Файл: Справочник спасателя книга 8 надводные и подводные спасательные работы москва внии гочс 2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 377

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разведка, как правило, поручается наиболее подготовленным и хорошо знающим объект спасателям, группой не менее 5 чел.
Спасатели, идущие в разведку, должны знать:
– основную задачу разведки;
– место возникновения и вид аварии;
– возможные направления распространения аварии;
– установленный вентиляционный режим;
– предполагаемое число застигнутых аварией людей и места их нахождения;
– местонахождение подземной базы.
Командир группы, получив задание по разведке, обязан де(
тально изучить по плану объекта маршрут движения и его особен(
ности. Он намечает для движения ориентиры – таблицы на сте(
нах, пересечения выработок, камеры и т.п., после чего подробно разъясняет группе задачу, маршрут и порядок движения и рас(
пределяет между спасателями снаряжение.
Как правило группа спасателей при разведке к месту аварии движется колонной по одному в затылок с командиром впереди;
при движении обратно командир идет после группы.
Если командир группы не знаком с маршрутом, то впереди идет проводник.
Интервалы между спасателями в задымленной атмосфере должны быть на расстоянии вытянутой руки друг от друга, а в светлой атмосфере – на расстоянии 1(2 м.
При сильной задымленности, отделение движется колонной по одному, но не в затылок, а со сдвигом каждого влево на ширину плеч человека. При этом командир группы придерживается пра(
вой стороны, а замыкающий – левой стороны.
Во всех случаях движения личный состав соединяется между собой с правой стороны амортизирующим шнуром длиной около 2 м в растянутом состоянии. Если применяется “нить связи”, то она располагается с левой стороны группы на согнутых в локте руках.
Если нет уверенности в отсутствии вредных газов, то при продвижении личный состав использует респираторы, а если во время движения почувствовал себя плохо или же обнаружилась хотя бы у одного спасателя неисправность в респираторе, группа в полном составе возвращается.
Если группа движется по основному штреку нижнего горизон(
та против течения воды и на пути движения нет выходов на верх(
ний горизонт, то при угрозе подтопления уклона командир группы обеспечивает своевременное возвращение группы на базу по то(
му же маршруту.
При прорыве воды во второстепенных (сервисных) линиях действия спасателей должны быть направлены на быстрое про(
77
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 77

никновение к пострадавшим прежде всего на нижних горизон(
тах. Спасатели при этом должны двигаться как против течения воды, так и проникать к ним сверху по вентиляционному гори(
зонту.
При ведении спасательных работ в затопленных выработках необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:
– при стремительном движении воды по выработке люди могут быть сбиты потоком и попасть в ниши и там отсиживаться;
– в ряде случаев движение снизу невозможно из(за сильного потока или обрушений в выработках;
– в случае опасности затопления выработок основного гори(
зонта людей из углубленных участков выводят на вышележа(
щий горизонт.
Учитывая возможность загазованности выработок, необходимо доставлять людям изолирующие самоспасатели или респираторы.
В первую очередь из выработок выносятся пострадавшие, име(
ющие признаки жизни. Пострадавшим, не имеющим признаков жизни, производится непрерывное искусственное дыхание до по(
явления у них нормального дыхания. Прекращают делать искус(
ственное дыхание только по указанию врача.
Одновременно с непосредственным спасением людей выпол(
няются работы по предохранению от затопления основных эле(
ментов объекта и восстановлению проветривания аварийного участка, с тем, чтобы к работам по восстановлению выработок могли быть допущены рабочие и специалисты.
5.2. Ликвидация ЧС, связанных с авариями
на надводных и подводных трубопроводах
Наиболее часто возникающими и представляющими наиболь(
шую опасность являются аварии на трубопроводах подачи нефти и нефтепродуктов.
При попадании на водную поверхность нефть очень быстро растекается и передвигается по направлению ветра или течения.
Трубопроводы прокладываются через водные преграды путем заглубления (подводный переход) или через мостовой переход. В
обоих случаях используется конструкция “труба в трубе”. Наруж(
ный кожух выполняет функции защитной оболочки, а сами трубы покрыты изоляционным материалом. Для снижения последствий аварий трубопровод разделен на секции запорной аппаратурой.
Незначительные утечки устраняются обходчиками или аварий(
ными бригадами. При более крупных авариях перекрывают секци(
онные клапаны, останавливают насосные станции, заменяют пов(
режденные участки трубы, а разлившуюся нефть собирают. Ос(
новные причины возникновения аварии:
78
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 78


– ошибки при проектировании и строительстве трубопровода;
– нарушение герметичности вследствие механического пов(
реждения трубы или перемещения почвы;
– коррозийный износ;
– нарушение эксплуатационного режима;
– преднамеренное нарушение герметизации и т.д.
В случае непринятия своевременных мер по локализации ава(
рии разлившиеся нефтепродукты могут вызвать опасность для нормальной жизни людей, привести к гибели флоры и фауны на огромных территориях.
Операцию по ликвидации разлива нефти (ЛРН) можно условно разделить на следующие этапы:
1) обнаружение и оповещение о разливе нефти;
2) оценка обстановки и организация первоочередных действий;
3) локализация разлива, прекращение выброса нефти;
4) сбор нефти с поверхности воды и прибрежных участков;
5) транспортирование собранной нефти для дальнейшего использования или ее утилизация.
Для ликвидации разлива нефти применяются механические и физико(химические методы.
I. Механические методы
Наиболее распространенным устройством, ограничивающим растекание, является боновые заграждения.
Боновые заграждения применяются как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами для локализации нефтяных по(
лей, ограждения участков акватории, расширения зоны захвата нефтесборных средств и т.д.
Все типы бонов состоят из следующих основных элементов:
– поплавок, обеспечивающий плавучесть бона;
– надводная часть, препятствующая перехлестыванию нефтя(
ной пленки через боны (поплавок и надводная часть во мно(
гих типах боновых заграждений совмещены);
– подводная часть (юбка), препятствующая уносу нефти под боны;
– груз (балласт), обеспечивающий вертикальное положение бонов относительно поверхности воды;
– элемент продольного натяжения (тяговый силовой трос),
позволяющий бонам сохранять ту конфигурацию, в которой они были развернуты, независимо от ветра, волн и течения или буксировки боновых заграждений плавсредством;
– соединительные узлы, обеспечивающие сборку бонов из от дельных секций;
– устройство для буксировки и крепления якорей.
79
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 79

По условиям применения, боновые заграждения делят на 3 класса:
1(й – для защищенных акваторий;
2(й – для прибрежной зоны (перекрытия входов в гавани, порты,
акватории судоремонтных заводов и т.п.)
3(й – для открытого моря.
Характеристики боновых ограждений, используемых в России,
приведены в Приложении 15.
Для борьбы с разливами нефти могут одновременно приме(
няться боновые заграждения различных классов.
Эффективность боновых заграждений любого класса характе(
ризуется нефтезадерживающей способностью, зависящей от формы, размеров и способности бонов следовать за профилем волны под действием ветра, волн и течения.
Так, под действием ветра, по достижению гребнями волн опре(
деленной высоты, задержанная бонами нефть может начать пе(
рехлестываться через заграждение. Обычно считается, что пе(
рехлестывание происходит тогда, когда отношение высоты волны к ее длине превышает 0,08, если волнение дополняется попутным течением, то эта величина может быть значительно меньше. Под действием давления потока воды подводная часть боновых заг(
раждений может наклоняться, что приводит к уносу нефти под заграждение. Установлено, что наклон юбки на 15° приводит к снижению нефтезадерживающей способности бонов примерно на 50% и более.
На угол наклона бонов влияет длина юбки и масса балласта,
однако, увеличение подводной части бонов не всегда приводит к повышению нефтезадерживающей способности вследствие воз(
растания сопротивления воды на юбке.
Технологические схемы использования боновых заграждений.
1. Установка боновых заграждений на якоря по круговой схе(
ме. Этот метод применяется на начальной стадии борьбы с раз(
ливом нефти или при малой интенсивности разлива, а также тог(
да, когда влияние ветра и течения несущественно.
По этому методу источник разлива окружают боновым заграж(
дением, оставляя при необходимости ограниченный проход для нефтесборщика. Для предотвращения уноса находящейся внутри заграждения нефти применяют двойное или тройное ограждение.
Круговая схема применяется, главным образом, в закрытых акваториях. В зависимости от метеоусловий, при больших ско(
ростях перемещения разлива или при больших глубинах, не поз(
воляющих установить якоря, нефтяное пятно окружают боновыми заграждениями с плавучими якорями. Эта система дрейфует по
80
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 80


81
ветру в подходящее для сбора место со скоростью меньшей, чем скорость перемещения нефтяного поля, а гибкие элементы сек(
ций боновых заграждений придают им способность легко вписы(
ваться в профиль волны.
2. Установка боновых заграждений по U, V(образной схеме.
Этот метод применяется в случае разлива большого количества нефти, когда требуются боновые заграждения очень большой длины или когда установка бонов по круговой схеме затруднена из(за волн и течения.
По такой схеме боновые заграждения устанавливаются на не(
котором расстоянии от источника разлива ниже по течению или с подветренной стороны и, при необходимости, в несколько рядов.
Вершина заграждения располагается по направлению течения,
свободные концы удерживаются якорями. Нефть, двигаясь по направлению к вершине заграждения, концентрируется и утол(
щается, после чего откачивается.
3. Установка бонов при отводной схеме применяется при ос(
ложнении сбора нефти из(за сильного ветра и течения.
Нефтяное пятно с помощью боновых заграждений, устанавли(
ваемых под углом к направлению движения основного потока нефти, отводят в более безопасный, заранее выделенный учас(
ток, где проводить операцию ЛРН гораздо легче.
4. Распространение нефти в узком канале может быть пре(
дотвращено путем развертывания бонов таким образом, чтобы они перекрывали канал. При наличии течения большой скорости или при оживленном движении судов перекрыть полностью вод(
ный путь нельзя, поэтому в центре заграждения оставляют не(
большой проход.
5. При невозможности установки боновых заграждений на яко(
ря, вследствие больших глубин, или при невозможности задер(
жать нефть в одном месте из(за ветра и течения, или когда пред(
полагается вести сбор нефтяных пятен, разбросанных на значи(
тельной территории – применяется метод установки бонов с по(
мощью двух буксиров. Существует несколько конфигураций та(
кой установки бонов (U, V, J).
Для непосредственной сборки нефти используют специальные сборщики(скиммеры. которые включают узел для сбора нефти плавающего или подвесного вида, а также насос для перекачки собранной нефти в емкость. Некоторые скиммеры могут быть самоходными, иметь различные сменные узлы для сбора нефти,
встроенные танки для хранения собранной нефти и водонефтя(
ные сепараторы для отделения воды от собираемой нефти. Раз(
личаются два основных принципа, заложенные в конструкцию скиммеров.
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 81


Первый принцип – всасывание собираемой нефти насосом или струей непосредственно с поверхности воды или через ка(
кой(либо барьер. Этот тип скиммеров имеет высокую производи(
тельность, что является преимуществом при сборе значительного количества высоковязкой нефти, так как помогает избежать заку(
порки, забивания шлангов и труб. Однако требуются большие ем(
кости для хранения собранной нефти и отделение ее от воды, со(
держание которой в смеси может достигать 90%
Второй принцип – использование эффекта налипания на син(
тетические тросы, ремни, диски, цилиндры и т.п., он позволяет максимально снизить количество воды в собираемой смеси. Эти устройства хорошо работают на нефти средней вязкости. Низко(
вязкая нефть, такая как керосин дизельное топливо при темпе(
ратуре более 10 °С слабо сорбируется олеофильными поверх(
ностями. Высоковязкая нефть (тяжелое бункерное топливо), на(
оборот, очень сильно прилипает к таким устройствам и их не(
возможно очистить и, кроме того, в высоковязких эмульсиях во(
да(нефть некоторые олеофильные поверхности теряют свои свойства.
Скиммеры устроены таким образом, что нефтесборный эле(
мент находится на поверхности раздела нефть(вода. Поэтому они перестают работать на крутой волне высотой более 2 м и практи(
чески не чувствуют зыбь. Маленькие скиммеры менее чувстви(
тельны к волнению, чем тяжелые, так как они успевают следовать за волной. Скиммеры также плохо работают на течении более
0,7 узла, однако скиммеры с ленточным механизмом сбора неф(
ти могут работать и при больших течениях, если скорость притя(
гивания ленты будет сравнима со скоростью течения.
При выборе скиммеров необходимо учитывать следующие факторы условия применения, прочность, размер, простота уп(
равления, обслуживания и ремонта и т.д. Наиболее важные фак(
торы – это вязкость разлитой нефти и ее адгезионные свойства,
а также изменения их во времени.
Технология применения скиммеров. В редких случаях возмож(
но использование скиммеров самостоятельно без боновых ог(
раждений. В море, как правило, применяются буксируемые систе(
мы, а в прибрежных водах и внутренних бассейнах используются системы на якорях.
Для концентрирования нефти боны могут буксироваться двумя судам, собирающее устройство может располагаться на одном из судов или буксироваться как часть боновой системы и должно на(
ходиться в месте, где имеется наиболее толстый слой нефти.
Кроме специальных многоцелевых судов могут использовать(
ся неспециализированные транспортные (наливные и сухогруз(
82
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 82