Файл: Справочник спасателя книга 8 надводные и подводные спасательные работы москва внии гочс 2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 369
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
крышке вода поступает в гидростат. На глубине 1,5–3,5 м силой гидростатического давления воздействующего на мембрану при(
бора, преодолевается сила сжатия пружины, которой зафиксиро(
вано положение мембраны со штоком, и разобщающее звено, к которому прикреплен найтов, отделяется от корпуса устройства.
Освобожденный от крепления к подставке контейнер с плотом всплывает и по достижении судном глубины, равной длине пуско(
вого линя, закрепленного на палубе, приводится в действие сис(
тема газонаполнения. Дополнительная плавучесть, возникающая при наполнении плота газом, обеспечивает разрыв слабого звена пускового линя, и плот остается на поверхности воды.
Если система газонаполнения не сработала автоматически,
следует подплыть к контейнеру и резким рывком пускового линя привести систему в действие. Разобщающее гидростатическое устройство работает при температуре окружающего воздуха
(30… +66 °С. Масса спасательного плота в контейнере 145 кг.
Надписи на контейнере и плоту наносят красками или эмалями черного цвета, стойкими к морской воде.
Плот(каюта вместимостью до 40 чел. свободно всплывает с людьми при погружении судна. Его устанавливают в кормовой части судна и после отдачи креплений сбрасывают в воду с высо(
ты до 22,5 м. На плоту имеются специальные койки, облицован(
ные пенопластом с привязными ремнями.
Технические характеристики основных типов отечественных спасательных плотов даны в приложении 19, а оснащение плотов – в Приложении 20.
11.4. Индивидуальные спасательные средства
К ИСС относятся спасательные жилеты, круги, нагрудники,
бушлаты.
Спасательные жилеты бывают надувные и с твердыми напол(
нителями. Основные общие требования:
– конструкция жилета должна исключать вероятность непра(
вильного надевания, позволять человеку надевать его без посторонней помощи за время не более 1 мин и прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без телесных повреждений и без смещения или повреждения при этом жилета;
– плавучесть и устойчивость, чтобы поддерживать рот обес(
силевшего или потерявшего сознание человека на расстоя(
нии не менее 120 мм от воды (таким образом, чтобы тело че(
ловека было отклонено назад под углом не менее 20° и не более 50° от его вертикального положения) и поворачивать в течение не более 5 с тело человека из любого положения в такое, при котором рот человека находится над водой;
148
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 148
бора, преодолевается сила сжатия пружины, которой зафиксиро(
вано положение мембраны со штоком, и разобщающее звено, к которому прикреплен найтов, отделяется от корпуса устройства.
Освобожденный от крепления к подставке контейнер с плотом всплывает и по достижении судном глубины, равной длине пуско(
вого линя, закрепленного на палубе, приводится в действие сис(
тема газонаполнения. Дополнительная плавучесть, возникающая при наполнении плота газом, обеспечивает разрыв слабого звена пускового линя, и плот остается на поверхности воды.
Если система газонаполнения не сработала автоматически,
следует подплыть к контейнеру и резким рывком пускового линя привести систему в действие. Разобщающее гидростатическое устройство работает при температуре окружающего воздуха
(30… +66 °С. Масса спасательного плота в контейнере 145 кг.
Надписи на контейнере и плоту наносят красками или эмалями черного цвета, стойкими к морской воде.
Плот(каюта вместимостью до 40 чел. свободно всплывает с людьми при погружении судна. Его устанавливают в кормовой части судна и после отдачи креплений сбрасывают в воду с высо(
ты до 22,5 м. На плоту имеются специальные койки, облицован(
ные пенопластом с привязными ремнями.
Технические характеристики основных типов отечественных спасательных плотов даны в приложении 19, а оснащение плотов – в Приложении 20.
11.4. Индивидуальные спасательные средства
К ИСС относятся спасательные жилеты, круги, нагрудники,
бушлаты.
Спасательные жилеты бывают надувные и с твердыми напол(
нителями. Основные общие требования:
– конструкция жилета должна исключать вероятность непра(
вильного надевания, позволять человеку надевать его без посторонней помощи за время не более 1 мин и прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без телесных повреждений и без смещения или повреждения при этом жилета;
– плавучесть и устойчивость, чтобы поддерживать рот обес(
силевшего или потерявшего сознание человека на расстоя(
нии не менее 120 мм от воды (таким образом, чтобы тело че(
ловека было отклонено назад под углом не менее 20° и не более 50° от его вертикального положения) и поворачивать в течение не более 5 с тело человека из любого положения в такое, при котором рот человека находится над водой;
148
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 148
– плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 ч;
– материал жилета не должен поддерживать горения и не плавиться после того, как он был полностью охвачен пламе(
нем в течение 2 с;
– жилет должен иметь лампочку с водоналивной батарейкой или поисковый огонь с ручным выключателем, дающий не менее 50 проблесков в 1 мин такой же силы света;
– для подачи звуковых сигналов жилет должен быть снабжен свистком.
Спасательный жилет имеет не менее двух отдельных камер,
которые надуваются автоматически при погружении в воду, уст(
ройство для надувания, приводимое в действие вручную одним движением. Его можно надувать и ртом. В случае повреждения одной камеры плавучесть и остойчивость жилета сохраняются.
Жилет закрепляется на теле человека тесемочными завязками.
Спасательные жилеты окрашивают в оранжевый цвет. На них с двух сторон наносят водостойкой черной краской название судна.
Спасательные круги изготавливают из плавучего материала
(пробковой стружки или крошки, тростника и др.). Используют также круги, представляющие собой надувные воздушные каме(
ры. Круги обшивают парусиной и окрашивают в оранжевый цвет.
Спасательный круг должен иметь следующие свойства:
– способность поддерживать в пресной воде груз из железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч;
– иметь массу не менее 2,5 кг, а если предусматривается что бы он приводил в действие устройство для быстрого разоб(
щения с судном автоматически действующую дымовую шашку и самозажигающегося огня, — массу, достаточную для приведения в действие этих устройств;
– не поддерживать горения и не плавиться после того, как был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;
– выдерживать сбрасывание в воду с высоты места его уста(
новки при наименьшей осадки судна (но не менее 30 м) без повреждения и ухудшения эксплуатационных характеристик своих и прикрепленного к нему оборудования.
Такой круг имеет спасательный леер диаметром не менее
9,5 мм и длиной, составляющей не менее четырех наружных диа(
метров круга. Леер должен быть закреплен по периметру круга в че(
тырех равноотстоящих одно от другого местах, образуя четыре оди(
наковые петли. На каждом спасательном кругу нанесены печатны(
ми буквами латинского алфавита название и порт приписки судна.
Определенное число спасательных кругов на судне снабжено автоматически действующими дымовыми шашками и самозажи(
149
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 149
гающимися огнями. Дымовые шашки должны давать равномер(
ный дым хорошо видимого цвета в течение не менее 15 мин, про(
должать дымообразование при полном погружении в воду по меньшей мере на 10 с. Они не должны гореть вспышками и выб(
расывать пламя, заливаться водой на волнении. Самозажигаю(
щиеся огни спасательных кругов должны быть такими, чтобы они не могли быть погашены водой, гореть непрерывно в течение не менее 2 ч (сила света не менее 2 кд во всех направлениях верх(
ней полусферы). Огни могут быть проблесковыми с частотой проблесков не менее 50 в 1 мин. На танкерах самозажигающиеся огни спасательных кругов работают от электрических батарей.
Технические характеристики некоторых средств индивидуаль(
ного спасения:
Круг спасательный
Нагрудник НСУ
Бушлат спасательный
11.5. Оснащение судов спасательными средствами
Число спасательных средств на судне зависит от его разме(
ров, назначения, района плавания и общего числа находящихся на борту людей. Размещение и использование спасательных средств регламентировано Поправками 1983 г. к СОЛАС(74/78.
Обязательные спасательные средства коллективного пользо(
вания на грузовом судне следующие:
– на каждом борту полностью закрытые спасательные шлюп(
ки такой вместимости, чтобы шлюпки одного борта могли принять всех находящихся на судне людей; судам (кроме нефтяных танкеров, танкеров(химовозов и газовозов), осу(
Плавучесть, Н(кгс)
160–176 (16,0–17,5)
Масса, кг
3,0
Габаритные размеры для транспортирования, мм
800х600х510
Плавучесть с поддутыми камерами, Н (кгс)
160 (16)
Масса, кг
1,5
Габаритные размеры для транспортирования, мм
800x600x510
Внутренний диаметр, мм
400–500
Масса, кг
2,5–7,0
Плавучесть, Н (кгс)
Не менее 145 (14,5)
Габаритные размеры для транспортирования, мм
750x400x250
ный дым хорошо видимого цвета в течение не менее 15 мин, про(
должать дымообразование при полном погружении в воду по меньшей мере на 10 с. Они не должны гореть вспышками и выб(
расывать пламя, заливаться водой на волнении. Самозажигаю(
щиеся огни спасательных кругов должны быть такими, чтобы они не могли быть погашены водой, гореть непрерывно в течение не менее 2 ч (сила света не менее 2 кд во всех направлениях верх(
ней полусферы). Огни могут быть проблесковыми с частотой проблесков не менее 50 в 1 мин. На танкерах самозажигающиеся огни спасательных кругов работают от электрических батарей.
Технические характеристики некоторых средств индивидуаль(
ного спасения:
Круг спасательный
Нагрудник НСУ
Бушлат спасательный
11.5. Оснащение судов спасательными средствами
Число спасательных средств на судне зависит от его разме(
ров, назначения, района плавания и общего числа находящихся на борту людей. Размещение и использование спасательных средств регламентировано Поправками 1983 г. к СОЛАС(74/78.
Обязательные спасательные средства коллективного пользо(
вания на грузовом судне следующие:
– на каждом борту полностью закрытые спасательные шлюп(
ки такой вместимости, чтобы шлюпки одного борта могли принять всех находящихся на судне людей; судам (кроме нефтяных танкеров, танкеров(химовозов и газовозов), осу(
Плавучесть, Н(кгс)
160–176 (16,0–17,5)
Масса, кг
3,0
Габаритные размеры для транспортирования, мм
800х600х510
Плавучесть с поддутыми камерами, Н (кгс)
160 (16)
Масса, кг
1,5
Габаритные размеры для транспортирования, мм
800x600x510
Внутренний диаметр, мм
400–500
Масса, кг
2,5–7,0
Плавучесть, Н (кгс)
Не менее 145 (14,5)
Габаритные размеры для транспортирования, мм
750x400x250
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21
150
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 150
ществляющим перевозки в благоприятных климатических условиях и в определенных районах, разрешается иметь вместо полностью закрытых спасательных шлюпок частич(
но закрытые шлюпки;
– спасательные плоты, конструкция которых позволяет легко переместить их для спуска на воду с любого борта, общей вместимостью, необходимой для размещения всех находя(
щихся на судне людей или вместо таких плотов спасатель(
ные плоты, размещенные по бортам с таким расчетом, что(
бы общая вместимость плотов каждого борта была доста(
точной для размещения всех имеющихся на судне людей.
Если спасательные шлюпки или плоты установлены на рассто(
янии более 100 м от носовой или кормовой оконечности судна, то в дополнение к указанным плотам должен быть плот, установлен(
ный как можно дальше к носовой или кормовой оконечности. Гру(
зовое судно должно иметь по меньшей мере одну дежурную шлюпку. Суда длиной менее 85 м, кроме нефтяных танкеров, тан(
керов(химовозов и газовозов, могут вместо указанных спаса(
тельных шлюпок и плотов иметь на каждом борту только легко переносимые с борта на борт спасательные плоты, способные принять всех находящихся на судне людей.
Нефтяные танкеры, танкеры(химовозы и газовозы, перевозя(
щие грузы с температурой вспышки не выше 60 °С, должны иметь огнезащищенные спасательные шлюпки, а суда, перевозя(
щие грузы, которые выделяют токсичные газы или пары, – спаса(
тельные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения.
Обязательные спасательные средства коллективного пользо(
вания на пассажирском судне неограниченного района плавания следующие:
– на каждом борту полностью или частично закрытые спаса(
тельные шлюпки общей вместимостью, достаточной для размещения 50% общей численности людей, находящихся на судне;
– спасательные плоты общей вместимостью, достаточной для размещения не менее 25% общего числа находящихся на судне людей.
Разрешается замена части спасательных шлюпок спасатель(
ными плотами при условии, что на каждом борту судна вмести(
мость спасательных шлюпок будет достаточной для размещения на них не менее 37,5% общей численности находящихся на судне людей.
Пассажирское судно должно иметь при валовой вместимос(
ти менее 500 рег. т по меньшей мере одну дежурную шлюпку;
500 рег. т и более – не менее одной дежурной шлюпки на каж(
151
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 151
но закрытые шлюпки;
– спасательные плоты, конструкция которых позволяет легко переместить их для спуска на воду с любого борта, общей вместимостью, необходимой для размещения всех находя(
щихся на судне людей или вместо таких плотов спасатель(
ные плоты, размещенные по бортам с таким расчетом, что(
бы общая вместимость плотов каждого борта была доста(
точной для размещения всех имеющихся на судне людей.
Если спасательные шлюпки или плоты установлены на рассто(
янии более 100 м от носовой или кормовой оконечности судна, то в дополнение к указанным плотам должен быть плот, установлен(
ный как можно дальше к носовой или кормовой оконечности. Гру(
зовое судно должно иметь по меньшей мере одну дежурную шлюпку. Суда длиной менее 85 м, кроме нефтяных танкеров, тан(
керов(химовозов и газовозов, могут вместо указанных спаса(
тельных шлюпок и плотов иметь на каждом борту только легко переносимые с борта на борт спасательные плоты, способные принять всех находящихся на судне людей.
Нефтяные танкеры, танкеры(химовозы и газовозы, перевозя(
щие грузы с температурой вспышки не выше 60 °С, должны иметь огнезащищенные спасательные шлюпки, а суда, перевозя(
щие грузы, которые выделяют токсичные газы или пары, – спаса(
тельные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения.
Обязательные спасательные средства коллективного пользо(
вания на пассажирском судне неограниченного района плавания следующие:
– на каждом борту полностью или частично закрытые спаса(
тельные шлюпки общей вместимостью, достаточной для размещения 50% общей численности людей, находящихся на судне;
– спасательные плоты общей вместимостью, достаточной для размещения не менее 25% общего числа находящихся на судне людей.
Разрешается замена части спасательных шлюпок спасатель(
ными плотами при условии, что на каждом борту судна вмести(
мость спасательных шлюпок будет достаточной для размещения на них не менее 37,5% общей численности находящихся на судне людей.
Пассажирское судно должно иметь при валовой вместимос(
ти менее 500 рег. т по меньшей мере одну дежурную шлюпку;
500 рег. т и более – не менее одной дежурной шлюпки на каж(
151
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 151
дом борту. На всех судах спасательные шлюпки могут быть и дежурными при условии, что они отвечают также требованиям,
предъявляемым к дежурным шлюпкам.
Спасательные шлюпки размещают на шлюпочной палубе в районе расположения жилых помещений. Каждая спасательная шлюпка должна находиться в постоянной готовности с тем, чтобы два члена экипажа могли подготовить ее к спуску в течение не более 5 мин, а все спасательные шлюпки и плоты, которые необ(
ходимы при оставлении судна, должны спускаться на воду с пол(
ным комплектом людей и снабжения на грузовых судах в течение не более 10 мин, на пассажирских – не более 30 мин с момента подачи команды об оставлении судна.
Спасательные шлюпки спускают на воду посредством спуско(
вых устройств, а надувные плоты – методом свободного сбрасы(
вания. Кроме того, устанавливают сбрасываемые спасательные шлюпки. Такая шлюпка размещается на корме судна на специ(
альной платформе или слипе. Здесь же происходит посадка лю(
дей в шлюпку, которые располагаются в кроватях специальной конструкции и застегивают привязные ремни. Для защиты людей от перегрузок во время падения шлюпки кровати облицованы амортизирующими прокладками. После отдачи крепления шлюп(
ка соскальзывает с платформы или слипа и падает в воду. Проч(
ный корпус и форма шлюпки позволяют безопасно сбрасывать ее с высоты до 40 м при дифференте судна до 15° и крене до 30°.
Вместимость шлюпки до 40 чел.
Спасательные плоты на некоторых судах спускают на воду и в надутом состоянии с полным комплектом людей и снабжения спе(
циальной кран(балкой.
Обязательные спасательные средства индивидуального поль(
зования следующие.
На грузовых судах спасательные жилеты должны быть для каж(
дого находящегося на борту человека и, кроме того, должно иметься достаточное число жилетов для вахтенного персонала на ходовом мостике, в машинном отделении и радиорубке, а также в местах, расположенных далеко от спасательных шлюпок и плотов.
На пассажирских судах, кроме спасательных жилетов для всех членов экипажа и пассажиров, должны иметься спасательные жилеты для детей в количестве, равном не менее 10% численнос(
ти находящихся на борту пассажиров, и в дополнение к этому – спасательные жилеты на палубе в местах сбора пасса(
жиров в количестве, равном не менее 5% обшей численности на(
ходящихся на судне людей.
Гидрокостюм должен быть для каждого члена команды дежур(
ной шлюпки, а на каждой спасательной шлюпке должно иметься
152
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 152
предъявляемым к дежурным шлюпкам.
Спасательные шлюпки размещают на шлюпочной палубе в районе расположения жилых помещений. Каждая спасательная шлюпка должна находиться в постоянной готовности с тем, чтобы два члена экипажа могли подготовить ее к спуску в течение не более 5 мин, а все спасательные шлюпки и плоты, которые необ(
ходимы при оставлении судна, должны спускаться на воду с пол(
ным комплектом людей и снабжения на грузовых судах в течение не более 10 мин, на пассажирских – не более 30 мин с момента подачи команды об оставлении судна.
Спасательные шлюпки спускают на воду посредством спуско(
вых устройств, а надувные плоты – методом свободного сбрасы(
вания. Кроме того, устанавливают сбрасываемые спасательные шлюпки. Такая шлюпка размещается на корме судна на специ(
альной платформе или слипе. Здесь же происходит посадка лю(
дей в шлюпку, которые располагаются в кроватях специальной конструкции и застегивают привязные ремни. Для защиты людей от перегрузок во время падения шлюпки кровати облицованы амортизирующими прокладками. После отдачи крепления шлюп(
ка соскальзывает с платформы или слипа и падает в воду. Проч(
ный корпус и форма шлюпки позволяют безопасно сбрасывать ее с высоты до 40 м при дифференте судна до 15° и крене до 30°.
Вместимость шлюпки до 40 чел.
Спасательные плоты на некоторых судах спускают на воду и в надутом состоянии с полным комплектом людей и снабжения спе(
циальной кран(балкой.
Обязательные спасательные средства индивидуального поль(
зования следующие.
На грузовых судах спасательные жилеты должны быть для каж(
дого находящегося на борту человека и, кроме того, должно иметься достаточное число жилетов для вахтенного персонала на ходовом мостике, в машинном отделении и радиорубке, а также в местах, расположенных далеко от спасательных шлюпок и плотов.
На пассажирских судах, кроме спасательных жилетов для всех членов экипажа и пассажиров, должны иметься спасательные жилеты для детей в количестве, равном не менее 10% численнос(
ти находящихся на борту пассажиров, и в дополнение к этому – спасательные жилеты на палубе в местах сбора пасса(
жиров в количестве, равном не менее 5% обшей численности на(
ходящихся на судне людей.
Гидрокостюм должен быть для каждого члена команды дежур(
ной шлюпки, а на каждой спасательной шлюпке должно иметься
152
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 152