Файл: Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практик. Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возникает в ответ на потребности общества, в котором живут дети и активными членами которого они должны стать. Игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения с взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.
Первая игра раннего детства - предметная игра, вырастающая из манипулятивных действий с предметами параллельно с усвоением исторически сложившихся способов действий и функций реальных предметов в контексте общения взрослого с ребенком. «Ребенок живет в обществе людей и в обстановке человеческих предметов, за каждым из которых закреплен определенный, общественно выработанный способ действия, носителем которого является взрослый человек... Способ действия с предметом может быть освоен ребенком только через образец, а смысл действия - только через включение действия в систему межличностных отношений»,1 - писал Д.Б. Эльконин. Это означает, что предметная игра - это детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.
Необходимым условием для возникновения предметных игр является формирование сенсомоторной координации в ходе манипуляций реальными предметами на первом году жизни во взаимодействии с взрослым, стимулирующим сосредоточение на предмете, ориентацию в пространстве при его хватании, ориентацию в физической форме предмета.
В игре предметы приобретают особый игровой смысл, который сохраняется до конца игры. Возникновение игрового смысла порождает воображаемую ситуацию, для которой характерен перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия.2
Свойственная игре повторяемость действий способствует их усвоению. При этом действие отделяется от предмета, воспроизводится только схема движений. Таким образом, возникает замещение - игровое употребление предмета.
В предметных играх большое значение имеют также замещающие предметы, то есть
неспецифические предметы (кубики, палочки и т. д.), замещающие недостающие игрушки. Кубик может стать и куклой, и коляской или машинкой для нее, и бутылочкой, из которой она пьет и т. д. Такие предметы очень важны для развития воображения ребенка и более углубленного познания функций предметов внешнего мира. Замещение (игровое употребление предмета) может происходить по типу переноса действия в новую ситуацию (кормление куклы), либо осуществление того же действия предметом - заместителем (баюканье кубика). Таким образом, в игровых действиях уже содержатся элементы роли. «Путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, - таков схематический путь к ролевой игре» - писал Д.Б. Эльконин.
Первая форма игры в дошкольном периоде - режиссерская игра, включающая организацию игрового пространства, связывание нескольких предметов по смыслу, придумывание реплик для каждого персонажа, называние свойств игровому предмету. Ребенок управляет игрушкой, действует через нее.
Эта игра отвечает потребности ребенка оказывать активное воздействие на окружающие предметы. Ребенок начинает манипулировать предметами, наделяя предметы (часто неспецифические, с нейтральными свойствами) игровыми значениями и привнося эти значения в игровую ситуацию. При этом, как указывал Л. С. Выготский, важно не сходство предмета с обозначаемым существом или животным, а его функциональное употребление, возможность им манипулировать, придать предмету (или самым различным предметам) с помощью жеста функцию знака. «Так, верховой лошадью становится для ребенка палочка, потому что ее можно поместить между ног, к ней можно применить тот жест, который будет указывать, что палочка в данном случае обозначает лошадь». Поэтому Л. С. Выготский назвал эту форму игры «символической»1.
Объем персонажей, и величина игрового пространства должны быть невелики, чтобы ребенок мог удерживать их в поле зрения и объеме памяти. Усложняется
игровое поведение ребенка, который должен постоянно удерживать одновременно две позиции: позицию режиссера (надситуативную, надигровую) и позицию играющего, ролевую (иногда даже несколько ролей). В игре «ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий» - писал Л.С. Выготский. Первая позиция связана с наглядностью игры, а вторая - со смысловым полем, в котором развертывается игра. По словам Л.С. Выготского главное генетическое противоречие игры заключается в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии. В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Ситуативная позиция обеспечивает процессуальность игры, а надситуативная - ее регуляцию. Двуплановость игровой деятельности, возможность переходов от одного плана к другому обусловливают развивающий эффект игры.
В режиссерской игре отрабатывается, укрепляется инициативность ребенка, способность действовать изнутри и впервые появляется второй компонент волевого поведения - осмысленность (ребенок придает смысл нейтральным предметам - кубикам, палочкам и т. п., и связывает их между собой сюжетом). Эти два компонента волевого поведения (инициатива и осмысленность) направлены в основном на внешние предметы, ребенок с их помощью учится владеть игровой ситуацией. Режиссерскую игру можно считать переходным этапом к возникновению сюжетно-ролевой игры, новообразованием которой является появление логически связанной цепочки действий, объединенных в одно сложное действие.
В среднем дошкольном возрасте (4 года) у детей появляется новый вид игры: образно - символическая игра (ролевая), когда дети перевоплощаются в образы- роли (зайчика, доктора, автомобиля и т. п.) и подчиняют свои действия характеру образа - роли. Инициативность наполняется смыслом образа - роли. При исполнении роли - образа ребенок пользуется разными средствами изображения: речью, действием, мимикой, жестами, внешними атрибутами образа и т. п. Этот вид игры позволяет попробовать себя в разных ролях и открывает ребенку новые возможности познания действительности и овладения своим поведением, речью, мимикой, движениями и т. д. - необходимыми компонентами для формирования в будущем полноценной сюжетно - ролевой игры. Ребенок создает особую осмысленную ситуацию, являясь ее центром. При этом и образы, и роли, в которые перевоплощается ребенок, абсолютно не похожи на исполнителя, т. е. воображаемая ситуация качественно отличается от реальной (машины разговаривают друг с другом, светофор уходит гулять и т. д.).
К старшему дошкольному возрасту (5 лет) появляется сюжетно-ролевая игра - самостоятельная полноценная игровая деятельность по Д. Б. Эльконину. Воображаемая ситуация и роль придают новый смысл прежним действиям с предметами, делают их длительными и эмоционально насыщенными. «Предметы и действия с ними включены теперь в новую систему отношений ребенка к действительности, в новую аффективно-привлекательную деятельность». Важно также, что «роль вносится в действия ребенка как бы извне, через сюжетные игрушки, которые подсказывают человеческий смысл действий с ними; ...роль является смысловым центром игры, и для ее осуществления служит и создаваемая игровая ситуация, и игровые действия».1 При этом недостаточно обладать умением воспроизводить соответствующее действие с предметом, необходимо эмоциональное отношение к персонажу, представленному игрушкой - объектом действия. Иначе говоря, принятие роли матери предполагает не только воспроизведение действия кормления или купания, но и демонстрацию любви к кукле/ребенку или, наоборот, ее порицания и наказания. Предпосылки сюжетно-ролевой игры возникают и в более раннем возрасте, но младшие дети, разыгрывая роли в воображаемой ситуации, еще не способны к развертыванию сюжета («няня» в детском саду готовит обед, но не предлагает его куклам).
При одном и том же сюжете игры дети разного возраста воспроизводят разное содержание, в котором меняется количество действий, по-разному отражается соответствие игрового действия реальному действию, в различной степени соблюдается логика действий, передаются и оречевляются межличностные отношения и взаимосвязь ролей (Д.Б. Эльконин). Это приводит к более или менее четкому выполнению взятой роли.
В содержании игры, в наибольшей степени, проявляется ее социальное происхождение. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, проявления своих чувств и проблем.
В ходе развития ребенка меняется также осознание ребенком своей роли и возникает в старшем дошкольном возрасте критическое отношение к собственному выполнению роли и к аналогичной деятельности товарищей по игре.
В ролевой игре, таким образом, развиваются важнейшие новообразования дошкольного возраста: развитое воображение, элементы произвольного поведения, знаково - символические функции.
К 6 годам дети овладевают самым сложным видом игры с точки зрения развития произвольного поведения - игрой с правилами. Инициативность ребенка, его действия и отношения с другими детьми опосредованы некоторыми правилами игры, которые оговариваются, обсуждаются (осмысляются) до игры, до начала действия. Правила определяются основным содержанием роли и усложняются по мере развития и усложнения содержания принятой роли. Игра с развернутым сюжетом и скрытыми в ролях правилами (паровоз едет) развивается в игру с открытыми правилами и свернутой игровой ситуацией (паровоз едет по условному сигналу - 2 звонка1) (Д.Б. Эльконин).
Ребенок приходит к полному осознанию себя субъектом деятельности. Он может осмыслить не только свое поведение, но и придать смысл тому, что делают другие дети, строить сценарий игры с учетом других, распределяя роли в соответствии с логикой ситуации, находясь в надситуативной (надигровой) позиции.
Правило выступает для ребенка как связанное с партнером по игре, то есть выступает как социальное по своему содержанию. От индивидуального самоутверждения ребенок приходит к социальному самоутверждению в группе и посредством группы. Поэтому этот тип игры является прообразом будущей учебной деятельности ребенка. По мнению Д.Б. Эльконина, появление отношения к правилу, как к условному, - есть один из признаков готовности ребенка к школе.
В игре ребенок учится управлять своим поведением, подчиняясь правилам роли, взятой на себя, начинает овладевать своими психическими процессами (учится запоминать целенаправленно, в соответствии с замыслом игры развивать ее сюжет и т. п.).
Овладение школьными предметами требует от ребенка возможности отношения к знаку, как к обозначающему определенную действительность, т. е. формирования символической функции. Это было экспериментально подтверждено в исследовании Л.С..Выготского.
Первая игра раннего детства - предметная игра, вырастающая из манипулятивных действий с предметами параллельно с усвоением исторически сложившихся способов действий и функций реальных предметов в контексте общения взрослого с ребенком. «Ребенок живет в обществе людей и в обстановке человеческих предметов, за каждым из которых закреплен определенный, общественно выработанный способ действия, носителем которого является взрослый человек... Способ действия с предметом может быть освоен ребенком только через образец, а смысл действия - только через включение действия в систему межличностных отношений»,1 - писал Д.Б. Эльконин. Это означает, что предметная игра - это детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.
Необходимым условием для возникновения предметных игр является формирование сенсомоторной координации в ходе манипуляций реальными предметами на первом году жизни во взаимодействии с взрослым, стимулирующим сосредоточение на предмете, ориентацию в пространстве при его хватании, ориентацию в физической форме предмета.
В игре предметы приобретают особый игровой смысл, который сохраняется до конца игры. Возникновение игрового смысла порождает воображаемую ситуацию, для которой характерен перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме реальные действия.2
Свойственная игре повторяемость действий способствует их усвоению. При этом действие отделяется от предмета, воспроизводится только схема движений. Таким образом, возникает замещение - игровое употребление предмета.
В предметных играх большое значение имеют также замещающие предметы, то есть
неспецифические предметы (кубики, палочки и т. д.), замещающие недостающие игрушки. Кубик может стать и куклой, и коляской или машинкой для нее, и бутылочкой, из которой она пьет и т. д. Такие предметы очень важны для развития воображения ребенка и более углубленного познания функций предметов внешнего мира. Замещение (игровое употребление предмета) может происходить по типу переноса действия в новую ситуацию (кормление куклы), либо осуществление того же действия предметом - заместителем (баюканье кубика). Таким образом, в игровых действиях уже содержатся элементы роли. «Путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, - таков схематический путь к ролевой игре» - писал Д.Б. Эльконин.
Первая форма игры в дошкольном периоде - режиссерская игра, включающая организацию игрового пространства, связывание нескольких предметов по смыслу, придумывание реплик для каждого персонажа, называние свойств игровому предмету. Ребенок управляет игрушкой, действует через нее.
Эта игра отвечает потребности ребенка оказывать активное воздействие на окружающие предметы. Ребенок начинает манипулировать предметами, наделяя предметы (часто неспецифические, с нейтральными свойствами) игровыми значениями и привнося эти значения в игровую ситуацию. При этом, как указывал Л. С. Выготский, важно не сходство предмета с обозначаемым существом или животным, а его функциональное употребление, возможность им манипулировать, придать предмету (или самым различным предметам) с помощью жеста функцию знака. «Так, верховой лошадью становится для ребенка палочка, потому что ее можно поместить между ног, к ней можно применить тот жест, который будет указывать, что палочка в данном случае обозначает лошадь». Поэтому Л. С. Выготский назвал эту форму игры «символической»1.
Объем персонажей, и величина игрового пространства должны быть невелики, чтобы ребенок мог удерживать их в поле зрения и объеме памяти. Усложняется
игровое поведение ребенка, который должен постоянно удерживать одновременно две позиции: позицию режиссера (надситуативную, надигровую) и позицию играющего, ролевую (иногда даже несколько ролей). В игре «ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий» - писал Л.С. Выготский. Первая позиция связана с наглядностью игры, а вторая - со смысловым полем, в котором развертывается игра. По словам Л.С. Выготского главное генетическое противоречие игры заключается в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способ движения остается как во внешнем действии. В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Ситуативная позиция обеспечивает процессуальность игры, а надситуативная - ее регуляцию. Двуплановость игровой деятельности, возможность переходов от одного плана к другому обусловливают развивающий эффект игры.
В режиссерской игре отрабатывается, укрепляется инициативность ребенка, способность действовать изнутри и впервые появляется второй компонент волевого поведения - осмысленность (ребенок придает смысл нейтральным предметам - кубикам, палочкам и т. п., и связывает их между собой сюжетом). Эти два компонента волевого поведения (инициатива и осмысленность) направлены в основном на внешние предметы, ребенок с их помощью учится владеть игровой ситуацией. Режиссерскую игру можно считать переходным этапом к возникновению сюжетно-ролевой игры, новообразованием которой является появление логически связанной цепочки действий, объединенных в одно сложное действие.
В среднем дошкольном возрасте (4 года) у детей появляется новый вид игры: образно - символическая игра (ролевая), когда дети перевоплощаются в образы- роли (зайчика, доктора, автомобиля и т. п.) и подчиняют свои действия характеру образа - роли. Инициативность наполняется смыслом образа - роли. При исполнении роли - образа ребенок пользуется разными средствами изображения: речью, действием, мимикой, жестами, внешними атрибутами образа и т. п. Этот вид игры позволяет попробовать себя в разных ролях и открывает ребенку новые возможности познания действительности и овладения своим поведением, речью, мимикой, движениями и т. д. - необходимыми компонентами для формирования в будущем полноценной сюжетно - ролевой игры. Ребенок создает особую осмысленную ситуацию, являясь ее центром. При этом и образы, и роли, в которые перевоплощается ребенок, абсолютно не похожи на исполнителя, т. е. воображаемая ситуация качественно отличается от реальной (машины разговаривают друг с другом, светофор уходит гулять и т. д.).
К старшему дошкольному возрасту (5 лет) появляется сюжетно-ролевая игра - самостоятельная полноценная игровая деятельность по Д. Б. Эльконину. Воображаемая ситуация и роль придают новый смысл прежним действиям с предметами, делают их длительными и эмоционально насыщенными. «Предметы и действия с ними включены теперь в новую систему отношений ребенка к действительности, в новую аффективно-привлекательную деятельность». Важно также, что «роль вносится в действия ребенка как бы извне, через сюжетные игрушки, которые подсказывают человеческий смысл действий с ними; ...роль является смысловым центром игры, и для ее осуществления служит и создаваемая игровая ситуация, и игровые действия».1 При этом недостаточно обладать умением воспроизводить соответствующее действие с предметом, необходимо эмоциональное отношение к персонажу, представленному игрушкой - объектом действия. Иначе говоря, принятие роли матери предполагает не только воспроизведение действия кормления или купания, но и демонстрацию любви к кукле/ребенку или, наоборот, ее порицания и наказания. Предпосылки сюжетно-ролевой игры возникают и в более раннем возрасте, но младшие дети, разыгрывая роли в воображаемой ситуации, еще не способны к развертыванию сюжета («няня» в детском саду готовит обед, но не предлагает его куклам).
При одном и том же сюжете игры дети разного возраста воспроизводят разное содержание, в котором меняется количество действий, по-разному отражается соответствие игрового действия реальному действию, в различной степени соблюдается логика действий, передаются и оречевляются межличностные отношения и взаимосвязь ролей (Д.Б. Эльконин). Это приводит к более или менее четкому выполнению взятой роли.
В содержании игры, в наибольшей степени, проявляется ее социальное происхождение. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, проявления своих чувств и проблем.
В ходе развития ребенка меняется также осознание ребенком своей роли и возникает в старшем дошкольном возрасте критическое отношение к собственному выполнению роли и к аналогичной деятельности товарищей по игре.
В ролевой игре, таким образом, развиваются важнейшие новообразования дошкольного возраста: развитое воображение, элементы произвольного поведения, знаково - символические функции.
К 6 годам дети овладевают самым сложным видом игры с точки зрения развития произвольного поведения - игрой с правилами. Инициативность ребенка, его действия и отношения с другими детьми опосредованы некоторыми правилами игры, которые оговариваются, обсуждаются (осмысляются) до игры, до начала действия. Правила определяются основным содержанием роли и усложняются по мере развития и усложнения содержания принятой роли. Игра с развернутым сюжетом и скрытыми в ролях правилами (паровоз едет) развивается в игру с открытыми правилами и свернутой игровой ситуацией (паровоз едет по условному сигналу - 2 звонка1) (Д.Б. Эльконин).
Ребенок приходит к полному осознанию себя субъектом деятельности. Он может осмыслить не только свое поведение, но и придать смысл тому, что делают другие дети, строить сценарий игры с учетом других, распределяя роли в соответствии с логикой ситуации, находясь в надситуативной (надигровой) позиции.
Правило выступает для ребенка как связанное с партнером по игре, то есть выступает как социальное по своему содержанию. От индивидуального самоутверждения ребенок приходит к социальному самоутверждению в группе и посредством группы. Поэтому этот тип игры является прообразом будущей учебной деятельности ребенка. По мнению Д.Б. Эльконина, появление отношения к правилу, как к условному, - есть один из признаков готовности ребенка к школе.
В игре ребенок учится управлять своим поведением, подчиняясь правилам роли, взятой на себя, начинает овладевать своими психическими процессами (учится запоминать целенаправленно, в соответствии с замыслом игры развивать ее сюжет и т. п.).
Овладение школьными предметами требует от ребенка возможности отношения к знаку, как к обозначающему определенную действительность, т. е. формирования символической функции. Это было экспериментально подтверждено в исследовании Л.С..Выготского.
Предметная | | Режиссерская | | Образно- | | Сюжетно- | | Игра с |
игра | —► | игра | —► | символическая (ролевая игра) | —► | ролевая игра | —► | правилами |