Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1219

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) внес замет- ный вклад в философское осмысление природы и сущности человека.
Опираясь на идеи Л. Фейербаха, он разрабатывал антропологический принцип в философии. В своем основном философском сочинении
«Антропологический принцип в философии» он писал, что человек, будучи продуктом эволюции живой природы, должен, в первую оче- редь, исследоваться с позиций естествознания. Естественные науки, выработав идею о единстве человеческого организма, исключили вся- кую мысль о дуализме человека, о противопоставлении в нем физиче- ского и психического. Все происходящее в человеке обусловлено его природой. Мышление состоит в том, что отбирает те ощущения и представления, которые соответствуют потребности мыслящего орга- низма в данную минуту.
Однако, в отличие от Фейербаха Чернышевский раздвинул грани- цы антропологического материализма, рассматривая человека не только с биологической, но и с социальной точки зрения. Он считал, что отношения между людьми должны быть устроены таким образом, чтобы способствовать потребностям человеческой натуры. Полагая нравственность человека придатком его физиологической природы,
Чернышевский отмечал, тем не менее, ее обусловленность социаль- ными факторами. Чтобы направить человека в сторону нравственного развития, необходимо изменить реальные условия его жизни. Изме- нение материальных условий быта, по его мнению, играют едва ли не первую роль в человеческой истории.
Основным свойством человека Чернышевский считал эгоизм, ибо человек любит, прежде всего, самого себя. Однако с помощью разума человек может приводить свои поступки в соответствие с интересами общества. Исходя из этого, Чернышевский разработал теорию ра-
зумного эгоизма, которую изложил в романе «Что делать?». Разум- ный эгоизместь свободное подчинение личной выгоды общему делу, от успеха которого выигрывает, в конечном счете, и личный интерес индивида.
Теория разумного эгоизма интерпретировалась Чернышевским как этика поведения революционеров. Он утверждал, что революцио- нер, совершая свои действия, стремится к «большой пользе» для дру- гих. Но «большая польза», по представлениям философа, это и есть


335
«добро». Поэтому человек, посвятивший себя революции, может не связывать себя в поступках ни традиционной моралью, ни нравствен- ной нормой.
Проблемы социальной философии Чернышевский разрабатывал с позиций революционного демократизма. Народ он рассматривал как главную движущую силу истории, и все революции для него были лучшим подтверждением решающей роли народа. Он был сторонни- ком народной революции, в результате которой власть должна перей- ти к трудящимся, что позволит разрешить демократические и социа- листические задачи.
Чернышевский, как и Герцен, полагал, что Россия может перейти к социализму, минуя капитализм. При переходе к социализму он при- знавал возможным использовать крестьянскую общину, поскольку в общинном владении присутствует «высшая форма отношений чело- века к земле». В отличие о славянофилов Чернышевский не считал общину «прирожденною особенностью русского или славянского племени». По его мнению, она была у всех европейских народов в древнейшие периоды их истории. Но, если на Западе общинное уст- ройство постепенно уступило место частной поземельной собствен- ности, то в России община сохранилась в неизменности с первобыт- ных времен.
Чернышевский утверждал, что общинное владение гораздо лучше частной собственности упрочивает национальное благосостояние.
Кроме того, он подчеркивал, что общинное владение представляется нужным не только для благосостояния земледельческого класса, но и для успехов самого земледелия: оно оказывается единственно разум- ным средством соединить выгоду земледельца с улучшением земли и методы производства с добросовестным исполнением работы.
Наиболее радикальные подходы к решению социальных вопросов в России были предложены русским марксизмом. Оформление в рос- сийском обществе марксистской идеологии как систематизированной доктрины было связано с деятельностью группы «Освобождение тру- да», созданной в Женеве при участии Г.В. Плеханова, которого назы- вают отцом русского марксизма.
Георгий Валентинович Плеханов(1856–1918) свою задачу ви- дел в том, чтобы доказать, что марксистская теория применима не

336
только в капиталистических странах Западной Европы, но и в России, вставшей на путь буржуазного развития. Важным для него был во- прос об отношении России к Востоку и Западу. Он обличал «восточ- ный деспотизм», или «азиатчину» за превращение свободы личности в фикцию. Единственную альтернативу «азиатчине» он видел в капи- тализме, хотя и относился к нему негативно. Если деспотизм делает из человека вьючное животное, то капитализм развивает в человеке зверя; если деспотизм убивает науку и литературу, то капитализм на- лагает свою грязную руку на литературу и науку. И все же Плеханов пришел к выводу, что «капитализм плох, но деспотизм еще хуже».
Кроме того, в соответствии с марксистской теорией он был убежден в том, что в России может совершиться революция только тогда, когда капитализм наберет полную силу и пролетариат составит большинст- во российского населения.
Первый русский марксист считал необходимым для России прой- ти «длинный и трудный капиталистический путь развития». Поэто- му он осудил Октябрьскую революцию, считая ее преждевременной.
Плеханов утверждал также, что в России должна развиться надстрой- ка, соответствующая капиталистическому базису, в виде конституции и парламентского правления. Поэтому прежде чем осуществить со- циалистическую революцию, пролетариату необходимо уничтожить абсолютизм и завоевать политические свободы.
Теоретиком марксизма в России был Владимир Ильич Ленин
(1870–1924). Главным его философским трудом является книга «Ма-
териализм и эмпириокритицизм». Проблемы философии в этой книге рассматриваются в свете новых открытий в естествознании на рубеже
ХIХ–ХХ вв. Отказавшись от представления о материи как о веществе,
Ленин дал мировоззренческо-философское определение материи, об- ращая внимание на недопустимость отождествления философского понимания материи с естественнонаучными представлениями о ее строении.
Проанализировав современный ему кризис в физике, выход из не- го Ленин видел в переходе физиков на позиции материалистической диалектики. В «Философских тетрадях» он представил диалектику как теорию развития и как всеобщий метод, и наряду с основными диалектическими законами рассмотрел многие соотносительные кате-


337
гории (содержание и форма, сущность и явление и др.) в качестве принципов познавательной деятельности.
В годы Первой мировой войны Ленин размышлял над проблема- ми социальной философии. Опираясь на открытые им закономерно- сти развития империализма, он сделал вывод о реальной возможности победы социализма сначала в нескольких или даже одной, отдельно взятой стране. Он развил марксистское учение о государстве, допол- нив его положениями об организации государственной власти дикта- туры пролетариата в форме Советов.
Конец ХIХ — начало ХХ в. называют «серебряным веком» отече- ственной культуры и временем русского религиозно-философского ренессанса. Видными представителями религиозного направления в философии этого периода являются Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев,
Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Л.И. Шестов и др.
Самобытный русский мыслитель и писатель Лев Николаевич
Толстой (1828–1910) исходил из того, что решить существующие со- циальные коллизии и создать гармоническое общество можно не пу- тем революционной борьбы, а посредством нравственной проповеди, обращенной к каждому человеку. Насилие, по его мнению, не спо- собно порождать ничего, кроме нового насилия.
Л.Н. Толстой называл свою социальную концепцию анархо-
социализмом, центральной идеей которого был отказ от всех форм на- силия. Насилию он противопоставлял непротивление, трактуя его не как покорность и смирение, а как средство сопротивления насилию через целую систему мер, нейтрализующих насилие государственной власти. Он призывал не участвовать в том, что поддерживает эту власть: в военщине, судах, податях, ложном учении и т. п.
Для подкрепления своей социальной и философской позиции
Толстой использовал религию. Но его религиозная философия суще- ственно отличалась от ортодоксальной. Официальная церковь опре- деляла его взгляды на христианство как лжехристианские, и по реше- нию Синода в 1901 году Толстой был отлучен от церкви.
В трактате «Что такое религия и в чем сущность ее?» Толстой дал свое понимание религии. Для него религия — это средство гума- низации человеческих отношений. Религия помогает человеку осоз- навать его связь с миром и другими людьми, ощущать себя в беско-

338
нечности Вселенной, свою цель в жизни. Это ощущение всеобщей связи, которое как бы разлито во Вселенной, Толстой называл Богом.
Бог присутствует во всем. Он — то, что «живит тебя». Человек пости- гает Бога в самом себе. Согласно Толстому, каждый человек может стать подобным Богу, способен «вызвать в себе Бога». Идею богопо- добности великий русский писатель дополнял идеей «сыновности Бо- гу»: в каждом человеке живет Сын Бога. Он писал, что тот, кто не су- мел сделаться сыном Бога, навек останется в хлеву со скотиной.
Толстой считал, что христианская религия несет несомненный вред человеку, так как подрывает у него веру в самого себя и свои возможности. Религия не должна быть насилием над человеческим духом, не должна лишать человека свободы выбора. Обещанные цер- ковью вознаграждения за соблюдение культовых установлений и пра- ведную жизнь Толстой называл аморальными, ибо они способны воз- будить в человеке только самые мелкие, недостойные чувства. Вместе с тем, Толстой не отрицал религию вообще, полагая, что она может быть полезна человеку, если ее сделать нравственной. Для этого рели- гия не должна запугивать, запутывать человека, а должна стать «уче- нием жизни», давать знание о жизни и поведении людей. Таким обра- зом, для Толстого религия ценна правилами морали.
Нравственное совершенствование и духовный рост Толстой счи- тал присущим человеку от природы. Вопрос о достоинстве человека он ставил в зависимость от нравственного выбора личности и утвер- ждал, что личность всегда ответственна в нравственном отношении за свой выбор. И хотя Толстой видел в человеке немало противоречий, он был убежден, что добро поможет человеку избавиться от них.
Проблемами нравственности и поисками путей единения людей занимался один из наиболее ярких представителей русской религиоз- ной философии второй половины ХIХ в. Вл.С. Соловьев.
Владимир Сергеевич Соловьев смысл человеческойжизни ви- дел в осуществлении Добра. Добро он трактовал как некую высшую сущность, которая внешне ничем не обусловлена, но которая все со- бою обусловливает. В силу этого оно обладает автономией и всеедин- ством, а также действенностью, поскольку оно через все осуществля- ется. Проявляется Добро, прежде всего, в чувствах стыда, сострадания и благоговения. Эти чувства составляют основы нравст-


339
И М Е Н А
Владимир
Сергеевич
Соловьев
(1853-1900) — русский философ, публи- цист и поэт. Родился в семье крупней- шего русского историка С.М. Соловьева, автора «Истории России с древнейших времен». По материнской линии его пра- дедом был украинский философ и поэт
Григорий Сковорода. В период между окончанием Московского университета и защитой магистерской диссертации яв- лялся вольнослушателем Московской ду- ховной академии. После защиты диссер- тации был утвержден доцентом по кафедре философии Московского университета. Но вскоре был командирован для научных занятий в Англию. По возвращении из Англии переехал в Петербург, где слу- жил в Ученом Комитете при министерстве народного про- свещения, читал лекции в университете и на Высших женских курсах. После речи против смертной казни был выслан из Петербурга и оставил преподавательскую дея- тельность. Занимался напряженной публицистической деятельностью. Работал в большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона в качестве редактора фило- софского отдела и автора ряда крупных статей. Неуст- роенный образ жизни и напряженная работа подорвали его здоровье. Он умер в возрасте 47 лет, оставив по- сле себя большое литературно-философское наследие.
Похоронен на территории Новодевичьего монастыря. Со- ловьев является автором таких произведений, как «Фи- лософские начала цельного знания», «Чтения о Богоче- ловечестве», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни» и др. венной жизни человечества. Благодаря их наличию люди способны различать добро и зло, воспринимать моральные нормы. Воплощается
Добро в различных формах — в разуме и совести человека, а также в религии и церкви, в истории человечества. Соответствие идее Добра, по Соловьеву, должно быть критерием собственных поступков чело- века и его поведения в обществе. Ведь человек — существо личност-

340
но-общественное. Высшей формой организации человеческого обще- ства философ называл всемирное общение жизни, которое представ- лялось ему как осуществление идеи Всеединства.
Понятие Всеединства составляет основу философии Соловьева и трактуется им в онтологическом, аксиологическом, гносеологическом и практическом аспектах.
В онтологическом аспекте Всеединство выступает как единство
Бога, человека и мира. Бог есть абсолютная личность — всеблагая, любящая, милостивая, волевая. Он может быть всем и во всем. Бог — это сущее, которое выступает и как абсолютное начало безусловного единства, и как начало множественности форм бытия. Никакого мате- риального единства нет, объединяет мир лишь его сопричастность божественному началу, которое усматривается нами сквозь все при- родные процессы и явления. Все материальное одухотворено божест- венным. Понимание божественного Абсолюта как воплощения цело- стности получило в философии Соловьева название «положи-
тельного всеединства».
Божественный Абсолют является предметом цельного знания.
Теория цельного знания выражает гносеологический аспект Всеедин- ства. Цельность знания в философии Соловьева — это такое свойство человеческой души, которое самым существенным образом отличает человека от всех других творений. Цельное знание есть «универсаль- ный синтез науки, философии и религии». Поэтому цельное знание нельзя получить только эмпирическими и рациональными средства- ми. Оно открывается человеческому уму через непосредственное со- зерцание, интуицию.
Будучи создан своим Творцом, мир, однако, не является завер- шенным, он непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, особого рода энергию — мировую Душу, которую Соловьев называл божественной премудростью, или Софией. Она является ис- точником всех изменений, и идея всеединства, данная ей Богом, оп- ределяет форму всей ее деятельности. Она придает общность Богу, миру и человечеству.
В человеке мировая Душа осознает себя действенной силой. Как существо разумное человек способен воспринимать в себе божест- венное начало и руководствоваться им. С одной стороны, человек


341
внедрен в материальное существование, а, с другой стороны, погру- жен в область идеального, истинного, совершенного. И задача, стоя- щая перед человеком, заключается в максимальном сближении с Бо- гом, то есть в возвышении человека до своей духовной сущности, совпадающей с божественным Абсолютом. Решение этой задачи предстает как пришествие и воскресение Христа. Иисус Христос стал высшим идеалом в философии Соловьева.
В «Чтениях о Богочеловечестве», в котором Соловьевым рас- смотрены разные смыслы понятия «София», Иисус Христос (Сын Бо- га в образе человека) понимается как София, воплощенная в индиви- дуальном Богочеловеке. Христос выступает символом единения человека с Богом.
Соловьев подчеркивал мысль о высоком космическом предназна- чении человека. Оно заключается в том, что человек призван соеди- нять своей деятельностью все части мира в единое гармоничное це- лое. Ключевая роль здесь принадлежит трудовой, созидательной деятельности человека. Труд философ понимал как процесс взаимо- действия людей с природой, обусловленный определенными нравст- венными требованиями. В согласии с ними труд должен обеспечить всем и каждому необходимые средства к достойному существованию и всестороннему совершенствованию, а в окончательном своем на- значении преобразовывать и одухотворять материальную природу.
Соловьев отмечал, что цель труда по отношению к материальной природе — это не пользование ею для добывания вещей и денег, а со- вершенствование ее самой. Без любви к природе нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни.
Соловьев сформулировал три условия, при которых общественные отношения в области материального труда становятся нравственными.
Первое условие религиозного характера. Оно требует не ставить
Маммону на место Бога, то есть не признавать вещественное богатст- во самостоятельным благом и окончательной целью человеческой деятельности. Это значит, что экономическая деятельность не должна обособляться и утверждаться как самостоятельная, самодовлеющая.
Второе условие гуманистического характера. Оно требует «не це- нить ниже бездушных вещей» их производителей. Это значит, что производство не должно совершаться за счет человеческого достоин-

342
ства производителей. Каждому из них необходимо обеспечить мате- риальные средства для нормального существования и развития, чтобы ни один из них не стал только орудием производства.
Третье условие экологического характера. Оно требует вводить материальную природу в большую силу и полноту бытия. Это значит, что природа имеет право на помощь человека. Поэтому следует ут- вердить обязанность человека как хозяйственного деятеля по отноше- нию к природе. Эта обязанность состоит в том, чтобы улучшать и воз- вышать природу. Таким образом, согласно Соловьеву, не только люди, но и материальная природа не должна быть лишь безразлич- ным орудием экономического производства и эксплуатации.
В истории, предназначение которой состоит в одухотворении че- ловека, происходит приобщение к божественному началу, нарастание меры любви и добра в обществе. Через веру и любовь ко всему живо- му осуществляется процесс становления богочеловечества.
Богочеловечество — это новая общность, которая возникает на высшей ступени эволюции мира.
По Соловьеву, мир, пронизанный божественным началом, предстает как три царства. В природном царстве преобладает энергия растений и животных. В человеческом царстве господствует энергия разума. Боже- ственному царству присуща всеохватывающая гармония духа. Осущест- вление Божьего царства на земле и есть богочеловечество. Только оно наполняет эволюцию природы нравственным духом и осуществляет все- единство благодаря своей синтезирующей любви. Поэтому цель челове- ческой истории Соловьев видел в становлении богочеловечества.
На стадии богочеловечества как воплощения Софии в человечест- ве в целом реализуется единство Истины, Добра и Красоты. Это един- ство выражает аксиологический аспект Всеединства.
Необходимым условием на пути к богочеловечеству является приня- тие христианского вероучения и образование Вселенской церкви.
Вслед за Хомяковым, Соловьев понимал церковь как союз людей, связанных общими идеалами и принципами. Поэтому в обществе единство всех людей существует в форме христианской церкви. Са- мосознание церкви, духовный союз людей Соловьев определял как
Софию. В силу этого его учение о церкви называют софиологией.