Файл: Контрольная работа по дисциплине Конституционное право Задание 1. Опишите основные этапы развития парламентаризма в нашей стране (Российская империя, ссср, Российская Федерация).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 666

Скачиваний: 43

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хотя парламент и утверждает законы, однако многие законопроекты зарождаются в правительственных учреждениях. Кроме того, под давлением правительства глава государства может наложить вето на законы, принятые парламентом.

Система федеральных органов исполнительной власти - это совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительно й власти на всей территории Российской Федерации. Система ФОИВ основана на принципе федерализма и административно-территориального деления, и в пределах ведения и полномочий Российской Федерации и по предметам их совместного ведения с субъектами Российской Федерации представляет собой единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Государство как социальная система реализует множество функций по обеспечению динамической устойчивости и суверенитета своего существования как по отношению к внешней среде (другим государствам), так и к регуляции отношений между гражданами (организациями) и государственными структурами. При реализации своих функций государство как целостная система может выступать в различных формах. Например, как субъект международного сообщества; как форма объединения людей на определенной территории посредством юридической связи (гражданства); как выразитель и гарант общих интересов и целей; как средство или механизм легитимного принуждения в интересах общей воли граждан; как специфическая форма самоуправления в обществе и др.

В систему федеральных органов исполнительной власти, утвержденную указом Президента РФ от 14.08.1996 г. № 11762 входят: министерства Российской Федерации, Государственные комитеты РФ, Федеральные комиссии России, Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России, Федеральные комиссии, а также иные Федеральные органы исполнительной власти при Президенте РФ.

Министерство РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр России (федеральный министр).


Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель Государственного комитета РФ, председатель Федеральной комиссии России.

Задание №3.

Президент Российской Федерации в связи с проведением хирургической операции временно возложил указом исполнение своих обязанностей на Председателя Правительства РФ. Однако Государственная Дума Федерального собрания РФ возразила против этого, основываясь на том, что Председатель Правительства может временно исполнять обязанности Президента РФ только в случаях, предусмотренных ч.2 ст. 92 Конституции РФ (досрочное прекращение полномочий).

Возможно ли временное исполнение полномочий Президента РФ Председателем Правительства РФ в указанной ситуации?
Согласно ч. 3 ст. 92 Конституции Российской Федерации во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнить свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Ограниченное по времени исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства продолжается соответственно до момента возвращения действующего Президента к исполнению своих обязанностей или до вступления в должность вновь избранного Президента РФ.

Анализ статуса Председателя Правительства РФ как исполняющего обязанности Президента РФ вызвало вопрос: идет ли речь в статье 92 Конституции РФ только о случаях досрочной президентской вакансии или обо всех случаях, когда глава государства фактически не в состоянии исполнять свои функциональные обязанности, например в виду болезни.

На этот вопрос обстоятельное разъяснение может дать Конституционный Суд РФ в порядке толкования Конституции РФ. Исходя из анализа конституционных норм о месте Президента в государственном механизме Конституционный Суд высказал ту позицию, что положение ч. 3 ст. 92 Конституции РФ о том, что во всех случаях, РФ, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ согласуется с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ, в силу которой Президент и Правительство РФ обеспечивают в соответствии осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.



Таким образом, разъяснил Конституционный Суд, положение ч. 3 ст. 92 Конституции РФ имеет в виду прежде всего случаи, перечисленные в ч. 2 этой же статьи, а также другие случаи, которые носят исключительный характер.

В тех исключительных случаях (помимо конституционно закрепленных случаев досрочного прекращения полномочий Президента), когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, в целях обеспечения непрерывного осуществления государственной власти, руководствуясь Конституцией РФ, он своим решением возлагает на Председателя Правительства временное исполнение обязанностей Президента с учетом ограничений, предусмотренных ч. 3 ст. 92 Конституции РФ. Исполнения полномочий Президента РФ главой Правительства определяется самим Президентом в специальном Указе.

Таким образом, Конституционный Суд обстоятельства, требующие замещения Президента России Председателем Правительства РФ, разделил на две категории - предусмотренные ч. 2 ст. 92 Конституции (отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности), а также иные исключительные случаи.

При наличии иных оснований, препятствующих реализации Президентом своих полномочий (например, проведение хирургической операции), Президент своим решением временно возлагает на Председателя Правительства выполнение своих обязанностей с указанием точного времени подобного замещения, которое длится до момента возвращения действующего Президента к исполнению своих обязанностей.
Задание № 4.

Заполните таблицу: Законодательный процесс в РФ

Федеральный конституционный закон

Стадии

Содержание стадии (этапы). Порядок рассмотрения

Срок рассмотре-ния

Форма

принятия

решения

(кол-во голосов)

Каким актом оформляется решение. Кем и кому передается закон (законопроект)

Сроки передачи закона (законопроекта) от одних участников процесса к другим

1. Законодательная инициатива

Это предоставленное строго определённому кругу лиц или учреждений (Президенту РФ;

Совету Федерации;

членам Совета Федерации;

депутатам Государственной Думы РФ;

Правительству РФ;

законодательным (представительным) органам субъектов федерации;

Конституционному суду РФ;

Верховному суду РФ) право на внесение в органы представительной государственной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законодательных проектов




До 60 % законодательных инициатив исходит от депутатов Государственной Думы, 40% - иных государственных органов и лиц







2. Подготовка законопроек-та

Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу)

Министерст-вом юстиции Российской Федерации и соответствующим федеральным органом исполнительной власти либо организацией может быть установлен иной срок подготовки заключения, который не может превышать 30 дней










3. Обсуждение законопроек-та

Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки.

Обсуждение будущего закона проводится три раза или, как принято говорить, в трёх чтениях








По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»




4. Принятие закона

Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное




Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных - двух третей общего числа депутатов




После принятия закона депутатами Государственной Думы он в течение пяти дней передаётся на рассмотрение Совету Федерации.

Принятый закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту, который в течение двух недель должен его рассмотреть и подписать или наложить вето

5. Опубликова-ние закона

Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия - необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение и вообще требовать его соблюдения










Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете»



Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями от 01.07.2020) / Электронный ресурс

2. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 25.01.2022) "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"

3. Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: Учеб. пособие. М., 2017

4. Смоленский, М. Б. Конституционное (государственное) право России: учебник для бакалавров: учебник для студентов вузов / М. Б. Смоленский, М. В. Алексеева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

5. Информационный портал «Юридическая Россия» http://www.law.edu.ru/

6. Сайт Государственной Думы РФ http://www.duma.gov.ru/

7. 4. Сайт Правительства РФ http://government.ru/


1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями от 01.07.2020)

2 Указ Президента РФ от 14.08.1996 N 1176 (ред. от 06.09.1996) "О системе федеральных органов исполнительной власти"