Файл: Справочник спасателя книга 8 надводные и подводные спасательные работы москва внии гочс 2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 376
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
125
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 125
Поисково(спасательные работы ведутся группой (экипажем плавающей машины, вертолета и др.) численностью не менее
4(х человек, при использовании обычных лодок – не менее
2(х человек.
Спасатели должны:
– надеть спасательные жилеты, проверить наличие и исправ(
ность спасательных поясов, индивидуальных непро(
мокаемых аптечек, средства связи и сигнализации;
– проверить исправность двигателей самоходных плавающих средств, а также отсутствие течи во всех плавающих средств;
– убедиться, что плавающее средство полностью укомплекто(
вано спасательными жилетами (спасательными кругами) с учетом вместимости необходимым медицинским имущест(
вом и медикаментами: баграми, средствами швартовки, сиг(
нальными средствами, необходимым легководолазным сна(
ряжением, инструментом;
– проверить, чтобы спасательные средства располагались на судне в таком порядке, когда обеспечивается использование каждого из них в отдельности;
– проверить на прочность, целостность и плавучесть индиви(
дуальные средства спасения (спасательные круги, нагрудни(
ки, жилеты, спасательные концы Александрова, шары Сус(
лова), при использовании подручных средств и материалов
(бочек, бидонов, бревен, гирлянд из пустых пластмассовых бутылок и т.п.) проверить, чтобы их положительная плаву(
честь была не менее 2,5–3 кгс;
– убедиться, что средства индивидуальной защиты органов дыхания проверены согласно регламента проверок;
– при использовании водолазного снаряжения произвести ос(
мотр и проверить комплектность и исправность снаряжения;
– проверить работу плавающего средства на ходу;
– уточнить готовность ближайшей дежурной барокамеры и возможность доставки к ней потерпевшего;
– сделать необходимые записи в журнале водолазных работ;
– доложить руководителю (старшему) рапортом о готовности к выходу, отметить время выхода.
10.3. Проведение поисковоCспасательных работ
При спасении пострадавших с использованием плавсредств необходимо выполнить следующие приемы и требования:
– при плавании на мелководье и в подозрительных местах пе(
риодически проверять глубину шестом (веслом);
– для снятия плавсредства с мели “раскачать” его периоди(
126
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 126
– с берега – взять круг с внутренней стороны, принять положе(
ние устойчивого равновесия, сделать 1(2 размаха на уровне плеча с таким расчетом, чтобы он упал плашмя на близком расстоянии от тонущего;
– с катера на ходу – соблюдая положение устойчивого равно(
весия бросать круг со стороны того борта, каким катер под(
ходит к тонущему;
– с лодки – встать в середине так, чтобы средняя банка была между ногами, лодку развернуть кормой или носом к тону(
щему, затем бросить круг.
При подаче спасательного конца Александрова надеть малую петлю на левую руку, а в правую взять большую петлю с поплав(
ком, набрать 4–5 шлагов троса и, приняв положение устойчивого равновесия, сделать 2(3 круговых размаха, бросить его поплавка(
ми вверх, по направлению к тонущему.
При спасении людей с помощью вертолета соблюдать следую(
щие требования:
– кроме комплекта системы спасения в режиме висения, вер(
толет укомплектовывается медикаментами, медицинскими средствами для оказания первой помощи при травмах, а в холодное время – средствами обогрева пострадавших;
– снаряжение спасателей должно обеспечивать безопасность их работы на подвеске;
– в ходе проведения спасательных работ поддерживается ус(
тойчивая связь между командиром экипажа, бортмехани(
ком(оператором лебедки и высадившимся спасателем;
– перед высадкой спасатель обязан правильно надеть и по(
догнать подвесную систему и закрепить страховочную веревку;
– бортмеханик(оператор – надеть страховочный пояс и зак(
репить страховочную веревку;
– проверить: исправность тормозного блока лебедки, ролико(
вого спускового устройства, правильность крепления троса к серьге и страховочной подвесной системе;
– подцепить траверсу десантного сидения (карабин страховоч ной системы), застопорить замок стопора (закрыть муфту страховочного карабина), доложить командиру экипажа о готовности к спуску;
– запрещается открывать двери грузовой кабины без команды командира экипажа;
– спуск спасателей и подъем пострадавших и спасателей на борт вертолета только по команде командира экипажа;
– перед спуском спасатель должен убедиться в закрытии зам(
ка стопора спусковой десантной системы, доложить о готов(
ности к спуску;
128
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 128
– при спуске внимательно следить за расстоянием до плав(
средства;
– при возникновении в ходе спуска крутящего момента развес(
ти руки в стороны до прекращения вращения;
– в процессе выполнения операции по спуску и подъему должны строго выдерживаться место и высота зависания вертолета.
Физически здоровых людей поднимают с помощью десантного сидения (корзины), раненых и больных – с помощью подвесной де(
сантной системы на носилках: подвесная система при подъеме но(
силок должна быть короткой – расстояние между лебедочным крю(
ком (карабином) и нижней частью носилок – не более 80–90 см.
Перед подъемом спасатель должен:
– кратко проинструктировать спасаемых о правилах безопас(
ности при подъеме;
– помочь надеть подвесную систему и подогнать ее по росту;
– проследить, чтобы основной трос лебедки находился в натянутом состоянии;
– подцепить к траверсе подвесной системы замок вертлюга,
застопорить стопор замка;
– дать команду на подъем спасаемого.
Бортмеханик(оператор должен:
– убедиться что подвесная система спасаемого присоединена к крюку троса лебедки, доложить командиру о готовности к подъему, по его команде начинать подъем;
– по завершении подъема завести спасаемого в грузовую ка(
бину, отцепить подвесную систему;
– помочь спасаемому снять подвесную систему.
Для безопасного спасения пострадавших вплавь спасатель дол(
жен обладать навыками устойчивого поддержания на воде, хорошо знать и умело применять приемы спасения и буксировки тонущего:
– выбрать кратчайшее расстояние до тонущего с учетом нап(
равления течения, сделать глубокий вдох, не производить глубокого погружения;
– подплывать к тонущему сзади и брать его за голову или под мышки; если тонущий схватил спасателя за руки, препятствуя буксировке, сжать кисти своих рук и резким движением повер(
нуть их в сторону большого пальца тонущего; чтобы освобо(
диться от захвата за туловище спереди, упереться коленом в жи(
вот тонущего, ладонью нажать ему на подбородок и резким толчком ноги оттолкнуть от себя; для освобождения от захвата за шею сзади – толкнуть тонущего под локоть и повернуть его руки за спину;
– если тонущий скрылся под водой – определить место поиска по последнему появлению тонущего на поверхности с уче(
129
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 129
– достигнув заданной глубины, дать сигнал наверх “Чувствую себя хорошо”: выполняя спасательные работы, постоянно контролировать свое самочувствие, состояние снаряжения,
изменения окружающей обстановки и время пребывания под водой: при срабатывании указателя минимального дав(
ления прекратить работу, дать сигнал на поверхность и на(
чинать подъем: периодически проверять, свободны ли сиг(
нальный конец и шланг;
– при возникновении неисправности снаряжения или плохом самочувствии прекратить работу, доложить командиру спус(
ка и, проявляя хладнокровие, действовать в соответствии с его указаниями.
При спуске в условиях сильного волнения и быстрого течения со спасателем должна быть обязательно установлена телефон(
ная (радио) связь. Место спуска должно находиться выше по те(
чению на расстоянии 4–5 м от места работы под водой. Плавсре(
дство, с которого производится спуск, не должно дрейфовать.
При скорости течения, превышающей 1,0 м/с, и глубине погру(
жения более 5 м для передвижения к месту нахождения постра(
давшего под водой применять ходовой конец, прикрепленный к балласту спускового конца.
При спусках с берега для обследования дна реки, с одного бе(
рега на другой предварительно должен быть проложен проводник с помощью шлюпки (лодки) или линемета.
Спуск под воду разрешается проводить при волнении не более
3 баллов (скорости течения не более 2 м/с). При этом необходимо прочно удерживать плавсредство на месте за счет увеличения дер(
жащей силы якоря. Во время спуска постоянно наблюдать за поло(
жением плавсредства. Если оно начинает дрейфовать, спуск прек(
ращается. Плавсредство устанавливается так, чтобы борт (корма),
с которого проводят спуск, находился с подветренной стороны.
При проведении поисково(спасательных работ ночью необхо(
димо осветить светильниками и прожекторами место работ и при(
легающую водную поверхность, с тем, чтобы сигнальный конец и выходящие на поверхность воды пузырьки были хорошо видны,
для обнаружения пострадавших под водой – пользоваться под(
водными светильниками.
При спасении пострадавших провалившихся под лед, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреть(
ся, наметить маршрут движения и действовать в соответствии с требованиями, указанными в п. 4. 5.
При спасении вплавь необходимо:
– перед погружением в воду освободиться от верхней одежды и обуви.
131
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 131
– голову держать, при возможности, вне воды, т.к. она являет(
ся основным потребителем тепла;
– превознемогая неприятные болевые ощущения в руках и но(
гах, обращать основное внимание на грудь, сохранение теп(
ла в которой определяет выживание человека в воде;
– предотвращать появление судорог и помрачнение сознания напряжением воли, нанесением себе уколов (укусов) и др.
болевых раздражений;
– при буксировке пострадавшего пользоваться теми же прие(
мами и способами, что и при буксировке на воде при обыч(
ных условиях.
При спасании пострадавшего из(под воды зимой с использо(
ванием (водолазного) снаряжения необходимо:
– предусмотреть на берегу обогреваемое помещение;
– принять меры, предупреждающие образование в шланговых соединениях ледяных пробок, обмерзание дыхательных и травящих клапанов снаряжения (их необходимо поливать го(
рячей водой и продувать воздухом);
– водолазные шланги продувать сжатым воздухом;
– воздух в баллоны хранилища накачать заранее;
– принимать меры к сохранению прочности ледяного покрова у места спуска или специально оборудовать спуск;
– быть внимательным, при работе под водой, к шумам воздуха
(при образовании ледяных пробок шум изменяется), если пода(
ча воздуха прекратилась, работу следует приостановить и до(
ложить об этом командиру спуска для принятия срочных мер.
10.4. Аварийные ситуации
При падении в воду необходимо:
– сделать глубокий вдох и постараться принять вертикальное положение;
– в воде вести себя спокойно, не поддаваться панике, не растрачивать силы на ненужные движения.
– при приближении спасателей подавать сигналы поднятием руки, а также свистом;
– спешить к берегу или к спасательной шлюпке только в слу(
чае, если они находятся на расстоянии, на преодоление ко(
торого требуется не более 30–40 мин без истощения сил;
– находясь в холодной воде, принять свободную позу, по возможности согнуть ноги с поднятыми коленями, прижать руки к бокам и груди. Время от времени выполнять непро(
должительные физические движения или напрягать попере(
менно мышцы ног, живота, рук и шеи;
– при падении в воду нескольких человек – сгруппироваться,
132
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 132
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 125
Поисково(спасательные работы ведутся группой (экипажем плавающей машины, вертолета и др.) численностью не менее
4(х человек, при использовании обычных лодок – не менее
2(х человек.
Спасатели должны:
– надеть спасательные жилеты, проверить наличие и исправ(
ность спасательных поясов, индивидуальных непро(
мокаемых аптечек, средства связи и сигнализации;
– проверить исправность двигателей самоходных плавающих средств, а также отсутствие течи во всех плавающих средств;
– убедиться, что плавающее средство полностью укомплекто(
вано спасательными жилетами (спасательными кругами) с учетом вместимости необходимым медицинским имущест(
вом и медикаментами: баграми, средствами швартовки, сиг(
нальными средствами, необходимым легководолазным сна(
ряжением, инструментом;
– проверить, чтобы спасательные средства располагались на судне в таком порядке, когда обеспечивается использование каждого из них в отдельности;
– проверить на прочность, целостность и плавучесть индиви(
дуальные средства спасения (спасательные круги, нагрудни(
ки, жилеты, спасательные концы Александрова, шары Сус(
лова), при использовании подручных средств и материалов
(бочек, бидонов, бревен, гирлянд из пустых пластмассовых бутылок и т.п.) проверить, чтобы их положительная плаву(
честь была не менее 2,5–3 кгс;
– убедиться, что средства индивидуальной защиты органов дыхания проверены согласно регламента проверок;
– при использовании водолазного снаряжения произвести ос(
мотр и проверить комплектность и исправность снаряжения;
– проверить работу плавающего средства на ходу;
– уточнить готовность ближайшей дежурной барокамеры и возможность доставки к ней потерпевшего;
– сделать необходимые записи в журнале водолазных работ;
– доложить руководителю (старшему) рапортом о готовности к выходу, отметить время выхода.
10.3. Проведение поисковоCспасательных работ
При спасении пострадавших с использованием плавсредств необходимо выполнить следующие приемы и требования:
– при плавании на мелководье и в подозрительных местах пе(
риодически проверять глубину шестом (веслом);
– для снятия плавсредства с мели “раскачать” его периоди(
126
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 126
чески изменением режима работы гребного винта (вперед(
назад) с перекладкой руля в крайние положения;
– расходятся со встречными плавсредствами в узких местах левыми бортами на малой скорости;
– в условиях плохой видимости, во избежание возможных столкновений плавсредств, идти со скоростью, для которой вы(
полняется условие Sv < D/2 (Sv – длина тормозного пути при да(
че полного хода назад, D – дальность визуальной видимости);
– при использовании самоходных плавсредств на сильной вол(
не и при сильном течении точно рассчитывать скоростной режим движения и режим маневрирования;
– при использовании резиновых надувных лодок воздержи(
ваться от плавания в условиях ледохода и при наличии ост(
рых предметов в воде, не допускать попадания на резино(
вые части кислот, щелочей, горючих материалов и других агрессивных жидкостей;
– при использовании понтонно(переправочных средств частей
ГО РФ руководствоваться следующими пределами применя(
емости:
– подходить к спасаемым с наветренной стороны с таким рас(
четом, чтобы инерцию движения погасить на расстоянии 3(5
м от них;
– движение переправочных средств по воде осуществлять только по разведанным створам;
– в условиях значительного волнения избегать положения плавсредств лагом (бортом) к волне;
– при эвакуации материальных средств особое внимание уде(
лять надежному креплению их на палубе.
При подаче спасательного круга в различных условиях необхо(
димо выполнять следующие требования:
Наименования плавсредств
Применяемость по скорости течения, м/с по балльности волнения, балл.
по глубине преграды, м надувная лодка НЛ(8 2
1 0,4
надувная лодка СНЛ(8 7,5 2
0,4
десантная лодка ДЛ(10Н
3 1
0,4
катер БМК(150 5,5 3
0,8
катер БМК(Т
4,2 4
0,8
транспортер ПТС
2,5 2
транспортер ПТС(3 3,8 3
паром ПМП на 160 т
2 2
0,8
катер БМК(460 5
4 0,8
паром ППС(84 на 180 т
3,5 3
0,8
гусеничный паром ПММ(2 2,5 2
2,0
127
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 127
назад) с перекладкой руля в крайние положения;
– расходятся со встречными плавсредствами в узких местах левыми бортами на малой скорости;
– в условиях плохой видимости, во избежание возможных столкновений плавсредств, идти со скоростью, для которой вы(
полняется условие Sv < D/2 (Sv – длина тормозного пути при да(
че полного хода назад, D – дальность визуальной видимости);
– при использовании самоходных плавсредств на сильной вол(
не и при сильном течении точно рассчитывать скоростной режим движения и режим маневрирования;
– при использовании резиновых надувных лодок воздержи(
ваться от плавания в условиях ледохода и при наличии ост(
рых предметов в воде, не допускать попадания на резино(
вые части кислот, щелочей, горючих материалов и других агрессивных жидкостей;
– при использовании понтонно(переправочных средств частей
ГО РФ руководствоваться следующими пределами применя(
емости:
– подходить к спасаемым с наветренной стороны с таким рас(
четом, чтобы инерцию движения погасить на расстоянии 3(5
м от них;
– движение переправочных средств по воде осуществлять только по разведанным створам;
– в условиях значительного волнения избегать положения плавсредств лагом (бортом) к волне;
– при эвакуации материальных средств особое внимание уде(
лять надежному креплению их на палубе.
При подаче спасательного круга в различных условиях необхо(
димо выполнять следующие требования:
Наименования плавсредств
Применяемость по скорости течения, м/с по балльности волнения, балл.
по глубине преграды, м надувная лодка НЛ(8 2
1 0,4
надувная лодка СНЛ(8 7,5 2
0,4
десантная лодка ДЛ(10Н
3 1
0,4
катер БМК(150 5,5 3
0,8
катер БМК(Т
4,2 4
0,8
транспортер ПТС
2,5 2
транспортер ПТС(3 3,8 3
паром ПМП на 160 т
2 2
0,8
катер БМК(460 5
4 0,8
паром ППС(84 на 180 т
3,5 3
0,8
гусеничный паром ПММ(2 2,5 2
2,0
127
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 127
– с берега – взять круг с внутренней стороны, принять положе(
ние устойчивого равновесия, сделать 1(2 размаха на уровне плеча с таким расчетом, чтобы он упал плашмя на близком расстоянии от тонущего;
– с катера на ходу – соблюдая положение устойчивого равно(
весия бросать круг со стороны того борта, каким катер под(
ходит к тонущему;
– с лодки – встать в середине так, чтобы средняя банка была между ногами, лодку развернуть кормой или носом к тону(
щему, затем бросить круг.
При подаче спасательного конца Александрова надеть малую петлю на левую руку, а в правую взять большую петлю с поплав(
ком, набрать 4–5 шлагов троса и, приняв положение устойчивого равновесия, сделать 2(3 круговых размаха, бросить его поплавка(
ми вверх, по направлению к тонущему.
При спасении людей с помощью вертолета соблюдать следую(
щие требования:
– кроме комплекта системы спасения в режиме висения, вер(
толет укомплектовывается медикаментами, медицинскими средствами для оказания первой помощи при травмах, а в холодное время – средствами обогрева пострадавших;
– снаряжение спасателей должно обеспечивать безопасность их работы на подвеске;
– в ходе проведения спасательных работ поддерживается ус(
тойчивая связь между командиром экипажа, бортмехани(
ком(оператором лебедки и высадившимся спасателем;
– перед высадкой спасатель обязан правильно надеть и по(
догнать подвесную систему и закрепить страховочную веревку;
– бортмеханик(оператор – надеть страховочный пояс и зак(
репить страховочную веревку;
– проверить: исправность тормозного блока лебедки, ролико(
вого спускового устройства, правильность крепления троса к серьге и страховочной подвесной системе;
– подцепить траверсу десантного сидения (карабин страховоч ной системы), застопорить замок стопора (закрыть муфту страховочного карабина), доложить командиру экипажа о готовности к спуску;
– запрещается открывать двери грузовой кабины без команды командира экипажа;
– спуск спасателей и подъем пострадавших и спасателей на борт вертолета только по команде командира экипажа;
– перед спуском спасатель должен убедиться в закрытии зам(
ка стопора спусковой десантной системы, доложить о готов(
ности к спуску;
128
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 128
– при спуске внимательно следить за расстоянием до плав(
средства;
– при возникновении в ходе спуска крутящего момента развес(
ти руки в стороны до прекращения вращения;
– в процессе выполнения операции по спуску и подъему должны строго выдерживаться место и высота зависания вертолета.
Физически здоровых людей поднимают с помощью десантного сидения (корзины), раненых и больных – с помощью подвесной де(
сантной системы на носилках: подвесная система при подъеме но(
силок должна быть короткой – расстояние между лебедочным крю(
ком (карабином) и нижней частью носилок – не более 80–90 см.
Перед подъемом спасатель должен:
– кратко проинструктировать спасаемых о правилах безопас(
ности при подъеме;
– помочь надеть подвесную систему и подогнать ее по росту;
– проследить, чтобы основной трос лебедки находился в натянутом состоянии;
– подцепить к траверсе подвесной системы замок вертлюга,
застопорить стопор замка;
– дать команду на подъем спасаемого.
Бортмеханик(оператор должен:
– убедиться что подвесная система спасаемого присоединена к крюку троса лебедки, доложить командиру о готовности к подъему, по его команде начинать подъем;
– по завершении подъема завести спасаемого в грузовую ка(
бину, отцепить подвесную систему;
– помочь спасаемому снять подвесную систему.
Для безопасного спасения пострадавших вплавь спасатель дол(
жен обладать навыками устойчивого поддержания на воде, хорошо знать и умело применять приемы спасения и буксировки тонущего:
– выбрать кратчайшее расстояние до тонущего с учетом нап(
равления течения, сделать глубокий вдох, не производить глубокого погружения;
– подплывать к тонущему сзади и брать его за голову или под мышки; если тонущий схватил спасателя за руки, препятствуя буксировке, сжать кисти своих рук и резким движением повер(
нуть их в сторону большого пальца тонущего; чтобы освобо(
диться от захвата за туловище спереди, упереться коленом в жи(
вот тонущего, ладонью нажать ему на подбородок и резким толчком ноги оттолкнуть от себя; для освобождения от захвата за шею сзади – толкнуть тонущего под локоть и повернуть его руки за спину;
– если тонущий скрылся под водой – определить место поиска по последнему появлению тонущего на поверхности с уче(
129
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 129
том течения; если утонувший лежит на грунте лицом вниз,
подплывать к нему следует со стороны ног, если он лежит вверх лицом, подплывать следует со стороны головы, в обо(
их случаях следует брать пострадавшего под мышки, удер(
живая над собой; для всплытия – оттолкнуться от грунта и вынести спасаемого на поверхность, затем осмотреться и кратчайшим путем доставить его к берегу или плавсредству;
– при спасении вплавь спасатель должен быть прикреплен к плавсредству или вертолету страховочным фалом;
– плавая против волны, при спасении пострадавших, следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее; можно набрать воздуха при большой волне и нырнуть под нее; по(
пав на волну, необходимо следить за тем, чтобы вдох прихо(
дился в промежутках между ударами волн;
– в случае попадания в быстрое течение не следует с ним бороться (это приведет к потере сил), спокойно плыть по те(
чению и выбрав время и место, приблизиться к берегу.
Перед спуском в воду в водолазном снаряжении необходимо:
– изучить характер работы и условия, в которых предстоит ее выполнять;
– измерить глубину, силу волнения и температуру воды, и воздуха, ознакомиться с прогнозом погоды;
– определить необходимое водолазное снаряжение, средства обеспечения спуска и воздухоснабжения, инструмент и обо(
рудование;
– рассчитать требуемое количество воздуха и время работы под водой;
– проверить исправность и комплектность основного и страхующего водолазного снаряжения, средства спуска.
К спасательным работам допускаются подготовленные спаса(
тели(водолазы. Во время работы они обязаны соблюдать следу(
ющие требования:
– погрузившись в воду, не отходя от трапа или беседки,
убедиться в исправности телефонной связи и в хорошем воздухоснабжении, проверить герметичность снаряжения и только после этого начинать погружение на глубину;
– запрещается спускаться с борта плавсредства в воду на сигнальном или каком(либо другом конце кроме спускового,
а также прыгать с борта (трапа) в воду;
– обеспечивающий (страхующий) водолаз должен потравли(
вать сигнальный конец, не выпуская его из руки и не давая слабины; если сигнальный конец получил сильное натяже(
ние, погружение следует прекратить и запросить пловца о самочувствии;
130
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 130
подплывать к нему следует со стороны ног, если он лежит вверх лицом, подплывать следует со стороны головы, в обо(
их случаях следует брать пострадавшего под мышки, удер(
живая над собой; для всплытия – оттолкнуться от грунта и вынести спасаемого на поверхность, затем осмотреться и кратчайшим путем доставить его к берегу или плавсредству;
– при спасении вплавь спасатель должен быть прикреплен к плавсредству или вертолету страховочным фалом;
– плавая против волны, при спасении пострадавших, следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее; можно набрать воздуха при большой волне и нырнуть под нее; по(
пав на волну, необходимо следить за тем, чтобы вдох прихо(
дился в промежутках между ударами волн;
– в случае попадания в быстрое течение не следует с ним бороться (это приведет к потере сил), спокойно плыть по те(
чению и выбрав время и место, приблизиться к берегу.
Перед спуском в воду в водолазном снаряжении необходимо:
– изучить характер работы и условия, в которых предстоит ее выполнять;
– измерить глубину, силу волнения и температуру воды, и воздуха, ознакомиться с прогнозом погоды;
– определить необходимое водолазное снаряжение, средства обеспечения спуска и воздухоснабжения, инструмент и обо(
рудование;
– рассчитать требуемое количество воздуха и время работы под водой;
– проверить исправность и комплектность основного и страхующего водолазного снаряжения, средства спуска.
К спасательным работам допускаются подготовленные спаса(
тели(водолазы. Во время работы они обязаны соблюдать следу(
ющие требования:
– погрузившись в воду, не отходя от трапа или беседки,
убедиться в исправности телефонной связи и в хорошем воздухоснабжении, проверить герметичность снаряжения и только после этого начинать погружение на глубину;
– запрещается спускаться с борта плавсредства в воду на сигнальном или каком(либо другом конце кроме спускового,
а также прыгать с борта (трапа) в воду;
– обеспечивающий (страхующий) водолаз должен потравли(
вать сигнальный конец, не выпуская его из руки и не давая слабины; если сигнальный конец получил сильное натяже(
ние, погружение следует прекратить и запросить пловца о самочувствии;
130
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 130
– достигнув заданной глубины, дать сигнал наверх “Чувствую себя хорошо”: выполняя спасательные работы, постоянно контролировать свое самочувствие, состояние снаряжения,
изменения окружающей обстановки и время пребывания под водой: при срабатывании указателя минимального дав(
ления прекратить работу, дать сигнал на поверхность и на(
чинать подъем: периодически проверять, свободны ли сиг(
нальный конец и шланг;
– при возникновении неисправности снаряжения или плохом самочувствии прекратить работу, доложить командиру спус(
ка и, проявляя хладнокровие, действовать в соответствии с его указаниями.
При спуске в условиях сильного волнения и быстрого течения со спасателем должна быть обязательно установлена телефон(
ная (радио) связь. Место спуска должно находиться выше по те(
чению на расстоянии 4–5 м от места работы под водой. Плавсре(
дство, с которого производится спуск, не должно дрейфовать.
При скорости течения, превышающей 1,0 м/с, и глубине погру(
жения более 5 м для передвижения к месту нахождения постра(
давшего под водой применять ходовой конец, прикрепленный к балласту спускового конца.
При спусках с берега для обследования дна реки, с одного бе(
рега на другой предварительно должен быть проложен проводник с помощью шлюпки (лодки) или линемета.
Спуск под воду разрешается проводить при волнении не более
3 баллов (скорости течения не более 2 м/с). При этом необходимо прочно удерживать плавсредство на месте за счет увеличения дер(
жащей силы якоря. Во время спуска постоянно наблюдать за поло(
жением плавсредства. Если оно начинает дрейфовать, спуск прек(
ращается. Плавсредство устанавливается так, чтобы борт (корма),
с которого проводят спуск, находился с подветренной стороны.
При проведении поисково(спасательных работ ночью необхо(
димо осветить светильниками и прожекторами место работ и при(
легающую водную поверхность, с тем, чтобы сигнальный конец и выходящие на поверхность воды пузырьки были хорошо видны,
для обнаружения пострадавших под водой – пользоваться под(
водными светильниками.
При спасении пострадавших провалившихся под лед, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреть(
ся, наметить маршрут движения и действовать в соответствии с требованиями, указанными в п. 4. 5.
При спасении вплавь необходимо:
– перед погружением в воду освободиться от верхней одежды и обуви.
131
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 131
– голову держать, при возможности, вне воды, т.к. она являет(
ся основным потребителем тепла;
– превознемогая неприятные болевые ощущения в руках и но(
гах, обращать основное внимание на грудь, сохранение теп(
ла в которой определяет выживание человека в воде;
– предотвращать появление судорог и помрачнение сознания напряжением воли, нанесением себе уколов (укусов) и др.
болевых раздражений;
– при буксировке пострадавшего пользоваться теми же прие(
мами и способами, что и при буксировке на воде при обыч(
ных условиях.
При спасании пострадавшего из(под воды зимой с использо(
ванием (водолазного) снаряжения необходимо:
– предусмотреть на берегу обогреваемое помещение;
– принять меры, предупреждающие образование в шланговых соединениях ледяных пробок, обмерзание дыхательных и травящих клапанов снаряжения (их необходимо поливать го(
рячей водой и продувать воздухом);
– водолазные шланги продувать сжатым воздухом;
– воздух в баллоны хранилища накачать заранее;
– принимать меры к сохранению прочности ледяного покрова у места спуска или специально оборудовать спуск;
– быть внимательным, при работе под водой, к шумам воздуха
(при образовании ледяных пробок шум изменяется), если пода(
ча воздуха прекратилась, работу следует приостановить и до(
ложить об этом командиру спуска для принятия срочных мер.
10.4. Аварийные ситуации
При падении в воду необходимо:
– сделать глубокий вдох и постараться принять вертикальное положение;
– в воде вести себя спокойно, не поддаваться панике, не растрачивать силы на ненужные движения.
– при приближении спасателей подавать сигналы поднятием руки, а также свистом;
– спешить к берегу или к спасательной шлюпке только в слу(
чае, если они находятся на расстоянии, на преодоление ко(
торого требуется не более 30–40 мин без истощения сил;
– находясь в холодной воде, принять свободную позу, по возможности согнуть ноги с поднятыми коленями, прижать руки к бокам и груди. Время от времени выполнять непро(
должительные физические движения или напрягать попере(
менно мышцы ног, живота, рук и шеи;
– при падении в воду нескольких человек – сгруппироваться,
132
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 132
прижаться друг к другу, положить руки друг другу на плечи –
для сохранения тепла;
– при падении под лед освободиться от верхней одежды и обуви,
спокойно опереться локтями об лед, перевести тело в гори(
зонтальное положение так, чтобы ноги были у поверхности во(
ды, ближнюю к кромке льда ногу вынести на лед, переворачи(
ваясь на спину, выбраться на лед, отползти от опасного места.
При обнаружении неисправностей водолазного снаряжения или плохом самочувствии спасателя(водолаза необходимо прек(
ратить работу, доложить командиру спуска и, проявляя хладно(
кровие, действовать в соответствии с его указаниями.
При обнаружении неисправностей в плавсредствах, в использу(
емой технике, оборудовании, снаряжении, а также при получении травмы во время работы следует, при необходимости, закончить технологическую операцию, остановить работу техники (инструмен(
та), немедленно доложить ответственному за проведение работ.
10.5. Окончание поисковоCспасательных работ
По окончанию ПСР необходимо:
– проверить наличие спасателей, их физическое состояние,
нуждающихся в медицинской помощи отправить в медпункт;
– привести в порядок спецодежду, спасательные средства
(спасательные нагрудники после использования своевременно промывают теплой водой с мылом, просушивают, осматривают и испытывают на прочность, конец Александрова своевремен(
но моют и сушат, хранят в подвешенном состоянии, так, чтобы он не касался земли, канат конца Александрова испытывают на прочность; спасательные средства при необходимости подк(
рашивают, резиновые изделия просыпают тальком);
– средства защиты органов дыхания протереть спиртом в мес(
тах контакта с лицом и ротовой полостью, просушить;
– привести в порядок плавсредства, инженерную технику,
инструменты, оборудование, провести очередное регламе(
нтное обслуживание согласно технологических карт;
– привести в порядок водолазное снаряжение, протереть спиртом места контакта с лицом, уложить на штатные мес(
та, в последующем дозарядить баллоны сжатым воздухом;
– доложить командиру группы или ответственному за проведе(
ние работ о выполненных работах, о замеченных неисправ(
ностях в технике, инструменте, оборудовании и т. д.;
– организовать проведение необходимых санитарно(гигиени(
ческих мероприятий.
для сохранения тепла;
– при падении под лед освободиться от верхней одежды и обуви,
спокойно опереться локтями об лед, перевести тело в гори(
зонтальное положение так, чтобы ноги были у поверхности во(
ды, ближнюю к кромке льда ногу вынести на лед, переворачи(
ваясь на спину, выбраться на лед, отползти от опасного места.
При обнаружении неисправностей водолазного снаряжения или плохом самочувствии спасателя(водолаза необходимо прек(
ратить работу, доложить командиру спуска и, проявляя хладно(
кровие, действовать в соответствии с его указаниями.
При обнаружении неисправностей в плавсредствах, в использу(
емой технике, оборудовании, снаряжении, а также при получении травмы во время работы следует, при необходимости, закончить технологическую операцию, остановить работу техники (инструмен(
та), немедленно доложить ответственному за проведение работ.
10.5. Окончание поисковоCспасательных работ
По окончанию ПСР необходимо:
– проверить наличие спасателей, их физическое состояние,
нуждающихся в медицинской помощи отправить в медпункт;
– привести в порядок спецодежду, спасательные средства
(спасательные нагрудники после использования своевременно промывают теплой водой с мылом, просушивают, осматривают и испытывают на прочность, конец Александрова своевремен(
но моют и сушат, хранят в подвешенном состоянии, так, чтобы он не касался земли, канат конца Александрова испытывают на прочность; спасательные средства при необходимости подк(
рашивают, резиновые изделия просыпают тальком);
– средства защиты органов дыхания протереть спиртом в мес(
тах контакта с лицом и ротовой полостью, просушить;
– привести в порядок плавсредства, инженерную технику,
инструменты, оборудование, провести очередное регламе(
нтное обслуживание согласно технологических карт;
– привести в порядок водолазное снаряжение, протереть спиртом места контакта с лицом, уложить на штатные мес(
та, в последующем дозарядить баллоны сжатым воздухом;
– доложить командиру группы или ответственному за проведе(
ние работ о выполненных работах, о замеченных неисправ(
ностях в технике, инструменте, оборудовании и т. д.;
– организовать проведение необходимых санитарно(гигиени(
ческих мероприятий.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 21