Файл: Справочник спасателя книга 8 надводные и подводные спасательные работы москва внии гочс 2006.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 370

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
47
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 47

Сложной операцией является подъем обессилившего человека из воды в шлюпку. Во всех случаях действуют быстро и точно, со(
образуясь с состоянием пострадавшего и погодными условиями.
Если человек в сознании и хорошо держится на воде, команда шлюпки помогает ему подняться в шлюпку. Если же человек теряет сознание, то один член команды прыгает в воду со спасательным кольцом на лине и поддерживает пострадавшего, а остальные под(
держивают их и поднимают в шлюпку.
Маневрирование со спуском спасательной шлюпки выполняется при благоприятных гидрометеорологических условиях, когда обна(
руживают падение человека за борт, находящегося в пределах ви(
димости судна. В остальных случаях используются способы полупо(
ворота с выходом на контркурс и циркуляции на рассчитанный угол.
Способ циркуляции со спуском спасательной шлюпки. Судно с помощью одной машины внешнего борта совершает циркуляцию в сторону борта, с которого упал человек (рис. 4.4). С переходом суд(
на на обратный курс стопорится машина и гасится инерция перед(
него хода. Спуск спасательной шлюпки производится на умеренной инерции переднего хода 4...5 уз.
Способ полуповорота с выходом на контркурс. Судно, не умень(
шая скорость и хода, совершает поворот на угол от первоначаль(н(
ого курса. С приходом на новый курс руль перекладывается на про(
тивоположный борт, и судно ложится на контркурс, который и выво(
дит его в точку падения человека (рис. 4.5)
Рис. 4.4. Маневрирование способом циркуляции
со спуском спасательной шлюпки
Рис. 4.5. Маневрирование способом полуповорота
с выходом на контркурс
48
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 48

Угол в град. рассчитывается по формуле:
,
(4.1)
где К – коэффициент потери скорости на циркуляции (отношение ско(
рости на циркуляции к скорости на прямом курсе при том же числе оборотов винтов);
Dц – тактический диаметр циркуляции, каб.;
Vк – скорость корабля, каб./мин;
tр – время перекладки руля с борта на борт, мин.
Значение угла отворота для различных ступеней скорости мо(
жет быть также определено практическим путем. Для этого вы(
полняется маневрирование с расчетом войти в свою кильватер(
ную струю и подойти к ранее сброшенному предмету.
Маневрирование способом полуповорота с выходом на контркурс позволяет успешно осуществлять поиск и спасение че(
ловека в условиях плохой видимости и в том случае, если с мо(
мента его падения за борт прошло значительное время.
Способ циркуляции на рассчитанный угол. Судно начинает циркуляцию и ложится на курс, ведущий в точку падения челове(
ка. Курс рассчитывает штурман в соответствии со временем, про(
шедшим после падения человека, скоростью хода судна и диа(
метром циркуляции. Способ может быть успешно применен в ус(
ловиях хорошей видимости, когда точно зафиксирован момент падения человека за борт (рис. 4.6).
Рис. 4.6. Маневрирование способом циркуляции
на рассчитанный угол
Подход судна к человеку в условиях благоприятной погоды мо(
жет быть выполнен с любой стороны и по кратчайшему расстоянию.
Инерция судна должна быть такой, чтобы ее можно было пога(
сить отработкой одной машиной внешнего борта. Гашение инер(
ции машиной внутреннего борта нежелательно, так как в этом случае человек будет отброшен от борта судна. Маневр подхода к человеку выполняют с таким расчетом, чтобы он оказался в районе средней, наименее высокой части борта и на минималь(
ном расстоянии от судна.
tg =

К*
Vк* tр
49
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 49


На значительном волнении подходить к спасаемому следует только с наветренной стороны, для чего судно ставят в положение бейдевинд или бакштаг относительно плоскости ветра. Человека оставляют с подветренной стороны на расстоянии 20–30 м. Удер(
жание судна в указанных положениях производится кратковре(
менной подработкой машин. Подъем человека на борт выполня(
ют с помощью остропленных спасательных кругов, спасательных поясов или корзин. На случай оказания помощи обессилевшему в воде человеку должны быть подготовлены физически выносли(
вые люди с индивидуальными спасательными средствами и стра(
ховочными концами (рис. 4.7).
Рис. 4.7. Подход судна к человеку на значительном волнении
4.3.2. Спасение людей с поверхности воды
При спасении плавающего на воде личного состава спасатель(
ное судно по возможности соблюдает следующую очередность подбора потерпевших: плавающие на воде без каких(либо средств спасения; плавающие без штатных средств спасения, но удерживающиеся на воде с помощью различных предметов с по(
ложительной плавучестью, одетые в спасательные нагрудники и жилеты; одетые в гидрокостюмы, находящиеся на средствах кол(
лективного опасения.
Спасание осуществляется с помощью катеров и шлюпок, пло(
тов спасательных, устройств массового подбора, пневматических устройств типа ППУ(5, сетей и тралов, многорядных трапов, схо(
ден и штормтрапов, различных шкентелей и линей (концов),
средств индивидуального спасения и других предметов с положи(
тельной плавучестью. Плоты спасательные, средства индивиду(
ального спасения и различные плавучие предметы сбрасываются за борт на концах из синтетических или растительных тросов,
предпочтительно с положительной плавучестью.
50
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 50

51
С помощью громкоговорящей связи, электромегафонов и ме(
гафонов со спасательного судна и спущенных на воду катеров спасаемым даются указания об их действиях.
Трал спасательный изготовляется из капронового или расти(
тельного троса, на котором через каждые 3...4 м подвешиваются буйки, а в двух(трех местах на коротких концах (5...6 м) закрепля(
ются спасательные плоты. Допускается изготовление спасатель(
ного трала из водолазных шлангов (один конец шланга гермети(
зируется заглушкой и поддувается сжатым воздухом).
Трал буксируется двумя катерами в район наибольшего скоп(
ления плавающих на воде людей. Спасаемые удерживаются за трал или размещаются на привязанных к нему плотах. После это(
го трал отбуксировывается к борту спасательного судна. При на(
личии лишь одного катера функции второго выполняются самим спасательным судном или одной(двумя шлюпками.
Спасательное судно ложится в дрейф, а катер петлей буксиру(
ет трал и спасательные сети самым малым ходом, периодически стопоря машины.
Устройство для массового подбора плавающих на воде людей
(УМП) состоит из пневматических баллонов с невозвратными клапанами, тягового троса, вьюшки для него и плота ПСН(6М в чехле.
Схема использования УМП показана на рис. 4.8. Его техничес(
кие характеристики:
Длина тягового троса, м
300
Диаметр тягового троса, мм
13
Грузоподъемность пневмобаллона, чел.
10
Габаритные размеры пневмобаллона, м: длина 10
диаметр
0,3
Масса устройства, кг
790
Рис. 4.8. Схема УМП:
1 – тяговый трос; 2 – пневматические баллоны;
3 – плот ПСН(6М; 4 – плавучий якорь
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 51


Для использования УМП доставляется на верхнюю палубу спа(
сательного судна. Расчехляются пневматические баллоны. Путем срабатывания пускового устройства приводится в рабочее (наду(
тое) положение плот ПСН(6М.
К карабину тягового троса закрепляется плот, который с выб(
рошенным плавучим якорем через полуклюз опускается за борт.
Баллоны наполняют от судовой системы сжатым воздухом, зак(
репляют к тяговому тросу, а между собой карабинами и пооче(
редно опускают за борт.
При обнаружении плавающих людей спасательное судно осу(
ществляет вокруг них циркуляцию. Спасаемые удерживаются за леера баллонов или перебираются в плот. Устройство подтягива(
ется к спасательному судну. Подъем людей на борт осуществля(
ется по штормтрапу, с помощью ППУ(5 или других устройств.
В целях предотвращения опрокидывания или затопления кора(
бельных плавсредств соблюдаются следующие требования:
– подбор людей из воды производится, как правило, в кормо(
вой части плавсредства жесткой конструкции, по одному че(
ловеку; а на надувную шлюпку разрешается поднимать од(
новременно или порознь с каждого борта по два человека;
– спасаемые, ожидающие своей очереди подбора из воды,
удерживаются за спасательный леер, обнесенный по наруж(
ному периметру плавсредства, а при отсутствии леера им подаются индивидуальные средства спасения на концах с положительной плавучестью.
Для подъема пострадавших на борт спасательного судна ис(
пользуются: корабельные трапы, сходни и штормтрапы, устрой(
ства типа ППУ(5. мягкие кранцы с привязанными концами, шкен(
тели с мусингами и шкентели грузовых стрел, беседки тали (таке(
лаж) шлюпбалок и кран(балок, различные тросы.
Подъем производится личным составом спасательного судна.
Надев средства индивидуального спасения и обвязавшись стра(
ховочными концами, часть личного состава размещается на тра(
пах непосредственно у поверхности воды и помогает пострадав(
шим подниматься на борт спасательного судна. Обессилевших поднимают с помощью концов и сеток. Для предохранения людей от ударов о корпус спасательного судна, особенно в штормовую погоду, используются пневматические устройства типа ППУ(5.
4.4. Подводные работы в особых и экстремальных условиях
К особым и экстремальным условиям при выполнении подвод(
ных спасательных работ относятся следующие: быстрое течение;
зимние и полярные условия, ледовая обстановка; темное время суток; волнения водной поверхности; агрессивные жидкости и
52
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 52

растворы большой плотности; условия высокогорья и поверхнос(
ти ниже уровня моря; обитание опасных морских животных; рабо(
та в толще воды; наличие бурых водорослей; районы подводных скал, банок, коралловых атоллов; пещеры и другие замкнутые пространства; горячая вода (сабка); шлюзы, водоводы, водоза(
борники и т.д.; электрические поля, платформы в открытом море.
При работе в толще воды открытого океана, когда глубина зна(
чительно превышает глубину требуемого погружения или когда видимость значительно снижается при погружении, не достигаю(
щим дна, используют крупное судно, необходимое для транспор(
тировки к месту погружения водолазной группы, и небольшой во(
долазный катер, требующийся для обеспечения работы водола(
зов под водой.
Подводные операции на глубоководных участках океана вы(
полняются с небольшого самоходного управляемого катера, удоб(
ного для подъема водолазов (предпочтительно надувная лодка),
расположенного рядом с местом погружений и прикрепленного к вертикальному якорному линю, длина которого должна превы(
шать запланированную глубину погружения. Якорный трос стаби(
лизируют на случай вертикального дрейфа с помощью прикреп(
ленного к нему демпферного диска или пластмассового ведра на дне, или груза, не превышающего 2 кг. Снос водолазного катера необходимо свести к минимуму, используя плавучий якорь, на ко(
тором должен быть комплект средств для оказания первой помо(
щи и кислород. Ни при каких обстоятельствах судно и водолаз(
ный катер не должны терять связь друг с другом, и желательно,
чтобы они оставались в пределах видимости. Положение катера следует устанавливать с помощью судового радара.
При выполнении работ, требующих участия более чем двух во(
долазов, один опытный водолаз является страхующим и на про(
тяжении всего погружения следит за местоположением, подачей воздуха и состоянием других водолазов. Страхующий водолаз находится рядом с центральным линем и в пределах досягаемос(
ти кольца, удерживающего страховочные лини других водолазов.
В случае необходимости страхующий водолаз сможет привлечь внимание любого водолаза, потянув за страховочный линь.
Страхующий водолаз также должен быть пристегнут к линю дли(
ной 1...2 м, быстро разъединяющемуся защелкивающимся зажи(
мом или карабином.
Страховочные лини нужны для связи, а также для предотвра(
щения непреднамеренного спуска в прозрачной глубокой воде на глубину, превышающую запланированную. Страховочные лини напоминают водолазам, что они достигли заранее согласованной глубины, и определяют горизонтальный предел удаления от вер(
53
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 53

тикального линя. Никогда не следует закреплять страховочный линь к грузовому ремню водолаза. Водолаз ни в коем случае не должен отстегивать страховочный линь или удаляться от группы.
Основными проблемами для группы водолазов, выполняющих задачи, требующие большего внимания, являются ориентация и связь. Даже в очень прозрачной воде можно потерять ориента(
цию, если не видно дна, и следует предпринимать дополнитель(
ные меры предосторожности во избежание ошибок в определе(
нии направления и потери ориентации. В целях безопасности и повышения эффективности работы всем водолазам следует прикрепляться к легким страховочным линям, соединенным с по(
мощью киповой планки через зажимы к грузикам массой в 60 г.
Эти зажимы подсоединяются к центральному кольцу, прикреп(
ленному к вертикальному линю, идущему на поверхность. Такая система позволяет поддерживать натяжку с помощью страховоч(
ного линя между водолазом и центральным кольцом (рис. 4.9).
Рис. 4.9. Схема обеспечения работы трех водолазов
в морских условиях:
1 – бот с обеспечивающим водолазом; 2 – набор линей;
3 – страхующий водолаз
В случае появления в районе подводных работ опасности не(
обходимо преждевременно завершить погружение. Если, по ре(
шению руководителя спусков, а также по мнению страхующего или любого водолаза работающей группы, необходимо подни(
маться, водолазы должны, не отстегивая страховочные лини, а маркируя их, двигаться по направлению к вертикальному линю. В
центре им следует отстегнуть и опустить страховочные лини и медленно подниматься на поверхность. Это позволяет одному из них всегда наблюдать за появившимися животными. Если пред(
полагается встреча с акулами, следует иметь при себе специаль(
ную дубинку и специальные отпугивающие препараты.
54
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 54

При наличии бурых водорослей, т.е. некоторых видов макро(
водорослей, образующих пространственные структуры, похожие на лес, расположенные на глубине от 0 до 130 м, необходимо ру(
ководствоваться следующими принципами.
1. Многие заросли бурых водорослей служат своеобразным убежищем от прибоя, и этим можно воспользоваться для обеспечения доступа водолазам с берега к некоторому участку моря, который в противном случае мог бы представ(
лять определенную опасность.
2. Некоторые разновидности бурых водорослей образуют плотное покрытие на поверхности, уплотняющееся при отли(
ве и труднопроходимое. Работа в таких условиях может представлять определенную опасность. Обычно в таком пок(
рытии образуются окна, с отливом или приливом они пере(
мещаются, открываются или закрываются. Это должно учи(
тываться при планировании возвращения водолаза на по(
верхность. Пловцу(подводнику без акваланга следует избе(
гатьпопыток прорыва через водорослевое покрытие, пос(
кольку при этом маска с трубкой сползает на его шею. Водо(
лазы, совершающие погружения в местах произрастания водорослей, должны быть надлежащим образом проин(
структированы до проведения подобных работ. Как правило,
легче совершать погружение во время прилива.
3. Нож, закрепленный на внешней стороне ноги, вполне может зацепиться за водоросли, поэтому закреплять нож необхо(
димо на внутренней стороне икры.
4. Следует обходиться без связующих линей, поскольку они могут запутаться. Однако необходимо строго соблюдать правила связи с напарником.
5. Бурые водоросли могут зацепиться за переключатель ре(
зерва воздуха на баллоне, в результате чего переключатель может погнуться или может произойти преждевременное пе(
реключение на резерв. Во избежание этого для включения резерва следует использовать коленчатый рычаг со шнур(
ком, обучив водолаза переключать его рукой, отведенной сверху за спину. Во многих случаях предпочтительно приме(
нение баллонов, не оборудованных игольчатым затвором.
При действиях в районах подводных скал, банок, коралловых атоллов необходимо учитывать следующую специфику:
1. Если подводные скалы имеют крутые склоны, небольшую верхнюю часть и неровный рельеф, то могут возникнуть проблемы с использованием якоря. Для постановки на якорь небольшого катера или надувной лодки, перевозящей водо(
лазов, рекомендуется использовать якорный трос из синте(
55
Spravochnik_Spas_8.qxp 16.08.2006 15:20 Page 55