Файл: Справочник спасателя книга 8 надводные и подводные спасательные работы москва внии гочс 2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 373

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
133
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 133

11. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПОИСКОВЫХ И СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Технические средства, используемые для проведения поиско(
вых и аварийно(спасательных работ, подразделяются на следую(
щие основные категории – морские и авиационные: коллектив(
ные и индивидуальные; специальные средства спасения (сред(
ства съема пострадавших с судов, с плотов, со льдин и др.), сред(
ства связи и средства для проведения подводных спасательных работ.
11.1. Характеристика и классификация
морских средств спасения
В поисково(спасательных работах используются обычные суда различных типов и специальные спасательные суда, которые предназначены для оказания помощи в море аварийным объек(
там, и для спасения людей, терпящих бедствия.
Оказание помощи в зависимости от характера аварии включа(
ет выполнение следующих основных работ:
– спасение людей с аварийного объекта и плавающих на воде;
– заделка повреждений корпуса аварийного судна и откачка воды из его отсеков;
– взятие на буксир и буксировка на базу судов, потерявших ход или управление;
– снятие судов с мели;
– тушение пожаров на судах и береговых объектах;
– поиск, оказание помощи и спасение экипажей затонувших подводных лодок.
Выполнение этих работ, а также участие в судоподъемных операциях является основным назначением спасательных судов.
Однако эти работы не носят постоянного характера, и суда прив(
лекаются к ним эпизодически. Поэтому для повышения эффек(
тивности использования судов и возмещения затрат на их пост(
ройку и эксплуатацию, спасательные суда могут привлекаться и для буксировки на дальние расстояния крупных объектов (плаву(
чих доков, кранов, полупогруженных платформ), выполнения подводно(технических и водолазных работ различного назначе(
ния и т.д.
Специализированные спасательные суда подразделяют на следующие группы:
1. Спасательные буксиры, оказывающие помощь аварийным судам, кораблям и всплывшим подводным лодкам. Их ос(
134
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 134
новное оборудование: буксирное устройство, противопожар(
ные и водоотливные средства. Спасательные буксиры иног(
да подразделяют на морские и океанские.
2. Противопожарные суда и катера, предназначенные для ту(
шения пожаров на судах и береговых объектах.
3. Водолазные суда и катера, обеспечивающие выполнение водолазных работ (первые – в открытом море, вторые – в портах и на рейдах).
4. Спасательные катера, предназначенные для поиска и спа(
сения в прибрежных зонах людей, плавающих на воде.
5. Судоподъемные суда, используемые для подъема затонув(
ших объектов с больших глубин.
6. Суда(спасатели подводных лодок, предназначенные для оказания различных видов помощи и спасения экипажей подводных лодок. Современные суда этой группы помимо водолазного оборудования, не автономных (привязных) сна(
рядов оснащаются автономными спасательными аппарата(
ми.
7. Спасательные подводные лодки, которые имеют меньшую зависимость от погодных условий, чем суда(спасатели.
В настоящее время спасательные службы большинства стран имеют в своем составе как универсальные, так и специали(
зированные спасательные суда. Универсальные суда, спо(
собные выполнять одинаково эффективно все типовые ра(
боты, имеют, как правило, большое водоизмещение, а так(
же высокую стоимость постройки и эксплуатации. Поэтому до последних лет характерно преимущественное строитель(
ство специализированных судов.
Спасательные суда, независимо от их специализации, должны отвечать следующим требованиям:
1. Возможность выполнения работ в сложных метеорологичес(
ких условиях.
2. Минимальное время, потребное для приготовления судна к выходу в район аварии. Этому требованию отвечают суда с дизельной или дизель(электрической энергетическими уста(
новками.
3. Высокая скорость движения на переходе в район аварии.
4. Высокие маневренные качества как при полной скорости,
так и при малой скорости хода. Последнее очень важно при подходе к аварийному судну в сложных метеорологических условиях.
5. Для безопасной швартовки в море к аварийному судну спа(
сательное судно должно иметь отбойные устройства (при(
вальные брусья, пневматические кранцы и др.). Рулевая
135
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 135

рубка делается широкой, чтобы обеспечить при управлении судном круговой обзор.
6. Достаточно мощное грузовое устройство судна с большим вылетом за борт для передачи на аварийное судно средств оказания помощи.
7. Совершенное буксирное устройство с автоматической бук(
сирной лебедкой, предназначенное для длительных букси(
ровок аварийных судов в самых неблагоприятных условиях.
8. Для проведения работ по снятию аварийных судов с мели спасатель должен иметь минимальную осадку, с тем чтобы он мог подойти ближе к судну, севшему на мель. Для снятия с мели рывком на спасателе должен быть предусмотрен би(
тенг, рассчитанный на усилие рывка.
9. Для выполнения работ по спасению экипажа аварийного суд(
на спасатель оснащают быстро и безопасно спускаемыми моторными катерами и шлюпками, способными, кроме того,
перевозить на аварийное судно переносные средства водо(
отлива, заделки повреждении корпуса, пожаротушения и т.д.
10. На спасателе должны быть предусмотрены медицинские помещения с соответствующим оборудованием для оказа(
ния потерпевшим медицинской помощи.
11. Для размещения потерпевших на спасательном судне должно быть предусмотрено необходимое количество за(
пасных мест.
В дополнение к перечисленным требованиям спасательное судно должно, как правило, иметь водолазное оборудование,
средства для передачи на аварийные суда электроэнергии, топ(
лива, воды, сжатого воздуха, сварочное оборудование и другие средства для выполнения работ на аварийных судах.
Самые современные спасательные суда оборудуются верто(
летными площадками, системой динамического удержания судна над районом водолазных работ, глубоководными водолазными комплексами длительного пребывания акванавтов под повышен(
ным давлением, автономными и неавтономными подводными ап(
паратами, средствами космической связи и совершенной поиско(
вой аппаратурой.
На спасательных станциях в зависимости от их расположения
(на реках или прибрежных участках морей) используют катера,
обладающие соответствующими эксплутационными свойствами
(табл. 11.1).
136
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 136

Таблица 11.1
Катеры на воздушной подушке “Барс” и “Гепард” применяются при волнении до 0,8 м. Они могут преодолевать мелководье засо(
ренные и порожистые участки с сильным течением, выходить на необорудованный берег, преодолевать болото, ледяные засне(
женные поверхности и ледяную шугу.
Основные характеристики катеров
Кроме катеров на спасательных операциях могут использо(
ваться некоторые типы серийных моторных лодок (табл. 11.2)
Таблица 11.2
Показатели
“Прог(
ресс(4”
“Казан(
ка(5”
“Днепр”
“Ла(
дога”
“Са(
репта”
Длина наибольшая, м
4,69 4,50 4,40 4,65 4,60
Ширина наибольшая, м
1,72 1,60 1,59 1,95 1,60
Высота борта на миделе, м
0,69 0,72 0,68 0,88 0,65
Грузоподъемность, кг
475 400 400 400 450
Пассажировместимость, чел.
5 4
4(5 4(5 6
Скорость, км/ч
32 34 34 42 35
Допустимая мощность под(
весного мотора, кВт (л. с.)
39
(53)
40
(55)
22
(30)
44
(60)
38,8
(50)
Масса (без мотора), кг
220 190 190 400 240
“Барс”
“Гепард”
Длина наибольшая, м
6,99 6,88
Ширина наибольшая, м
3,35 3,80
Водоизмещение полное, т
2,58 1,86
Скорость максимальная, км/ч
70 60
Мощность номинальная, кВт
180,3 88,3
Показатели
“Чибис” “АМУР” 343(МЕ С(54 371(бис
Водолазный бот РВН(376У
Длина наиб., м
7,00 5,50 8,50 5,32 11,88 21,00
Ширина наиб., м
2,20 1,87 2,10 2,30 3,06 3,98
Высота борта на миделе, м
1,00 0,89 0,98 0,96 1,04 2,10
Осадка, м
0,32 0,32 0,85 0,51 0,61 1,16
Водоизмеще(
ние, т
2,20 1,20 1,88 2,02 8,71 40,40
Пассажиро(
вместимость,
чел.
6 5
6 5
15

Скорость, км/ч
40,0 40,0 56,0 40,0 27,0 18,0
137
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 137


11.2. Авиационные средства спасения
Летательные аппараты, пригодные для участия в поисково(спа(
сательных операциях, классифицируются следующим образом:
САМОЛЕТЫ:
– ближнего действия (радиус действия 150 морских миль плюс
0,5 ч поиска);
– средней дальности (радиус действия 400 морских миль плюс
2,5 ч поиска);
– дальнего действия (радиус действия 750 морских миль плюс
2,5 ч поиска);
– сверхдальнего действия (радиус действия свыше 1000 морс(
ких миль плюс 2,5 ч поиска).
ВЕРТОЛЕТЫ
– легкий (максимальная вместимость для эвакуации 3 чел.) про(
должительность полета до 2 ч;
– средний (максимальная вместимость для эвакуации 15 чел.)
продолжительность полета 3–3,5 ч;
– тяжелый (вместимость для эвакуации более 15 чел продолжи(
тельность полета более 3,5 ч, некоторые военные вертолеты могут заправляться в воздухе, что увеличивает их дальность действия).
Летательные аппараты наиболее пригодны для выполнения сле(
дующих задач при проведении поисково(спасательных операций:
1) поиск: для проведения поиска наиболее эффективны само(
леты, способные быстро прибыть даже в отделенные районы и обследовать большие площади с большей вероятностью об(
наружения цели; вертолеты являются идеальным средством для проведения поиска, однако из(за ограниченной дальнос(
ти полета они могут осуществлять поиск только в относитель(
но небольших районах:
2) оказание помощи: самолеты и вертолеты могут использо(
ваться для доставки к месту бедствия аварийного снабжения,
спасательных команд, медицинского персонала и других средств и для ретрансляции сообщений;
3) спасание: вертолеты являются наилучшим средством для эвакуации потерпевших с места бедствия.
Летательные аппараты многих типов могут выполнять поиск,
оказание помощи и спасание после проведения незначитель(
ного переоборудования. Однако даже и в аварийной ситуации прежде всего должна быть обеспечена безопасность полетов,
которую никогда нельзя игнорировать. Необходимо знать обычные эксплуатационные и технические ограничения участвующих в операции летательных аппаратов.
138
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 138

Летательные аппараты с малой скоростью полета
(100–150 уз.) являются наиболее эффективным средством для про(
ведения визуального поиска. При полете на больших скоростях ма(
лые и частично скрытые цели легко пропускаются: скоростные ле(
тательные аппараты имеют эксплуатационные ограничения, кото(
рые могут сделать их непригодными для полетов на малой высоте.
Однако скоростные летательные аппараты и летательные аппара(
ты, летящие на большой высоте, используются для выполнения следующих операций: а) радиопоиск и наведение на сигналы бедствия, передаваемые приводнившимися летательными аппара(
тами или терпящим бедствие судном; б) облет большого поисково(
го района, одновременно с поиском, проводимым менее скорост(
ными летательными аппаратами на меньшей высоте, этот метод особенно эффективен в морских районах.
Минимальная высота, предписываемая для летательных аппа(
ратов – 150 м (500 футов).
Пригодность летательного аппарата для операций по поиску,
поддержке и спасанию зависит от следующих характеристик:
1) эксплуатационные характеристики (способность к безопасному полету на малой скорости и малой высоте); 2) короткий пробег при взлете и посадке; 3) дальность, достаточная для охвата всего райо(
на с учетом размещения аэродромов; 4) маневренность; 5) грузо(
подъемность; 6) оснащение надлежащими средствами навигаци(
онного обеспечения полета, радиооборудованием, обеспечиваю(
щим получение аварийных радиосигналов и наведение на них, со(
ответствующим оборудованием связи, средствами поиска, отвеча(
ющим требованиям операции спасения.
Чем меньше скорость летательного аппарата, чем ниже высота его полета, тем эффективней визуальный поиск.
Самолет следует использовать для ускорения эвакуации потер(
певших, спасенных вертолетами или другими средствами, а также для перевозки несбрасываемого снабжения или персонала, если возможна посадка и взлет вблизи места бедствия.
Гидросамолет, как и самолет, полезен для проведения поиска и перевозки сбрасываемого снабжения и людей. Он может ис(
пользоваться для спасания людей или перевозки несбрасывае(
мого снабжения и людей только при проведении операций на ре(
ках и озерах или в защищенных водах. При благоприятном состо(
янии моря и погоды гидросамолеты могут также использоваться при проведении спасательных операций на больших озерах, в бухтах, прибрежных районах и т.д. В спасательных операциях в открытых водах или в море, как правило, могут участвовать толь(
ко большие гидросамолеты, пригодные для использования при сильном волнении.
139
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 139


Самолеты(амфибии сочетают преимущества наземного и морского самолета (гидросамолета). Однако увеличенная масса из(за тяжелого корпуса и шасси уменьшает дальность полета, ог(
раничивает маневренность на воде и возможности приводнения и взлета.
Некоторые вертолеты имеют ограниченную возможность ноч(
ных полетов, метеорологические условия, в частности обледене(
ние, могут ограничить эксплуатацию вертолетов.
Вертолеты, предназначенные для использования в поисково(
спасательных операциях, должны иметь возможность принимать спасательные плоты без дополнительных усилий или специальной подготовки персонала, осуществляющего техническое обслужива(
ние.
Самолеты, базирующиеся на авианосцах, эффективны в эксплуатации, так как имеют хорошее оборудование и подвижную базу. Авианосец, кроме того, имеет оборудование для проведения спасательных операций, приема пострадавших и ухода за ними.
Точность самолетовождения имеет большое значение для оп(
ределения степени надежности и полноты поиска, произведенно(
го в заданном районе, и определения места нахождения потерпев(
ших. Поскольку самолеты сверхдальнего или дальнего действия и в меньшей степени самолеты средней дальности могут потребо(
ваться для проведения поиска над океанскими районами на боль(
шом удалении от своих баз, большое значение имеет наличие на них достаточного навигационного оборудования. Желательно так(
же, чтобы на самолетах, привлекаемых для поиска в море, было оборудование для приема сигналов от потерпевших или судов,
имеющих аварийную радиоаппаратуру или радиобуи, которые мо(
гут указывать местонахождение и наводить на них. Самолеты ближнего действия обычно не нуждаются в значительном навига(
ционном оборудовании, так как задача сводится к поиску на не(
больших расстояниях от своих баз, в районах, обычно хорошо зна(
комых пилоту.
Основные технические характеристики авиационных средств спасения приведены в Приложениях 17 и 18.
11.3. Коллективные средства спасения
К коллективным средствам спасения относятся спасательные и дежурные шлюпки, жесткие и мягкие надувные спасательные плоты, плоты(каюты (спасательные отсеки) и капсулы. Все кол(
лективные и индивидуальные спасательные средства окрашива(
ют в оранжевый цвет и снабжают полосами из светоотражающе(
го материала, что способствует быстрейшему обнаружению на воде.
140
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 140


11.3.1. Спасательные шлюпки
Спасательные шлюпки полностью или частично закрытые яв(
ляются основными спасательными средствами.
Поправками 1983 г. к Международной конвенции по охране че(
ловеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. (СОЛАС(
74/78) определены следующие основные общие требования к полностью и частично закрытым спасательным шлюпкам.
Шлюпки должны обеспечивать положительную плавучесть в случае пробоины в любом месте ниже ватерлинии при полной загрузке. Они должны сохранять плавучесть, когда залиты водой,
и иметь при этом дополнительную силу плавучести 280 Н на каж(
дого человека. Корпус и жесткие закрытия шлюпки должны быть такой прочности, чтобы ее можно было сбрасывать в воду с высо(
ты 3 м и буксировать при скорости судна 5 уз.
Максимальная вместимость спасательной шлюпки составляет
150 чел.
Шлюпку оборудуют подъемным и разобщающим механизмом для одновременной отдачи гаков под нагрузкой или при посадке ее на воду, а также разобщающим устройством для отдачи носо(
вого фалиня, когда он находится под натяжением. Шлюпка имеет по меньшей мере один опускной клапан, который автоматически закрывается при ее спуске и открывается для стока, когда она на(
ходится вне воды. Такая шлюпка либо самоосушающая, либо оборудована эффективным средством для откачки воды. Она оборудуется устройством постоянного заземления, приспособле(
ниями для установки и крепления в рабочем положении антенны переносной радиостанции.
На верху закрытия шлюпки устанавливается лампочка с руч(
ным выключателем (время горения которой не менее 12 ч и даль(
ность видимости не менее 2 миль) или проблесковый огонь (даю(
щий не менее 50 проблесков в 1 мин в течение первых 2 ч из 12 ч работы), а внутри шлюпки – лампочка с таким же временем горе(
ния, обеспечивающая освещение, достаточное для чтения инструкций по сохранению жизни и информации о снабжении шлюпки.
Двигатель внутреннего сгорания приводит шлюпку в движение со скоростью на тихой воде не менее 6 уз. в течение не менее
24 ч (при полном комплекте снаряжения и при максимальной чис(
ленности находящихся в ней людей). Несмываемой краской нано(
сятся на шлюпку ее размерения и максимальная численность размещаемых на ней людей. На каждом борту в носовой части печатными буквами латинского алфавита наносятся название судна и порта приписки, арабскими цифрами – номер шлюпки.
141
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 141