслей очень близок моему, поэтому у нас и не возникает особых проблем при общении. Ценности же предоставляют нам наиболее точную карту из всех возможных. Поэтому, когда я го- ворю вам, в чем суть моих ценностей, вы начинаете пере- ходить от карты к карте. Ваша карта, то есть ваша ком- плексная система ценностей, может сильно отличаться от моей. Когда и вы и я говорим, что свобода является наи- высшей ценностью, это способствует контакту и согласию между нами, потому что мы стремимся к одному и тому же, мы мотивированы в одном и том же направлении. Но в жизни не все так просто. Свобода для меня

может означать возможность делать что хочу, когда хочу, где хочу, с кем хочу и сколько хочу. Свобода для вас может означать, что кто-то должен о вас постоянно забо- титься, будучи свободным от каких-либо ограничений в окружающей среде. Свобода для кого-нибудь другого может быть свободой политического волеизъявления или определенным состоянием общества, необходимым для поддержания определенной политической системы.
Если человек не открыл для себя, ради чего он
готов умереть, он не достоин жизни.
Мартин Лютер Кинг
Поскольку ценности столь много значат для человека, они обладают огромным эмоциональным зарядом. Нет более сильного способа объединить людей, чем настроить их на реализацию своих наивысших ценностей. Вот почему отряд даже плохо вооруженных людей, сражающихся за независимость своей страны, почти всегда побеждает любую группу прекрасно обученных наемников. Нет более трагического пути для разделения людей, чем создание таких поведенческих моделей, которые приводят в конфликт их высшие ценности. Те понятия, которые значат для нас больше всего, будь то чувство патриотизма или любовь к семье, являются отражениями наших ценностей. Поэтому, конструируя определенные иерархии ценностей, вы получаете то, чего у вас никогда не было, — наиболее точную карту духовных потребностей другого человека и возможность предвидеть все его реакции на ваши действия.
Наши взаимоотношения с людьми убеждают нас в невероятной взрывной силе столкнувшихся ценностей.
«Он клялся, что любит меня, — говорила одна моя зна- комая. — Какая чушь!» Для нее любовь — вечное чув- ство, которое должно длиться до конца жизни, для ее
партнера — краткосрочный контракт без строгого вы- полнения взаимных обязательств. Такого человека можно считать предателем, но его можно рассматривать как личность с другой системой ценностей и другим пред- ставлением о том, что такое любовь.
Поэтому чрезвычайно важно, чтобы вы построили для себя такую «карту», которая бы наиболее точно отражала вашу «территорию», тогда вы сможете получить мак- симально точное представление о «карте» и «террито- рии» другого человека. Вам надо не просто знать, какие слова он использует чаще всего, но и что они для него значат. Это можно сделать, лишь добиваясь с макси- мальной деликатностью и настойчивостью ответов на ваши вопросы относительно нюансов шкалы ценностей этого человека.
Очень часто представления о самих ценностях отлича- ются так сильно, что два человека, у которых вроде бы одинаковые ценности, на самом деле поклоняются раз- ным богам, в то время как два других, исповедующих, по их мнению, разные ценности, на самом деле могут отстаи- вать одни и те же взгляды. Для одного радость может заключаться в употреблении наркотиков, в проведении времени на вечеринках и дискотеках до рассвета. Для другого радость — покорять горные вершины или пре- одолевать пороги горных рек. Третий человек может за- явить, что самая высшая ценность для него — преодоление трудностей и вызов судьбе. Если спросить его об удовольствиях, он отмахнется от этой ценности как от чего-то глупого и тривиального. А между тем самую боль- шую радость в жизни ему дает занятие, ничем в принципе не отличающееся от того, что делает второй человек.
Общие ценности образуют прекрасную основу для полнейшего взаимопонимания между людьми. Если у двух людей ценности общие, продуктивные отношения между ними могут длиться вечно. Если же их ценности

абсолютно противоположные, шансов на долгосрочное гармоничное сосуществование очень мало. Конечно, лишь немногие взаимоотношения можно классифицировать по- средством этих крайних категорий. Поэтому в жизни всегда есть место компромиссам. В итоге вам остаются две вещи. Во-первых, найдите те ценности, которые вы разделяете, чтобы использовать их в качестве моста для сближения тех позиций, которые у вас не совпадают.
(Это как раз то, что Рейган и Горбачев пытались сделать во время встреч на высшем уровне. Они пытались развивать ценности, общие для обеих стран, такие как выживание.)
Во-вторых, старайтесь поддерживать и помогайте реализовывать наиболее важные ценности другого человека, даже если, возможно, они не входят в число ваших приоритетов. Это является основой плодотвор- ных, взаимовыгодных и долгосрочных отношений, в биз- несе, личной или семейной жизни.
Ценности являются очень значимым фактором, вы- зывающим согласие или противодействие, создающим или разрушающим мотивацию. Если вы знаете ценности других людей, считайте, что у вас есть средство для оказания на них целенаправленного влияния. Если нет, вы можете создать такое сильное негативное поведение, которое приведет к быстрому разрыву отношений. Если ваши ценности будут в конфликте с ценностями другого человека, то ваши отношения начнут «искрить», как выражаются электрики. Ценности — это как суд последней инстанции. Именно они решают, какое пове- дение сработает, а какое нет, какое приведет к нужным состояниям, а какое станет деструктивным.
Точно так же как люди имеют различные представ- ления о том, что означают для них их ценности, у них различные представления о том, выполняются их цен- ности или нет, то есть люди отличаются в методах вери- фикации своих ценностей.

На личностном уровне верификация является одним из наиболее ценных приемов постановки перед собой боль- ших целей. Вот полезное упражнение: возьмите пять наи- более важных для вас ценностей, и разработайте для них процедуру верификации. Что должно случиться, чтобы вы поняли, что ваши ценности соблюдаются или выпол- няются? Запишите ответы на другом листе бумаги. Дайте оценку, помогают или мешают вам эти процедуры ве- рификации.
Вы можете брать под контроль и видоизменять эти процедуры. Те, которые мы предлагаем ниже, представ- ляют собой всего лишь логические построения, и ничего более. Их нужно поставить себе на службу, а не бороться с ними.
Ценности изменяются. Иногда они изменяются ра- дикально, иногда — незначительно. Но в любом случае эти изменения происходят на подсознательном уровне. У многих из нас сохранились такие методы верификации, которые либо ненадежны, либо безнадежно устарели.
Когда мы учились в старших классах, нам необходимо было прибегать к весьма экстравагантным приемам, чтобы чувствовать себя привлекательными. В зрелом воз- расте у нас появляются более элегантные стратегии. Но в любом случае, если вы ставите высоко как ценность личную привлекательность, то вы будете удовлетворены своей внешностью только в том случае, если сравняетесь привлекательностью с Шеррил Тигз или Робертом Ред- фордом. Впрочем, даже это не может быть гарантией в данном вопросе. Мы все знаем людей, которые работают только на результат, сам по себе становившийся для них желанной ценностью. А добившись его, вдруг обнаружи- вают, что он вообще для них ничего не значит. Их ценности изменились, но процедура их верификации осталась неизменной, будто приобрела свою собственную жизнь.


Такие люди знают, чего они хотят, но не знают почему.
Поэтому когда они добьются своей цели, она оказывается миражем, чем-то, что на самом деле им и даром не нужно. Противоречия между ценностями человека и его поведением — одна из вечных тем в литературе и кино
— от «Гражданина Кейна» до «Великого Гэтсби». Вам необходимо выработать в себе умение анализировать изменения в ваших ценностях и уметь изменять сообразно этому свое поведение. Точно так же как необ- ходимо постоянно проверять и перепроверять результаты и цели, о чем мы говорили в главе 11, вам необходимо регулярно пересматривать те ценности, которые сильнее всего мотивируют вас.
Другим способом верификации ценностей является их периодическая проверка, достижимы ли наши цели в обозримом будущем.
Представьте себе двух выпускников средней школы, которые только начинают свой путь в жизни. Для одного из них успех может означать хорошую семью, работу с доходом сорок тысяч долларов в год, дом за сто тысяч долларов и нормальную физическую форму, а для дру- гого — прекрасную семью, доход в двести тысяч долларов в год, дом за два миллиона долларов, бицепсы культуриста, сотню друзей, собственную профессиональную футбольную команду и роскошный «Роллс-Ройс». Ста- вить очень высокие цели, конечно, прекрасно, но только в том случае, если они работают на нас. Я сам такие посто- янно ставлю для себя и в результате создания особых внутренних представлений перехожу на такие модели поведения, которые способствуют их достижению.
Но по мере изменения ценностей меняются и долго- временные цели. Люди бывают гораздо счастливее тогда, когда у них есть достижимые промежуточные цели. Это дает им постоянную обратную связь, служит под- тверждением, что они преуспевают, что в принципе мож-
но достичь своей заветной мечты. Одних людей может мотивировать цель в виде фигуры «три атлета», дом за два миллиона долларов, футбольной команды и «Роллс-
Ройса». Для других, возможно, необходимо сначала по- ставить более простую цель: пробежать десять километров или перейти на полезную диету, приобрести дом за сто тысяч долларов и жить в нем с горячо любимой женой и детьми. Достигнув этого, они могут поставить перед собой новые цели. Достижение заветной цели — это хорошо, но не менее важно получение удовлетворения от достижения промежуточных.
Другой важный аспект верификации — конкретность и гибкость процедуры. Если вашей ценностью являются романтические любовные отношения, то верификацией этой ценности может быть роман с привлекательной и любящей женщиной. Это достаточно конкретная цель, достойная достижения. Вы можете представить себе ее внешний вид и те черты характера, которые для вас наи- более привлекательны. Все это нормально. Однако, другой может стремиться к страстному романтическому при- ключению с голубоглазой блондинкой со страниц
«Плейбоя», с пышным бюстом. Нет ничего плохого в том, что человек ставит перед собой высокие цели, однако его может постигнуть большое разочарование, если цель уж слишком заоблачна. Ведь подумайте, вы оставляете за бортом буквально 99% людей, вещей и переживаний, которые вполне могли бы вас удовлетворить. Это не зна- чит, что вы не сможете добиться желаемого результата в жизни. Вы сможете. Однако, проявив больше гибкости в своем верификационном процессе, вы сможете гораздо легче наполнить свои ценности реальным содержанием.
Мы отметили только что очень важную особенность — гибкость. Не нужно забывать, что в любом контексте та система, которая проявляет больше гибкости, создает как можно больше вариантов, будет наиболее эффек-

тивной. Очень важно помнить, что ценности оказывают влияние на наше поведение, но это влияние осуществ- ляется именно через верификационную процедуру. Вы можете взять на вооружение такую карту окружающего мира, сложность которой почти гарантирует для вас разочарование. Многие из нас именно так и поступают.
Они говорят, что успех — это то-то и то-то, хорошие взаимоотношения — это в точности то-то и то-то, но, ли- шив такую систему гибкости, они становятся на путь, который, скорее всего, приведет их к разочарованию.
Наиболее драматические вопросы, которые часто встают перед людьми, обычно связаны с их ценностями. Иногда две различные ценности, например свобода и любовь, заставляют нас рваться в двух прямо противоположных направлениях. Свобода может означать возможность де- лать что хочешь, с кем хочешь и где хочешь. Любовь, с другой стороны, может означать верность одному-единст- венному человеку. Большинству из нас уже доводилось пережить на себе этот мучительный конфликт. Когда он имеет место, приятного мало. Однако очень важно разо- браться, какая из конфликтующих ценностей для нас важнее, чтобы выбрать именно то поведение, которое соответствует нашей шкале ценностей. Если нам это не удастся, то позже придется дорого заплатить за то, что мы не придерживались того, во что верим и что считаем самым главным в своей жизни. Модели поведения, связанные с ценностями, стоящими на более высокой ступени иерархии, будут вытеснять те модели поведения, которые связаны с
нижестоящими ценностями.
Нет ужасней испытания, чем чувствовать, что ты раз- рываешься на части между двумя ценностями. Это создает сильнейшее чувство раздвоенности. Если такая раз- двоенность будет длиться довольно долго, она может окончательно разрушить любые отношения. Вы можете действовать по одному сценарию, например реализовы-
вать свою свободу, — это принесет горе другим. Вы мо- жете постараться приспособиться, то есть подавить в себе стремление к свободе, — и станете опустошенными, и будете казниться всю жизнь. Или, поскольку немногие из нас осознают свои ценности, скорее всего, мы решим не делать ничего, и начнем просто испытывать общее со- стояние подавленности и дискомфорта, пропуская весь наш жизненный опыт через фильтры этих отрицатель- ных эмоций, пока они не станут частью нашей личности до такой степени, что временное освобождение от них нам будет давать алкоголь, курение, переедание и т. д.
Если вы не понимаете, как работают ваши ценности, то вам будет трудно выбрать какой-то элегантный компро- мисс. Но, если поймете это, вам не надо будет посягать на собственное чувство свободы или ставить под угрозу ваши отношения с любимым человеком. Достаточно будет изменить процедуру верификации. Когда вы были школь- ником, возможно, свобода для вас ассоциировалась с сек- суальной жизнью а-ля Уоррен Битти. Однако может оказаться, что крепкие любовные узы дают больше ком- форта, внутренних ресурсов и радости, которые отражают настоящую свободу, чем способность затащить в постель первую же встреченную вами в баре девушку.
Техника такой верификации ценностей сводится к пере- контексту ализации опыта для достижения цельности.
Иногда раздвоенность вытекает не из самих ценно- стей, а от того, как мы по-разному их оцениваем. Мате- риальный успех и глубокая духовность не обязательно ведут к раздвоенности. Можно добиваться больших успехов и тем не менее продолжать жить богатой ду- ховной жизнью. Но что, если мерилом вашего успеха является роскошный дом, а мерилом духовности — ас- кетичная жизнь? Тогда вам придется либо сменить ве- рификационную процедуру, либо изменить собственное восприятие. В противном случае вы будете обречены на