Файл: Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практик. Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, в этом параграфе мы рассмотрели историю возникновения игровой деятельности у детей. Проанализировали виды детской игры, возникающие в процессе роста и развития ребенка. Увидели, как усложняется игра в процессе роста и развития ребенка, необходимость каждого вида игр.
-
1 2 3 4 5 6
Педагогическая классификация детской игры
Детские игры разнообразны по своему содержанию, возрастным возможностям их использования, степени самостоятельности ребенка, организационной структуре, игровому материалу и т.д., поэтому точная их классификация затруднительна. В каждой теории игры предлагаются те критерии для классификации, которые отвечают данной концепции.
В отечественной дошкольной педагогике традиционно сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.1
Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, он разделил детские игры на две группы:
-
Имитационные (подражательные), без участия взрослых; -
Подвижные (игры с правилами).
Позже идея П.Ф. Лесгафта получила развитие в работах Н.К. Крупской. Она разделила детские игры по тому же принципу:
-
Игры, придуманные самими детьми (творческие); -
Игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).
В основе новой классификации детских игр, разработанной С.Л. Новоселовой, лежит представление о том по чьей инициативе они возникают.2
Выделяются три класса игр:
-
Игры, возникающие по инициативе ребенка (самодеятельные игры): игра- экспериментирование; самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительная; сюжетно-ролевая; режиссерская; театрализованная). -
Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целями: обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные игры и др.), досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально- постановочные (не игры в театр, а сам театр)).
Все игры второго класса могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, т.к. в этих играх нет исходной инициативы ребенка в постановке игровой задачи. Воспитательное и развивающее значение подобных игр огромно. Они
формируют культуру игры; служат в дошкольный период жизни естественной формой передачи детям знаний; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются нарядý с другими видами деятельности основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные или традиционные игры), которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Игры третьего класса исторически лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым. Народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.
Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ - в каждой игровой ситуации они могут накладываться друг на друга.
Грэйс Крайг выделяет следующие виды игр:
Сенсорные игры.
Цель игры этого вида: приобретение сенсорного опыта ради самого опыта. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.
Моторные игры (бег, прыжки).
Этот вид игр предполагает постоянную смену ощущений движения. Моторные игры являются хорошим упражнением на развитие координации движений. Как правило, ребенок начинает играть в подобные игры с другими детьми не ранее, чем ему исполнится 3 года. Игра речью.
Детей интересует сама речь, они экспериментируют с ритмическим строем и мелодикой речи; объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Смысловое содержание отходит здесь на задний план. Дети играют со звуками, формами и смысловыми оттенками речи. Игра со словами дает детям возможность поупражняться в грамматике, помогает разобраться в смысловых оттенках речи.
Ролевые игры (сюжетно-ролевая игра).
Один из основных видов игр. Заключается в проигрывании разных ролей и ситуаций. Включает в себя не только имитацию поведения кого-либо, но также значительный элемент фантазии и новые способы взаимодействия. С ее помощью дети знакомятся с социальными отношениями, нормами, традициями и другими аспектами культуры.
Игры с правилами и игры-состязания.
По мере того как дети становятся старше, их игры начинают проходить по определенным правилам и преследовать какую-то цель. Подобные игры требуют владения определенными когнитивными навыками: нужно знать правила, учитывать последствия тех или иных действий, уметь выигрывать и проигрывать, что одновременно и способствует развитию этих навыков.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.1
Г. К. Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:
1. По виду деятельности:
- физические (двигательные);
- интеллектуальные (умственные);
- трудовые;
- социальные;
- психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
-
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; -
познавательные, воспитательные, развивающие; -
репродуктивные, продуктивные, творческие;
-
По характеру игровой методики.
Самые важнейшие из применяемых типов:
-
предметные; -
сюжетные; -
ролевые; -
деловые; -
имитационные; -
игры-драматизации.
-
По игровой среде:
-
с предметами / без предметов; -
настольные, комнатные, уличные, на местности; -
компьютерные, с применением технических средств обучения (ТСО); -
технические, с различными средствами передвижения.1.
Смирнов С.А выделяет три группы игр, подходящих для использования в образовательных учреждениях:
-
Короткие игры.
К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач (усвоение правила, отработка навыка и т.д.).
-
Игровые оболочки.
Эти игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени. К ним относится такой прием, как создание единой
игровой оболочки урока, т.е. представление урока в виде целостной учебы-игры. К примеру, сюжетом, объединяющим весь урок, может стать приход на занятие героев сказки.
3. Длительные развивающие игры (подготовка к какому-либо событию, большая коллективная работа и т.д.).
Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки. Они ориентированы по выражению на далекую цель, и направлены на формирование медленно образующихся психических и личностных качеств ребенка. Игры этой группы учат ответственности - это игры воспитывающей направленности.2 Имеется определенная сложность в определении типа игры, так как некоторые принципы построения у различных игр сходны, но, тем не менее, у них есть существенные, принципиальные различия. Все игры, так или иначе, решают своим воздействием на обучающихся три основные задачи: воспитательную, образовательную и развлекательную.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом классификации и функций педагогических игр.1
Игровая деятельность выполняет такие функции:
-
Развлекательная: это одна из основных функций игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; -
обучающая: закрепление знаний, формирование умений и навыков, развитие памяти, внимания, мышления; -
коммуникативная: освоение диалектики общения, объединение коллектива, установление эмоциональных контактов; -
самореализация в игре; -
игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении; -
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения (предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка: интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.), самопознание в процессе игры (ребенок проверяет свои силы, возможности, самовыражает и самоутверждает себя); -
функция коррекции: внесение позитивных изменений и дополнений в структуру личностных показателей ребенка; -
релаксационная: снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении; -
психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности; -
функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.