Файл: Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практик. Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учебного процесса. Данная схема содержит этапы, присущие любому типу построения учебного процесса - выработку цели и определение содержания обучения. Отличительной ее особенностью является направленность на достижение заведомо поставленной цели и на этой основе коррекция учебного процесса, наличие оперативной обратной связи. Игровая технология основана на закономерностях учебного процесса, как результате научного познания процесса образования человека. Методика опирается на эмпирический опыт, мастерство педагога, она ближе к его артистизму, искусству.

Игра – естественная среда для обучения. Ребенок имеет дело не с искусственно подготовленными и дозированными объектами или информацией, а с реальной жизнью, задачами и вещами. Мотивы и побуждения к учению идут изнутри, а не извне. Психика ребенка сама осуществляет отбор и закрепление необходимых сведений и действий без специальных усилий с его стороны и принуждения со стороны педагога. Отсюда высокая готовность учащегося к учению, большая его учебная активность, высокие и устойчивые результаты. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и детей.

Педагогу необходимо учитывать, что технологическую структуру обучающего занятия с применением игровой технологии определяют следующие компоненты:

  • мотивационный;

  • ориентационно – целевой;

  • содержательно – операционный;

  • ценностно – волевой;

  • оценочный.

Мотивационный компонент связан с отношением ребенка к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры.

Ориентационно – целевой компонент связан с тем, что ребенок воспринимает цели учебно – познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми становятся регуляторами игрового поведения обучаемых.

Содержательно – операционный компонент предполагает, что дети примерно на одном уровне владеют учебным материалом по теме игрового занятия, находятся на одной ступени развития.

Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.

Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности. Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов.


Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры.1

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры


Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

В большинстве случаев, в педагогических играх все структурные элементы игры очень тесно связаны между собой, и их трудно отделить друг от друга.

Начало любой игры - это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру должна создаваться в увлекательной форме, возможно с использованием слайдов, рисунков (материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и должны отвечать гигиеническим нормам).

Установочный элемент игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию. Данная ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве (сказочный лес, акватория океана и т.д.), историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает школьников, но если игровой задачи нет, то игра превращается в обычное задание или упражнение.

Для соединения учебных и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия, выступают регулятором игрового действия.

Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать. Правила взаимоотношений, играющих друг с другом выполняют воспитательную роль, направляют игру по заданному руслу. Примеры правил: закончил свою работу - помоги товарищу; будь доброжелательным; внимательно выслушивай мнение товарища и т.д.



Игровые правила реализуются в игровых действиях. Существуют внешние действия (слушать, рисовать, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние - важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностъю ситуации, элементами соревнования и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое-то время).

Различают результат для педагога (игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение).

Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом можно вносить коррективы в игру, отметить положительные моменты, подчеркнуть успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме.

Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.

Педагогическая игра хороша тем, что она позволяет педагогу не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого воздействия, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно руководящую, позицию в воспитании. Дошкольник, участвуя в педагогической игре, оказывается и объектом педагогического воздействия, и субъектом собственной деятельности, так как действует самостоятельно, не осознавая, что рамки его активности определил педагог.

Задача педагога как организатора игры - контроль и внешнее управление всем игровым процессом обучения и развития через взаимодействие участников игрового занятия, создание условий для развития инициативы детей и их творческого поиска эффективных решений конкретных задач и ситуаций, установление обратной связи.


Организационная сторона деятельности педагога обеспечивает педагогическую результативность игры. Это сказывается, например, на характере распределения ролей, при котором педагог стремится добиться активного включения всех детей в игру. Учебно-игровая деятельность дает более широкие возможности для личностных проявлений по сравнению с традиционной формой обучения.

На игровых занятиях важную роль играют разнообразные виды активности обучаемых. Активность является решающим условием эффективности игрового взаимодействия. Игровая технология провоцирует познавательную, физическую и социальную активность детей, и каждая из них является значимой для достижения планируемых результатов в соответствии с поставленными игровыми, учебными и развивающими целями.

Педагогу, использующему игровые технологии, необходимо составить подробное описание целей своего курса обучения и каждого конкретного занятия. Именно от этого момента зависит образовательная результативность игровых технологий.

Педагог для себя должен четко разграничить игровую (развлекательную) составляющую обучающего занятия с применением педагогической игры и обучающую, соответствующую заранее намеченной цели занятия.

Задачи необходимо четко сформулировать и определить сроки и объем теоретической и игровой работы - они должны быть выполнимы и нацелены на достижение практического результата. Кроме того, педагогу для проведения практических занятий с применением игровых технологий необходимо подготовить разнообразные средства и задания, дидактический (иллюстративный) материал.

В процесс игры предполагается строгое соблюдение сформулированных педагогом норм, правил игры, «поощрений» и «наказаний» за демонстрируемые позитивные и негативные результаты.

В игре должна быть обеспечена двухпозиционность: сочетание ситуативной (воображаемой) и надситуативной (смысловой) позиции. Иначе это будет не игра, а действия по правилам. Важно также переключать внимание детей с процессуальной стороны игры на эмоциональное отождествление с тем или иным героем, персонажем, партнером, другом. Для реализации двухпозиционности первостепенное значение приобретает момент соревнования, выигрыша / проигрыша, награды. При этом нельзя приучать детей к постоянному успеху в игре
через системы уступок, «поддавки» в игре, которые необходимы на начальном этапе формирования мотивации в игре, но становятся вредными при их чрезмерном использовании.1 Умение адекватно воспринимать проигрыш является для ребенка профилактикой стрессов при неудачах в будущем. С другой стороны, если в группе игроков постоянно выигрывает один и тот же ребенок, это формирует зависть и отказ от игры у остальных. Поэтому для «слабого», конкурентно неспособного ребенка предпочтительна индивидуальная игра и соревнование с самим собой. В любом случае ему необходимо одобрение, поощрение, положительный опыт успеха для сохранения веры в свои силы и возможности. Похвалив ребенка, педагог дает ему новый импульс к достижениям, а порицание может помешать реализовать даже имеющиеся возможности.

В развивающем обучении особое значение имеет вопрос об организации педагогических игр. Дети знакомятся с каждой новой обучающей игрой под руководством педагога следующим образом: педагог рассказывает, как называется игра; знакомит детей с предметами (материалами), с которыми им придется иметь дело во время игры; объясняет правила игры.1

Этот момент имеет важное психологическое значение, поскольку он должен создать у детей соответствующий психологический настрой, который поможет им внимательно выслушать правила игры. Они должны быть сформулированы кратко, точно и ясно. Педагог сам решает, есть ли необходимость давать учащимся более полное объяснение игры в сочетании с показом части (или всего целиком) игрового действия. Следует приветствовать, если дети участвуют в обсуждении правил игры или предлагают их модификации, не забывать хвалить детей за все то новое, что они придумали. Потом начинается игра. Педагог контролирует, чтобы соблюдались правила. Он может участвовать в игре в качестве ведущего или же в качестве простого участника на общих основаниях. Игра оценивается в соответствии с полученными результатами и с тем, как соблюдались правила игры ее участниками. Поощрения всегда должны преобладать над порицаниями и запретами. Не должно остаться незамеченным ни одно, даже минимальное, достижение каждого ребенка.

Число участников педагогической игры может колебаться от одного ребенка (соревнующегося со своим предыдущим результатом) до многочисленной группы. Численность игроков не определяет качества и эффективности игры. «В группе из двух человек игра может достигать высокого уровня развития, а в более многочисленной группе стоять на более низком уровне. Есть все основания предполагать, что уже при переходе к игре вдвоем при наличии ролей, воссоздающих определенную систему социальных отношений, происходит