Файл: Контрольной работы, посвященной образовательному процессу в дошкольном учреждении, является актуальной в настоящее время по ряду причин.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целостный педагогический процесс в детском саду осуществляется в различных формах. Формы играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, средства и методы осуществления педагогического процесса. Форма организации педагогического процесса – это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена педагогического процесса. Формы организации педагогического процесса в детском саду классифицируются в соответствии со спецификой дошкольного образования, включающего время, отведенное:

  • на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкальной, изобразительной, двигательной, восприятие художественной литературы и т.д.);

  • самостоятельную деятельность детей по выбору и интересам;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [1, с. 129].

Для всех видов деятельности детей в детском саду общим является совместный характер с воспитателем и другими детьми.

3 Планирование воспитательно-образовательной работы

с дошкольниками
Основная функция планирования – обеспечить системность и качество педагогического процесса, преемственность в развитии и образовании детей на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми [2, с. 118].

Планирование педагогического процесса в детском саду осуществляется в следующей последовательности:

  • определение целей и задач работы на определенный период;

  • уточнение в соответствии с содержанием программы конкретных дидактических единиц (представлений, умений, способностей, интересов), над которыми предстоит работать;

  • определение соотношения отобранного содержания и его усложнения, логикой познания, принятыми методическими системами в освоении конкретных образовательных областей;

  • определение целесообразных и приемлемых форм организации детской деятельности;

  • подбор методов, приемов, средств, дидактических материалов и ресурсов;

  • проверка соотношения форм и способов интеграции- дифференциации, не дублированности информации в разных формах детской деятельности.


Н.В. Елжова выделяет три вида планирования воспитательно- образовательной работы с детьми: 1) перспективное; 2) календарное; 3) тематическое [2, с. 118].

Перспективные планы составляются по всем видам деятельности на весь год и обычно пишутся перед новым учебным годом в летний оздоровительный период. В них указываются изучаемые темы и цель, которую ставит педагог при изучении каждой темы.

Календарные планы – это планирование работы с детьми на каждый календарный день. В них планируется не только регламентированная деятельность с детьми, но и нерегламентированная. После темы занятия прописываются задачи, которые педагог будет реализовывать.

Тематическое планирование  это планирование темы, которую педагог хочет дать своим воспитанникам. Данная тема может быть раскрыта, как в одном виде деятельности, так и в нескольких. Тематическое планирование является частью календарного планирования.

В приложении 2 даны Методические рекомендации при планировании воспитательно-образовательной работы с детьми. Приложение 3 содержит образцы календарного планирования [2, с. 123].

Остановимся на особенностях планирования педагогического процесса в детском саду. Планирование строится с учетом закономерностей психического развития ребенка дошкольного возраста; концепции амплификации детского развития (А.В. Запорожец), ориентированной на максимальное использование детских видов деятельности для развития творческого воображения, наглядно- образного мышления и социальных чувств детей [3, с. 91].

Использование в планировании проектного подхода соответствует основным положениям дошкольной педагогики, раскрывающим принципы построения образовательного процесса в детском саду (целостности, системности, гуманизации, учета ведущих социальных и витальных потребностей ребенка, личностной ориентации педагогического процесса, свободы выбора, индивидуально-дифференцированной направленности разнотемпового продвижения дошкольников, прогрессивного движения развития детей и т.д.).

Планирование педагогического процесса связано с разумным минимумом в выборе тематики, определении количества тем в течение месяца и сроков их реализации в образовательном процессе. Так, в младшей группе детского сада планируется примерно 8-10 небольших тем в месяц, продолжительность каждой из которых – от 1 до 3 дней. В средней группе можно изучать 7-8 тем в течение месяца продолжительностью от 2 до 4 дней. В старшей и подготовительной группах продолжительность реализации тем увеличивается до 4-12 дней, но их количество в течение месяца сокращается до 4-5, одна из них, как правило, является краткосрочной и изучается в течение 1-2 дней [3, с. 95].



Планирование должно быть направлено на объединение воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Проектный подход к планированию работы обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста уже на этапе определения темы проекта, предлагаемой для реализации. Выбор тем для планирования обусловлен рядом факторов, в том числе: традиционно учитываются сезон и сезонные изменения в природе; подбор произведений художественной и научно- познавательной литературы, произведений изобразительного искусства; выбор также осуществляется в соответствии с календарем праздничных и памятных дат текущего года [5, с. 142].

Комплексно-тематический подход проявляется в выборе единых тематических единиц в течение учебного года, на основе которых определяются темы и планируется образовательный процесс. Например, в младшей группе это тематические единицы, выстроенные вокруг ребенка и его непосредственного окружения, интересов (например, «Я в детском саду», «Мир игры», «Мир вокруг нас», «Мама, папа и я – дружная семья» и т.д.). В младшем и среднем дошкольном возрасте сохраняется принцип повторяемости тематических единиц на протяжении учебного года.

В старшем дошкольном возрасте тематические единицы приобретают более обобщенный характер и связаны, как с непосредственными, так и опосредованными детскими интересами (например, «Детский сад», «Впечатления о лете», «Страна, в которой я живу», «Моя малая родина» и др.).

Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод, что педагогический процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.

Воспитание определяется, как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Обучение – это способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования. Содержание образования обеспечивает вхождение ребенка в современный мир через взаимодействие с различными сферами культуры


Ведущими характеристиками педагогического процесса являются: целенаправленность; целостность; наличие связей между участниками; системность и процессуальность (деятельностный характер).

Цели педагогического процесса образуются путем соединения в единой точке четырех составляющих: ценностная позиция педагога; целевые установки образовательной организации; учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей; учет социальных запросов родителей.

В педагогическом процессе обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.

Выделяют три вида планирования воспитательно- образовательной работы с детьми: перспективное; календарное; тематическое. Планирование в ДОУ строится с учетом закономерностей психического и физического развития ребенка дошкольного возраста.

Список использованной литературы


  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб: Питер, 2015. – 464 с.

  2. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 250 с.

  3. Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения / Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 245 с.

  4. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Академия, 2013. – 208 с.

  5. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

Приложение 1
Педагогический процесс как педагогическая система


Приложение 2

Методические рекомендации по планированию воспитательно-

образовательной работы с детьми


  1. Планирование должно носить развивающий характер в познании окружающего мира и отражать единство его четырех сторон:





  1. Необходимо четко ставить перед собой задачи, которые вы хотите реализовать.

  2. Задачи должны носить обучающий, развивающий и вос­питывающий характер.


  1. Планируя работу с детьми, стремитесь к тому, чтобы:

  • происходила смена видов детской деятельности;

  • интеллектуальная деятельность сменялась физической активностью;

  • в итоге прохождения темы был бы создан определенный продукт (что-то нарисовано, слеплено, создан макет и т. п.).

  1. Планируемая деятельность должна всесторонне развивать ребенка.

  2. Планируя работу с детьми, нельзя забывать о личном времени ребенка.

  3. Содержание планов должно отражать реализуемую про­грамму. Но бывают и исключения, если учитывать интерес ребенка.



Приложение 3
Образцы календарного планирования
Образец 1

Дата

Регламентированная деятель­ность

Нерегламентированная деятельность

Индивидуальная

работа

Личное время ребенка

Первая половина дня

Поне­дельник, 11 апреля

Содержание занятий:

    • тема занятия;

    • задачи занятия:

  • образовательные: зна­комство с понятиями, представлениями, знани­ями;

  • развивающие: развитие интеллектуальных про­цессов;

  • воспитательные: фор­мирование личностных качеств, черт характера;

    • мотив деятельности (причина, побуждающая к деятельности)  интерес к занятию;

    • форма проведения и мето­дические приемы (пример):

  • рассматривание картины;

  • ответы на вопросы;

  • ритуальное приветствие;

  • беседа на любую тему;

  • работа по формированию культурно-гигиенических навыков;

  • труд в уголке природы;

  • дидактические игры;

  • совместное планирование рабо­ты с детьми на день;

  • игры малой подвижности;

  • зарядка;

  • личное время ребенка.

Завтрак.

Цель: формирование культурно- гигиенических навыков.

Прогулка.

  • наблюдение;

  • подвижные игры (одна на за­крепление, одна  новая);

  • индивидуальная работа;

  • трудовая деятельность;

Индивидуальная работа с детьми планируется в течение дня и прописывается в те режимные моменты, когда она планируется

Создание условий (выносной мате­риал, атрибуты для игр, материал для занятий и пр.) для занятий детей по своим личным интересам




  • рассказ воспитателя;

  • работа с раздаточным материалом;

  • игра;

  • эксперимент;

  • практическое упражне­ние

  • сюжетно-ролевая игра;

  • физическая активность (органи­зованная на закрепление ОВД и самостоятельная деятельность);

  • личное время ребенка.

Обед.

Цель: формирование куль­турно- гигиенических навыков и представлений о пользе пищи







Вторая половина дня




Занятия (содержание такое же, как в 1-й половине дня).

Время занятий  16.00-18.00

Сон.

Гимнастика пробуждения. Зака­ливающие процедуры. Свободная деятельность детей. Полдник.

Чтение художественной литера­туры.

Прогулка (по типу дневной).

Ужин.

Сюжетно-ролевые игры. Дидак­тические игры. Личное время ребенка