Файл: Урок Насекомыевредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок «Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека»
Задачи: ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных.
Оборудование: таблицы из серии «Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними», коллекции вредных насекомых, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (тест).
1. К общественным насекомым относят:
А) муравьев
Б) ос
В) бабочек
Г) мух
2. Приспособление к сбору пыльцы у медоносной пчелы –
А) грызуще-лижущий ротовой аппарат
Б) пяточки и корзиночки
В) обтекаемая форма тела
Г) крылья
3. Пчела, обнаружившая нектар, сообщает о его местонахождении другим пчелам:
А) звуками
Б) пением
В) танцами
Г) жужжанием
4. Муравьев охраняют, так как они:
А) уничтожают вредителей лесов и их личинок
Б) поедают семена
В) являются хорошими опылителями растений
Г) поедают тлей
5. Грена тутового шелкопряда – это:
А) куколка
Б) гусеница
В) взрослая особь
Г) кокон с яйцами шелкопряда
(Ответы: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г)
III. Изучение новой темы.
Учитель объявляет тему урока. Предлагается просмотр презентации. Изучение материала происходит в процессе беседы, рассказа учителя или выступления учеников, предварительно подготовивших доклады по теме. В ходе работы учащимися заполняется таблица в тетради.
Отрицательное значение насекомых для человека
Представители | Значение, примеры |
Прямокрылые | Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях |
Тли | Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений |
Клопы | Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство |
Жуки | Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев |
Бабочки | Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти |
Перепончатокрылые | Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья |
Двукрылые | Личинки капустной мухи повреждают растения капусты. Слепни вызывают беспокойство домашних животных и, как следствие этого, потерю их в весе и снижение удоев молока. Личинки бычьих оводов повреждают кожу животных, лошадиных оводов – паразитируют в желудке лошадей. Двукрылые – переносчики различных заболеваний: малярии, глистных инвазий, сибирской язвы, сонной болезни и др. |
Тараканы | Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию |
Вши | Переносчики сыпного и возвратного тифа |
Блохи | Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа |
Учитель предлагает подумать, а какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:
Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми
Методы | Примеры |
Физические | Сбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоема |
Химические | Обработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядами |
Агротехнические | Смена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомых |
Биологические | Использование естественных врагов насекомых: паразитов (например, наездников), хищников (например, божьих коровок). Расселение муравейников, создание искусственных гнездовий для птиц. Разведение наездников в лабораторных условиях, использование бактерий и микроскопических грибов, вызывающих заболевания вредных для человека насекомых |
IV. Закрепление материала.
Установите соответствие:
Переносчики болезней: А – Мухи. Б – Комары малярийные. Паразиты: В – Слепни. Г – Оводы. Д – Вши. Биологические помощники человека: Е – Божьи коровки. Ж – Жужелицы. З – Муравьи. |
|
(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)
V. Домашнее задание.
§ 29, вопросы после параграфа.