Файл: Контрольной работы, посвященной образовательному процессу в дошкольном учреждении, является актуальной в настоящее время по ряду причин.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Целостный педагогический процесс в детском саду осуществляется в различных формах. Формы играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, средства и методы осуществления педагогического процесса. Форма организации педагогического процесса – это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена педагогического процесса. Формы организации педагогического процесса в детском саду классифицируются в соответствии со спецификой дошкольного образования, включающего время, отведенное:
-
на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкальной, изобразительной, двигательной, восприятие художественной литературы и т.д.); -
самостоятельную деятельность детей по выбору и интересам; -
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [1, с. 129].
Для всех видов деятельности детей в детском саду общим является совместный характер с воспитателем и другими детьми.
3 Планирование воспитательно-образовательной работы
с дошкольниками
Основная функция планирования – обеспечить системность и качество педагогического процесса, преемственность в развитии и образовании детей на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми [2, с. 118].
Планирование педагогического процесса в детском саду осуществляется в следующей последовательности:
-
определение целей и задач работы на определенный период; -
уточнение в соответствии с содержанием программы конкретных дидактических единиц (представлений, умений, способностей, интересов), над которыми предстоит работать; -
определение соотношения отобранного содержания и его усложнения, логикой познания, принятыми методическими системами в освоении конкретных образовательных областей; -
определение целесообразных и приемлемых форм организации детской деятельности; -
подбор методов, приемов, средств, дидактических материалов и ресурсов; -
проверка соотношения форм и способов интеграции- дифференциации, не дублированности информации в разных формах детской деятельности.
Н.В. Елжова выделяет три вида планирования воспитательно- образовательной работы с детьми: 1) перспективное; 2) календарное; 3) тематическое [2, с. 118].
Перспективные планы составляются по всем видам деятельности на весь год и обычно пишутся перед новым учебным годом в летний оздоровительный период. В них указываются изучаемые темы и цель, которую ставит педагог при изучении каждой темы.
Календарные планы – это планирование работы с детьми на каждый календарный день. В них планируется не только регламентированная деятельность с детьми, но и нерегламентированная. После темы занятия прописываются задачи, которые педагог будет реализовывать.
Тематическое планирование это планирование темы, которую педагог хочет дать своим воспитанникам. Данная тема может быть раскрыта, как в одном виде деятельности, так и в нескольких. Тематическое планирование является частью календарного планирования.
В приложении 2 даны Методические рекомендации при планировании воспитательно-образовательной работы с детьми. Приложение 3 содержит образцы календарного планирования [2, с. 123].
Остановимся на особенностях планирования педагогического процесса в детском саду. Планирование строится с учетом закономерностей психического развития ребенка дошкольного возраста; концепции амплификации детского развития (А.В. Запорожец), ориентированной на максимальное использование детских видов деятельности для развития творческого воображения, наглядно- образного мышления и социальных чувств детей [3, с. 91].
Использование в планировании проектного подхода соответствует основным положениям дошкольной педагогики, раскрывающим принципы построения образовательного процесса в детском саду (целостности, системности, гуманизации, учета ведущих социальных и витальных потребностей ребенка, личностной ориентации педагогического процесса, свободы выбора, индивидуально-дифференцированной направленности разнотемпового продвижения дошкольников, прогрессивного движения развития детей и т.д.).
Планирование педагогического процесса связано с разумным минимумом в выборе тематики, определении количества тем в течение месяца и сроков их реализации в образовательном процессе. Так, в младшей группе детского сада планируется примерно 8-10 небольших тем в месяц, продолжительность каждой из которых – от 1 до 3 дней. В средней группе можно изучать 7-8 тем в течение месяца продолжительностью от 2 до 4 дней. В старшей и подготовительной группах продолжительность реализации тем увеличивается до 4-12 дней, но их количество в течение месяца сокращается до 4-5, одна из них, как правило, является краткосрочной и изучается в течение 1-2 дней [3, с. 95].
Планирование должно быть направлено на объединение воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Проектный подход к планированию работы обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста уже на этапе определения темы проекта, предлагаемой для реализации. Выбор тем для планирования обусловлен рядом факторов, в том числе: традиционно учитываются сезон и сезонные изменения в природе; подбор произведений художественной и научно- познавательной литературы, произведений изобразительного искусства; выбор также осуществляется в соответствии с календарем праздничных и памятных дат текущего года [5, с. 142].
Комплексно-тематический подход проявляется в выборе единых тематических единиц в течение учебного года, на основе которых определяются темы и планируется образовательный процесс. Например, в младшей группе это тематические единицы, выстроенные вокруг ребенка и его непосредственного окружения, интересов (например, «Я в детском саду», «Мир игры», «Мир вокруг нас», «Мама, папа и я – дружная семья» и т.д.). В младшем и среднем дошкольном возрасте сохраняется принцип повторяемости тематических единиц на протяжении учебного года.
В старшем дошкольном возрасте тематические единицы приобретают более обобщенный характер и связаны, как с непосредственными, так и опосредованными детскими интересами (например, «Детский сад», «Впечатления о лете», «Страна, в которой я живу», «Моя малая родина» и др.).
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод, что педагогический процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.
Воспитание определяется, как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Обучение – это способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования. Содержание образования обеспечивает вхождение ребенка в современный мир через взаимодействие с различными сферами культуры
Ведущими характеристиками педагогического процесса являются: целенаправленность; целостность; наличие связей между участниками; системность и процессуальность (деятельностный характер).
Цели педагогического процесса образуются путем соединения в единой точке четырех составляющих: ценностная позиция педагога; целевые установки образовательной организации; учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей; учет социальных запросов родителей.
В педагогическом процессе обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.
Выделяют три вида планирования воспитательно- образовательной работы с детьми: перспективное; календарное; тематическое. Планирование в ДОУ строится с учетом закономерностей психического и физического развития ребенка дошкольного возраста.
Список использованной литературы
-
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб: Питер, 2015. – 464 с. -
Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 250 с. -
Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения / Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 245 с. -
Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Академия, 2013. – 208 с. -
Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
Приложение 1
Педагогический процесс как педагогическая система
Приложение 2
Методические рекомендации по планированию воспитательно-
образовательной работы с детьми
-
Планирование должно носить развивающий характер в познании окружающего мира и отражать единство его четырех сторон:
-
Необходимо четко ставить перед собой задачи, которые вы хотите реализовать. -
Задачи должны носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер.
-
Планируя работу с детьми, стремитесь к тому, чтобы:
-
происходила смена видов детской деятельности; -
интеллектуальная деятельность сменялась физической активностью; -
в итоге прохождения темы был бы создан определенный продукт (что-то нарисовано, слеплено, создан макет и т. п.).
-
Планируемая деятельность должна всесторонне развивать ребенка. -
Планируя работу с детьми, нельзя забывать о личном времени ребенка. -
Содержание планов должно отражать реализуемую программу. Но бывают и исключения, если учитывать интерес ребенка.
Приложение 3
Образцы календарного планирования
Образец 1
Дата | Регламентированная деятельность | Нерегламентированная деятельность | Индивидуальная работа | Личное время ребенка | |||
Первая половина дня | |||||||
Понедельник, 11 апреля | Содержание занятий:
|
Завтрак. Цель: формирование культурно- гигиенических навыков. Прогулка.
| Индивидуальная работа с детьми планируется в течение дня и прописывается в те режимные моменты, когда она планируется | Создание условий (выносной материал, атрибуты для игр, материал для занятий и пр.) для занятий детей по своим личным интересам | |||
|
|
Обед. Цель: формирование культурно- гигиенических навыков и представлений о пользе пищи | | | |||
Вторая половина дня | |||||||
| Занятия (содержание такое же, как в 1-й половине дня). Время занятий 16.00-18.00 | Сон. Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры. Свободная деятельность детей. Полдник. Чтение художественной литературы. Прогулка (по типу дневной). Ужин. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Личное время ребенка | | |