Файл: Справочник спасателя книга 8 надводные и подводные спасательные работы москва внии гочс 2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 384

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) привычки капитана (если они известны). Может быть из(
вестно, как реагируют некоторые капитаны на определен(
ные обстоятельства. Знание их привычек может помочь пра(
вильно оценить происшествие и разработать план поиско(
вых операций.
Для классификации ситуаций и определения действий, предпри(
нимаемых в каждом случае установлены три аварийные стадии:
1) неопределенности;
2) тревоги;
3) бедствия.
Стадия неопределенности объявляется тогда, когда существу(
ют сомнения в отношении безопасности судна или плавучего средства или людей, находящихся на борту, когда попытки уста(
новить связь с судном или плавучим средством оказались безус(
пешными и когда были получены данные о том, что эксплуата(
ционные качества судна или плавучего средства нарушены, но не до такой степени, когда вероятна ситуация бедствия.
Стадия тревоги объявляется в тех случаях, когда для стадии бедствия еще нет достаточных оснований.
Стадия бедствия объявляется в следующих случаях:
1) получены достоверные сведения о том, что судну или пла(
вучему средству и людям грозит серьезная и неизбежная опасность и они нуждаются в немедленной помощи;
2) безрезультатны попытки установить связь с судном или пла вучим средством (безуспешные запросы после стадии тре(
воги указывают на вероятность того, что судно, плавучее средство терпит бедствие);
3) получены данные, указывающие, что эксплуатационная на(
дежность судна или плавучего средства нарушена до такой степени, что вероятна ситуация бедствия.
Первое сообщение о ЧС обычно получают береговые радио(
станции. По международным правилам все службы обязаны пе(
редать это сообщение администрации спасательной службы.
Уведомление от береговых радиостанций содержит следую(
щие сведения:
1) название и позывные судна или плавучего средства;
2) характер аварии;
3) вид требуемой помощи;
4) время связи с судном или плавучим средством;
5) координаты последнего известного местоположения судна или плавучего средства;
6) описание судна или плавучего средства;
7) намерения капитана;
8) любые другие сведения.
97
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 97

Если сообщение передано не самим судном или плавучим средством, терпящим бедствие, то уведомление о бедствии мо(
жет поступить не от береговых радиостанций, а из другого источ(
ника. Уведомление об опоздании судна или плавучего средства может быть передано судовладельцем или агентом. Уведомление о том, что судно или плавучее средство терпит бедствие, может быть передано через пост оповещения.
После оценки всей имеющейся информации спасательная служба объявляет соответствующую аварийную стадию и должна немедленно информировать об этом все необходимые службы.
Для каждой ситуации спасательная служба заводит журнал, в который заносится вся поступившая информация полностью или со ссылками на другие документы.
7.4. Порядок действий
Для каждой аварийной стадии определен общий порядок действий, который должен осуществляться с определенной гиб(
костью. Многие из описанных действий могут выполняться однов(
ременно или последовательно в зависимости от различных обстоятельств.
После объявления стадии неопределенности руководитель должен:
1) определить достоверность полученных сведений, если это необходимо;
2) при отсутствии сведений о намерениях капитана попытать(
ся получить данные о маршруте, портах и времени отхода и прибытия судна;
3) начать нанесение на карту обстановки на основе получен(
ной информации;
4) приступить к радиопоиску.
Задачи радиопоиска: попытка установить радиосвязь с суд(
ном; определить наиболее вероятное место нахождения судна пу(
тем запросов во все возможные места остановки судна или пунк(
ты, поддерживающие с ним связь (включая пункт или порт отхо(
да), и установить контакты с другими источниками, в том числе с судами в море, которые могли видеть пропавшее судно или знать о намерениях капитана.
Если радиопоиск свидетельствует о том, что судно не терпит бедствие, то можно считать инцидент исчерпанным и немедлен(
но сообщить об этом информировавшему об инциденте источ(
нику и оповещенным средствам. Если продолжают существо(
вать сомнения в отношении безопасности судна или людей на его борту, то стадию неопределенности следует перевести в стадию тревоги.
98
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 98


После объявления стадии тревоги спасательная служба или руководитель должны выполнить следующее:
– немедленно назначить координатора поисковой операции и выделить персонал и средства спасения;
– вносить в журнал всю входящую информацию и дальнейшие сообщения, подробности о действиях, описанных ниже, и о последующем развитии событий;
– определить достоверность полученной информации;
– попытаться получить сведения о пропавшем судне из ранее не запрошенных источников;
– тщательно оценить данные о предполагаемом маршруте судна, погоде, возможных нарушениях связи, о последнем известном месте судна и последнем сеансе радиосвязи;
– рассмотреть возможность полного расхода запаса топлива и оценить эксплуатационные качества судна при неблагопри(
ятных условиях;
– поддерживать тесную связь с соответствующими береговы(
ми радиостанциями;
– корректировать обстановку на основе полученных данных,
для определения вероятного местоположения судна и его уда(
ления от последнего известного местоположения, следить за перемещениями всех других судов, находящихся поблизости;
– начать поисковые действия и уведомлять о них береговые радиостанции, если того требует обстановка;
– судовладельцу или агенту сообщать всю полученную инфор(
мацию, в т.ч. о предпринятых действиях.
Если определено, что ситуация бедствия не существует, то ин(
цидент следует считать исчерпанным и немедленно сообщить об этом судовладельцу (агенту) и всем службам, которые были опо(
вещены или приведены в действие.
Если судно не обнаружено и считается находящимся в тяжелой обстановке, то стадию тревоги следует перевести в стадию бедствия.
После объявления стадии бедствия руководитель спасатель(
ной службы должен выполнить следующее:
– приступить к действиям в соответствии с планами или инструкциями по проведению операций в его районе;
– при необходимости оценить степень неопределенности мес(
тоположения судна или плавучего средства и определить протяженность района поиска;
– по возможности уведомить судовладельца или агента и держать его в курсе развития событий;
– уведомить взаимодействующие спасательные службы, кото(
рые могут оказать помощь или могут оказаться причастны(
ми к операции;
99
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 99

– запросить о помощи, которая может быть оказана судами,
плавучими средствами или службами не входящими в служ(
бу спасания;
– разработать общий план проведения операции на основе имеющихся данных;
– по мере развития операции вносить поправки в общий план;
– если это возможно, сообщать судну, терпящему бедствие, о предпринятых действиях спасателей;
– уведомить соответствующие консульские власти;
– надлежащим образом уведомить власти по расследованию инцидентов;
– после консультации с координатором поиска на море или командиром на месте действия сообщить службам, не вхо(
дящим в систему спасслужб, когда их помощь больше не требуется.
Когда аварийное судно или плавучее средство обнаружено, а пострадавшие спасены, руководитель должен закончить опера(
цию, считать инцидент исчерпанным и немедленно известить об этом все заинтересованные силы, а также судовладельца (агента).
Если в ходе стадии бедствия было определено, что дальней(
ший поиск бесполезен, спасательная служба должна прекратить операцию и сообщить об этом всем заинтересованным инстанци(
ям. Полученную после этого информацию следует оценить и, ес(
ли это целесообразно, возобновить операцию.
Поиск следует прекращать только в следующих случаях: тща(
тельно обследованы все районы вероятности; исследованы все возможные местоположения; сделаны все запросы в отношении местонахождения пропавшего без вести судна; не осталось ника(
кой вероятности выживания членов экипажа и пассажиров.
7.5. Опрос потерпевших
Сообщить любые полученные данные в спасательную службу от спасенных людей.
Потерпевших следует опросить об общем количестве людей,
находившихся на борту аварийного объекта, о возможном нали(
чии потерпевших и об их местонахождении. Следует также опро(
сить о болезнях, в частности о хронических заболеваниях, болез(
ни сердца, диабете, эпилепсии или других подобных болезнях, ко(
торыми они могут болеть. Эту информацию вместе с данными об оказанной медицинской помощи следует передать медицинскому персоналу, который будет в дальнейшем наблюдать за больным.
Цель этого опроса – обеспечить спасение потерпевших, сле(
дить за здоровьем каждого из них и получить данные, которые могут помочь службам спасения.
100
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 100


Следует принять меры к тому, чтобы не ухудшить состояние потерпевшего чрезмерными расспросами. Если потерпевший ис(
пуган или возбужден, спрашивающий должен очень тщательно оценивать его заявления. Вопросы следует задавать спокойным тоном и избегать подсказки ответов. Потерпевшим следует объяснять, что запрашиваемые у него сведения имеют сущест(
венное значение для успешного проведения операции спасания и могут оказаться очень ценными для будущих операций.
После завершения поисковой операции составляется акт
(форма акта дана в Приложении 16) и отчет с рекомендациями,
основанными на приобретенном опыте. Аналогичный акт и отчет составляются также после окончания спасательной операции.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21

7.6. Оснащение поисковоCспасательных служб
средствами управления
Поисково(спасательные службы должны иметь средства не(
медленной связи (телефонную или телеграфную связь через пря(
мые наземные линии или радио) со всеми участниками; с радио(
пелингаторными станциями и станциями определения координат,
с береговыми радиостанциями; с центрами управления движения авиации; с региональными службами соседних районов; с глав(
ными учреждениями метеослужбы или учреждением службы ме(
теонаблюдений; с постами оповещения; с информационными су(
доходными агентствами и с медицинскими станциями.
В поисково(спасательной службе должна быть схема организа(
ции всех используемых линий связи, включая запасные каналы.
С администрацией телефонной связи необходимо договорить(
ся о том, чтобы телефонные переговоры граждан с региональным центром, которые не в состоянии оплачивать, предоставлялись безотлагательно на основе “оплаты получателем” или “заранее оплаченного ответа”. Такие соглашения должны получать широ(
кую огласку с целью призвать граждан сообщать данные, касаю(
щиеся пропавшего без вести или терпящего бедствие объекта.
Как показал опыт, необходим доступ к подробной информа(
ции, помогающей принимать немедленные и надлежащие действия при аварии.
В региональной службе должна быть вывешена крупномасш(
табная карта данного района и некоторых частей прилегающих районов. С помощью условных знаков на этой карте должны быть нанесены данные, представляющие интерес для организации по(
иска и спасания: посты оповещения, средства спасения, средства авиационной транспортной службы, трассы движения морских су(
дов и летательных аппаратов и местоположение торговых судов в море, радиопелингаторные станции, береговые радиостанции,
101
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 101
места хранения аварийного и спасательного оборудования, гос(
питали или другие медицинские учреждения.
При необходимости следует использовать дополнительные карты малых районов для соответствующих секторов.
Более подробную информацию сравнительно с той, что предс(
тавлена на карте района, содержат картотека и указатели: план операции и порядок действий спасательной службы при проведе(
нии поисково(спасательных операций, копии соглашений, касаю(
щихся поиска и спасания, или выдержки из этих соглашений, пос(
ледовательность действий, предпринимаемых руководителем в течение операции, средства связи и схема всех средств использу(
емой связи, подробные характеристики всех спасательных средств и всех других ресурсов (в том числе ресурсов органов
МВД и пожарных служб, госпиталей, скорой помощи и транспорт(
ных служб), которые могут быть использованы, объем помощи,
которая может быть обеспечена, имена ответственных лиц и средства связи для общения с ними в любое время перечень средств, не входящих в план, но могущих быть полезными при специфических обстоятельствах, в т.ч. перечень судов, регулярно плавающих в районе: имена, адреса и телефоны спасателей, тех(
нические средства связи спасательной службы и сведения о спасательном оборудовании, количество, цвет и тип спасатель(
ных плотов, количество, цвет и тип пиротехнических средств, на(
бор необходимых медицинских средств, запасы воды, тип и час(
тота переносного аварийного радиооборудования, аварийное и спасательное оборудование, хранящееся в местах отдаленных от баз, из которых обычно посылаются суда.
В региональной службе должны быть следующие средства воспроизведения обстановки во всем районе или его части: кар(
ты различного масштаба, прокладочный стол или планшет, обо(
рудование для вычисления навигационных данных в поисковой операции, для регистрации хода различных стадий поисковой операции, для подготовки карт и диаграмм.
102
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 102


8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПАСАТЕЛЕЙ МЧС РОССИИ
С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ МИНИСТЕРСТВ
И ВЕДОМСТВ, СО СПАСАТЕЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ
ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
8.1. Участники совместных поисковоCспасательных работ
Положением о взаимодействии аварийно(спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России, введенным в действие в 1995 г., определены следующие министерства и ведомства(участники при проведе(
нии аварийно(спасательных работ: Министерство Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситу(
ациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС Рос(
сии); Министерство транспорта Российской Федерации (Мин(
транс России); Министерство обороны Российской Федерации
(Минобороны России); Министерство топлива и энергетики Рос(
сийской Федерации (Минтопэнерго России); Министерство охра(
ны окружающей среды и природных ресурсов Российской Феде(
рации (Минприроды России); Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство); Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России); Российская ака(
демия наук (РАН).
К обеспечению поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах России, привлекаются Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) – для обес(
печения общественного порядка и охраны материальных ценнос(
тей при чрезвычайных ситуациях, тушения пожаров на судах, — в портах, доках, затонах, Министерство связи Российской Федера(
ции (Минсвязи России) для обеспечения связи между взаимодей(
ствующими организациями, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (Мин(
здравмедпром России) – для организации функционирования службы экстренной медицинской помощи потерпевшим бедствие, Министерство финансов Российской Федерации (Мин(
фин России) и Министерство экономики Российской Федерации
(Минэкономики России) – для обеспечения финансирования про(
ведения поисково(спасательных работ, создания и развития средств их выполнения. Федеральная служба России по гидро(
метеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) –
для гидрометеорологического обеспечения поисковых и спаса(
тельных работ и другой производственной деятельности, Всерос(
сийское общество спасания на водах (ВОСВОД).
103
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 103

В зависимости от наличия необходимых сил и средств, их сос(
тояния и местонахождения относительно района (пункта) прове(
дения поисково(спасательных работ, а также других конкретных условий обстановки, участниками могут быть также другие орга(
низации различных форм собственности.
Деятельность министерств, ведомств и организаций Российс(
кой Федерации по обеспечению единой государственной полити(
ки в области поиска и спасания на море и водных бассейнах ко(
ординируется Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в соответствии с Положе(
нием, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации).
Моря и водные пространства РФ разделены на две зоны:
морское пространство, ограниченное береговой чертой и линиями, проходящими через точки с определенными гео(
графическими координатами, и внутренние воды. Работу всех спасательных служб на внутренних водах координирует МЧС, а за этой чертой – в открытых морях и океанах – Минтранс.
8.2. Организация взаимодействия участников работ
Участники работ при обращении к ним ГМСКЦ, спасательного координационного центра (СКЦ или СПЦ ДМТ) и регионального центра (РЦ МЧС) выделяют для целей поиска и спасания людей соответствующие силы и средства, предусмотренные планами организации и проведения ПСО в поисково(спасательных райо(
нах, а также суда и летательные аппараты, находящиеся в райо(
не аварии.
Все указания ГМСКЦ, СКЦ, РЦ, касающиеся поиска и спаса(
ния людей, терпящих бедствие, обязательны для выполнения со(
ответствующими службами, подразделениями и силами.
Людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах Рос(
сии, спасают безвозмездно, независимо от их статуса, государ(
ственной и национальной принадлежности, или обстоятельств при которых они обнаружены.
Организация взаимодействия по поиску и спасанию людей,
терпящих бедствие на море и водных бассейнах России, произ(
водится по региональным (бассейновым) планам , которые зара(
нее разрабатываются и по мере изменения обстановки корректи(
руются. В этих планах указывается состав и дислокация сил и средств, выделяемых участниками по получении сигнала бедствия (донесения АО, оповещения об аварии), организация управления и связи участников, организация и порядок обеспе(
чения постоянной готовности аварийно(спасательных служб с указанием организаций участников, которые несут ответствен(
104
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 104