Файл: Контрольная работа по учебной дисциплине оп. 06 Криминология и предупреждение преступлений Вариант 11 студент группы ЗаоПДз201.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Политизация преступности и криминализация политики - вот две далеко не последние переменные в общей массе факторов, которые определяют стабильность существующих криминогенных систем в постсоветском геополитическом пространстве. Стабильность, которая к тому же зачастую зависит от социальной характеристики и правового положения потенциальных и реальных потерпевших в обществе.
Например, для повышения эффективности социального контроля над организованной преступностью с позиций виктимологии необходимо не столько появление очередных "рыкающих" указов и постановлений, усиливающих ответственность участников и организаторов преступных группировок, сколько продуманная политика в области формирования активной гражданской позиции потенциальных потерпевших.
Стала, пожалуй, тривиальной точка зрения, согласно которой количество обращений тех же коммерсантов к "ворам в законе" и их финансирование можно было бы снизить посредством введения изменений в порядок и размеры взыскиваемой пошлины по гражданским делам и организации новой системы исполнения решений арбитражных судов. Однако реальные шаги в этой области долгие годы принимались весьма вяло.
Так или иначе, без осуществления подобной флуктуационной смены в политике социального контроля, думается, говорить об ограничении криминальной активности сегодня было бы несколько наивно.
Указанное положение как раз и вытекает из основной идеи современной виктимологии, заключающейся в том, что диада "преступность - криминальная виктимность", как правило, реализуется в гомеостатическом взаимодействии проявлений преступного и виктимного социально-отклоняющегося поведения, формирующем относительно устойчивую криминогенную систему.
Указанный процесс протекает на уровне как социального целого, так и отдельных групп и отдельных личностей. Кстати, применение концепции гомеостаза отчетливо прослеживается и в современных криминологических исследованиях причин индивидуального поведения.
Так, Ю.М. Антонян отмечает, что необходимым условием познания подлинных причин убийств
"является подход к исследованию их мотивов как выражающих целостную и глубинную сущность человека, который и в преступлении решает свои актуальнейшие проблемы, при этом целостность включает в себя биологическую и духовную жизни, тело и психику, физиологию и психологию. Мотивы убийств неразрывно связаны с основами бытия данного индивида, они всегда выражают мучительные поиски себя, его самоприятие, определение места в жизни и обретение смысла ее. Он стремится в максимальной степени достичь целостности, которую можно понимать не только как единственную в своем роде тесно сплетенную комбинацию структур и функций организма и личности, но и как соответствие человека тому, каким он представляется себе сам, и как соответствие себя своему поведению" .
Очень часто жертву "связывают с преступником прочные невидимые нити, причем, как ни странно, и тогда, когда они едва знакомы. Неразрывность пары "убийца-убитый" тоже имеет свои причины, совершенно неочевидные. По большей части, жертвы ни в чем не виноваты, если вообще позволительно говорить о какой-либо вине убитого человека. Тем более любопытны и даже загадочны случаи, когда потерпевший как завороженный стремится к собственной гибели, хотя и не отдает себе в этом отчета", - писал Ю.М. Антонян в своей работе "Психология убийства"6.
Указанные замечания известного криминолога, кропотливого и тонкого исследователя причин человеческой агрессии лишний раз подчеркивают важность исследования проблемы гомеостаза отклоняющегося поведения в его преступных и виктимных проявлениях.
2. Виктимология как свойство личности потерпевшего. Динамика виктимологии различных групп населения
Развитие механизма индивидуального преступного поведения зависит, хотя и в различной степени, не только от преступника, но и от другой стороны — жертвы преступления.
Личность и поведение потерпевшего изучает виктимологня (victima—жертва (лат.), лоуосг—изучение (греч.)). Криминологическая виктимология представляет собой сравнительно новое научное направление. Вместе с тем оно весьма перспективно, поскольку на основе анализа особенностей личности и поведения потерпевшего от преступления может быть разработан комплекс эффективных мер профилактики, ориентированных на снижение шансов индивида
, обладающего определенными качествами свойствами, стать жертвой преступного посягательства.
В силу новизны данного научного направления ни теоретические его основы, ни научный аппарат пока окончательно не определились. Ключевыми в виктимологии являются понятия «жертва», «виктимность», «виктимизация». Эти понятия могут быть использованы как рабочие, операционные. Но следует отметить, что и их содержание трактуется отдельными авторами различно.9
Жертва—это человек, понесший физический, моральный или имущественный ущерб от преступления, независимо от того, признан ли он потерпевшим в установленном законом порядке и оценивает ли себя таковым субъективно.
Виктимность — повышенная степень предрасположенности лица к тому, чтобы оказаться жертвой преступления в силу присущих ему качеств, свойств либо выполняемых функций.
В принципе в обществе, где существует преступность как социально обусловленное явление, потерпевшим от преступления может в силу обстоятельств различного рода стать каждый гражданин. Этот факт не может, по нашему мнению, рассматриваться как основание для вывода о «всеобщей» виктимности. Она должна пониматься именно как большая уязвимость, повышенная «способность» стать жертвой преступления.
Под виктимизацией понимается процесс превращения лица в реальную жертву, а также результат такого процесса.
Индивидуальная виктимность зависит от субъективных и объективных факторов. Соответственно различают виктимность личностную и ситуативную. Карманные кражи, например, совершаются обычно в очередях, в местах большого скопления людей. Потерпевшим от посягательства карманника, независимо от личностных качеств, с большей степенью вероятности может оказаться находящийся именно в такой обстановке.
Личностные компоненты виктимности обусловлены индивидуальными особенностями субъекта, содержанием качеств и свойств, присущих ему: социально-психологических, моральных, ролевых и т. д. Стать потерпевшим от противоправных действий нарушителей общественного порядка с большей степенью вероятности может работник милиции, чем домашняя хозяйка, что вытекает из различий их ролевых функций. Не случайно именно в отношении этой профессиональной группы встает вопрос о необходимости усиления социальной защищенности, в том числе и обеспечения гарантий личной безопасности, расширения законных возможностей активно противодействовать преступным посягательствам.
Личностные и ситуационные моменты виктимности взаимосвязаны. Например, наиболее предрасположены к тому, чтобы стать жертвой ограбления в общественном месте, лица/находящиеся в степени алкогольного опьянения, исключающей контроль за внешними событиями. Однако попадание ими в соответствующую ситуацию связано с особенностями их собственного поведения до момента посягательства и непосредственно в период его совершения.
Роль жертвы в генезисе индивидуального преступного поведения колеблется от прямого противодействия преступлению до провокации преступных действий. Нередко поведение потерпевшего весьма существенно влияет на наступление преступного результата. Например, способ разрешения конфликтной ситуации, пути выхода из -конфликта обусловливаются особенностями личности и поведения каждой из участвующих в нем сторон. Возможны и случаи, когда будущая «расстановка сил»— кто именно станет жертвой, а кто—преступником, неясна даже в процессе совершения противоправного акта. Например, при обоюдной драке.
Поведение потерпевших, особенно негативное в моральном или правовом плане, является существенным компонентом в механизме преступного акта. Негативное поведение потерпевших констатировалось в 70% случаев убийств, 61,8% умышленных тяжких телесных повреждений, в 74% мошенничества.
Однако данные о виктимностн не должны трактоваться в том смысле, что жертва также является виновной в совершении преступления в той или иной степени, что она должна в какой-то мере нести ответственность за преступный акт. Ответственность за преступление всегда несет именно совершивший его субъект. Это не исключает учета оценки поведения потерпевшего при определении меры, вида ответственности и наказания преступника.
Информация о типичности тех или иных видов поведения потерпевших, корреляция типа поведения и личностных характеристик жертвы могут быть весьма значимыми для разработки мер предупреждения, особенно применительно к профилактике отдельных видов преступных посягательств.
Выделяют следующие виды поведения жертвы: 1) нейтральное, когда поведение жертвы никак не способствовало, но и не препятствовало совершению преступления (таково, например, поведение пешехода при совершении водителем наезда на тротуар и причинении прохожему телесных повреждений); 2) социально-одобряемое (положительное) поведение выражается в активном противодействии преступному посягательству (например, пресечение гражданином хулиганских действий, задержание преступника); 3) негативное поведение жертвы предполагает нарушение потепевшим моральных или правовых норм (таковым является, например, инициирование конфликта, вступление в противоправную сделку, нахождение в состоянии алкогольного опьянения в момент, предшествовавший постатсль-ству). По данным одного из исследований, потерпевшие в 26,5% случаев препятствовали совершению преступления, нейтрально относились (не создавали условий или помех для его совершения)—в 29,4% случаев, создавали своим поведением благоприятные условия для преступления—в 33,4% случаев, а в 10,7% случаев прямо провоцировали совершение преступного акта
Хотя в целом правомерное и социально-одобряемое поведение жертв более распространено, в криминологическом тане интерес представляет аморальное и противоправное (негативное) поведение. Пожалуй, именно в случаях отступления будущими потерпевшими от норм права и морали, нравственных требований вероятность стать жертвой преступного посягательства становится особенно реальной. С полной достоверностью это прослеживается применительно к преступлениям, совершаемым в семейно-бытовой сфере, к насильственным посягатеть ствам, к автотранспортным преступлениям.
Специфична в этом смысле характеристика потерпевших от изнасилований. Так, 38,6% жертв изнасилований находились в моменг совершения посягательства в состоянии алкогольного опьянения, причем 92,8% из них употребляли спиртные напитки вместе с будущим насильником. Типичными для потерпевших от преступлений этого вида являются, как правило, неразборчивость в установлении знакомств, неосмотрительность, легкомыслие. По оценкам исследователей, в 13% случаев поведение самой потерпевшей давало толчок, служило поводом к совершению изнасилования (назойливое приставание, словесные «авансы» и т. д.); 29% потерпевших по собственной воле оказались в ситуации, объективно создававшей возможность посягательства (посещали случайных знакомых, употребляли с ними спиртные напитки).
Ярко выражена роль личностных характеристик жертвы в таких преступлениях против личности, как умышленное убийства. Потерпевшие в 41% случаев находились в состоянии алкогольного опьянения, при этом более половины из них употребляли спиртное вместе с преступником. 65,2% жертв в ситуации, предшествовавшей совершению преступления, вели себя негативно: являлись инициаторами скандалов и драк, первыми напали на будущего преступника, унижали и оскорбляли его.
Анализ механизмов конкретного преступления невозможен без исследования ситуации, в которой действует преступник. Ситуация не только определяет выбор способа действия, но в отдельных случаях порождает и новые стимулы к действию. Например, внезапно возникший конфликт может привести ранее не помышлявшего об убийстве человека к его совершению, допустим, под влиянием тяжкого оскорбления со стороны партнера. Социальный, правовой, физический и психологический статусы, поведение, а нередко и психическое состояние жертвы в случаях, когда преступление совершается при непосредственном взаимодействии с жертвой, составляют элементы ситуации, в которой действует преступник. Поэтому вполне закономерным и даже необходимым является привлечение в исследования, направленные на выявление механизмов преступлений, данных о жертве. Получение и научная систематизация такого рода данных позволяют более глубоко исследовать детерминацию самих преступлений.