Файл: Справочник спасателя книга 8 надводные и подводные спасательные работы москва внии гочс 2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 372

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
38
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 38

Скорость ветрового сноса,
% к скорости ветра:
Спасательная шлюпка
2
Катер с грузом
5
Катер порожний
6
Дальность обнаружения объекта
Наименование объекта
Дальность обнаружения объекта при использовании наблюдателем бинокля с высоты 6 м. миль днем ночью
Спасательный плот
Оранжевое пятно на воде
Сигнал гелиографа
Светоотражающий материал
Белый дым
Проблесковый огонь
Сигнал пиротехническими средствами
Огонь спасательного жилета
1 – 2 2
5 2
12

2




1

10 20 1
Скорость ветра по шкале Бофорта, баллы
Узлы
Скорость ветрового течения, миль/сут.
1 2
3 4
5 6
7 1–3 4–6 7–10 11–16 17–21 22–27 28–33 2
4 7
11 16 21 26
39
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 39

40
4. ТЕХНОЛОГИЯ, ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ
ВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Руководитель поисково(спасательных работ после обнаруже(
ния потерпевших должен решить вопрос о том, какой способ спа(
сания и какие спасательные средства следует использовать. При этом нужно учитывать следующие факторы:
– предпринятые меры и действия по спасанию на месте бедствия;
– удаленность потерпевших от берега;
– состояние потерпевших;
– предположительное количество людей, терпящих бедствие,
и количество обнаруженных людей;
– имеющиеся спасательные средства на берегу и степень их готовности (спасательные средства, которые предполагает(
ся использовать, следует привести в готовность и перемес(
тить в подходящее место еще в ходе поиска);
– воздействие метеоусловий на спасательную операцию;
– время суток.
Спасание пострадавших может оказаться более трудной и опасной задачей, чем поиск.
Пилоту следует выполнить следующие действия. Показать по(
терпевшим, что они обнаружены, используя любой из следующих способов:
– полет над потерпевшими на малой высоте с включенными посадочными огнями;
– сигнализация сигнальной лампой или прожектором;
– выстреливание двух ракет, предпочтительно зеленых, с интер(
валом в несколько секунд;
– при необходимости сбросить средства связи и спасательное оборудование.
Держать место бедствия под постоянным наблюдением, опи(
сывая круги над ним; тщательно обследовать место бедствия и точно обозначить его с помощью красящего пятна, плавучих ды(
мовых шашек или плавучего радиобуя.
Сообщить об обнаружении, указав по возможности: время об(
наружения; местоположение потерпевших; условия на месте бедствия; состояние потерпевших; снабжение и спасательное оборудование, требуемые потерпевшим (как правило, снабжение питьевой водой в море должно иметь приоритет перед обеспече(
нием продовольствием), сигналы “поверхность(воздух”, в том числе радиосообщения, полученные от пострадавших; состояние водной поверхности и погоды; тип и местоположение ближайших плавучих средств; предпринятые действия или оказанная помощь
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 40


(направленные в место бедствия плавучие средства или сбро(
шенные запасы снабжения), если нужно, сведения об оставшихся запасах топлива и времени, в которое летательный аппарат дол(
жен будет вернуться на базу.
Направить на место бедствия спасательные суда и летатель(
ные аппараты.
Сфотографировать обломки и т.п. с обычных поисковых высот и направлений, с малой высоты и под углом, по возможности на фоне заметных береговых ориентиров.
Оставаться на месте бедствия до тех пор, пока летательному аппарату не будет предложено покинуть его, или пока он не будет вынужден вернуться на базу, или пока не будет осуществлено спасение.
После обнаружения потерпевших морскими судами необходи(
мо выполнить следующее: немедленно сообщить потерпевшим путем сигнализации сигнальной лампой или прожектором, выст(
реливания двух ракет, предпочтительно зеленых с интервалом в несколько секунд, что они обнаружены; следуя к потерпевшим,
доложить об их обнаружении (сообщение должно содержать так(
же все пункты, указанные выше для поиска летательным аппара(
том).
4.1. Эвакуация пострадавших с судов, терпящих бедствие
Способ снятия людей с терпящего бедствие судна выбирает на месте капитан судна(спасателя с учетом характера аварии, сос(
тояния аварийного судна, внешних условий и т.д. С учетом всех факторов выполняется план действий.
Эвакуация людей с аварийного судна может производиться различными способами:
– в плавсредствах аварийного судна;
– покиданием борта судна с последующей посадкой в сред(
ства коллективного спасения или плавсредства спасатель(
ного судна;
– переходом с борта аварийного на борт спасательного судна;
– с использованием подвесной канатной дороги;
– с использованием вертолетов.
Наиболее эффективным способом снятия людей с гибнущего судна является подход к нему лагом вплотную, что дает возмож(
ность людям быстро перейти на судно(спасатель по сходням,
штормтрапам или непосредственно по всей линии борта. Иногда имеется возможность подойти к аварийному судну только носом и снять с него людей на носовую палубу. В обоих случаях необхо(
димо заранее подготовить сходни, покрыть матрацами и матами места спуска людей на палубу и создать специальные группы для оказания псмощи людям при переходе на судно(спасатель.
После принятия решения спасательное судно сообщает ава(
рийному судну (объекту): необходимые мероприятия для безопас(
41
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 41

ности швартовки и проведения спасательных работ, место сосре(
доточения личного состава, подлежащего эвакуации, порядок пе(
рехода и другие вопросы, которые могут возникнуть в зависимос(
ти от обстановки.
На спасательном судне выполняются следующие мероприя(
тия:
– за борт вываливаются пневматические и другие кранцы;
– в местах перехода выставляется необходимое количество людей из личного состава, одетых в средства индивидуаль(
ного спасения;
– подготовляются средства для эвакуации тяжело пострадав(
ших (носилки, стрелы, краны и т.д.);
– в местах перехода убираются леерные стойки.
Если судно(спасатель не может подойти вплотную к гибнуще(
му судну, то для снятия с него людей используют спасательные шлюпки судна(спасателя. При подготовке к приему людей со шлюпок следует: протянуть и закрепить по каждому борту у ва(
терлинии леер для удержания спасательных шлюпок и плотов;
подготовить вдоль обоих бортов судна на самой нижней открытой палубе бросательные концы, штормтрапы и спускные бортовые сетки; приготовить грузовые стрелы (краны) с грузовыми плат(
формами или сетками для быстрого подъема обессилевших или травмированных людей; подготовиться к приему пострадавших,
нуждающихся в медицинской помощи; для быстрейшего осво(
бождения спасательной шлюпки от доставленных к судну людей и отправки ее в следующий рейс отшвартовать к борту спаса(
тельный плот для промежуточной высадки на него людей из шлю(
пок.
Покидание борта аварийного судна для последующей посадки в средства коллективного спасения может осуществляться с ис(
пользованием специальных устройств, трапов и других средств.
Спрыгивание в воду возможно только в исключительных случаях,
как правило, при высоте надводного борта не выше 4–5 м. Спа(
сенные люди доставляются к борту спасательного судна в сред(
ствах коллективного спасения буксируемыми плавсредствами.
При незначительном расстоянии между судами перемещение плавсредств со спасенными людьми может производиться в ре(
жиме “горизонтального лифта” (рис. 4.1) с помощью проводников,
выбираемых (протравливаемых) механическими устройствами или вручную. Протравливающая сторона должна давать макси(
мальную слабину, не допуская рывков в проводниках.
42
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 42

Рис. 4.1. Схема использования плавсредства в режиме
“горизонтального лифта”:
1 – спасатель; 2 и 3 – тяговые канаты;
4 – аварийное судно; 5 – плавсредство
В обстановке, угрожающей аварийному судну, принимаются сле(
дующие меры по организованной эвакуации:
– информирование личного состава о состоянии судна и предпо(
лагаемых действиях, проводимые, как правило, лично капитаном судна;
– надевание средств индивидуального спасения всем личным составом (включая прикомандированных и пассажиров);.
– приведение в готовность к спуску на воду всех спасательных и других судовых плавсредств, оборудованных штатным комплек(
том, при этом на катера и шлюпки дополнительно принимаются:
питьевая вода и продукты питания, переносные средства связи и сигнализации, медикаменты, рыболовные принадлежности,
теплая одежда, брезенты и другие материалы;
– объявление очередности и порядка оставления судна;
– подготовка к длительному пребыванию в холодной воде;
– инструктаж о порядке использования авиационных спа(
сательных средств, сбрасывание которых возможно в районе аварии, а также о порядке поведения на средствах коллектив(
ного спасения;
– назначение командиров шлюпок и других средств коллектив(
ного спасения, а также их заместителей;
– эвакуация людей с аварийного судна организуется в следующей очередности: больные (раненые), дети, женщины, старики,
остальные пассажиры, прикомандированные и члены экипажа,
не привлекаемые к борьбе за живучесть судна;
– личный состав покидает аварийное судно только по приказанию капитана.
43
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 43


Эвакуация экипажа и пассажиров воздушного судна, совер(
шившего вынужденное приводнение, производится с помощью катера (шлюпки), который подходит к хвостовой части воздушно(
го судна с подветренной стороны. Одновременно подается и зак(
репляется буксирный трос.
Если использование плавсредств спасательного судна невоз(
можно, экипаж воздушного судна и пассажиры размещаются в спущенные ими на воду авиационные спасательные лодки, кото(
рые затем подтягиваются к борту спасательного судна с по(
мощью проводников, поданных линеметом.
Порядок и способы выполнения работ по спасению личного состава судов, высота надводного борта которых превышает
4,5 м, принципиально не отличаются от изложенных, за исключе(
нием использования специальных эвакуационных устройств с са(
мотормозящей лебедкой, по конструкции аналогичные плотбал(
ке, забортных трапов, посадочных штормтрапов и пневматичес(
ких посадочных устройств типа ППУ(5. На рис. 4.2 показано при(
менение забортного трапа в сочетании с пневматическим поса(
дочным устройством для спуска людей с борта аварийного судна.
Рис. 4.2. Пневматическое посадочное устройство
у забортного трапа аварийного судна:
1 – поручни трапа; 2 – трап(балка; 3 – такелажная цепь;
4 – понтон пневматического посадочного устройства; 5 – скат;
6 – нижняя площадка; 7 – тетевины; 8 – металлический марш трапа;
9 – упоры (кронштейны); 10 – верхняя площадка трапа
Для эвакуации людей с аварийного судна на борт спасательно(
го судна используются эвакуационный спасательный кран (ЭСК)
с контейнером спасательного судна, канатная дорога, спасатель(
ная и страховочная сети, а также сходни металлические и пнев(
матические типа ППУ(5. При слабом волнении для перехода лю(
дей с судна на ошвартованное спасательное судно обычно ис(
пользуются забортные трапы и сходни. Кран с контейнером при(
меняется при швартовке спасательного судна к кораблю или удержании его на заданном расстоянии от борта корабля в преде(
лах вылета стрелы крана.
44
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 44

Для эвакуации людей с высокобортных судов в тех случаях,
когда применение других спасательных средств не представляет(
ся возможным, используется страховочная сеть, натягиваемая на специальных стойках над носовой частью палубы бака спасателя
(рис. 4.3).
Рис. 4.3. Страховочная сеть для снятия личного состава
с высокобортного корабля на спасательное судно
Подход спасательного средства к борту судна производится с подветренного борта, под углом около 30°, с таким расчетом, что(
бы с помощью подруливающего устройства можно было удер(
жать носовую оконечность судна на возможно минимальном рас(
стоянии от борта корабля. Страховочная сеть, как правило, обес(
печивает одновременный прием одного или двух человек, поэто(
му при подходе к аварийному кораблю необходимо предупредить об этом его личный состав и следить за порядком во время прие(
ма людей, а на спасательном судне выделяется личный состав для оказания помощи по скорейшему снятию с сети прыгающих туда людей. При приеме людей с помощью страховочной сети спускаются за борт трехрядные спасательные трапы, штормтра(
пы и пневматические посадочные устройства типа ППУ(5 для подъема людей в случае падения в воду.
4.2. Использование вертолетов для спасения людей
Спасание людей вертолетом с воды или с борта аварийного корабля производится приемом их на борт вертолета или путем транспортирования на внешней подвеске (только на короткое расстояние) в режиме зависания. Подъем людей на борт осу(
ществляется штатным подъемным устройством, а в случае его от(
сутствия или неисправности – по штормтрапу. Последователь(
ность действий экипажа вертолета при спасении личного состава определяется специальной инструкцией.
Для эвакуации людей со льда вертолет по возможности произ(
водит посадку, а при отсутствии такой возможности подъем по(
терпевших осуществляется в режиме зависания. Подъем на вер(
толет производится по одному человеку. При подъеме и спуске
45
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 45


46
спасаемый руками предохраняет себя от ударов о борт (надстрой(
ки) аварийного судна и шасси вертолета, при подъеме для умень(
шения осевого вращения разводит руки и ноги в стороны. Погруз(
ка больных и раненых производится на носилках типа корабель(
ных в вертикальном положении, а типа “Акья” или “Парамедик” –
в горизонтальном. Как правило, носилки сопровождает спаса(
тель.
При использовании вертолета соблюдаются следующие требо(
вания:
– спасательное судно, занимает позицию относительно нап(
равления ветра, для приема (передачи) с кормы аварийного корабля – правым бортом к ветру (30°–60°), с бака – левым бортом (1200–180°);
– в местах, отведенных под погрузку (выгрузку) людей, уби(
раются съемные выступающие конструкции (выдвижные устройства), постороннее оборудование, концы и другие предметы, которые могут помешать работе личного состава;
– при использовании оттяжек для регулирования положения гака или подтягивания груза к месту его отцепки оттяжки держать в руках, ни в коем случае они не крепятся, отдают(
ся по сигналу с вертолета;
– все действия по креплению и отдаче груза производятся на открытом месте, в поле зрения летчика;
– о готовности человека (груза) к подъему (отдаче) летчику подается сигнал поднятием правой руки вверх.
Всеми работами и действиями при использовании вертолета непосредственно руководят старшие помощники командиров спасательного (аварийного) судна. Визуальные сигналы при ис(
пользовании вертолета даны в Приложении 14.
Запрещается:
– крепить каким бы то ни было способом к аварийному судну
(спасательному судну) любые концы, связанные с вертолетом;
– опускать гак подъемного троса или шкентеля в трюм, люк и другие места, недоступные наблюдению летчика.
4.3. Эвакуация пострадавших с поверхности воды
4.3.1. Спасение человека, упавшего за борт
По уставу капитан обязан принять все меры к спасанию чело(
века, упавшего за борт или по другой причине оказавшегося на воде в бедственном положении. Действия экипажа по спасению отрабатываются в ходе регулярного проведения на судне учебных тревог “Человек за бортом”. Эти тревоги проводят в различных погодных условиях, в светлое и темное время суток.
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 46

Первый заметивший человека за бортом обязан сбросить ему спа(
сательный круг, громким голосом доложить: “Человек за бортом сле(
ва (справа)” и, продолжая вести за ним наблюдение, указать на него рукой. Услышавший этот доклад обязан отрепетировать его в сторо(
ну мостика или доложить о происшествии вахтенному помощнику ка(
питана лично.
В случае падения человека за борт вахтенный помощник сбрасы(
вает спасательный круг с самозажигающимся огнем и дымовой шаш(
кой, объявляет тревогу “Человек за бортом” и дает команду к спуску дежурной шлюпки, включает РЛС, выставляет наблюдателя с бинок(
лем и флажками, поднимает флаг “О” (Оскар) и докладывает о про(
исшествии капитану. Одновременно с объявлением тревоги в услови(
ях, когда момент падения человека за борт зафиксирован точно, из(
меняют курс судна в сторону упавшего за борт на 240° от первона(
чального курса и дальнейшей отработкой заднего хода останавлива(
ют судно у места падения человека. Члены экипажа, закрепленные за дежурной шлюпкой, и судовой врач занимают места в этой шлюпке,
и командир шлюпки направляет ее туда, куда показывает наблюда(
тель.
Днем наблюдатель указывает направление шлюпки флажками:
обе руки подняты вертикально вверх – курс шлюпки правилен, вытя(
нутая горизонтально правая или левая рука – шлюпке держать соот(
ветственно правее или левее. В темное время суток наблюдатель указывает направление шлюпки прожектором или трехцветным фо(
нарем: белые длинные проблески – курс шлюпки правилен: такие же зеленые или красные проблески – шлюпке держать соответственно правее или левее. Связь с командиром дежурной шлюпки поддержи(
вают посредством портативных ультракоротковолновых радиостан(
ций. Днем шлюпка следует к упавшему за борт без кормового флага и поднимает последний только тогда, когда пострадавший поднят на шлюпку. С подъемом на шлюпке кормового флага на судне спускают флаг “О”.
Если с момента падения человека за борт прошло значительное время, то судно быстрее подойдет к месту падения, если круто раз(
вернется и будет следовать обратным курсом. Для этого руль перек(
ладывают на левый или на правый борт. При отклонении судна на угол примерно 60° руль перекладывают на противоположный борт до выхода на контркурс и следуют этим курсом.
Если момент падения человека за борт не был замечен, принима(
ют все меры к его поиску. Рекомендуются две схемы поиска: по рас(
ширяющемуся квадрату для поиска в относительно небольшом райо(
не и по секторам, когда место падения человека за борт известно дос(
таточно точно и радиус поиска сравнительно невелик. Для охвата об(
ширного района используют способ поиска “параллельными галсами”.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21