Файл: Справочник спасателя книга 8 надводные и подводные спасательные работы москва внии гочс 2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 365
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– безукоризненные, разумные, уверенные действия командира,
его личный пример в соблюдении необходимых требований;
– воспитание у подчиненных адекватного восприятия опаснос(
ти и неукоснительного соблюдения мер безопасности;
– строгий профессиональный отбор;
– самовнушение и настрой на выполнение спасательных работ в экстремальных условиях.
Целевая психологическая подготовка должна обеспечивать формирование у спасателей следующих качеств:
1. Высокая эмоциональная устойчивость, активность, реа(
листичное отношение к жизни, способность к адаптации в неблагоприятных условиях, мотивация действий на помощь другому.
2. Способность быстро переключаться с одного вида дея(
тельности на другой, не теряя при этом производительности.
3. Способность избавляться от чувства страха и тревоги.
4. Психологическая совместимость, умение эффективно участвовать в коллективных действиях.
Страх за собственное здоровье и жизнь как механизм психи(
ческой защиты – состояние естественное, нормальное и одинако(
вое для всех. Спасатели должны рассматривать его как фактор,
обостряющий чувства, мобилизующий резервы организма и уве(
личивающий человеческие силы. Страх можно побороть следую(
щим образом: найти удобное положение, позволяющее рассла(
биться и обрести спокойствие; глубоко и спокойно дышать; сосре(
доточиться только на ближайших делах; осмотреть все, что окру(
жает; говорить с самим собой (с коллегами по работе), чтобы об(
рести уверенность; планировать свои действия. Важно не дать страху превысить определенный уровень, после которого он де(
мобилизует человека.
Если паникой или состоянием глубокой депрессии охвачен только один человек из команды спасателей, надо стараться, что(
бы его состояние не передалось другим. Вмешательство должно быть немедленным и энергичным. Если это возможно, надо изо(
лировать человека, успокоить его, помешать его крикам, побрыз(
гав на него холодной водой или дав ему пощечину.
Когда спасатель находится среди потерпевших и продолжи(
тельное время не может оказать им действенную помощь – необ(
ходимо помнить, что надеяться и верить в выживание в условиях
ЧС означает умножить физические и психические силы, необхо(
димые для выхода из этой ситуации.
Отчаяние убивает вернее и быстрее, чем жажда, голод и лю(
бые другие физические лишения. Для борьбы с ним целесообраз(
но применение транквилизаторов, но главное – люди должны
160
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 160
быть заранее проинформированы о возможностях организма че(
ловека и убеждены в их спасении. Это – одно из важнейших нап(
равлений профилактической деятельности спасательных служб.
Важным фактором выживания людей на спасательных сред(
ствах является благоприятный психологический климат. Большая роль в этом отводится командиру (старшему) спасательного средства, который должен вселять уверенность у всех в благо(
приятный исход спасательной операции, проявлять постоянную заботу о всех, но не выделяя при этом отдельных лиц.
После посадки в спасательное средство пострадавшим необхо(
димо оказать первую возможную помощь. Командир спасательно(
го средства обязан установить четкий распорядок жизни, объя(
вить время раздачи воды и пищи, распределить обязанности меж(
ду находящимися на плавсредстве людьми с учетом их возмож(
ностей для обеспечения нормальной жизнедеятельности. При этом не следует допускать безделья, так как это приводит к не(
нужным переживаниям, ослабляет волю, нарушает психику лю(
дей, способствует возникновению конфликтных ситуаций и даже ссор, которые должны немедленно и самым решительным обра(
зом пресекаться командиром. Во избежание всяких случайностей у находящихся в шлюпке должны быть изъяты ножи, топоры и дру(
гие предметы, которые могут быть использованы в качестве ору(
жия, и переданы на временное хранение командиру плавсредства.
Распределение обязанностей между людьми на спасательном средстве необходимо делать с учетом их физического состояния,
опыта и подготовленности. В первую очередь сразу же после раз(
мещения людей на шлюпке или на плоту организуется круглосу(
точная наружная вахта для наблюдения за водной поверхностью и воздухом, а также дежурство внутри плавсредства для обеспе(
чения порядка и наблюдения за состоянием спасательного сред(
ства. Чтобы не вызвать переутомления, вахту и дежурство реко(
мендуется делать короткие – не свыше 1–2 ч снаружи и 2–4 ч внутри (в зависимости от численности находящихся в плавсред(
стве людей). На гребных шлюпках комплектуются команды греб(
цов (работающих на ручном приводе винта – “качалке”) и устанав(
ливается очередность их смены. Свободных от вахт и дежурств людей следует привлекать к уборке и ремонту плавсредств, вычер(
пыванию воды, пополнению запасов воды и продовольствия и т.
п. Полезны любые мероприятия, отвлекающие людей от грустных размышлений: ремонт одежды, изучение инструкций по прави(
лам сигнализации, рыбной ловле и, наконец, просто интересные,
веселые рассказы.
Особое внимание необходимо уделить подготовке к исполне(
нию своих обязанностей лиц, несущих наружную вахту. Следует
161
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 161
ловека и убеждены в их спасении. Это – одно из важнейших нап(
равлений профилактической деятельности спасательных служб.
Важным фактором выживания людей на спасательных сред(
ствах является благоприятный психологический климат. Большая роль в этом отводится командиру (старшему) спасательного средства, который должен вселять уверенность у всех в благо(
приятный исход спасательной операции, проявлять постоянную заботу о всех, но не выделяя при этом отдельных лиц.
После посадки в спасательное средство пострадавшим необхо(
димо оказать первую возможную помощь. Командир спасательно(
го средства обязан установить четкий распорядок жизни, объя(
вить время раздачи воды и пищи, распределить обязанности меж(
ду находящимися на плавсредстве людьми с учетом их возмож(
ностей для обеспечения нормальной жизнедеятельности. При этом не следует допускать безделья, так как это приводит к не(
нужным переживаниям, ослабляет волю, нарушает психику лю(
дей, способствует возникновению конфликтных ситуаций и даже ссор, которые должны немедленно и самым решительным обра(
зом пресекаться командиром. Во избежание всяких случайностей у находящихся в шлюпке должны быть изъяты ножи, топоры и дру(
гие предметы, которые могут быть использованы в качестве ору(
жия, и переданы на временное хранение командиру плавсредства.
Распределение обязанностей между людьми на спасательном средстве необходимо делать с учетом их физического состояния,
опыта и подготовленности. В первую очередь сразу же после раз(
мещения людей на шлюпке или на плоту организуется круглосу(
точная наружная вахта для наблюдения за водной поверхностью и воздухом, а также дежурство внутри плавсредства для обеспе(
чения порядка и наблюдения за состоянием спасательного сред(
ства. Чтобы не вызвать переутомления, вахту и дежурство реко(
мендуется делать короткие – не свыше 1–2 ч снаружи и 2–4 ч внутри (в зависимости от численности находящихся в плавсред(
стве людей). На гребных шлюпках комплектуются команды греб(
цов (работающих на ручном приводе винта – “качалке”) и устанав(
ливается очередность их смены. Свободных от вахт и дежурств людей следует привлекать к уборке и ремонту плавсредств, вычер(
пыванию воды, пополнению запасов воды и продовольствия и т.
п. Полезны любые мероприятия, отвлекающие людей от грустных размышлений: ремонт одежды, изучение инструкций по прави(
лам сигнализации, рыбной ловле и, наконец, просто интересные,
веселые рассказы.
Особое внимание необходимо уделить подготовке к исполне(
нию своих обязанностей лиц, несущих наружную вахту. Следует
161
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 161
иметь в виду, что со спасательного средства легче заметить спа(
сателя, чем со спасателя обнаружить терпящих бедствие. Поэто(
му вахтенные должны быть всегда готовы привлечь внимание спасателей подачей сигналов. Однако, учитывая ограниченность запаса сигнальных средств, делать это необходимо при уверен(
ности, что сигналы будут замечены со спасателя. В дневное вре(
мя наилучшим будет дымовой сигнал, а в ночное – ракета и фальшвееры. Вахтенные должны быть подготовлены к использо(
ванию любых сигнальных средств, имеющихся на спасательном средстве, и всегда иметь их под руками, но подавать сигналы должны только с разрешения командира.
Следует помнить, что задача спасателей в значительной мере облегчается, если все спасательные средства собраны комплект(
но и находятся вблизи места гибели судна. Во(первых, поиск всегда будет начинаться с этого места, а во(вторых, группу спаса(
тельных средств легче обнаружить, чем каждое отдельное. Поэ(
тому движение спасательных средств от места аварии следует начинать только в том случае, если есть реальная возможность быстро достигнуть берега, где имеется безопасное место высадки.
Оценка морально(психологического состояния спасенных пос(
ле выхода из аварийных условий должна проводиться как можно раньше, особенно при нахождении спасенных на плавсредствах в ожидании, подхода спасательных средств.
Выделяют две категории людей: оптимисты и пессимисты.
Оптимисты – люди с положительными эмоциями, правильно ориентирующиеся в обстановке, во времени и пространстве. Они подбадривают окружающих, активно помогают при спасении,
оказывают посильную помощь всем находящимся на спасатель(
ном плавсредстве. Наиболее активные становятся лидерами и принимают руководство на себя. Люди данного типа длительно ведут борьбу за спасение и выживают.
Пессимисты – люди с нейтральными и отрицательными эмоци(
ями. По внешнему виду это люди замкнутые, вяло или вообще не реагируют на окружающих, неправильно ориентируются во вре(
мени и пространстве, взгляд “тусклый”, в котором видна обречен(
ность, как правило, они стараются забиться в “угол” и не реагиру(
ют ни на какие призывы.
Особое внимание должно обращаться на людей, которые громко кричат, мечутся по спасательному плавсредству, хватают(
ся за все устройства и оснастку, сбивают и наступают на окружа(
ющих, взывают о помощи, пророчат себе и всем неминуемую ги(
бель. Такое состояние называется реактивным психозом, и люди в данном состоянии опасны для окружающих. Людей в реактив(
ном состоянии необходимо изолировать от окружающих. В усло(
162
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 162
сателя, чем со спасателя обнаружить терпящих бедствие. Поэто(
му вахтенные должны быть всегда готовы привлечь внимание спасателей подачей сигналов. Однако, учитывая ограниченность запаса сигнальных средств, делать это необходимо при уверен(
ности, что сигналы будут замечены со спасателя. В дневное вре(
мя наилучшим будет дымовой сигнал, а в ночное – ракета и фальшвееры. Вахтенные должны быть подготовлены к использо(
ванию любых сигнальных средств, имеющихся на спасательном средстве, и всегда иметь их под руками, но подавать сигналы должны только с разрешения командира.
Следует помнить, что задача спасателей в значительной мере облегчается, если все спасательные средства собраны комплект(
но и находятся вблизи места гибели судна. Во(первых, поиск всегда будет начинаться с этого места, а во(вторых, группу спаса(
тельных средств легче обнаружить, чем каждое отдельное. Поэ(
тому движение спасательных средств от места аварии следует начинать только в том случае, если есть реальная возможность быстро достигнуть берега, где имеется безопасное место высадки.
Оценка морально(психологического состояния спасенных пос(
ле выхода из аварийных условий должна проводиться как можно раньше, особенно при нахождении спасенных на плавсредствах в ожидании, подхода спасательных средств.
Выделяют две категории людей: оптимисты и пессимисты.
Оптимисты – люди с положительными эмоциями, правильно ориентирующиеся в обстановке, во времени и пространстве. Они подбадривают окружающих, активно помогают при спасении,
оказывают посильную помощь всем находящимся на спасатель(
ном плавсредстве. Наиболее активные становятся лидерами и принимают руководство на себя. Люди данного типа длительно ведут борьбу за спасение и выживают.
Пессимисты – люди с нейтральными и отрицательными эмоци(
ями. По внешнему виду это люди замкнутые, вяло или вообще не реагируют на окружающих, неправильно ориентируются во вре(
мени и пространстве, взгляд “тусклый”, в котором видна обречен(
ность, как правило, они стараются забиться в “угол” и не реагиру(
ют ни на какие призывы.
Особое внимание должно обращаться на людей, которые громко кричат, мечутся по спасательному плавсредству, хватают(
ся за все устройства и оснастку, сбивают и наступают на окружа(
ющих, взывают о помощи, пророчат себе и всем неминуемую ги(
бель. Такое состояние называется реактивным психозом, и люди в данном состоянии опасны для окружающих. Людей в реактив(
ном состоянии необходимо изолировать от окружающих. В усло(
162
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 162
виях нахождения таких людей на спасательном средстве вынуж(
денный способ изоляции – это их связывание. При наличии меди(
цинской аптечки таким людям рекомендуется введение препара(
тов группы транквилизаторы.
Спасенные, находящиеся в подавленном состоянии, также требуют пристального наблюдения и контроля. У некоторой части таких пострадавших после периода полного безразличия возни(
кает реактивный психоз, у других возникает непреодолимое же(
лание освободить всех от мучительной неминуемой смерти путем вывода из строя спасательного средства или нанести себе пов(
реждения, несовместимые с жизнью (самоубийство). Данный тип спасенных людей требует постоянного наблюдения, подбадрива(
ния со стороны оптимистов. Из лекарственных средств им также показано применение транквилизаторов.
163
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 163
денный способ изоляции – это их связывание. При наличии меди(
цинской аптечки таким людям рекомендуется введение препара(
тов группы транквилизаторы.
Спасенные, находящиеся в подавленном состоянии, также требуют пристального наблюдения и контроля. У некоторой части таких пострадавших после периода полного безразличия возни(
кает реактивный психоз, у других возникает непреодолимое же(
лание освободить всех от мучительной неминуемой смерти путем вывода из строя спасательного средства или нанести себе пов(
реждения, несовместимые с жизнью (самоубийство). Данный тип спасенных людей требует постоянного наблюдения, подбадрива(
ния со стороны оптимистов. Из лекарственных средств им также показано применение транквилизаторов.
163
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 163
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анжауров В.П. Морской разговор: – М: “Транспорт”. 1994, 168 с.
2. Винницкий А.Г., Козырь Л.А. Рекомендации вахтенному по(
мощнику капитана. – М.: “Транспорт”. 1991, 48 с.
3. Водолазные погружения в научных целях. Под редакцией
Флеминга П.К. и Макса М.Д. – М.: КМАС (ВНИРО) ЮНЕСКО. 1992,
280 с.
4. Водный кодекс Российской Федерации. – М.: “Ось(89”. 1995,
79 с.
5. Временное положение о региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 1994.
6. Временное Положение о штабах по делам гражданской обо(
роны и чрезвычайным ситуациям в составе Российской Федера(
ции краев, областей, автономных образований, районов, городов,
районов в городах (иных административно(территориальных еди(
ниц в составе городов). 1993.
7. Временное Положение об основных направлениях работы территориальных подсистем РСЧС по предупреждению чрезвы(
чайных ситуаций природного и техногенного характера. 1995.
8. Демидов Ф.А., Занченко А.З. Спасательные средства на воде. – М.: “Транспорт”, 1981, 192 с.
9. Единые правила безопасности труда на водолазных работах
Часть 1. Правила Водолазной службы. Ростовское центральное проектно(конструкторское бюро “Стапель” РД 31.84.01(90.501 с.
10. Ермаков В.В. Морское право. – М.: “Транспорт”. 1994, 212 с.
11. Занин В.Ю., Малюзенко Н.Н., Чебыкин О.В. Снаряжение подводного пловца.– С.(Петербург: “Макет”. 1996. 174 с.
12. Замоткин А.П. Морская практика для матроса. – М.:
“Транспорт”. 1993. 256 с.
13. Земляновский Д.К., Калинин А.И. Безопасность плавания речных судов. – М.: “Транспорт”. 1992. 145 с.
164
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 164
14. Каталог основных понятий Российской системы предуп(
реждения и действий в чрезвычайных ситуациях. ГКЧС России
1993.
15. Концепция функционирования и развития подсистемы пре(
дупреждения и ликвидации ЧС на море и водных бассейнах
РСЧС на период до 2000 г. 1994.
16. Курс подготовки судов и подразделений поисково(спаса(
тельного обеспечения военно(морского флота КПСП ПСО
ВМФ(94 – М.: ВИ. 1995. 144 с.
17. Лидин Г.Д. и др. Горное дело. Терминологический словарь.
18. Материалы конференции “Проблемы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах
России”. 28–30 июня 1995 г.
19. Михно Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. – М.– Атомиздат. 1979. 230 с.
20. Морской регистр судоходства. Правила по грузоподъем(
ным устройствам морских судов. Правила по оборудованию морс(
ких судов. Правила о грузовой марке морских судов. 1995.
21. Морской регистр судоходства. Правила классификации и постройки морских судов том NN 1. 2. 1995.
22. Морское законодательство РФ. книга 1 – N 9055 1. книга 2 –
№ 9055. 2.
23. Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью борьбе с ним и сотрудничеству.
1990 г. Международная морская организация.
24. Мейелл М. Энциклопедия первой помощи. Бином. М: Золо(
той век. С.(Петербург. 1996. 510 с.
25. Макаров И.В. Морское дело.– М.: “Транспорт”. 1989. 287 с.
26. Международная конвенция по морскому праву 1982 г. – М.:
ВИ. 1985. 225 с.
27. Наугольнов В.И., Чебыкин О.В., Смирнов В.А. Суда спа(
сательной службы. С.(Петербург: Государственный морской тех(
нический университет. 1993. 120 с.
28. Нужнов Е.И. МППСС 72. – М.: “Транспорт”. 1994. 80 с.
29. Основы международного морского права для офицеров
ВМФ. – М.: ВИ. 1987. 171 с.
30. Постановление Госдумы о Федеральном законе об аварий(
но(спасательных службах и статусе спасателей.
31. Положение о Российской системе предупреждения и лик(
видации чрезвычайных ситуаций. 1995.
32. Положение о Министерстве Российской Федерации по де(
лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида(
ции последствий стихийных бедствий. 1994.
165
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 165
33. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на море. Отчет о выполнении НИР(3171(95. Военно(морская акаде(
мия им. Н.Г. Кузнецова. – С.(Петербург. 1996. 991 с.
34. Положение о взаимодействии аварийно(спасательных служб, министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России. 1995.
35. Правила водолазной службы военно(морского флота (ПВС
ВМФ(85) Часть I. Организация водолазного дела в военно(
морском флоте. Спуски на малые и средние глубины. 158 с.
Часть II. Организация глубоководных водолазных спусков. 112 с.
Часть III. Медицинское обеспечение водолазов военно(морского флота. – М.: ВИ, 1987. 96 с.
36. Печатин А.А. Спасательный катер. – М.: “Транспорт”. 1988.
240 с.
37. Поисково(спасательные работы в ВМФ. Справочник. / Под ред. Сенатского Ю.К. – М.: ВИ. 1994. 430 с.
38. Палкевич Я.Е. Выживание в городе. Выживание на море. – М.:
“Карвет”. 1992. 230 с.
39. Правила плавания по внутренним водным путям РСФСР. –
М.: “Транспорт”. 1985. 80 с.
40. Руководство по поиску и спасанию на море. – М.: ЦРИА
“Морфлот”. 1982. 143 с.
41. Руководство по оказанию помощи военным кораблям. РО(
ПАК(84. – М.: ВИ. 1995. 143 с.
42. Слесарев Р.М., Рыбников А.В. Водолазное дело. Спра(
вочник. – С.(Петербург. Агенство “Игрек”. 1996. 306 с.
43. Система поисково(спасательного обеспечения ВМФ. Поня(
тийно(терминологический словарь. В/ч 20914. 1995. 151 с.
44. Соболев Г.Г. Организация и ведение горноспасательных работ в шахтах. 3(е издание, переработанное, дополненное – М.:
Недра. 1988. 280 с.
45. Соболев Г.Г., Мещеряков Я.М. Тактика военизированных горноспасательных частей при ведении горноспасательных работ в шахтах – Л.: Углетехиздат. 1958. 360 с.
46. Спасение на море. Правовая регламентация – М.: ВИ. 1983.
168 с.
47. Справочник по управлению кораблем / Под редакцией
Александрова А.А. – М.: ВИ. 1984. 510 с.
48. Справочник капитана дальнего плавания / Под редакцией
Ермалаева Г.Г. – М.: “Транспорт”. 1988. 249 с.
49. Справочник спасателя. Книга 1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Права и обязанности спасателей. – М.:
ВНИИ ГОЧС. 1995.
166
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 166