Файл: Справочник спасателя книга 8 надводные и подводные спасательные работы москва внии гочс 2006.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 367
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
полушария). Место объекта может быть указано также истинным пеленгом и расстоянием по отношению к известной географичес(
кой точке (мыс, маяк, навигационный знак и т.д.).
Для обеспечения привода поисковых и спасательных судов и самолетов на месте спасения устанавливаются радиомаяки (РМ),
работающие на промежуточной частоте 2182 кГц и в ультракорот(
коволновом диапазоне на частотах 121,5 и 243 МГц. На некото(
рых средствах устанавливаются радиолокационные ответчики
(РЛО). Основные параметры средств обозначения приведены в табл.
Таблица
Основные параметры средств обозначения
Сигнал об аварии повторяется до тех пор, пока не будет полу(
чено подтверждение о его приеме. Подтверждение о приеме сигна(
ла должно содержать следующие сведения: название подтверж(
дающего прием объекта; его место и скорость, с которой оно при(
ближается к терпящему бедствие объекту.
Для передачи сигналов бедствия используются штатные ра(
диоустановки и аварийные радиостанции.
Пара(
метры средств обозначе(
ния
Наименование средств обозначения
РОСТ
“Плот”
РОСТ
“При(
чал”
РМ
“Комар”
РМ
“Призыв”
АРБ(
121
АРБ(
406
АРБ
“Поиск(
Б”
Рабочая частота:
передат(
чик
Приемник
Излучае(
мая мощность
500 кГц
2182 кГц
6273 кГц
8364 кГц
400–500
кГц
1605–285 0 кГц
6000–900 0 кГц
20 Вт
4 ка(
нала в диапа(
зоне
156,3–
158,0
МГц
156,3–
158,0
МГц
1 Вт
121,5
МГц
121,5
МГц
0,13 Вт
121,5
МГц
121,5
МГц
0,13 Вт
121,5
МГц
30 мВт
406,025
МГц
5 Вт
121,5 243,0
МГц
0,25 Вт
29
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 29
кой точке (мыс, маяк, навигационный знак и т.д.).
Для обеспечения привода поисковых и спасательных судов и самолетов на месте спасения устанавливаются радиомаяки (РМ),
работающие на промежуточной частоте 2182 кГц и в ультракорот(
коволновом диапазоне на частотах 121,5 и 243 МГц. На некото(
рых средствах устанавливаются радиолокационные ответчики
(РЛО). Основные параметры средств обозначения приведены в табл.
Таблица
Основные параметры средств обозначения
Сигнал об аварии повторяется до тех пор, пока не будет полу(
чено подтверждение о его приеме. Подтверждение о приеме сигна(
ла должно содержать следующие сведения: название подтверж(
дающего прием объекта; его место и скорость, с которой оно при(
ближается к терпящему бедствие объекту.
Для передачи сигналов бедствия используются штатные ра(
диоустановки и аварийные радиостанции.
Пара(
метры средств обозначе(
ния
Наименование средств обозначения
РОСТ
“Плот”
РОСТ
“При(
чал”
РМ
“Комар”
РМ
“Призыв”
АРБ(
121
АРБ(
406
АРБ
“Поиск(
Б”
Рабочая частота:
передат(
чик
Приемник
Излучае(
мая мощность
500 кГц
2182 кГц
6273 кГц
8364 кГц
400–500
кГц
1605–285 0 кГц
6000–900 0 кГц
20 Вт
4 ка(
нала в диапа(
зоне
156,3–
158,0
МГц
156,3–
158,0
МГц
1 Вт
121,5
МГц
121,5
МГц
0,13 Вт
121,5
МГц
121,5
МГц
0,13 Вт
121,5
МГц
30 мВт
406,025
МГц
5 Вт
121,5 243,0
МГц
0,25 Вт
29
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 29
АРБ работают на частотах 121,5 и 243 Мгц и обеспечивают об(
наружение аварийных объектов на дистанции около 100 км для поисковых самолетов и 15–25 км для поисковых судов.
Координаты АРБ могут быть определены по системе спутни(
ка. Средняя квадратическая погрешность (СКП) определения места АРБ в этой системе составляет для АРБ(121 – 10 км, а для
АРБ(406 – 2,5 км.
Радиобуи, как правило, имеют маркировку, содержащую:
– наименование радиобуя;
– регистрационный номер;
– дату изготовления;
– краткую инструкцию по применению;
– надписи, объясняющие назначение устройств управления и контроля.
После визуального обнаружения АРБ на поверхности воды пу(
тем расчета его дрейфа под действием силы ветра и течения можно определить место объекта, выпустившего буй.
3.5. Поиск обозначенных объектов с помощью плавсредств
В общем случае поиска надводных аварийных объектов радио(
приемные и радиопеленгаторные устройства поискового судна настраиваются попеременно на каждую из рабочих частот аварий(
ных радиобуев или радиостанций, которыми снабжен объект поиска. Время приема на каждой из рабочих частот не менее 10
мин.
Одновременно на частотах технической связи, а если объект в подводном положении, то по каналам звукоподводной связи, че(
рез каждые 5–10 мин производится вызов на связь аварийного объекта. Все гидроакустические шумопеленгаторные станции и радиопеленгаторы поискового судна используются для кругового прослушивания горизонта. С обнаружением аварийных сигналов поисковое судно, ориентируясь по уровню этих сигналов, сокра(
щает дистанцию до аварийного объекта с целью занять точку уве(
ренного пеленгования. Дальнейшее сближение производится курсом, равным пеленгу на обнаруженный объект (рис 3.2). В слу(
чае изменения пеленга с носовых курсовых углов на кормовые поисковое судно изменяет курс на 90–120 град и производит мно(
гократное пеленгование объекта. По вееру пеленгов строится на планшете точка вероятного местонахождения объекта поиска
После определения места объекта поисковое судно следует кур(
сом сближения с ним до дистанции визуального обнаружения.
Поиск затонувших объектов, лежащих на грунте, при небла(
гоприятных гидротехнических условиях производится дискретно,
при этом поисковое судно использует опускаемые антенны гидро(
30
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 30
акустических средств. После осмотра горизонта в одной точке ан(
тенны поднимаются и судно максимальным ходом идет в следую(
щую точку осмотра. Расстояние между точками выбирается рав(
ным 1,4 дальности обнаружения сигналов средства обозначения.
Рис. 3.2. Схема маневрирования поискового судна при сближении
с объектом по данным радиопеленгатора
Опознание обозначенного объекта, лежащего на грунте, про(
изводится по номеру на аварийно(спасательном буе, по характе(
ристикам гидроакустической системы (частотному диапазону,
временным интервалам излучения сигналов), по полученной ин(
формации при наличии связи с личным составом. Опознанный аварийный объект обозначается для обеспечения наведения спа(
сательных сил. В качестве средств обозначения используются буи, вехи или гидроакустические маяки(ответчики (МО) навига(
ционной гидроакустической системы (НГС).
Визуальный поиск объектов на поверхности воды производит(
ся с использованием оптических устройств (бинокли, стереотру(
бы, приборы ночного видения и др.).
Для обнаружения сигналов аварийных радиостанций исполь(
зуются автоматические радиоприемные устройства АПМ(3, “Сиг(
нал”, “Обзор(1”.
Пеленг на радиомаяки аварийной радиостанции определяется с помощью радиопеленгаторов АРП(6УД, “Румб”, “Рыбка” и др.
При отсутствии на поисковом судне средств пеленгования сиг(
налов аварийных объектов для определения их места использует(
ся способ максимального уровня сигнала. В этом случае уровень сигнала изменяется на выходе радиоприемного устройства или станции звукоподводной связи. По изменению уровня этого сиг(
нала определяют направление сокращения дистанции до аварий(
ного объекта (рис. 3.3).
31
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 31
тенны поднимаются и судно максимальным ходом идет в следую(
щую точку осмотра. Расстояние между точками выбирается рав(
ным 1,4 дальности обнаружения сигналов средства обозначения.
Рис. 3.2. Схема маневрирования поискового судна при сближении
с объектом по данным радиопеленгатора
Опознание обозначенного объекта, лежащего на грунте, про(
изводится по номеру на аварийно(спасательном буе, по характе(
ристикам гидроакустической системы (частотному диапазону,
временным интервалам излучения сигналов), по полученной ин(
формации при наличии связи с личным составом. Опознанный аварийный объект обозначается для обеспечения наведения спа(
сательных сил. В качестве средств обозначения используются буи, вехи или гидроакустические маяки(ответчики (МО) навига(
ционной гидроакустической системы (НГС).
Визуальный поиск объектов на поверхности воды производит(
ся с использованием оптических устройств (бинокли, стереотру(
бы, приборы ночного видения и др.).
Для обнаружения сигналов аварийных радиостанций исполь(
зуются автоматические радиоприемные устройства АПМ(3, “Сиг(
нал”, “Обзор(1”.
Пеленг на радиомаяки аварийной радиостанции определяется с помощью радиопеленгаторов АРП(6УД, “Румб”, “Рыбка” и др.
При отсутствии на поисковом судне средств пеленгования сиг(
налов аварийных объектов для определения их места использует(
ся способ максимального уровня сигнала. В этом случае уровень сигнала изменяется на выходе радиоприемного устройства или станции звукоподводной связи. По изменению уровня этого сиг(
нала определяют направление сокращения дистанции до аварий(
ного объекта (рис. 3.3).
31
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 31
Рис. 3.3. Схема маневрирования поискового судна при
использовании в качестве средства поиска приемных устройств
3.6. Поиск необозначенных объектов
Поиск необозначенных объектов производится визуально или техническими средствами путем регистрации физических полей или аномалий среды, вызванных объектами.
При поиске используются приборы, регистрирующие гидро(
акустическое, световое, электромагнитное и магнитное поле.
3.6.1. Визуальный поиск с помощью плавсредств
Поиск аварийных объектов может производиться с помощью катеров и шлюпок, судов на воздушной подушке, а также плава(
ющих бронетранспортеров, на которых организуется зрительное наблюдение спасателями. В целях обеспечения надежности зри(
тельного поиска наблюдателям назначаются сектора 30–60° с пе(
рекрытием смежных секторов не менее 10°.
При этом ведущие наблюдение в носовых секторах должны производить осмотр от ближней границы (от плавсредств) к даль(
ней, а наблюдатели в траверзных и кормовых секторах – от даль(
ней к ближней. При осмотре сектора наблюдатели должны избе(
гать быстрого перемещения глаз между точками фиксации зре(
ния. Бинокли, зрительные трубы следует использовать только для уточнения наблюдений, сделанных невооруженным глазом, так как они вызывают быструю усталость глаз, если ими пользовать(
ся для наблюдения постоянно.
Ориентировочная дальность обнаружения некоторых визуаль(
ных сигналов зрительными средствами наблюдения:
32
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 32
Дальность обнаружения дана для ясной погоды. Для опреде(
ления дальности обнаружения при других условиях необходимо учитывать коэффициент прозрачности атмосферы, который определяется из метеорологического прогноза или по фактичес(
кой дальности визуальной видимости объекта.
В условиях плохой видимости (туман, снегопад и т.п.) поиск пострадавших может осуществляться по звуковым сигналам, од(
нако при этом надо учитывать, что их дальность обнаружения несколько меньше, чем зрительных.
Ориентировочные значения дальности обнаружения звуковых сигналов:
– непрерывный звуковой сигнал, подаваемый устройством звуковой сигнализации – 7...10 км;
– сигналы, подаваемые туманным горном, клаксоном – 2...3 км;
– сигналы, подаваемые колоколом (ударом о рельсу), свист(
ком – 2 км.
Визуальный поиск спасательными плавсредствами на откры(
той воде осуществляется способами “Параллельное галсирова(
ние” и “Зигзаг”.
Способ поиска “Параллельными галсированиями” применяет(
ся в случаях, когда местонахожадение пострадавших известно приблизительно, а район поиска обширен и необходимо обследо(
вать его полностью. Плавсредство со спасателями следует в район поиска и ведет поиск, маневрируя на параллельных галсах,
как правило, вдоль большой стороны района. Удаление первого галса, а также точек начала и конца продольных галсов назнача(
ется на расстоянии 0,7 D от границ района (рис. 3.4).
Дальность обнару(
жения днем, км
Дальность обнару(
жения ночью, км
Ракеты
5–10 20
Фальшфейры, пламя костра
5 15
Сигналы прожектором
5–8 40–50
Огонь фонарика
–
2–3
Дымовая шашка
6–10
–
Сигналы фигурами
1,5
–
Сигналы флагами (предметами)
0,8
–
Сигналы руками
0,9–1,0
–
Сигналы зеркалом
8–10
–
Цветное пятно на воде
0,2–0,5
–
Человек в воде в яркой одежде
0,5 0,1
Лодка с людьми
2–4 0,2
Проблесковый огонь
–
12–15
33
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 33
При обследовании района поиска, в котором наличие ветра и течений не позволяет выполнить сплошное без пропусков обсле(
дование площади района, поиск производят способом “Зигзаг”
(рис. 3.5). При этом поисковые галсы должны располагаться под некоторым углом к первоначальным галсам, выбранном без уче(
та дрейфа и течения.
Рис. 3.4. Маневрирование спасательных плавсредств способом
“Параллельное галсирование”: Lрп; Шрп – длины и ширины района поиска; Li – длина галсов; d = 0,7 D
Рис. 3.5. Маневрирование спасательного судна способом “Зигзаг”
а) при V > V ; б) при V < V
В зависимости от соотношения скорости сноса поискового судна к скорости дрейфа пострадавших могут быть следующие случаи:
– скорость смещения поискового судна относительно линии сноса больше скорости суммарного дрейфа пострадавших
(аварийного объекта);
– скорость смещения поискового судна относительно линии
Нcс
Направление суммарного дрейфа
34
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 34
сноса меньше скорости суммарного дрейфа пострадавших
(аварийного объекта).
3.6.2. Поиск с помощью авиационных средств
Наиболее оперативная и достоверная информация может быть получена в ходе воздушной разведки. При благоприятных гидрометеоусловиях вертолеты и самолеты могут производить осмотр большой площади, производя полеты на высотах 1000–
3000 м и отмечая на полетной карте зону обследования.
При отсутствии возможности осмотра местности с большой высоты вертолет производит рекогносцировочный облет района на высоте 200–300 м, во время которого место вертолета опреде(
ляется по счислению курса, скорости и времени полета.
Визуальный поиск вертолетами и самолетами осуществляется по заданным квадратам, определенным с помощью планшета с сеткой визуального полета. Разбивку района поиска на квадраты производит руководитель поисково(спасательных работ. Очеред(
ность обследования района поиска по квадратам указывается экипажам перед вылетом.
В поиске потерпевших принимает участие весь экипаж, а так(
же находящиеся на борту спасатели. При этом используется сле(
дующий метод: командир экипажа просматривает местность в секторе 270–360° от продольной оси вертолета или самолета,
летчик(штурман (правый летчик) – в секторе 0–90°, остальные наблюдатели как правило, просматривают всю доступную мест(
ность через левые и правые блистеры фюзеляжа.
При визуальном поиске самолеты выполняют полет на высоте
500–600 м, вертолеты на высоте 200–300 м. Высота полета может уточняться в зависимости от особенностей района полета, мет(
еорологических условий, уровня подготовки экипажа и даль(но(
сти обнаружения объекта на местности.
Визуальный поиск пострадавших может осуществляться сле(
дующими основными способами: “Гребенка”, “Параллельное гал(
сирование”, “Расширяющийся квадрат”.
Поиск способом “Гребенка” (рис. 3.6) применяется в целях просмотра большой площади за минимальное время и при нали(
чии достаточного количества поисковых средств, он заключается в одновременном обследовании района поиска группой самоле(
тов (вертолетов) путем совместного полета по параллельным прямолинейным маршрутам на интервалах, составляющих при(
мерно 75% визуальной видимости или дальности действия поис(
ковой аппаратуры. Способ применяется, как правило, при органи(
зации поиска на больших удалениях от места базирования поис(
ковых самолетов (вертолетов).
35
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 35
(аварийного объекта).
3.6.2. Поиск с помощью авиационных средств
Наиболее оперативная и достоверная информация может быть получена в ходе воздушной разведки. При благоприятных гидрометеоусловиях вертолеты и самолеты могут производить осмотр большой площади, производя полеты на высотах 1000–
3000 м и отмечая на полетной карте зону обследования.
При отсутствии возможности осмотра местности с большой высоты вертолет производит рекогносцировочный облет района на высоте 200–300 м, во время которого место вертолета опреде(
ляется по счислению курса, скорости и времени полета.
Визуальный поиск вертолетами и самолетами осуществляется по заданным квадратам, определенным с помощью планшета с сеткой визуального полета. Разбивку района поиска на квадраты производит руководитель поисково(спасательных работ. Очеред(
ность обследования района поиска по квадратам указывается экипажам перед вылетом.
В поиске потерпевших принимает участие весь экипаж, а так(
же находящиеся на борту спасатели. При этом используется сле(
дующий метод: командир экипажа просматривает местность в секторе 270–360° от продольной оси вертолета или самолета,
летчик(штурман (правый летчик) – в секторе 0–90°, остальные наблюдатели как правило, просматривают всю доступную мест(
ность через левые и правые блистеры фюзеляжа.
При визуальном поиске самолеты выполняют полет на высоте
500–600 м, вертолеты на высоте 200–300 м. Высота полета может уточняться в зависимости от особенностей района полета, мет(
еорологических условий, уровня подготовки экипажа и даль(но(
сти обнаружения объекта на местности.
Визуальный поиск пострадавших может осуществляться сле(
дующими основными способами: “Гребенка”, “Параллельное гал(
сирование”, “Расширяющийся квадрат”.
Поиск способом “Гребенка” (рис. 3.6) применяется в целях просмотра большой площади за минимальное время и при нали(
чии достаточного количества поисковых средств, он заключается в одновременном обследовании района поиска группой самоле(
тов (вертолетов) путем совместного полета по параллельным прямолинейным маршрутам на интервалах, составляющих при(
мерно 75% визуальной видимости или дальности действия поис(
ковой аппаратуры. Способ применяется, как правило, при органи(
зации поиска на больших удалениях от места базирования поис(
ковых самолетов (вертолетов).
35
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 35
Рис. 3.6. Поиск способом “Гребенка”
Поиск способом “Параллельное галсирование” (рис. 3.7 и 3.8)
применяется при недостаточном количестве имеющихся поиско(
вых средств и для обследования значительной площади.
При этом способе район поиска может быть разделен на нес(
колько участков поиска, которые просматриваются одновременно несколькими одиночными средствами или последовательно од(
ним.
Рис. 3.7. Поиск способом “Параллельное галсирование”
одиночным самолетом:
ИПМП – исходный пункт маршрута поиска,
КПМП – конечным пункт маршрута поиска
36
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 36
37
Поиск должен начинаться с участка наиболее вероятного на(
хождения людей, исходя из данных, полученных в ходе разведки.
Расстояние между галсами (при обеспечении 25% перекрытия)
устанавливается таким же, как и интервал между самолетами
(вертолетами) при поиске способом “Гребенка”. Интервал между полосами обследования берется равным половине расстояния между галсами. Для сокращения количества разворотов прямо(
линейные участки галсов целесообразно ориентировать вдоль полос обследования.
Рис. 3.8. Обследование двух полос района поиска одновременно
двумя самолетами способом “Параллельное галсирование”
Поиск способом “Расширяющийся квадрат” (рис. 3.9) применя(
ется, как правило, при наличии данных о местонахождении пост(
радавших, полученном по результатам воздушной разведки. По(
иск состоит в обследовании одиночным самолетом (вертолетом)
района вокруг известной точки, в котором предполагается нахож(
дение аварийного объекта или людей.
Расстояние между соседними параллельными участками маршрута должно гарантировать сплошной просмотр местности.
Рекомендуемое расстояние между галсами при поиске до
2 км.
Длина галсов должна быть 10–20 км.
Рис. 3.9. Поиск способом “Расширяющийся квадрат”
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 37
3.7. Поиск пострадавших на поверхности воды
При определении района поиска учитывают направление и скорость дрейфа аварийного судна, скорость дрейфа средств коллективного спасения и людей на поверхности воды. Район по(
иска наносят на карту (планшет), определяют ориентировочное время поиска. В темное время суток район поиска освещают про(
жекторами и другими осветительными средствами, например, ос(
ветительными ракетами установки “Свет”, технические характе(
ристики которой следующие:
Сила света ракеты, кд
2 х 10
Время свечения ракеты, с
60
Угол вертикального наведения установки, град.
20–80
Угол горизонтального наведения установки, град.
80
Масса установки, кг
83
Способ наведения по вертикали и горизонтали ручной
При поиске принимают все необходимые меры по предотвра(
щению травмирования спасательным судном потерпевших, пла(
вающих на воде. С этой целью, особенно в условиях плохой види(
мости, усиливают наблюдение, снижают скорость спасательного судна.
Все предметы, обнаруженные на поверхности воды, осматри(
вают и определяют их принадлежность к аварийному кораблю. В
районе поиска запрещается осушение трюмов и цистерн, сбрасы(
вание за борт мусора и других предметов, могущих послужить ложным ориентиром.
Район поиска людей на поверхности воды расчитывается по исходным данным о месте аварии.
Квадрат, описанный вокруг окружности с расчетным радиу(
сом, представляет собой площадь района поиска. В первую оче(
редь обследуется предполагаемое место аварии, после чего спа(
сательное судно занимает центр рассчитанной площади и осу(
ществляет обследование всей площади способом “расходящаяся коробочка”.
Поисковая скорость назначается в зависимости от волнения моря, условий видимости и навигационно(гидрографических ус(
ловий.
Если в поисковой операции участвуют два или более спаса(
тельных судна, то применяется способ поиска “параллельные галсы”, этот способ включает серию параллельных галсов между судами с учетом дрейфа искомого объекта. Определяется дрейф с учетом следующих значений скорости ветрового течения и ско(
рости ветрового течения и скорости ветрового сноса.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21