ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Маркетинг
Индекс Херфиндаля - Хиршмана
Индекс Херфиндаля -
Хиршмана
Содержание
1
Сущность и предназначение индекса
Херфиндаля-Хиршмана
2
Общая методика расчета индекса
Херфиндаля-Хиршмана
3
Пример расчета индекса Херфиндаля-
Хиршмана
Скачать в PDF
Ссылка по ГОСТ
Автор статьи
Людмила Юрьевна Ананьева
Эксперт по предмету «Маркетинг»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Статья написана экспертом
Автор24
С нами работают 108 689 преподавателей из 185
областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы
Как работает сервис?
Сущность и предназначение
индекса Херфиндаля-Хиршмана
Определение 1
Индекса Херфиндаля-Хиршмана (от англ.
Herfindahl-Hirschman Index, сокращенно - HHI)
– это специальный показатель, используемый для оценки степени рыночной монополизации,
то есть монополизации отрасли.
Данный показатель был разработан в далеком 1945
году в США и назван в честь двух выдающихся экономистов:
Первоначально формула расчета индекса HHI была придумана А. Хиршманом, однако несколько лет спустя О. Херфиндаль предложил ее модифицированную версию. Именно она и используется сегодня. В настоящее время индекс
Херфиндаля-Хиршмана служит одним из немногих экономических показателей, которые используются на практике для оценки рыночной доли.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана представляет собой общий показатель рыночной концентрации,
нередко используемый для определения рыночной конкурентоспособности до и после сделок слияний и поглощений. В то же время индекс представляет собой меру рыночной концентрации – чем выше рыночная концентрация, тем меньшее число конкурентов на нем представлено и,
соответственно, тем ближе исследуемый рынок к монополии. По большому счету он выступает мерой конкуренции между компаниями и смежными отраслями. В то же время он нередко используется для диверсификации портфеля; в частности, с его помощью определяется количество позиций в портфеле.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана является одним из основных индикаторов, посредством использования которого можно различать рынки по степени конкуренции (рынок совершенной и монополистической конкуренции, а также рынки олигополии и чистой монополии). В
действительности данный показатель отражает число компаний, представленных в рамках конкретного рыночного сегмента, а также долю производимой ими продукции.
«Индекс Херфиндаля -
Хиршмана»
Готовые курсовые работы и
рефераты
Купить от 250 ₶
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной
работы
Узнать стоимость
Сегодня индекс Херфиндаля-Хиршмана служит довольно эффективным индикатором изменения доли рынка компании. Кроме того, он косвенным образом указывает на величину экономической прибыли, получаемой за счет использования монопольной власти. В настоящее время данный индекс активно используется американским государством для анализа планируемых сделок по слиянию и реализации антимонопольной политики.
Его главным достоинством считается способность к наглядной демонстрации перераспределения частей отрасли между разными компаниями.
Общая методика расчета индекса
Херфиндаля-Хиршмана
Численное определение индекса Херфиндаля-
Хиршмана дает возможность определить,
достаточно ли конкурентоспособен рынок и какая фирма на нем выступает в роли монополиста.
Для расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана авторами разработана специальная формула. Она имеет следующий вид (рисунок 1). Рассмотрим ее более подробно.
Рисунок 1. Формула расчета индекса HHI. Автор24
— интернет-биржа студенческих работ
Согласно предложенной на рисунке 1 формуле индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как суммарная квадратура рыночной доли каждой компании, конкурирующей на рынке. Таким образом, представляет собой ни что иное как возведенную в квадрат процентную долю товаров и услуг фирмы в определенной отрасли.
Определяется она отношением продаж товаропроизводителя на рынке к общему объему товаров и услуг в отрасли.
Расчетная величина индекса Херфиндаля-Хиршмана должна находиться в диапазоне от 1 до 10000, где
10000 свидетельствует о полной монополизации рыночного сектора экономики одной фирмой. В
идеале, в условиях рыночной конкуренции,
значение индекса HHI должно быть приближено к нулю, поскольку в этом случае доля рынка будет разделена поровну между компаниями. Эксперты считают, что значение индекса менее 1000
свидетельствует о хорошей конкуренции. Если же его величина колеблется в диапазоне 1000-1800, на рынке имеет место быть умеренная концентрация.
Значение индекса свыше 1800 указывает на высокую степень рыночной концентрации. Таким образом, в зависимости от числовой величины индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяют следующие типы рынков:
В целом справедливо говорить о том, что представленная на рисунке 1 формула позволяет размежевать влияние на индекс Херфиндаля-
Хиршмана числа компаний в отрасли и разделение рынка между ними. В том случае, если все фирмы контролируют одинаковые части рынка, показатель разброса будет равен нулю. Само значение индекса обратно пропорционально числу компаний,
представленных на рынке. Однако, при условии наличия фиксированного количества производителей индекс HHI будет увеличиваться одновременно с увеличением разница между частями компаний в отрасли.
Пример расчета индекса
Херфиндаля-Хиршмана
Рассмотрим особенности расчета индекса
Херфиндаля-Хиршмана на конкретном примере.
Предположим, что на рынке функционирует всего четыре компании. Каждая из них занимает определенную долю рынка:
Итого получаем: 40% + 30% + 15% + 15% = 100%.
Далее по формуле, представленной на рисунке 1,
произведем расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана.
В результате получим:
Таким образом, данную отрасль можно смело относить к категории высоко концентрированных,
поскольку общее число фирм в отрасли невелико.
Рассмотрим другой пример. Предположим, что на рынке функционирует 20 компаний. Из них 19 фирм имеют долю рынка в размере 2, 71%, а еще на одну компанию приходится 48,59% всего рынка. В этом случае значение индекса Херфиндаля-Хиршмана составит 2500, что указывает на высокую степень концентрации рынка.
Если же одна компания из 20 имела бы долю рынка в размере 35,82%, а все прочие фирмы имели бы в распоряжении 3,38% рынка, то расчетное значение индекса Херфиндаля-Хиршмана составило бы 1500,
что, в свою очередь, свидетельствует о достаточно уровне рыночной конкуренции.
Дата написания статьи: 24.08.2020
Скачать в PDF
Ссылка по ГОСТ
Трудности
с написанием
работы?
Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!
Тема работы
Узнать стоимость
Согласен(-на) с политикой конфиденциальности и условиями пользовательского соглашения
Наши статьи цитируют
Похожие материалы
по теме
Попробуй бесплатный
инструмент для
оформления работы по
ГОСТу «ДокСтандарт»
Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через
30 секунд
Попробовать
Помощь со
студенческой работой
Все самое важное и
интересное
в Telegram
Все сервисы Справочника в твоем телефоне!
Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!
Перейти в Telegram Bot
Telegram Bot
Научные статьи
Лекторий
Методические указания
Справочник терминов
Статьи от экспертов
Отзывы об Автор24
Последние статьи
Акции партнеров
Помощь эксперта
Справочник рефератов
Решение задач в 2 клика
Для правообладателей
Работа для преподавателей
Работа для репетиторов
Психологическая помощь
Партнерская программа
Реклама на сайте
Поделиться
Альберта Хиршмана;
Орриса Херфиндаля.
Сделаем домашку
с вашим ребенком
за 380
₶
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено низко концентрированные рынки;
умеренно концентрированные рынки;
высоко концентрированные рынки.
первой компании принадлежит 40% рынка;
второй компании принадлежит 30% рынка;
третьей компании принадлежит по 15% рынка;
четвертой компании принадлежит по 15% рынка.
Не нашел нужную статью?
Воспользуйся
новым
поиском!
Поделиться
Научные журналы
ВАК
РИНЦ
Google scholar
ВАК
РИНЦ
РИНЦ
Google scholar
ВАК
РИНЦ
ВАК
Методические пособия от
экспертов Автор24
Бизнес план зоомагазина
Размеры на чертеже
Структура контрольной работы
Чем отличается курсовая работа от курсового проекта
Помощь в написании
студенческой работы
Помощь с лабораторной работой
Научные работы
Чертеж
Помощь в подготовке доклада
Консультация от ведущих
экспертов по предметам
80% учащихся школ и ВУЗов,
обратившихся к нам за помощью,
повысили уровень знаний и улучшили успеваемость
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Научные журналы
ЭКОНОМИКА
#Статья
Показатели рыночной структуры
Автор(ы): Татьяна Олеговна Павловская
Telegram Bot
15.04.2023, 18:14
Стр. 1 из 1