Файл: Использование игровых педагогических технологий в учебном процессе теория и практик. Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
качественное изменение в ходе развития игры, а дальнейший рост количества играющих совместно не представляет особого значения»1 - писал Д.Б. Эльконин.

При организации обучающего занятия с применением игровой технологии необходимо учитывать закономерности развития игры как деятельности (см. таблицу 2.1). Динамика использования педагогических игр и игровых приемов в процессе обучения элементарным математическим представлениям в ДОУ.

Таблица 2.1 - Динамика использования педагогических игр и игровых приемов.

Возрастная группа


Ведущий тип игры


На занятиях

Первая младшая

Предметно - манипулятивная игра

Внесение дидактических игрушек

Вторая младшая

режиссерская игра (игровое действие)

Использование дидактических игрушек, игровая мотивация при закреплении навыка.

Средняя

Ролевая (игровая ситуация и роль)

Одушевление чисел и превращение их в персонажей предметных историй

Старшая

Сюжетно-ролевая игра

Составление и решение задач.

Подготовительная

Игры с правилами

Дидактические игры с правилами; настольные, подвижные.



Педагогу, проводящему обучающие занятия с детьми, необходимо использование игрового взаимодействия, которое, в частности включает:

  • проявление активной эмоциональной и речевой заинтересованности к игровым действиям ребенка;

  • формирование умения присоединиться к игре, не лишая ребенка инициативы;

  • формирование умения вести диалог в процессе игры в ситуации «разделенного внимания» (сосредоточения на общем сюжете игры) и согласованности с репликами ребенка.1

Правильно руководить игрой - значит воздействовать на игру в интересах
полноценного психического развития ребенка. Но при этом необходимо понимать логику и закономерности развития самой игры.

Кроме понимания логики игры, необходимо также учитывать индивидуальные особенности ребенка. Поэтому большое внимание должно быть уделено дифференциации материала и заданий в игровой деятельности по возрасту детей и уровню их знаний и представлений по изучаемым разделам и областям.

Организация групповых занятий с детьми во многом определяется их возрастом, от которого зависит не только степень когнитивного развития, но и уровень общения ребенка.

Эффективность педагогической игры напрямую зависит от ее привлекательности, интереса для детей и ее эмоциональной насыщенности.

При внедрении игровых технологий важно определить прогресс, достигнутый детьми к концу игрового занятия, а затем к окончанию всего цикла обучения и соотнести успехи с целями курса.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели требования к организации и проведению обучающих занятий с применением игровых технологий. Проанализировали задачи, стоящие перед педагогом; особенности поведения педагога при проведении педагогической игры.


2.2 Значение игры в процессе обучения

Будучи увлекательным занятием для детей, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс.

Руководя игрой, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

В процессе игры уточняются и углубляются знания детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Когда знания о взаимоотношениях, конкретных действиях, оказываются недостаточными, возникает необходимость в их пополнении и расширении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Педагог отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания, но и оказывает влияние на познавательное развитие детей, в процессе игры они под руководством педагога овладевают новыми знаниями и умениями.

Игра способствует развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания.

Педагог использует содержание игр для формирования у детей правил и норм общественного поведения, проверяет, как они усвоены, и закрепляет их. Ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их взаимоотношения. Игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.

Организуя игру, руководя ею, педагог воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.1


Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память, создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольной моторики. Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам - складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В процессе игры, вследствие гибкости (свобода выбора заданий и организационных форм) игровой технологии, ребенок сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность.

В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и вспомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане.

Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.


«Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста,- отмечал Д. Б. Эльконин,- многосторонне. Главное ее значение состоит в том, что благодаря особым игровым приемам (принятию ребенком на себя роли взрослого человека и его общественно-трудовых функций, обобщенному изобразительному характеру воспроизведения предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т. д.) ребенок моделирует в ней отношения между людьми». Это означает, что ребенок через игру знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей в процессе общения, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в игре приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая в младшем школьном возрасте становится ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый, они не возникают непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться играя - к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение к учению взрослых постепенно, исподволь перестраивает и отношение ребенка к нему. У дошкольника появляется желание учиться, и складываются первоначальные умения, значительно увеличивается роль самого процесса обучения на занятиях.

С поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематизированный характер. Однако игра не утрачивает для ребенка своей привлекательности, но изменяются ее цели, содержание, характер и условия организации, игра связывается с задачами учения. Детей интересуют игры более сложные, требующие интеллектуальной активности. Привлекают детей также игры спортивного характера, в которых содержится элемент соревнования.

Игры широко используются как средство физического воспитания. Большинство игр