Файл: санктпетербургский государственный экономический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.Анализ рынка оцениваемой компании
За последние двадцать лет российский фармацевтический рынок прошел длинный и сложный путь становления. В процессе был осуществлен переход от установки предельных цен на лекарственные препараты первой необходимости к эффективному рыночному методу в ценообразовании.
Если же говорить об эффекте западных санкций, то с одной стороны, российская фармацевтическая индустрия не попала под прямые санкции, а с другой, значительно пострадала от побочного эффекта санкций в других отраслях экономики. Несмотря на кризис, огромное количество западных компаний все также продолжают заявлять о приверженности российскому рынку (Sanofi, Novartis, PMS, Roche и др.). Компании утверждают, что будут продолжать инвестировать в исследования, выпускать новые препараты на российский рынок и работать в прежнем режиме, так как для них благосостояние и здоровье населения находятся на первом месте [3, 5, 6, 18]. Что касается заявлений компаний Файзер и Байер, они в первую очередь отрицают продолжение инвестиционной деятельности на территории РФ, что логично в условиях неопределенности, однако поставки лекарственных препаратов продолжатся.
Также стоит отметить, что многие международные компании можно также отнести к локальным, так как они уже достаточно давно построили собственные заводы на территории России.
Для того чтобы итоги исследования были репрезентативными, а прогнозы и выводы можно было бы использовать на практике, необходимо провести ретроспективный анализ емкости рынка в целом и отдельных его сегментов в частности. Ситуацию на фармацевтическом рынке можно визуализировать с помощью рисунка 1. На нем представлена динамика роста емкости фармацевтического рынка в целом, а также раскрыты изменения его отдельных сегментов в процентном выражении.
Рис.2. Динамика емкости фармацевтического рынка России за период с 2016 по 2021 год (в миллиардах рублей)
Очевидно, что наибольшая доля принадлежит коммерческому рынку лекарственных препаратов. В среднем данный сегмент занимает половину российского фармацевтического рынка. Наблюдается тенденция к росту государственных закупок лекарственных препаратов. Так, положительная динамика прослеживается на протяжении всего анализируемого периода, и если в 2017 году прирост составил 12,5%, то в 2019 – уже 24,4%, а в 2021, под влиянием пандемии, – все 33,1%. Стоит отметить, что авторы не включали в государственные закупки в 2021 году вакцину Сovid-19 на 79,5 миллиардов рублей, иначе процент прироста был бы значительно выше. Наиболее скромная доля рынка принадлежит парафармацевтике. Помимо этого, отсутствуют тенденции к значительному росту или изменению текущей ситуации. Как видно из
рисунка 1, в период с 2016 по 2021 год данный сегмент вырос всего на 63 миллиарда рублей против 270 миллиардов рублей на коммерческом рынке и колоссальных 439 миллиардов рублей (518 миллиардов рублей, если учитывать вакцину от Сovid-19) на рынке государственных закупок лекарственных препаратов.
В настоящее время изменения происходят очень быстро, и оценивать ситуацию в режиме реального времени крайне затруднительно. Однако если обратиться к исследованиям DSM Group, представляется возможным оценить изменения, происходившие на 11-й неделе 2022 года с помощью ретроспективного анализа.
Так, если сравнивать изменения, произошедшие на 11-й неделе 2021 года и 11-й неделе 2022 года, мы увидим положительную динамику продаж. На рынке готовых лекарственных препаратов наблюдается рост объема продаж в натуральных показателях 36,7% (в упаковках) и рост в денежном эквиваленте 89,4% (в рублях). Рынок БАДов также вырос на 26,6% в упаковках и на 65,6% рублях. Продажи косметики в аптеках увеличились на 28,1% в упаковках и 98,4% в рублях. Доля прочей парафармацевтики также возросла на 25,3% в упаковках, или на 91,9% в рублях [9].
С одной стороны, предприятия не хотят покидать перспективный рынок, а с другой стороны, возможности для приобретения сырья отсутствуют, так как производители сталкиваются со сложностями с приобретением валюты для покупки сырья. В такой ситуации есть два пути решения: позитивный и негативный. В первом случае государство будет поддерживать отечественных производителей, и у российских предприятий появится возможность отвоевать соответствующую долю рынка. При негативном же сценарии на рынке будет образовываться дефицит лекарственных препаратов, что неминуемо повлечет за собой значительный рост цен на лекарственные препараты.
Для лучшего понимания ситуации составим рейтинг ведущих игроков фармацевтического рынка, представленный в таблице 9.
Таблица 9 - Рейтинг фирм – производителей лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке Российской Федерации 2021–2022 годы
Место в рейтинге | Измен. позиц. | Компания | Стоимостной объем в млн рублей | Доля рынка | Прирост Январь 2021 /Январь 2022 | |
Январь 2021 | Январь 2022 | |||||
1 | 1 | +0 | Полисан | 6 177,7 | 5,3% | 25,3% |
2 | 2 | +0 | Bayer | 4 895,7 | 4,2% | 10,2% |
3 | 3 | +0 | Novartis | 3 969,6 | 3,4% | 7,8% |
4 | 4 | +0 | Stada | 3 862,1 | 3,3% | 13,7% |
5 | 5 | +0 | Sanofi | 3 619,8 | 3,1% | 9,6% |
9 | 6 | +3 | GlaxoSmithKline | 3 541,7 | 3,0% | 26,8% |
6 | 7 | -1 | Teva | 3 409,7 | 2,9% | 3,3% |
8 | 8 | +0 | Abbott | 3 296,9 | 2,8% | 15,0% |
10 | 9 | +1 | A.Menarini | 3 271,6 | 2,8% | 19,2% |
7 | 10 | -3 | Servier | 3 037,5 | 2,6% | 4,6% |
Итого: | 39 082,3 | 33,6% |
Источник: составлено авторами на основе [2, 9].
Как можно увидеть на основе анализа данных, представленных в таблице 1, ситуация на рынке лекарственных средств достаточно стабильна. Компании незначительно перемещаются внутри ТОП-10, однако их состав остается неизменным. Относительно доли рынка прослеживается достаточно равномерное распределение степени их влияния. Если говорить о представителях отечественной фармацевтической индустрии, в данном рейтинге, хотя и на первом месте, но представлена только одна российская компания – это «Отисифарма». Данная особенность в очередной раз фокусирует внимание на важности импортозамещения, а также показывает уровень зависимости российского рынка лекарственных препаратов от иностранных поставщиков.
Заключение
Прохождение практики на реальном предприятии помогает понять бухгалтерский учет на всех его участках, разобрать ранее не понятные моменты ведения бухгалтерского учета. Поэтому производственная практика является важным элементом при получении высшего образования в области бухгалтерского учета.
Основными требованиями подготовки специалистов высшей квалификации в современных условиях является практическая направленность и адаптированность полученных знаний к практической деятельности организации. Производственная практика как составляющая часть учебного процесса нацелена на ознакомление особенностями будущей практической деятельности на предприятиях и в организациях. Производственная практика является одной из наиболее важных составных частей в процессе подготовки специалистов в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита.
Таким образом, менеджмент фармацевтических компаний может воздействовать на формирующие EVA факторы и показатели эффективности через соответствующие управленческие решения в целях приращения стоимости бизнеса и роста его инвестиционной привлекательности.
В процессе прохождения производственной практики были освоены компетенции:
ПК-4 - способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
ПК-5 - способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию
, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.
ПК-6 - способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.
ПК-7 - способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.
ПК-8 - способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.
ПК-19 - способность рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений.
ПК-20 - способность вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПК-21 - способность составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.
ПК-22 – способность применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля.
ПК-23 – способность участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, применять меры по ликвидации выявленных отклонений.
ПК-24 – способность осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям.
ПК-25 – способность оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы.
ПК-26 – способность осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами.
ПК-27 – способность готовить отчетность и обеспечивать контроль за выполнением резервных требований Банка России.
ПК-28 – способность вести учет имущества, доходов, расходов и результатов деятельности кредитных организаций, уплату налогов, составлять бухгалтерскую отчетность.
ПК-29 – способность осуществлять оперативное планирование продаж, организовывать розничные продажи, реализовывать различные технологии продаж в страховании, анализировать эффективность каждого канала продаж.
ПК-30 – способность документально оформлять страховые операции, вести учет страховых договоров, анализировать основные показатели продаж страховой организации.
ПК-31 – способность осуществлять действия по оформлению страхового случая, составлять отчеты, статистику убытков, принимать меры по предупреждению страхового мошенничества.
ПК-32 – способность вести бухгалтерский учет в страховой организации, составлять отчетность для предоставления в органы надзора.
ДПК-1 - способность определять контекст, идентифицировать, анализировать риски, вырабатывать мероприятия по воздействию на риск.
ДПК-2 – способность осуществлять мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумаг, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков.
Список использованной литературы
1. Аверина М.В., Шевкуненко М.Ю. Российский рынок лекарственных средств.Бизнес в законе 2021 (2).
2. Адамян Н. Лекарства для союза. Российская газета. № 6597 от 10 февраля 2022 г.
3. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. Учебник. М.: изд-во Медицина. 2022.
4. Батенева Т. Правила для фармрынка стали более прозрачными // Российская газета. 2021. № 982.
5. Батенева. Т. Профессионалы фармацевтического рынка готовы к диалогу с государством // Российская газета. Фармацевтика. 21 июня 2021. № 5812 (139).
6. Бондаренко Н.В. Расширение потребительского выбора в здравоохранении: теория, практика, перспективы / Отв. ред. Шейман И.М., Шишкин С.В.. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ. 2022.
7. Бронникова О. Проведение исследований потребителей на фармацевтическом рынке // Провизор. 2022. № 8.
8. Бунятян Н.Д., Васильев А.Н., Гавришина Е.В. и др. Орфанные лекарственные препараты: США, ЕС и Россия. М.: Ремедиум. 2022. № 11.
9. Ветошкина Ю.С., Фельдман О.П., Вольская Е.А. М.: Ремедиум, 2021. № 9.
10. Ветошкина Ю.С., Фельдман О.П., Вольская Е.А. Реклама в научной медицинской периодике. Ремедиум. 2021. № 9.
11. Волков А.К., Рыжков А.А. Влияние права Европейского союза на регулирование национальных рынков фармацевтических средств государств-членов. М.: Право. Журнал ВШЭ. 2022. № 2. С. 116-133.