Файл: Тема выступления Функциональная грамотность и её составляющие в школьном курсе географии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема выступления: « Функциональная грамотность и её составляющие в школьном курсе географии»
Почему мы сегодня говорим о функциональной грамотности? Что стоит за этим понятием и почему эту проблему мы связываем с международными исследованиями?Это вызовы современности – обеспечение глобальной конкурентоспособности.
В современном взаимосвязанном, разнообразном и быстро меняющемся мире взросление молодёжи происходит под влиянием экономических, социальных, культурных, цифровых, демографических, экологических и даже эпидемиологических факторов. Эпоха вызовов и противоречий в глобальном масштабе создаёт для молодых людей новые возможности и, вместе с тем, порождает новые проблемы. Для разрешения глобальных проблем необходимо международное сотрудничество, в котором проявляется глобальная компетентность каждого из участников.
Президент издал Указ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»: «…вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов PIRLS, а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования TIMSS и повышение уровня функциональной грамотности в международном исследовании PISA.
Создан национальный проект «Образование» - это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей:
-Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования.
-Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Изменение запроса на качество общего образования со стороны государства является приоритетной целью – формирование функциональной грамотности. Создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счёт изменения содержания образовательных программ для более полного учёта интересовучащихся и требований 21 века.
Формирование функциональной грамотности – это важнейший механизм обеспечения глобальной конкурентоспособности.
Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек —это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности
, общения и социальных отношений»
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
PISA 2018 Assessment and Analytical Framework.Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.
Составляющие функциональной грамотности.Функциональная грамотность –способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыкидля решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf
«Математическая грамотность –это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане вXXIвеке». https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978
Естественнонаучная грамотность − способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Глобальная компетентность рассматривается на международном уровне как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность -человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и
уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Под креативным мышлением понимают способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Учёные Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Московского городского педагогического университета в своих исследованиях выделяют список таких «новых грамотностей», включающий более 50 наименований, в том числе финансовую, медицинскую, цифровую, правовую, экологическую и другие «грамотности».
При чём здесь география? Это:
-
Географическая грамотность.
При этом важна грамотность не только профессиональных географов. Жизнь требует, чтобы каждый человек обладал умением географически мыслить и грамотно действовать. Понимание географических закономерностей и решение проблем на любом территориальном уровне невозможны без определённого фундамента -знания исходных географических фактов. Роль географии в современном мире огромна. География касается всех сторон жизни человека, общества, наиболее тесно связана с реальной жизнью каждого гражданина страны; это:природа, труд, хозяйственная деятельность, отдых и др.
-
Картографическая грамотность.
Раскрыть понятие «картографическая грамотность» предлагаю с позиций предметных компетенций, формируемых в рамках предмета «География», согласно ФГОС ООО, как овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения, в том числе: ориентироваться в источниках картографической информации, находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и т. д.;
-
Инструментальная грамотность.
Так называемая «инструментальная грамотность» означает умение использовать различные инструменты, в том числе для измерения изучаемых величин.
-
Естественнонаучная грамотность.
Как часть функциональной грамотности, в которую входят в свою очередь:
математическая грамотность;
читательская грамотность;
финансовая грамотность;
глобальные компетенции;
креативное мышление.
-
Экологическая грамотность -
Цифровая грамотность.
ГИС. Анализ космических снимков и т.д.
В исследованиях TIMSS,PIRLS,PISAпроисходит направление вектора предметной оценки к оценке функциональной грамотности.
Что исследуется? TIMSS – знания и умения, основанные на школьной программе; PIRLS,PISA – знания и умения, которые школьники могут применить для решения задач в реальном жизненном контексте.
Грамотность в информационном обществе – это черта здоровой нации (ВОЗ) и Индекс развития человеческого рода (ООН).
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности учащихся, нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применение знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Формируя функциональную грамотность, мы реализуем ФГОС, вводим «новые» задания, создаём учебные ситуации, инициирующие учебное действие, обеспечиваем учебное сотрудничество на занятиях, реализуем учебные исследования и проекты. При формировании ФГ очень важен профессионализм учителя.
Для примера можно привести Сингапурский метод обучения. Он основан на технологии сотрудничества, работе в малых группах, парном обучении, проектной деятельности. Сингапурская методика предполагает кооперативное обучение, основу которого заложил русский психолог Лев Выготский. Сингапурские учителя, взяв на вооружение лучший педагогический опыт, систематизировали его в обучающие структуры, дали чёткие алгоритмы их применения. «Согласно данным исследования PIRLS, уровень функциональной грамотности в Сингапуре – один из высочайших среди всех стран. С 1995 года сингапурские школьники демонстрируют лучшие знания в международном исследовании TIMSS».