Файл: Лабораторная работа 3. Измерение коэффициента трения скольжения. Цель урока образовательная.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Физика 10 класс Дата_________
Тема урока «Сила трения. Лабораторная работа №3. Измерение коэффициента трения скольжения».
Цель урока:
образовательная: учащиеся должны знать понятие силы трения и знать виды трения, уметь экспериментально установить, от чего зависит сила трения, устанавливать причины возникновения силы трения.
развивающая: развитие логического мышления, формирование умений делать выводы, анализировать и сравнивать результаты опытов.
воспитательная: привлечь учащихся к активной самостоятельной деятельности.
Оборудование для учащихся: динамометр, лист гладкой бумаги, брусок деревянный, набор грузов, 2 круглых карандаша, 2 предметных стекла,.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний
Проверка выполнения домашнего задания и блиц-опрос.
Блиц-опрос.
Единица измерения силы …
Сила измеряется прибором …
Сила является векторной величиной. Что это значит?
Сила упругости возникает …
Как вычислите силу тяжести, действующую на тело массой 200 г?
III. Мотивационное начало урока
Почему карандаш оставляет свой след на листе, мел оставляет след на доске? Ответы учащихся.
На эти вопросы мы сможем ответить, изучив материал сегодняшнего урока.
Какое физическое явление помогает вам удалить ластиком рисунок, сделанный карандашом в тетради?»(Трение)
IV. Изучение нового материала
Демонстрационный эксперимент:
-
Вывели маятник (шарик на нити) из положения равновесия. Он совершил несколько колебаний и остановился. -
Толкнули шарик на столе. Он покатился и остановился
Как вы думаете, с точки зрения физики, что объединяет демонстрационные опыты?
(Учащиеся выдвигают свои предположения. Подходят к тому, что общим может быть трение)
Совершенно верно, трение. И соответственно, тема нашего урока «Сила трения». Как вы думаете, какие цели у нашего урока?
- Узнать, что такое трение, сила трения и ее применение.
С явлением трения вы знакомы с детства. В походе мы говорим: “Не натрите ноги”. В школе: “Сотрите с доски записи” и т. д.
Опыт первый:
Учитель: У вас на столе имеется деревянный брусок. Возьмите его положите перед собой и толкните. Что с ним произошло?
Учитель: Тело остановилось.
Учитель: Почему, что его тормозит?
Ученик:- Трение. Поверхности трутся друг о друга, и тело тормозит.
Итак: Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения..
Опыт второй:
Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите на листке карандашом любую линию. А теперь, то же самое попробуйте сделать на стекле. Что вы наблюдаете?
ВЫВОД Ученик: На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет.
Учитель: В чем же тут дело?
Рассмотрим поверхности грифеля, бумаги и стекла.
Поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло гладкое. При движении карандаша по бумаге происходит скалывание частей карандаша о нервности бумаги, они остаются на бумаге. На стекле же таких неровностей нет.
Три вида трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя.
1.Вывод: Чем больше вес, тем больше сила трения.
Способы уменьшения трения: Шлифование. Смазка. Уменьшение нагрузки
Силу трения скольжения заменить силой трения качения
Общий вывод: Сила трения зависит от: силы тяжести, действующей на движущееся тело; качества поверхности; площади трущихся поверхностей; вида трения.
V. Лабораторная работа №3. Измерение коэффициента трения скольжения.
Ц ель работы: определить коэффициент трения скольжения и исследовать его зависимость от свойств поверхности.
Оборудование: доска, два бруска, различающихся по гладкости поверхностей, лист бумаги, штатив, линейка.
Теория:
Ход работы:
1. Измерьте длину l доски.
2. На штативе укрепите кусок плотной бумаги, как показано на рисунке Л.З. Нижний конец листа должен касаться стола.
3. Положите первый брусок на доску.
4. Один конец доски не должен двигаться, поэтому прижмите его к какой-нибудь опоре, например к стопке книг. Начинайте медленно поднимать доску за другой конец. Зафиксируйте, на какой высоте будет находиться конец доски, при которой брусок начнёт скользить. Проведите на бумаге черту.
5. Измерьте расстояние h1 на бумаге от нижнего края до черты.
6. Повторите опыт три раза.
7. Проведите аналогичные опыты со вторым бруском и измерьте расстояние h2.
8. Сделайте расчёт основания наклонной плоскости для каждого случая по формуле и коэффициента трения по формуле
9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 5.
10. Переверните брусок на другую грань и повторите опыт. Проверьте, существенно ли различается высота подъёма конца доски, при которой брусок начинает скользить. Сделайте вывод.
Первичная проверка понимания материала.
-
Для чего иголки тщательно полируют?
Ответ: Уменьшают силу трения скольжения и тогда легче шить. -
Какую роль играет слюна при глотании пищи?
Ответ: Роль смазки, уменьшается трение и легче глотать. -
Почему мел оставляет след на классной доске?
Ответ: Когда прижимают мел к доске, создают большую силу трения, которая и отрывает частички мела - возникает след на доске. -
18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по новой железной дороге. Начальник строительства генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, первую версту (1,0668 км) железнодорожного полотна велел покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства…Как вы думаете – какого?
Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? Ответы учащихся.
VII. Подведение итогов.
Давайте подведем итог: Что вы узнали нового на уроке?
А достигли ли вы поставленных целей на уроке?)
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Дом. задани姧 25-26 (для всех) Проекты: «Трение и спорт», «Трение в быту»
«Трение в жизни животных», «Трение в жизни растений» (для желающих)