Файл: Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практик. Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако четкую границу провести между функциями игры невозможно. Каждая игра чему-то учит, воспитывает определенные качества у детей и в то же время обеспечивает достижение развлекательной цели.
Рассмотрим более подробно дидактическую группу игр, как наиболее часто используемых в учебно-воспитательном процессе.
Дидактическая игра - разновидность игры с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра имеет педагогическую и игровую задачи, правила действия, результат. Дидактическая задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом через игровую задачу, игровые действия и правила.
Дидактические игры решают различные учебно-развивающие задачи и включают игровой опыт детей в учебную ситуацию. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов подготовки к школе и обучения различным учебным предметам, прежде всего в старшем дошкольном возрасте и начальной школе.
Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которым, дети учатся. Дидактическая игра является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой охотно занимаются дети. Она может быть индивидуальной, групповой или коллективной.
К дидактическим играм относят: игры на внимание, развитие памяти, тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей и др.
Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры.
Учебная задача в дидактической игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому обычно говорится о непроизвольном усвоении учебного материала. Двойственный характер дидактической игры - учебная направленность и игровая форма - повышает интерес ребенка, стимулирует и повышает эффективность
овладения конкретным учебным материалом.
Дидактические игры отличаются от дидактических упражнений наличием обязательных элементов: игрового замысла, дидактической задачи, игрового действия и правил.
Игровой замысел и игровое действие делают дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры и в игровой задаче, путем решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие дает возможность детям учиться в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих партнеров по игре и своего собственного.
Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребенка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Совершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание учащегося становится более целенаправленным, устойчивым, и появляется умение правильно его распределять.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на: предметные (с дидактическими игрушками и материалами); настольно-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или по принципу сложения целого из частей (типа разрезных картинок); предметно- словесные.
Дидактические игры могут быть использованы для индивидуальной игры, в которой ребенок соревнуется со своим прошлым результатом в игре, а также в дидактические игры может играть группа детей, состоящая из двух или большего числа человек, и тогда момент соревнования в игре еще больше усиливает эффективность усвоения учебного материала.
Приведем примеры дидактических игр для детей 6-7лет.
Игра 1. Первоклассник.
Дидактические задачи: закреплять знания о том, что нужно первокласснику для учебы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
Игровая задача: собрать портфель первокласснику.
Игровое правило: собирать предметы по сигналу.
Игровое действие: соревнование, кто быстрее соберет в портфель все необходимое для школы.
Ход игры. На столе у педагога лежат два портфеля. На других столах лежат разные вещи, среди которых есть учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др.
К столу выходят двое играющих. По команде педагога они должны выбрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель, закрыть его. Кто сделает это первым, тот и выиграл. Школьники, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников, остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают участников. В игре закрепляются названия и назначения всех предметов. Педагог обращает внимание на то, что нужно все складывать не только быстро, но и аккуратно, поощряет тех, кто точно выполнил все правила игры.
Вариант: одна пара первоклассников складывает в портфель все необходимое, другая — достает из него собранные вещи и аккуратно раскладывает их на полочке (на столе), отдельно помещая учебники, тетради, альбом и т.д.
Игра 2. Магазин игрушек.
Дидактическая задача: развивать умение выделять первый звук (гласный или согласный) в слове.
Игровая задача: «купить» игрушку.
Игровые правила: игрушка продается только тогда, когда правильно определен первый звук в ее названии.
Игровые действия: выбрать игрушку; определить первый звук; заплатить за игрушку чеком — буквой.
Ход игры. Педагог раскладывает на столе игрушки: куклу, дудку, зайца, ослика, утенка, автобус, барабан, мяч — и предлагает учащимся поиграть в магазин: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны «заплатить» за нее чеком — буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук в названии игрушки». Школьники должны также объяснить, какой это звук — гласный или согласный. Если ответ правильный, то игрушка считается купленной.
Подведение итогов осуществляется сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление учеников, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого учащегося, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Технология проведения обучающих игр предусматривает, что при проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, так как именно с их помощью решаются основные учебные задачи.
И так, можно сделать вывод о том, что игровые технологии позволяют подходить к каждому ребенку как к индивиду с особыми возможностями: интерес к условиям обучения порождает добровольное движение обучаемого к заинтересованному познанию содержания, к процессу выполнения учебных действий. Таким образом, в этом параграфе мы рассмотрели различные виды педагогической классификации игры и игровых технологий. Также выделили функции игровой деятельности и задачи педагогической игры.
В результате теоретического анализа, мы определили, что игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Игра - это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.
В первой части выпускной квалификационной работы мы провели теоретический анализ игры, рассмотрели историю возникновения игры, этапы развития игры. Увидели различные классификации педагогических игр, их функции и задачи. Подробно рассмотрели дидактическую игру.
2. Анализ особенностей применения игровых технологий
2.1 Требования к организации педагогических игр в процессе обучения
Для более полного понимания понятия «Игровых технологий», рассмотрим педагогическую игру как вид педагогической технологии. Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» techne - «искусство», «мастерство»; logos - «слово», «учение». Понятие «педагогическая технология», охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность учителя и учащихся соответственно в учебном и воспитательном процессе.
Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутри предметных связей; и т.д.1
Технология педагогической деятельности, таким образом, представляет собой реализацию приемов и способов управления образовательным процессом в образовательном учреждении.
Педагогическую технологию понимают, как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:
-
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора; -
технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; -
технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и учащихся; -
элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым педагогом, с другой гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися; -
органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.1
Общие цели и содержание | | Учебные | | Обучение | | Оценка |
| цели | | | |||
обучения | | | | | |
Поправки и коррекция
Схема технологического построения учебного процесса.2
Использование педагогических технологий предполагает особое построение