Файл: Основные сражения Великой Отечественной Войны. Оборонительное сражение летаначало осени 1941.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К началу июля Ставка сосредоточила на Курском направлении крупные силы и средства, обеспечившие перевес в пользу советских войск. Теперь они были способны не только отразить мощное наступление, но и перейти в решительное контрнаступление. Гитлеровцы рассчитывали ошеломить советские войска внезапной лавиной артиллерийского огня и новых мощных танков -- “тигров” и “пантер”. Однако на рассвете 5 июля сосредоточенные на исходном положении для атаки их войска были сами ошеломлены сокрушительными залпами “катюш”, орудий и минометов. Артиллерийская и авиационная контрподготовка войск Центрального и Воронежского фронтов нанесла противнику серьезный урон, сразу нарушив тщательно размеченный график его действий.

Фашистское наступление началось 5 июля 1943 года. Советское командование, которому был известен этот срок, еще до начала наступления провело мощную артиллерийскую подготовку, в результате которой враг понес потери уже на исходных позициях. Противник бросил в бой большое количество танков, пехоты, самолетов. Число вражеских танков на километр фронта достигало 100 машин. Начавшееся сражение сразу приняло грандиозный размах. Контрнаступление Красной Армии успешно развивалось, 5 августа 1943 года советские войска освободили Орел и Белгород. В честь этой победы в Москве в тот же день был произведен первый торжественный артиллерийский салют.

За 50 дней боев под Курском фашистские войска потеряли более полмиллиона солдат и офицеров, огромный урон понесли танковые войска и военно-воздушные силы. Позорный провал “генерального наступления” гитлеровцев на Курской дуге, вторично после Сталинграда, потряс до основания всю германскую военную машину, заметно приблизив ее полный развал под ударами советских войск. “Если битва под Сталинградом, -- указывал И. В. Сталин, -- предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой”. Умолкли крики фашистских главарей о завоевании Германией мирового господства.

Последняя попытка Германии провести крупное стратегическое наступление закончилась полной неудачей. Здесь были уничтожены лучшие механизированные соединения гитлеровской армии. Фашисты понесли значительные потери, восстановить которые им не удалось. Победа в битве под Курском и последовавший за ней выход советских войск на Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны.

2.8. Битва за Днепр

В конце сентября советские войска вышли к левому берегу Днепра на 700-километровом фронте, от Лоева до Запорожья.

  Несмотря на все усилия, советские войска не смогли отрезать противника от Днепра. Однако и немецкие войска не успели занять надёжную оборону на «Восточном валу». Чтобы поднять моральный дух воинов советской армии Директивой Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии за № 320 от 9 сентября 1943 года было дано указание: «Бойцов и командиров Красной Армии, первым, вступившим на правый берег такой реки, как Днепр и рав­ных Днепру рек по трудности форсирования представлять к присвоению звания Героя Советского Союза»

   С целью облегчения переправы войск через Днепр, советское командование решило высадить на правый берег парашютный десант. Так, 24 сентября 1943 года была начата Днепровская воздушно-десантная операция. Целью советских десантников был срыв подхода немецких подкреплений к только что захваченным плацдармам на Воронежском фронте. Однако она закончилась полным провалом. Операция готовилась спешно. В ходе планирования не были учтены причины неудачных десантных операций 1941 и 1942 годов.

   Из-за плохого знания пилотами местности первая волна десанта была сброшена на советские же позиции и, частично, в Днепр. Десантники, имевшие на себе оружие, двойной боекомплект и трехсуточную норму продовольствия, попав в воды Днепра, почти все утонули. Вторую же волну из 5000 десантников разбросало на площади в несколько десятков квадратных километров.

   Накануне операции в полосе десантирования оказались были крупные силы противника (5 дивизий, в том числе 1 танковая и 1 моторизованная). Эти дивизии спешно перебрасывались в район наиболее вероятного рубежа выхода советских войск к Днепру. Этот факт не был замечен советской разведкой. Поэтому вся операция изначально была обречена — вместо засад против вражеских колонн и разгрома подходящих резервов на марше десантникам пришлось вести бой с уже вышедшими на рубежи обороны немецкими резервами.

   Выброшенные десантники оказались в исключительно тяжёлом положении — мелкими группами и поодиночке они находились в густо насыщенной войсками противника полосе, и вели неравный бой при острейшем недостатке боеприпасов, только лёгким стрелковым оружием, не зная ни местности, ни и обстановки. Большое число бойцов погибло в первые часы операции.. Отдельные группы, потеряв радиосвязь с центром, пытались атаковать немецкие части снабжения или присоединялись к 

партизанскому движению].

   После неудачи Днепровской десантной операции, Ставка ВГК отказалась от дальнейшего массового использования десанта.

    21 сентября первыми вышли на Днепр передовые части 13 армии левого крыла Центрального фронта. Поскольку к этому времени на западном берегу Днепра находились разрозненные остатки немецких частей, командующий фронтом генерал Рокоссовский К.К. отдал приказ на форсирование реки с ходу, без табельных переправочных средств и средств усиления, с малым количеством боеприпасов.

   На подтягивание табельных средств для переправы и на подход основных сил требовалось время, за которое противник мог успеть организовать сильную оборону. Поэтому единственно правильным в таких условиях оставалось решение форсировать Днепр с ходу. Поэтому командующие наступающими фронтами отдали приказ о незамедлительном форсировании Днепра при помощи подручных средств. Несколько позднее, 25 сентября, аналогичный приказ издала и Ставка Верховного Главнокомандования, потребовав с выходом армий к Днепру «немедленно форсировать его на широком фронте с целью рассредоточить внимание и силы противника».

   22 сентября войска Центрального фронта захватили первый днепровский плацдарм в 25 километров по фронту и от 2 до 10 километров в глубину, а на следующий день они преодолели междуречье Днепра и Припяти и захватили плацдарм на Припяти южнее Чернобыля. Начало форсированию Днепра было положено. Как только советские войска достигли Днепра, тысячи солдат начали переправляться на другой его берег на рыбацких лодках, катерах или импровизированных плотах, на связанных друг с другом бочках или даже просто вплавь, уцепившись за доски или садовые скамейки. После создания плацдармов на правом берегу в дело вступали специальные сапёрные подразделения, которые налаживали временные переправы. Переправляться и строить понтонные мосты приходилось в тяжелейших условиях — температура воды была всего около 5 градусов, с правого берега били пулемёты и артиллерия, с воздуха наши войска бомбили и обстреливали вражеские самолёты. Однако наши штурмовые группы, несмотря ни на что, смело шли в воду, атаковали позиции вермахта и создавали площадки для высадки основных сил. К концу сентября советские войска захватили на правом берегу Днепра уже более 20 плацдармов. За эту победу несколько тысяч воинов 13-й армии были награждены орденами, а свыше 200 солдат и офицеров были удостоены звания 
Героя Советского Союза. Это были первые награждения в Битве за Днепр.

   19 сентября 1943 года командующий Воронежским фронтом Н. Ф. Ватутин создал подвижную группу фронта в составе 3-й гвардейской танковой армии и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, которая 20 сентября перешла в наступление. Пройдя за сутки 75 километров, в ночь на 22 сентября войска подвижной группы фронта вышли к Днепру в районе села Великий Букрин и с ходу с помощью партизан в ту же ночь форсировали Днепр, закрепившись на плацдарме, получивший название Букринский плацдарм за который завязались ожесточенные бои. В конце сентября 38-я армия Воронежского фронта заняла плацдарм в районе села Лютеж севернее Киева. Именно эти плацдармы сыграли ключевую роль в дальнейшей битве за Днепр.

   25 сентября к Днепру вышли армии Степного фронта и тоже приступили к его форсированию. Советские войска заняли противоположный от немецких войск берег практически на протяжении 300 километров. Все немногие штатные плавсредства были использованы войсками, но их катастрофически не хватало. Поэтому основные силы форсировали Днепр на подручных средствах: рыбацких лодках, импровизированных плотах из бревен, бочек, стволов деревьев и досок. Известен случай, когда бойцы, заметив на противоположном берегу немецкие лодки, ночью переплыли Днепр и эти лодки угнали.  

   Командующий Степным фронтом генерал Конев И.С. вспоминает: «Когда мои армии вышли к Днепру, я позвонил начальнику инженерных войск Красной Армии М. П. Воробьеву, с которым был хорошо знаком еще по Западному фронту, и попросил, чтобы он срочно выслал мне все имеющиеся военно-географические опи­сания Днепра. Затем задал ему вопрос: «В каком месте лучше переправляться через Днепр между Кременчугом и Днепропетров­ском?» И еще: «Когда Карл XII вместе с Мазепой бежали после разгрома под Полтавой, где они переправлялись через Днепр?» М. П. Воробьев мне ответил: «У Переволочной, что севернее Днеп­ропетровска». Я поблагодарил его за справку. Это место как раз находилось в полосе нашего фронта. Тогда же я просил М. П. Воробьева срочно отправить ко мне тяжелые мостовые парки, в частности с Дальнего Востока — тя­желые понтоны для установки железнодорожных мостов через Днепр. Следует отдать должное М. П. Во­робьеву, оперативно приславшему такой мост нашему фронту. В дальнейшем этот мост сыграл боль­шую роль в обеспечении подвоза железнодорожным транспортом всех видов материальных средств, и особенно боеприпасов, для на­ступательных операций на Правобережной Украине».


   Большой проблемой была переправа тяжёлой техники: на многих плацдармах войска не смогли быстро переправлять её в достаточном количестве на плацдармы, что вело к затяжным боям по их обороне и расширению и увеличивало потери советских войск. Вся тяжесть форсирования реки легла на стрелковые части.

   Всего к 30 сентября советскими войсками на правом берегу Днепра был захвачен 21 плацдарм: 7 на Центральном фронте, 9 на Воронежском фронте и 5 на Степном фронте. Начались жестокие сражения на захваченных плацдармах, продолжавшиеся весь октябрь[58].

   Советские войска, переправившиеся на правый берег реки, практически повсеместно атаковала пехота противника при поддержке танков, пытаясь сбросить их в Днепр. Немецкая  авиация и артиллерия наносили непрерывные удары по переправам, делая иной раз невозможным форсирование реки, доставку боеприпасов и вывоз раненых в дневное время суток. Советские войска, действовавшие на небольших плацдармах, не имея в своем распоряжении тяжёлого вооружения, отражая танковые атаки противника, несли огромные потери, испытывали острый недостаток боеприпасов, продуктов питания и других видов снабжения.  

   Ставка Верховного Главного Командования Красной Армии требовала: «…Немедленно подтягивать к переправам зенитные средства и надежно обес­печить как боевые порядки переправившихся войск, так и сами переправы от ударов авиации противника вне зависимости от количества переправившихся войск.»

   Форсирование Днепра советскими войсками, захват плацдармов на правом берегу реки и борьба за их удержание сопровождались тяжелейшими потерями. К началу октября многие дивизии имели лишь 20—30 % от штатной численности личного состава. Тем не менее, усилия Красной Армии увенчались успехом — в ходе ожесточенных боёв, продолжавшихся весь октябрь, плацдармы на Днепре были удержаны, большинство из них — расширены. На плацдармах накапливались мощные силы для возобновления наступления и освобождения всей Правобережной Украины.

2.9. Операция "Багратион"

В приказе Верховного главнокомандующего от 1 мая 1944 г. Были сформулированы задачи Красной Армии на лето и осень. Она должна была завершить изгнание оккупантов с советской территории, восстановить государственную границу СССР на всем протяжении, вывести из войны на стороне Германии европейских союзников и освободить из фашистской неволи поляков, чехов, словаков и другие народы Западной Европы. Для решения указанных задач в ходе летне-осенней кампании планировалось подготовить и последовательно провести целую серию стратегических наступательных операций на огромном пространстве - от Заполярья до Черного моря. Первостепенное значение в планах Ставки Верховного главнокомандования на лето 1944 г. отводилось Белорусской операции.